СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Актуальные проблемы современной экологии. Новые направления и исследования экологии"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: углубить и расширить знания по состоянию окружающей среды и                                       экологическим проблемам общества. Ознакомить  с  проблемами современной экологии, новыми  направлениями и исследованиями  в                                экологии. Продолжить развивать у учащихся умение анализировать и выделять главное. Продолжить  формирование нравственной и гражданской  позиции учащихся по вопросам решения экологических проблем и   загрязнения окружающей среды, также формировать навыки бережного  отношения к объектам природы, совершенствовать информационно-   коммуникативные способности. Продолжить  развитие способностей   сравнивать, обобщать, экологической культуры учащихся, умение применять полученные знания в конкретных жизненных ситуациях.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Актуальные проблемы современной экологии. Новые направления и исследования экологии"»

Урок

Тема урока: Актуальные проблемы современной экологии. Новые направления и исследования экологии

Цели урока: углубить и расширить знания по состоянию окружающей среды и экологическим проблемам общества. Ознакомить с проблемами современной экологии, новыми направлениями и исследованиями в экологии. Продолжить развивать у учащихся умение анализировать и выделять главное. Продолжить формирование нравственной и гражданской позиции учащихся по вопросам решения экологических проблем и загрязнения окружающей среды, также формировать навыки бережного отношения к объектам природы, совершенствовать информационно- коммуникативные способности. Продолжить развитие способностей сравнивать, обобщать, экологической культуры учащихся, умение применять полученные знания в конкретных жизненных ситуациях.

Ход урока

  1. Организационный момент

Вступительное слово преподавателя

Предлагаю вашему вниманию просмотр видеоролика, сюжет которого и определит тему нашего урока. Просмотр видеоролика “Экологические проблемы” (3 минуты)

Вопрос группе:  Как вы считаете, о чем будет наш с вами сегодняшний разговор?

Тема, которой мы посвятим наш урок актуальная, жизненно-важная для всего живого на нашей планете. Я надеюсь, что после этого урока многие из вас по – иному посмотрят на окружающий нас мир.

После высказывания предположений определяется тема урока.

Преподаватель: Верно, именно об экологических проблемах мы сегодня и будем вести рассказ. Постараемся обозначить экологические проблемы современности, выявить причины их возникновения, предложить пути решения этих проблем.

Есть просто храм, есть храм науки,
А есть еще природы храм,
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Всегда, в любое время суток,
Он нам открыт в жару и стынь.
Входя в него, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.

Научно-технический прогресс, развитие сельского хозяйства, увеличение народонаселения на Земле, вредные отходы промышленности, транспорта в настоящее время оказывают огромное влияние на природу. Вы знаете, что в составе планеты различают геологические оболочки: литосферу, гидросферу, атмосферу и биосферу. Самой крупной экосистемой является биосфера. Биосфера охватывает всю поверхность земного шара, центральным звеном которой выступают живые организмы (в настоящее время существует более 2 млн.живых организмов) Человек – элемент биосферы. Человек чрезмерно использует животный и растительный мир как источник дохода. В биосферу же сбрасывает отходы – промышленные и бытовые. Долгое время такой тип деятельности человека не нарушал экологического равновесия в биосфере. Но в последнее столетие, расширяя промышленную деятельность, человечество все активнее вторгается в живой мир Земли. В настоящее время на Земле не осталось ни одного участка суши или моря, где не обнаружены следы деятельности человека. Деятельность человека оказывает такое заметное действие на биосферу, что это приводит к серьезным экологическим проблемам.

Само время подсказало о возникновении одной из отраслей биологии - экологии. Слово экология состоит из двух греческих слов: oikos-дом и logos – наука. В 1866 году ввел в науку немецкий биолог Эрнст Геккель. Согласно мнению немецкого ученого Э. Геккеля: «Экология — это наука, изучающая взаимоотношения живых организмов с окружающей средой». Данное определение является одним из первых и полностью раскрывает суть науки экологии. В настоящее время экология превратилась в комплексную науку, охватывающую многие области наук, «человек–общество–природа». Отсюда вытекают цель, задачи и проблемы экологической науки.

