СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии. 10 класс ЕМН. Митоз, его фазы и биологическое значение.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока биологии сертифицированного учителя 3 уровня. Внедрение в содержание урока идей 7 модулей программы уровневых курсов ПК педагогов РК.

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии. 10 класс ЕМН. Митоз, его фазы и биологическое значение.»

Дата:

Класс 10 ЕМН

Биология. Урок № 33

Тема занятия:

Митоз, его фазы и биологическое значение.

Общие цели:

Создать условия для развития творческой и познавательной активности учащихся на уроке с учетом индивидуальных особенностей средствами технологии критического мышления и диалогового обучения.

Результаты обучения:

Ученики знают: основные этапы жизненного цикла клеток, характеристику фаз митоза; определения амитоза.

Ученики умеют: работать с различными источниками информации, схемами,сопоставлять, делать выводы; работать в группе.

Оборудование:

  • дидактический материал для проведения групповой работы,

  • презентация Microsoft Power Point «Митоз».

Ключевые идеи:

Митоз имеет универсальный характер, он протекает одинаково у всех видов, клетки которых имеют ядро. Митоз обеспечивает равномерное распределение наследственного материала. Универсальный характер митоза служит доказательством материального единства органического мира.

Этапы

занятия

Время


План оценивание

Организац.

момент

 

2мин


Проверка готовности класса к уроку, психологический настрой.


Деление на группы, распределение ролей.

Формативное оценивание эмоционального настроя класса

Вызов

7 мин





Постановка цели урока, определение проблемы и темы урока. Проблемные вопросы для групп. Групповая работа. Задание 1.  В момент рождения ребенок весит в среднем 3 – 3,5 кг и имеет рост около50 см, детеныш бурого медведя, чьи родители достигают веса 200 кг и более, весит не более 500 г, а крошечный кенгуренок – менее 1 грамма.Из серого невзрачного птенца вырастает прекрасный лебедь, юркий головастик превращается в степенную жабу, а из посаженного возле дома желудя вырастает громадный дуб, который спустя сотню лет радует своей красотой новые поколения людей. Проблемный вопрос. Благодаря каким процессам возможны все эти изменения? (Приложение. Слайд 2.)

Задание 2. Американский биолог Меллер об одном из удивительных явлений в биологии сказал: «Каждую секунду в нашем теле сотни миллионов неодушевленных, но очень дисциплинированных маленьких балерин сходятся, расходятся, выстраиваются в ряд и разбегаются в разные стороны, словно танцоры на балу, исполняющие сложные па старинного танца. Этот танец, древнейший на Земле танец. Танец жизни. В таких танцах клетки тела пополняют свои ряды, и мы растем и существуем.

- Итак, проблемный вопрос, о каком процессе идет речь? Где в клетки происходит его основная часть? Кто эти балерины?

(Приложение. Слайд 3.)

Предполагаемые ответы учащихся: 1. Все эти изменения возможны благодаря способности организмов к росту и развитию. Дерево не превратиться в семя, рыба не вернется в икринку – процессы роста и развития необратимы. Эти два свойства живой материи неразрывно связаны друг с другом, и в их основе лежит способность клетки к делению и специализации.

2. деление клетки, происходит в ядре, балерины-хромосомы.

Какие способы деления клетки нам известны? (Амитоз, митоз, мейоз)

(Приложение. Слайд 4,5,6.)

Какова же тема нашего урока? Его цели?

Ответ детей: “Митоз, его фазы и биологическое значение ”. (Приложение. Слайд 7.)



Формативное оценивание правильности ответов учителем




























Формативное оценивание осмысления детьми темы и целей урока.

Осмысление

Изучение

нового материала

















Физминутка


24 мин



















1 мин


Прежде чем приступить к изучению нового материала, давайте вспомним, что вам уже известно по этой теме.

Беседа по вопросам, которые необходимо для изучения нового материала. Вопросы задаются группам по очереди, если группа не отвечает, отвечает другая.

1. Основное жизненное свойство клетки.

2. Назовите органоид клетки, где хранится и воспроизводится наследственная информация.

