СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Белковый, жировой, углеводный, солевой и водный обмены веществ"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: раскрыть сущность обмена веществ как главного свойства живого; рассмотреть особенности обмена минеральных солей и воды, углеводов, белков, жиров; разобрать понятие энергетического и пластического обмена.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Белковый, жировой, углеводный, солевой и водный обмены веществ"»

 Урок биологии 8 класс  Учитель – Майко Е.А. Дата: ______________  Тема: Белковый, жировой, углеводный, солевой и водный обмены веществ.  Цель урока: раскрыть сущность обмена веществ как главного свойства живого; рассмотреть особенности обмена минеральных солей и воды, углеводов, белков, жиров; разобрать понятие энергетического и пластического обмена.  Задачи:  Называть продукты, содержащие необходимые для организма человека вещества. Объяснять роль белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей в обмене веществ. Прогнозировать последствие нарушения полноценного питания для организма. Использовать информационные ресурсы для подготовки учебных проектов о вкусной и здоровой пищи, рациональном питании. Оборудование: ИКТ.  Понятия: белки, жиры, углеводы, обмен веществ.  Структура урока:   1. Организация  2. Целевая установка  3. Актуализация опорных знаний  4. Изучение новой темы  5. Итоговое закрепление  6. Домашнее задание  7. Комментирование оценок

Урок биологии 8 класс Учитель – Майко Е.А.

Дата: ______________ Тема: Белковый, жировой, углеводный, солевой и водный обмены веществ. Цель урока: раскрыть сущность обмена веществ как главного свойства живого;

рассмотреть особенности обмена минеральных солей и воды, углеводов, белков, жиров; разобрать понятие энергетического и пластического обмена. Задачи: Называть продукты, содержащие необходимые для организма человека вещества.

Объяснять роль белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей в обмене веществ.

Прогнозировать последствие нарушения полноценного питания для организма.

Использовать информационные ресурсы для подготовки учебных проектов о вкусной и здоровой пищи, рациональном питании.

Оборудование: ИКТ. Понятия: белки, жиры, углеводы, обмен веществ. Структура урока: 1. Организация 2. Целевая установка 3. Актуализация опорных знаний 4. Изучение новой темы 5. Итоговое закрепление 6. Домашнее задание 7. Комментирование оценок

Тема: Белковый, жировой, углеводный, солевой и водный обмены веществ. Задачи:  Называть продукты, содержащие необходимые для организма человека вещества. Объяснять роль белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей в обмене веществ. Прогнозировать последствие нарушения полноценного питания для организма.

Тема:

Белковый, жировой, углеводный, солевой и водный обмены веществ.

Задачи:

Называть продукты, содержащие необходимые для организма человека вещества.

Объяснять роль белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей в обмене веществ.

Прогнозировать последствие нарушения полноценного питания для организма.

Белки необходимы для роста и развития организма. Жиры и углеводы - основные источники энергии. Без воды и минеральных солей в организме не может осуществляться обмен веществ.

Белки необходимы для роста и развития организма.

Жиры и углеводы - основные источники энергии.

Без воды и минеральных солей в организме не может осуществляться обмен веществ.

Роль белков в обмене веществ  Белки не откладываются про запас. Поэтому они постоянно должны поступать с пищей.  В пищеварительной системе белки расщепляются до аминокислот, которые кровью доставляются в клетки. Здесь из них образуются специфические для организма белки.

Роль белков в обмене веществ

Белки не откладываются про запас.

Поэтому они постоянно должны поступать с пищей. В пищеварительной системе белки расщепляются до аминокислот, которые кровью доставляются в клетки. Здесь из них образуются специфические для организма белки.

 Многие аминокислоты синтезируются в печени, их называют заменимыми. Аминокислоты, которые не могут создаваться в организме, называют незаменимыми. Белки в зависимости от аминокислотного состава делят на полноценные и неполноценные.