Цель экологии – формирование единства жизни в биосфере путем изучения закономерностей развития живых организмов во взаимосвязи с окружающей средой. Экология изучает важные вопросы:

  • Взаимоотношения живых организмов тс окружающей средой;

  • Изменения в биоценозе и экосистеме;

  • Сохранение и эффективное использование природных ресурсов;

  • Гармоничные связи между человеком–обществом–природой;

  • Сохранность жизни в биосфере при решении экологических проблем


Любой живой организм живет в тесной взаимосвязи с компонентами окружающей среды. Это–почва, вода, минеральные вещества, рельеф Земли, атмосферные явления, которые могут влиять на живые организмы как положительно, так и отрицательно.

Экологические факторы


Абиотические

(неживой природы) – физические условия среды


Биотические

(живой природы) – воздействие на организм других живых существ


Антропогенные


формы деятельности человеческого общества

температура

влажность

осадки

солнечный свет

Компоненты среды, которые необходимы для организмов или оказывают на них положительной или отрицательное воздействие называют экологическими факторами.












механическое загрязнение


видовое разнообразие




химическое

загрязнение

цепи питания




химическое загрязнение

продуктивность




соленость воды

физическое загрязнение



формирование

новых биоценозов



биологическое

загрязнение






Из данной схемы вы видите, что различают абиотические, биотические и антропогенные факторы.

По характеру температуры тела все организмы делятся на тех, у которых она зависит о внешней среды (пойкилотермные) и является постоянной (гомойотермные). Для каждого живого организма существует свой температурный режим. Отклонения температуры вызывает замедления в обмене веществ и может привести к полной остановке жизни.

Вода является основополагающим химическим соединением в живом организме и оказывает огромное воздействие на жизнедеятельность организмов.

Солнечная энергия является основой для реализации всех процессов жизнедеятельности, например, у зеленых растений (процесс фотосинтеза).

Осадки оказывают на организмы как прямое, так и косвенное воздействие. Обильные осадки могут нанести флоре фауне большой ущерб.

Каждый организм живет в окружении множества других, вступая с ними в самые разнообразные отношения, как с положительными, так и с отрицательными для себя последствиями. Организмы в природных сообществах образуют цепи питания – это результат развития органического мира. Разрыв какого-либо звена в пищевой цепи приводит к разрушению равновесия в биоценозе. Именно через пищевые цепи в природе происходит обмен веществ и энергии. Важнейшим свойством любых организмов является их продуктивность. Видовое разнообразие, разветвленные пищевые сети способствуют устойчивости биогеоценоза, создают возможность саморегуляции. Не смотря на то, то биогеоценоз является устойчивой, саморегулирующейся системой, в нем постоянно изменяется численность отдельных видов и популяций. Под действием экологических факторов и в результате жизнедеятельности организмов изменяется сам биогеоценоз. То есть на смену одной экосистеме приходит другой (например, зарастание мелких водоемов, восстановление лесов после пожара и т.д.).

До поры до времени человек, как и другие живые существа, был естественной составляющей своих экосистем, жил по законам природы, вписывался в круговороты ее веществ. Но, когда было изобретено земледелие, а затем и скотоводство, взаимоотношения человека и природы качественно изменились. Человек создал искусственные экосистемы, так называемые агроценозы, «живущие» по собственным законам. Агроценозы, для своего поддержания требуют постоянного целенаправленного труда человека. Без вмешательства человека они существовать не могут. Постепенно человек научился извлекать полезные ископаемые. И что, может быть, самое главное, — в результате своей активности человек меняет характер кругооборота веществ в природе, т.е. меняет сам характер окружающей среды. И по мере роста населения, по мере роста потребностей человека, свойства среды обитания все более и более изменяются.

В результате этого разносторонняя многовековая деятельность человека наложила глубокие следы на современный почвенный и растительный покров, воздушную и водную среду, животный мир. Человек истощает невозобновимые природные ресурсы и ставит под угрозу продукцию тех элементов, которые можно было бы возобновить. Он меняет среду природы, от которой зависит его физическое и умственное существование, как биологического и социального феномена. Загрязнение окружающей среды приобретает все более острый, тревожный характер.