3. Носители наследственной информации находящиеся в ядре клетки.

4. Что такое редупликация ДНК?

5. По какому принципу протекает редупликация ДНК?

6. Что называют хромосомным набором клетки?

7. Что такое диплоидный набор хромосом? Для каких клеток он характерен?

8. Что такое гаплоидный набор хромосом? Для каких клеток он характерен?

В ходе работы проводится коррекция знаний. Итак, вы успешно справились с вопросами, и мы переходим к изучению нового материала.


Каждая группа получает лист с заданием.

1 группа работает с разделом "Интерфаза" (с. 160-161).

2 группа работает с разделом "Фазы митоза" (с.161-163).

Слово учителя о жизненном цикле клетки.( Слайд 8,9)

Жизнь клетки от момента ее появления в процессе деления материнской клетки и до ее собственного деления, включая это деление, или гибели получила название клеточного или жизненного цикла.

Деление происходит в 3 этапа: подготовка к делению – интерфаза, деление ядра – кариокинез, деление цитоплазмы – цитокенез.

Презентация результатов работы в группах. Учащиеся вывешивают на доске свои схемы, таблицы и объясняют их. Все предложенные схемы, выводы, определения, записываются в тетрадь. (Слайд 10,11)

Пользуясь доп. инф. Раскрыть биологическую сущность митоза.( Слайд 12)








Формативное оценивание работы учителем

Этап

Рефлексия

10 мин

  • Выводы с урока в форме биологического диктанта отвечаем по цепочки..(Приложение. Слайд 13)



  • Приём «Острова» (Слайд 14)

Суммативное индивидуальное самооценивание по ключу Формативная оценка урока

Домашнее задание

1 мин

Параграф 32, вопросы


Формативное оценивание ясности д/з.

































































ПРИЛОЖЕНИЕ 1



Задание № 1.

В момент рождения ребенок весит в среднем 3 – 3,5 кг и имеет рост около50 см, детеныш бурого медведя, чьи родители достигают веса 200 кг и более, весит не более 500 г, а крошечный кенгуренок – менее 1 грамма. Из серого невзрачного птенца вырастает прекрасный лебедь, юркий головастик превращается в степенную жабу, а из посаженного возле дома желудя вырастает громадный дуб, который спустя сотню лет радует своей красотой новые поколения людей. Проблемный вопрос. Благодаря каким процессам возможны все эти изменения?



Задание № 2.

Переведите текстовую информацию по теме «Интерфаза» в схему. Пользуйтесь текстом учебника на с.160-161, дополнительной информацией, интернетом. Характеризуя период синтеза (S), изобразите наглядно (рисунок) сущность редупликации ДНК.





Задание № 1.

Американский биолог Меллер об одном из удивительных явлений в биологии сказал: «Каждую секунду в нашем теле сотни миллионов неодушевленных, но очень дисциплинированных маленьких балерин сходятся, расходятся, выстраиваются в ряд и разбегаются в разные стороны, словно танцоры на балу, исполняющие сложные па старинного танца. Этот танец, древнейший на Земле танец. Танец жизни. В таких танцах клетки тела пополняют свои ряды, и мы растем и существуем.

- Итак, проблемный вопрос, о каком процессе идет речь? Где в клетки происходит его основная часть? Кто эти балерины?


Задание № 2.

Переведите текстовую информацию по теме «Фазы митоза» в таблицу. Пользуйтесь текстом учебника на с.161-163, дополнительной информацией, интернетом, таблица на с.165 учебника.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Митотический и жизненный циклы.



Период существования клетки от момента ее образования путем деления материнской клетки (включая само деление) до собственного деления или смерти называют жизненным (клеточным) циклом.

Продолжительность жизненного цикла у различных клеток многоклеточного организма различны. Так, клетки нервной ткани после завершения эмбрионального периода перестают делиться и функционируют на протяжении всей жизни организма, а затем погибают. Клетки же зародыша на стадии дробления, завершив одно деление, сразу же приступают к следующему, минуя все остальные фазы.

Митоз — непрямое деление соматических клеток, в результате которого сначала происходит удвоение, а затем равномерное распределение наследственного материала между дочерними клетками.

