Литература.10 класс
Урок №108.
Тема урока: «Мысль семейная» и ее развитие в романе: семья Болконских и семья-имитация Курагиных.
Курагины и их борьба за наследство Безухова. Как по контрасту с переживаниями Пьера у постели умирающего графа Безухова раскрывается алчность Курагиных и их окружения (том I, часть I, главы XVIII, XXI)?
Браки по расчету в клане Курагиных. К каким ухищрениям прибегает Василий Курагин, чтобы устроить судьбу сына и дочери (том I, часть III, главы I, III)?
Элен и Анатоль Курагины. Каковы их семейные черты? Каким способом подчеркивает Толстой безжизненность, механистичность, неестественность, развращенность натуры героев (том I, часть III, главы I, III; том II, часть V, главы VIII—XVI)?
Дом Болконских. «Безлюбовная» ли это семья? Что лежит в основе отношений между ее членами? Обратитесь к анализу образа старого князя и его представлений о роли семьи (том I, часть I, глава XXII; часть III, главы III—IV; том II, часть V, главы II, VII).
«Мысль семейная» в «Войне и мире» затрагивает множество проблем. Главные из них: любовь, брак и семья, роль женщины в семье и ее назначение, семейное начало и родовые связи, судьбы семей с точки зрения человеческой морали, авторский идеал семьи. Обратимся к этим проблемам, чтобы понять, почему Толстой считал семью основой жизни, обнаруживал семейное начало в каждом из тесных кружков людей, объединенных общностью интересов, деяний, какие основания для этого находил в «мысли народной».
Проблема семьи
Крепкая семья — один из нравственных идеалов русского народа. И не случайно в характеристике различных кругов общества Толстой идет в романе по родовым «гнездам». Эти «маленькие» миры в совокупности представляют большой мир человеческого целого. Одни из них замкнуты в «мирок», другие открыты для связи с чужим и даже с чуждым. К ним у Толстого разное отношение, но всегда он будет положительно оценивать семьи, отмеченные крепкими внутренними связями.
Нравственные устои семьи — вот что более всего интересует автора «Войны и мира». Вне пристального внимания к повседневности, в которой Толстой наблюдает проявление моральных устоев семьи, находится быт в узком значении этого слова. Подробности быта в хозяйственном укладе мало занимают писателя, поэтому лишь вскользь, на немногих страницах будет говориться о замыслах преобразований в имениях Болконского и Пьера, о хозяйственном разладе в семье Ростовых и постепенном их разорении. А вот быт иной — такой, каким он представлен в сценах охоты или в праздничной атмосфере семьи Ростовых, в эпизодах общения Марьи Болконской с «Божьими людьми», странницами, ярко характеризует облик семьи, и ему отводится в романе важное место.
По Толстому, именно в семье осуществляется «настоящая» жизнь, притом такая, которая на протяжении лет в корне не меняется. Вспомним определение «настоящей» жизни, ее «независимость» от событий истории. Независимость в законах, в сути семейного начала, но не замкнутость, не отгороженность от исторических перемен, влияния их на семью, «ядро» общества, и неизбежность обратного движения: семья — история. Для Толстого важно проследить, как та или иная семья соприкасается с историей, насколько активно включается в ее ход. Отсюда переплетение в романе судеб семей и народа, нации, страны, связь романного и эпического начал.
Толстого интересует генеалогия и перспектива семьи, потому он так обильно описывает «породы» разных семейств, традиционное для них в моральных нормах, в образе мыслей и действий, ищет объяснение различиям между родственниками внутри семьи.
Семейные «гнезда»
В центре романа три семьи: Ростовы, Болконские, Курагины. Курагины - отец, сыновья и дочь — по сути семьи не образуют, хотя князь Василий и хлопочет о женитьбе Анатоля и замужестве Элен. В романе нет картин их семейной жизни. «Подлая, бессердечная порода», как отзывается о них Пьер, не способна к душевному единению. Она несет в себе признаки «высшего света», который, как сказал Салтыков-Щедрин, «Толстой лихо прохватил». Интеллектуальное убожество и нравственный разврат одинаково присущи всему «трутневому населению». Князь Василий, Элен, Анатоль, Ипполит сходны в стремлении отнять, урвать, присвоить чужое как в имуществе, так и в сфере человеческого общения. В равной мере они повинны в аморальном поведении внутри семьи и вне ее. Отец замысливает браки по расчету, интриги, мать испытывает ревность к дочери, братья — далеко не «братское» отношение к сестре. Измены, предательство, ложь, лицемерие сопровождают особей «бесчеловечной породы» на каждом шагу. Каждый действует по принципу: «Не то хорошо, что хорошо, а то, что пришло ему в голову». Это принцип Наполеона. Затеянное Анатолем для себя двоеженство, постоянство в изменах мужу у Элен и бездетность каждого из младших Курагиных — все свидетельствует об отсутствии самой потребности в доме, семье.