Хочется вспомнить слова академика В.И. Вернадского «Человек на земном шаре будет превращен в мощную геологическую силу, и судьба природы будет зависеть от его сознания». Истина эта актуальна и настоящее время.

Характеристика антропогенных факторов:

  1. Человек использует природу для своих нужд, влияет на жизнедеятельность растений и животных. Чтобы решить проблему питания, человек вынужден осваивать новые земли, тем самым сокращая численность животных, птиц, растения, обитающих на этой территории.

  2. В процессе освоения природы человек рационально использует достижения науки, охраняет природу, разводит культурные растения, создает новые сорта и породы. При этом возникает новая среда обитания, которая сказывается на существовании новых видов.

  3. В природу попадают новые вещества(хим.соединения, взрывоопасные и др.), которые загрязняют окружающую среду, являясь токсичными для живых организмов.

  4. Возрастает влияние человека в процессе развития промышленности, строительства, открытия рудников, разработки полезных ископаемых.

  5. Огромный ущерб природе человек наносит в связи с разработкой атомного оружия и освоения космоса.

В Казахстане последствия непродуманных действий человека стали заметны при освоении целинных земель, бассейна Арала, Сырдарьи, Прибалхашья, строительство Капчагайского водохранилища, Семипалатинского, Нарынского, Сарышаганского полигонов. С каждым годом увеличивается количество веществ, загрязняющих окружающую среду. Это тепловая энергия, шум, радиация, химические вещества, отходы производства и т.д.

Современные ученые считают, что человечество уже живет в разрушающемся мире в условиях все нарастающего жестокого экологического кризиса, который превращается в кризис всей цивилизации. Многие люди уже поняли, что активная антропогенная деятельность нанесла непоправимый урон природе, и пока не поздно нужно остановиться или хотя бы изменить свои действия, снизить негативное влияние и решать экологические проблемы. Глобальные экологические проблемы – это не миф, не вымысел и не заблуждение. На них нельзя закрывать глаза. Более того, начать бороться против уничтожения природы может каждый человек.

В настоящее время человечество волнуют экологические бедствия, происходящие в результате жизнедеятельности человека.

Важнейшие глобальные экологические проблемы, стоящие перед современным человеком, следующие: (Схема)





 













1.Загрязнение окружающей среды делает непригодными воздух, воду и почву. Требуются миллионы лет, чтобы нейтрализовать последствия этих загрязнений. Промышленность и выхлопные газы автомобилей – основной источник загрязняющих воздух веществ

2. Глобальное потепление тянет за собой резкие и непредсказуемые изменения климата. Глобальное потепление, парниковый эффект, таяние ледников ведут к подъему уровня Мирового океана. Все это может привести к катастрофическим последствиям и сделать жизнь людей на планете просто невыносимой. Наибольший вклад в повышение глобальной температуры вносят парниковые газы водяной пар (от 36 до 72%), за ним следует СО2 (примерно 9-26%), затем идет метан (4-9%) и озон (от 3 до 7%).



3 . Разрушение озонового слоя. Учеными доказано, что фреоны, которыми в массовом порядке заряжают холодильники и кондиционеры, а также многочисленные аэрозольные баллончики, становятся причинами разрушения озонового слоя. Таким образом, получается, что практически каждый человек прикладывает руку к разрушению озонового слоя. Эти токсичные газы достигают верхних слоев атмосферы и «проедают» дыру в озоновом слое. Не исключено, что собственно этим и можно объяснить тот факт, что в XXI веке увеличивается количество злокачественных опухолей. Повышение уровня ультрафиолета к тому же отрицательно влияет и на природу. Происходит разрушение клеток в растениях, начинается процесс мутации, вследствие чего вырабатывается меньшее количество кислорода.

4 . фотохимический смог. Смог – это туман, состоящий не из капелек воды, а из загрязняющих веществ. В подавляющем большинстве случаев ими становятся выхлопные газы автомобилей и дым от работающих предприятий. Фотохимический смог отличается от обычного тем, что представляет собой не простое скопление загрязнителей, а результат химических реакций между ними. Компоненты, входящий в состав такого тумана, способны вызывать одышку, головную боль, першение в горле и кашель. 