Биологическое значение митоза: В результате митоза образуется две клетки, каждая из которых содержит столько же хромосом, сколько их было в материнской. Дочерние клетки генетически идентичны родительской. В результате митозов число клеток в организме увеличивается, что представляет собой один из главных механизмов роста. Многие виды растений и животных размножаются бесполым путем при помощи одного лишь митотического деления клеток, таким образом, митоз лежит в основе размножения. Митоз обеспечивает регенерацию утраченных частей и замещение клеток, происходящее в той или иной степени у всех многоклеточных организмов.

Митотический цикл — состоит из интерфазы и митоза. Длительность митотического цикла у разных организмов сильно варьирует. Непосредственно на деление клетки уходит обычно 1-3 часа, то есть основную часть жизни клетка находится в интерфазе.

Интерфазой называют промежуток между двумя клеточными делениями. Продолжительность интерфазы, как правило, составляет до 90% всего клеточного цикла. Состоит из трех периодов: пресинтетический, или G1; синтетический, или S, постсинтетический, или G2.

Начальный отрезок интерфазы — пресинтетический период (2n2c, где n — количество хромосом, с — количество ДНК), период роста, начинающийся непосредственно после митоза.

Синтетический период. Продолжительность синтетического периода различна: от нескольких минут у бактерий до 6-12 часов в клетках млекопитающих. Во время синтетического периода происходит самое главное событие интерфазы — удвоение молекул ДНК. Каждая хромосома становится двухроматидной, а число хромосом не изменяется (2n4c).

Постсинтетический период. Обеспечивает подготовку клетки к делению и также характеризуется интенсивными процессами синтеза белков, входящих в состав хромосом; синтезируются ферменты и энергетические вещества, необходимые для обеспечения процесса деления клетки.

Митоз. Для удобства изучения происходящих во время деления событий митоз искусственно разделяют на четыре стадии: профазу, метафазу, анафазу, телофазу.

Профаза (2n4c). В результате спирализации хромосомы уплотняются, укорачиваются. В поздней профазе хорошо видно, что каждая хромосома состоит из двух хроматид, соединенных центромерой. Хромосомы начинают передвигаться к клеточному экватору. Формируется веретено деления, ядерная оболочка исчезает, и хромосомы свободно располагаются в цитоплазме. Ядрышко обычно исчезает чуть раньше.

Метафаза (2n4c). Хромосомы выстраиваются в плоскости экватора, образуя так называемую метафазную пластинку. Центромеры хромосом лежат строго в плоскости экватора. Нити веретена прикрепляются к центромерам хромосом, некоторые нити проходят от полюса к полюсу клетки, не прикрепляясь к хромосомам.

Анафаза (4n4c). Начинается с деления центромер всех хромосом, в результате чего хроматиды превращаются в две совершенно обособленные, самостоятельные дочерние хромосомы. Затем дочерние хромосомы начинают расходиться к полюсам клетки.

Телофаза (2n2c). Хромосомы концентрируются на полюсах клетки и деспирализуются. Веретено деления разрушается. Вокруг хромосом формируется оболочка ядер дочерних клеток, затем происходит деление цитоплазмы клетки (или цитокинез).

При делении животных клеток, на их поверхности в плоскости экватора появляется борозда, которая, постепенно углубляясь, разделяет материнскую клетку на две дочерние. У растений деление происходит путем образования так называемой клеточной пластинки, разделяющей цитоплазму. Она возникает в экваториальной области веретена, а затем растет во все стороны, достигая клеточной стенки.





















ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Оценочный лист ФИ_____________________________________________

Форма работы

Задание

Баллы

Работа в группе

В ходе групповой работы я … (если да, то + один балл)

предлагал новые идеи и направления работы

участвовал в дискуссии, предлагая свою точку зрения

анализировал, обобщал точки зрения других, делал выводы





Индивидуальные ответы





Каждый правильный ответ на вопросы 1 балл











Общий балл:

Сложить баллы двух заданий

Критерии: 6-5 баллов – «5»

4- баллов – «4»

3-2 баллов – «3»











Оценочный лист ФИ_____________________________________________

Форма работы

Задание

Баллы

Работа в группе

В ходе групповой работы я … (если да, то + один балл)

предлагал новые идеи и направления работы

участвовал в дискуссии, предлагая свою точку зрения

анализировал, обобщал точки зрения других, делал выводы





Индивидуальные ответы





Каждый правильный ответ на вопросы 1 балл











Общий балл:

Сложить баллы двух заданий

Критерии: 6-5 баллов – «5»

4- баллов – «4»

3-2 баллов – «3»













Оценочный лист ФИ_____________________________________________

Форма работы

Задание

Баллы

Работа в группе

В ходе групповой работы я … (если да, то + один балл)

предлагал новые идеи и направления работы

участвовал в дискуссии, предлагая свою точку зрения

анализировал, обобщал точки зрения других, делал выводы





Индивидуальные ответы





Каждый правильный ответ на вопросы 1 балл











Общий балл:

Сложить баллы двух заданий

Критерии: 6-5 баллов – «5»

4- баллов – «4»

3-2 баллов – «3»











Период существования клетки от момента ее образования путем деления материнской клетки (включая само деление) до собственного деления или смерти называют жизненным (клеточным) циклом.

Непрямое деление соматических клеток, в результате которого сначала происходит удвоение, а затем равномерное распределение наследственного материала между дочерними клетками называют митозом. В результате митоза образуется две клетки, каждая из которых содержит столько же хромосом, сколько их было в материнской. Митотический цикл — состоит из интерфазы и митоза. Длительность митотического цикла у разных организмов сильно варьирует. Промежуток между двумя клеточными делениями называют интерфазой. Продолжительность интерфазы, как правило, составляет до 90% всего клеточного цикла. Состоит из трех периодов: пресинтетический, или G1; синтетический, или S, постсинтетический, или G2. Для удобства изучения происходящих во время деления событий митоз искусственно разделяют на стадии: профазу, метафазу, анафазу, телофазу.











































Период существования клетки от момента ее образования путем деления материнской клетки (включая само деление) до собственного деления или смерти называют __________________________________.

Непрямое деление соматических клеток, в результате которого сначала происходит удвоение, а затем равномерное распределение наследственного материала между дочерними клетками называют _________. В результате митоза образуется ___ клетки, каждая из которых содержит столько же ____________, сколько их было в материнской. Митотический цикл — состоит из интерфазы и митоза. Длительность митотического цикла у разных организмов ___________. Промежуток между двумя клеточными делениями называют _______________. Продолжительность интерфазы, как правило, составляет до 90% всего клеточного цикла. Состоит из трех периодов: _________________________, или G1; __________________, или S, __________________, или G2. Для удобства изучения происходящих во время деления событий митоз искусственно разделяют на стадии: _________, __________, _____________, _________________ .







Период существования клетки от момента ее образования путем деления материнской клетки (включая само деление) до собственного деления или смерти называют __________________________________.

Непрямое деление соматических клеток, в результате которого сначала происходит удвоение, а затем равномерное распределение наследственного материала между дочерними клетками называют _________. В результате митоза образуется ___ клетки, каждая из которых содержит столько же ____________, сколько их было в материнской. Митотический цикл — состоит из интерфазы и митоза. Длительность митотического цикла у разных организмов ___________. Промежуток между двумя клеточными делениями называют _______________. Продолжительность интерфазы, как правило, составляет до 90% всего клеточного цикла. Состоит из трех периодов: _________________________, или G1; __________________, или S, __________________, или G2. Для удобства изучения происходящих во время деления событий митоз искусственно разделяют на стадии: _________, __________, _____________, _________________ .























Клеточный цикл.

Интерфаза.

М

G2

Постсинтетический

период

Накапливается энергия G1

для митоза, синтезируются Пресинтетический

белки микротрубочек, период

Которые в последствии Клетка растет, накапливает

образуют нити веретена энергию для последующего

деления. удвоения ДНК

S Синтетический

период

Синтезируются белки, удваивается ДНК,

удваиваются центриоли и увеличивается

количество ДНК.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!