Многие аминокислоты синтезируются в печени, их называют заменимыми. Аминокислоты, которые не могут создаваться в организме, называют незаменимыми. Белки в зависимости от аминокислотного состава делят на полноценные и неполноценные.

Функции аминокислот

Аминокислота

Функции

Гистидин

Влияет на образование гемоглобина в костном мозге, участвует в условно-рефлекторной деятельности, образует гистидин — один из медиаторов нервной системы, передающей нервный импульс

Тирозин

Предшественник гормона щитовидной железы, тирамина, фенола и других соединений

Цистин

Участвует в белковом обмене, взаимодействует в химических реакциях с серосодержащими ферментами

Валин

При недостатке нарушается координация движений, повышается чувствительность кожи к многочисленным раздражителям

Изолейцин

Лейцин

Влияет на азотистый баланс в организме

Лизин

Обеспечивает совместно с другими факторами рост организма, при недостатке наблюдаются нарушения в работе щитовидной железы, почек

При недостатке — происходит снижение мышечной массы, анемия, отложение кальция в костях

Метионин

Участвует в липидном обмене, секреции адреналина надпочечниками, участвует в обмене веществ с витамином В 12

Треонин

Необходим для физического развития организма

Триптофан

Участвует в белковом обмене, необходим для синтеза гемоглобина и сывороточных белков крови

Фенилаланин

Входит в состав гормонов щитовидной железы (тироксина) и надпочечников, недостаток в организме вызывает гормональные нарушения

Полноценные белки содержат все незаменимые аминокислоты. Источники полноценного белка — продукты животного происхождения (мясо, рыба, яйца, молочные продукты). Большинство растительных продуктов (хлеб, крупы, овощи) содержат мало белков, и по аминокислотному составу такие белки неполноценные . Исключение составляют продукты из сои и некоторых других бобовых.

Полноценные белки содержат все незаменимые аминокислоты. Источники полноценного белка — продукты животного происхождения (мясо, рыба, яйца, молочные продукты).

Большинство растительных продуктов (хлеб, крупы, овощи) содержат мало белков, и по аминокислотному составу такие белки неполноценные . Исключение составляют продукты из сои и некоторых других бобовых.

При длительном питании неполноценными белками происходит истощение мышц, задержка роста молодого организма, нарушаются состав и функции крови, снижается сопротивляемость инфекциям.

При длительном питании неполноценными белками происходит истощение мышц, задержка роста молодого организма, нарушаются состав и функции крови, снижается сопротивляемость инфекциям.

Функции белков Органическое вещество Функции     Строительная, ферментативная, Белки двигательная, защитная, транспортная, энергетическая

Функции белков

Органическое вещество

Функции

 

 

Строительная,

ферментативная,

Белки

двигательная,

защитная,

транспортная,

энергетическая

Роль углеводов и жиров Углеводы - основной источник энергии в организме. Наиболее распространены простые углеводы — глюкоза и фруктоза.         Сложные углеводы (сахароза, клетчатка, пектиновые вещества) в пищеварительной системе расщепляются до глюкозы.

Роль углеводов и жиров

Углеводы - основной источник энергии в организме.

Наиболее распространены простые углеводы — глюкоза и фруктоза.

Сложные углеводы (сахароза, клетчатка, пектиновые вещества) в пищеварительной системе расщепляются до глюкозы.

 С кровью глюкоза разносится к органам и тканям, а ее избыток в печени превращается в гликоген. Клетчатка и пектиновые вещества препятствуют всасыванию ядовитых веществ, задерживают развитие гнилостных бактерий в кишечнике, способствуют его сокращению.

С кровью глюкоза разносится к органам и тканям, а ее избыток в печени превращается в гликоген. Клетчатка и пектиновые вещества препятствуют всасыванию ядовитых веществ, задерживают развитие гнилостных бактерий в кишечнике, способствуют его сокращению.