Недалека от Курагиных семья Бориса Друбецкого, состоящая из матери и сына, а в будущем — и жены Бориса, Жюли Карагиной, с которой была заключена по сути деловая сделка, хотя испытывал Борис к Жюли «какое-то тайное чувство отвращения». Писарев отмечал в Борисе сходство с грибоедовским Молчалиным — унижение перед «высшим светом», желание во что бы то ни стало приноровиться и войти в него. Пособница в этом — мать Бориса. Когда-то Борис был детской любовью Наташи Ростовой, но встретившись с ней позже, Друбецкий был смущен ее оценивающим взглядом, в котором он прочел недоумение и осуждение.
Семья Болконских— настоящая, хотя совсем не идиллически представлена в романе семья Болконских. Но и она привлекательна, хотя уже другим. В доме Болконских нет поэзии, свойственной дому Ростовых, но есть жизнь интеллектуальная, приобщение по законам чести и совести к высоким целям службы Отечеству. Роли в доме четко распределены. В центре — фигура Николая Болконского, старого князя. От него исходит признание необходимости труда. Сам он трудится целыми днями, даже работает за верстаком. Верит, что есть «только два источника людских пороков» — праздность и суеверие, и только две добродетели — «деятельность и ум». Он воспитал в духе достоинства и чести князя Андрея, который унаследовал и тягу к размышлениям, «гордость ума», а дочь Марья — последовательность и крепость убеждений на своем пути — пути к Богу.
Но и Марье, страдающей от отсутствия уважения к своей вере со стороны отца и брата, и Андрею, от которого требуется жесткое следование установленным правилам поведения в доме и обществе, нелегко жилось в Лысых Горах. «Он страшен своей привычкой к неограниченной власти», — говорит князь Андрей об отце. Власть старого князя особой болью отозвалась в отношениях князя Андрея с любимыми женщинами — «маленькой княгиней» и Наташей.
Неприязненное и жестокое отношение Николая Болконского к Наташе, как и ко всему роду Ростовых, разделяла поначалу и княжна Марья. «Порода» Ростовых в лице ее старших представителей была не по душе «гордому характеру» князя Андрея. В свою очередь Ростовы сторонятся Болконских, улавливая свою далекость от их «породы». Наташа в доме Болконских «нравственно сжалась», графиня восприняла князя Андрея как «чужого и страшного человека». Ни Болконские, ни Ростовы не являются, по Толстому, идеалом семьи. Какой должна быть настоящая семья, писатель показывает на примере союза Наташи и Пьера.
Домашнее задание: вторая часть вопросов по теме «мысль семейная».
Любовь и поэзия в доме Ростовых. Как это проявляется в эпизодах именин Наташи, пения в семье, вечеров в доме дядюшки и других (том I, часть I, главы VII, IX, XVII; том II, часть I, главы XI, XV)?
Чуткость и отзывчивость как черты ростовской «породы». Говорят ли об этом картины семейной помощи раненым, солдатам, об озабоченности всей семьи состоянием Наташи, увлеченной Анатолем, переживаниями графини Ростовой после гибели Пети (том II, часть IV, глава VII; том III, часть I, глава XVIII; часть III, главы XIII—XVI; том IV, часть IV, глава III)? Праздники в семье Ростовых, их связь с народной традицией. В чем их «прелесть», как говорил Толстой (том II, часть IV, главы IV, IXXI)?
Брак и семья в представлении Друбецких, Берга, Веры Ростовой, Жюли Карагиной. Какие из эпизодов свидетельствуют о рассчетливости Берга, Веры, «молчалинстве» (замечание Д. Писарева) Бориса Друбецкого (том II, часть II, глава VI; часть III, глава XI; часть V, глава V)?
Брачный союз Николая Ростова и Марьи Болконской. Почему отношения в семье сложны, хотя и исполнены доброжелательства, уважения друг к другу и любви-восхищения (эпилог, часть I, главы IX— XV)?
Семья Безуховых — толстовский идеал семьи. Как он отвечает убеждению Толстого, вынесенному из личного опыта: «Как страшно ответственно жить вдвоем» (Дневник 1862 года)? Противопоставляется ли он идеалу писателей, заинтересованных в «эмансипации» женщины? Правы ли исследователи, настаивающие на этом (эпилог, часть I, главы VIII, Х-XI)?