5 . Кислотные дожди влияют даже на водные виды животных и растений
Выпадение кислотных дождей происходит из-за промышленных выбросов химических соединений, сжигания нефтепродуктов и другого топлива. Эти вещества загрязняют атмосферу. Затем аммиак, сера, азот и другие вещества взаимодействуют с влагой, из-за чего дождь становится кислотным.


6 .Вырубка лесов Проблема вырубки лесов является одной из самых острых экологических проблем на планете. Ее влияние на экологию трудно переоценить. Не зря ведь деревья называют легкими Земли. Уничтожение лесов – каждый год вырубается территория, равная площади Панамы. Леса производят свежий кислород, а также помогают в регулировании температуры и осадков. В настоящее время леса занимают 30% земли, но с каждым годом все больше вырубаются — растет спрос на еду, стройматериалы и ткани. Вырубка леса просто означает превращение земельных площадей в стройплощадки для жилых и промышленных объектов.


7 Перенаселение приводит к нехватке ресурсов и загрязнению окружающей среды. Население планеты достигает неприемлемого уровня, и оно уже сталкивается с нехваткой ресурсов: воды, топлива и продовольствия. Демографический взрыв в менее развитых и развивающихся странах истощает и без того ограниченные ресурсы. А интенсивное сельское хозяйство, практикующееся для производства продуктов питания, повреждает окружающую среду за счет использования химических удобрений, пестицидов и инсектицидов.

8 . Загрязнение воды еще больше усложняет проблему нехватки этого ресурса
Пока промышленность сбрасывает в реки и океаны токсичные вещества, вода становится экономическим и политическим вопросом, люди борются за этот ресурс. Грязная вода подвергает риску здоровье населения всего мира, угрожает качеству жизни. Реки приносят токсины, химические вещества и болезнетворные организмы.



Можно сказать и о таких проблемах, как

  • Истощение природных ресурсов – без развития альтернативных источников энергии не выжить. Это происходит из-за активного потребления ископаемых видов топлива. К тому же, это приводит к выбросам парниковых газов и глобальному потеплению. Так что по всему миру люди стремятся перейти на возобновляемые источнике энергии, такие как энергия солнца, ветра, биогаза и геотермальной энергии. Стоимость установки и поддержания инфраструктуры для их добычи в последние годы упала.

  • Утилизация отходов — необходима, но порой опасна для здоровья
    К этой проблеме привело сверхпотребление ресурсов и создание пластмасс. Особенно в этом выделяются развитые страны, которые производят чрезмерное количество отходов, а потом складывают их в океанах и менее развитых странах. При этом с переработкой отходов бывают проблемы: к примеру, утилизация ядерных отходов несет огромную опасность для здоровья.

  • Потеря биоразнообразия – разрушение экосистем и исчезновение видов
    Экосистемы, которым потребовались миллионы лет, чтобы достичь совершенного баланса, подвергаются опасности, когда падает численность популяции какого-то вида. Баланс природных процессов, к примеру, опыления, критически влияет на выживание экосистемы. А человеческая деятельность ставит его под угрозу. Другой пример — разрушение коралловых рифов, которые поддерживают богатую морскую жизнь.

Одна из задач охраны природы – обеспечение экологической безопасности. Для этого необходимо принимать меры, чтобы нее допустить чрезвычайных явлений и обеспечить настоящему и будущему поколению жить в чистой окружающей среде. Если хочешь помочь природе, начни с себя! Только сказав себе «СТОП» у нас появится шанс попросить прощение у Земли

Стали люди- сильными, как Боги

И судьба Земли у них в руках!

Но темнеют страшные ожоги

У земного шара на боках.

Мы давно освоили планету

Широко шагает новый век,

На Земле уж белых пятен нету.

Черные сотрешь ли человек?







Я говорила здесь не зря,

Ведь вся надежда на тебя,

Я начала, ты продолжай

Ни перед чем не отступай.

Не перед жадностью толпы

Не перед подлостью войны,

Не перед глупостью людской

ЧТОБ СОХРАНИЛСЯ ШАР ЗЕМНОЙ





















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!