Функции углеводов Органическое вещество Функции   Углеводы Строительная, защитная, энергетическая, терморегуляторная

Функции углеводов

Органическое вещество

Функции

 

Углеводы

Строительная,

защитная,

энергетическая,

терморегуляторная

 Избыток углеводов в организме превращается в жиры. В организме человека жир находится в двух видах: структурный и резервный. Структурный ж ир входит в состав клеточных мембран. Резервный содержится в жировых депо — подкожном жировом слое,  сальнике, около почек.

Избыток углеводов в организме превращается в жиры.

В организме человека жир находится в двух видах: структурный и резервный.

Структурный ж ир входит в состав клеточных мембран.

Резервный содержится в жировых депо — подкожном жировом слое, сальнике, около почек.

Жиры — мощный источник энергии. Запасы жира у человека в среднем составляют 10-20%, но могут достигать 50 % от массы тела. Степень накопления жира усиливается при избыточном питании, низкой двигательной активности, нарушении функций желез внутренней секреции. В сутки человеку требуется 80-100 г жира.

Жиры — мощный источник энергии.

Запасы жира у человека в среднем составляют 10-20%, но могут достигать 50 % от массы тела.

Степень накопления жира усиливается при избыточном питании, низкой двигательной активности, нарушении функций желез внутренней секреции.

В сутки человеку требуется 80-100 г жира.

Функции жиров Органическое вещество Функции   Жиры Строительная, энергетическая, защитная

Функции жиров

Органическое вещество

Функции

 

Жиры

Строительная,

энергетическая,

защитная

Вода и минеральные соли  Содержание воды в организме взрослого человека составляет примерно 65-70 от массы тела, а у детей — 80 %. Вода — универсальный растворитель и среда, в которой протекают биохимические реакции.  Снижение содержания воды в организме вызывает нарушение функций клеток, тканей, органов.  При недостатке воды в объеме 20 % от массы тела наступает смерть. Избыточное содержание воды приводит к усиленной работе сердца, почек, потовых желез.

Вода и минеральные соли

Содержание воды в организме взрослого человека составляет примерно 65-70 от массы тела, а у детей — 80 %. Вода — универсальный растворитель и среда, в которой протекают биохимические реакции.

Снижение содержания воды в организме вызывает нарушение функций клеток, тканей, органов.

При недостатке воды в объеме 20 % от массы тела наступает смерть. Избыточное содержание воды приводит к усиленной работе сердца, почек, потовых желез.

Роль воды в организме человека Функции Примеры Растворитель Растворение органических и неорганических веществ Терморегуляционная Охлаждение организма при испарении Транспортная Транспорт различных веществ в составе крови, лимфы, тканевой жидкости, цитоплазмы Участие в химических реакциях Участие в расщеплении сложных органических веществ до более простых

Роль воды в организме человека

Функции

Примеры

Растворитель

Растворение органических и неорганических веществ

Терморегуляционная

Охлаждение организма при испарении

Транспортная

Транспорт различных веществ в составе крови, лимфы, тканевой жидкости, цитоплазмы

Участие в химических реакциях

Участие в расщеплении сложных органических веществ до более простых

 Минеральные соли участвуют во всех процессах, протекающих в организме, поэтому должны постоянно поступать с пищей.  Так, соли кальция необходимы для роста костей,  свертывания крови, работы нервной системы.  Соединения железа важны для нормального дыхания,  образования эритроцитов, некоторых ферментов.  Фосфор входит в состав костей и зубов. Йод необходим для синтеза гормонов щитовидной железы.

Минеральные соли участвуют во всех процессах, протекающих в организме, поэтому должны постоянно поступать с пищей.

Так, соли кальция необходимы для роста костей, свертывания крови, работы нервной системы. Соединения железа важны для нормального дыхания, образования эритроцитов, некоторых ферментов. Фосфор входит в состав костей и зубов.

Йод необходим для синтеза гормонов щитовидной железы.

1 А 2 1,3 3 Б 2,4 4

1

А

2

1,3

3

Б

2,4

4

Домашнее задание:  П. 38 – учить, пересказывать, стр. 92 – 93.

Домашнее задание:

П. 38 – учить, пересказывать, стр. 92 – 93.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!