точкиМуниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Тополинская основная общеобразовательная школа»
«Квадратный трехчлен и его корни»
Урок математики в 9 классе
Автор :Штромбергер
Вера Николаевна,
учитель математики
С. Топольное
Тема урока: Квадратный трехчлен и его корни
Цели урока:
- организовать деятельность учащихся по закреплению и обобщению знаний по теме «Квадратный трехчлен и его корни», проверить знания и умения учащихся по данному материалу;
- развивать познавательную активность и самостоятельность учащихся, способствовать формированию логического мышления и грамотной математической речи .
- продолжить подготовку к Государственной Итоговой Аттестации
Тип урока: повторения, систематизации.
Оборудование:
- проектор
- интерактивная доска
- интерактивное приложение
Ход урока.
Организационный момент. 1 мин
Здравствуйте ребята, садитесь.
"Все уроки, как люди, похожи и разны,
Если к ним приглядеться с различных сторон:
Ведь бывают уроки, как радостный праздник,
А бывают они, как мучительный сон".
В.Троицкий
Я желаю вам, чтобы сегодняшний открытый урок не был для вас мучительным сном, а стал радостным праздником.
Формулировка темы и постановка целей (слайд 1) 2 мин
Посмотрите на доску. Я для вас выписала некоторые слова и словосочетания (квадратное уравнение, дискриминант, выделение квадрата двучлена, корни, формулы сокращенного умножения) Скажите, какая тема охватывает, сразу все понятия, которые я написала? (квадратный трехчлен и его корни). Она и будет темой сегодняшнего урока. (слайд 2) Открываем тетради, записываем число и тему урока: «Квадратный трехчлен и его корни»
Исходя из темы, давайте поставим цели урока:
- вспомнить и закрепить понятие квадратного трехчлена
- разложение его на множители, выделение квадрата двучлена, сокращение дробей.
- продолжить подготовку к ГИА
Молодцы!
Устный счет 4 мин
А с чего мы начинаем с вами каждый наш урок математики? (с устного счета)
Прочитайте квадратный трехчлен и назовите чему равны коэффициенты а, в и с.
3х2-18х; а2+4а-13; 25 -2в2+3в; в-16+в2 (слайд 3)
Найдите количество корней квадратного уравнения. 3х2-х-4=0; -х2-х-2=0; а2+2а -1=0 (слайд 4)
Найдите значение переменной t, если известно, что уравнение имеет два корня.
tх2+6х- 0,5=0 (слайд 5)
Обобщение и закрепления. 10 мин * Для того чтобы нам ничего не упустить давай составим план - схему о квадратном трехчлене. (слайд 6)
Что мы знаем о квадратном трехчлене?
- Определение квадратного трехчлена и его корней
- нахождение корней квадратного трехчлена, используя умение решать квадратные уравнения.
- выделение квадрата двучлена
- разложение квадратного трехчлена на множители
- сокращение дробей
* Повторив и закрепив весь необходимый материал, мы с вами создадим мини справочник, который поможет следующему классу подготовиться к ГИА по данной теме.
* С чего начнем? (повторение определений)
- Сформулируйте определение квадратного трехчлена.
- Дайте определение корня квадратного трехчлена.
* Приведите примеры квадратных трехчленов.(пишем на листах, вывешиваем на доску)
* Далее? (вспомним алгоритм нахождения корней квадратного трехчлена, необходимые записи в тетрадь) (слайд 7)
- Вводим квадратное уравнение.
- Находим значение дискриминанта.
- Вычисляем корни.
* У доски и в тетрадях найдем корни квадратного трехчлена: (выписать на доску)
0,2х2+3х-20; -2х2-х-0,125 ; 0,1х2+0,4; -0,3х2+1,5х
* А теперь давайте вспомним порядок выделение квадрата двучлена . Что нам в этом поможет? (формулы сокращенного умножения, выбрать из предложенных те, которые необходимо применять для выделения квадрата двучлена) (слайд 8)
(а ± в)2= а2±2ав+в2
На что нужно обратить внимание, прежде чем начать выделение квадрата двучлена? (на старший коэффициент а)
*Выполните выделение квадрата двучлена: (слайд 9)
–х2+4х+1
3в2-12в+11
2х2-4х+10
*Найдите наименьшее или наибольшее значение полученных выражений.
*Что вы можете сказать по вопросу о разложении квадратного трехчлена на множители? (вспомним формулу и последовательность выполнения), (записываем формулу на доске)
Работаем в парах на больших листах, по окончании времени меняемся и проверяем правильность выполнения.
5х2+2х-3
х2-4х-32
1-я и 3-я; 2-я и 4-я (проверяем по образцу Слайд10)
Физкультминутка 1 мин
Закройте глаза, расслабьте тело,
Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!
Теперь в океане дельфином плывете,
Теперь в саду яблоки спелые рвете.
Налево, направо, вокруг посмотрели,
Открыли глаза, и снова за дело!
Работа по теме урока. 9 мин
*На конкретном примере вспомним сокращение дробей. Что нужно сделать ,чтобы сократить дробь? (разложить на множители и числитель и знаменатель)
- один у доски совместно с учителем
У доски и в тетрадях выполним сокращение дробей (одновременно двое, записать на доске заранее )
2)
Дополнительное задание
*Умение сокращать дроби и раскладывать квадратный трехчлен на множители поможет нам при выполнении следующего задания, которое встречается в тестах ГИА.
Упростить выражение (выполняем совместно с учителем): (записать на доске)
Самостоятельная работа по вариантам(10 мин) (слайд 11)
Домашнее задание.1 мин
тест
Итог урока.5 мин
А теперь работая в группе создайте брошюру из того материала который находится у вас в конвертах, материала там много вам необходимо учесть только тот, который мы сегодня повторили.
Рефлексия. 2 мин (слайд 12)
*Продолжите предложение и оцените свою работу на уроке.
Я ставлю себе оценку за урок……..
Потому что…….
Я затрудняюсь себя оценить……
Потому что…..
(Слайд 13)