СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии 10 класс "Вирусы и фаги. Вирус СПИДа"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок:  № 22

Предмет: биология

Тема: Вирусы и фаги. Вирус СПИДа. Особенности строения и процессов жизнедеятельности.

Учебно-воспитательные задачи:

Образовательные: рассмотреть особенности строения, жизнедеятельности вирусов и их значение в природе и для человека.

Развивающие: развивать умение выделять главное, сравнивать, делать правильные выводы, логически мыслить, развивать познавательный интерес. Воспитательные: развивать самостоятельность, воспитывать интерес к предмету и потребность в приобретении знаний.

Цель: ознакомиться с неклеточной формой жизни- вирусами, особенностями их строения, видами и вредом, наносимым ими.

Оборудование и наглядные пособия: мультимедийная презентация.

Тип урока: комбинированный.

Методы: рассказ, беседа, демонстрация презентации.

Ход урока:

  1. Орг. момент: Приветствие учащихся. Проверка отсутствующих. Объявление темы и цели урока. Настрой на работу.

2. Актуализация знаний: На прошлых уроках вы изучали строение организмов. -  Скажите, на какие группы делятся все организмы по количеству клеток?

( одноклеточные и многоклеточные)

-Что является  основой любого организма?

(клетка)

-  Существуют растительные организмы и животные. А чем отличаются между собой клетки этих организмов?

(Клеточная стенка, вакуоли, хлоропласты и клеточный центр).

-Ядро – это органоид многих клеток. А как называются организмы, у которых нет ядра?

(прокариоты)

- Какой формы бывают клетки  бактерии?

(бацилла, кокки, спириллы, вибрион).

Работа с мини-тестами на 5мин.

  1. Изучение нового материала:

- Вы прекрасно знаете что помимо клеточных организмов, существуют и неклеточные формы жизни. Это вирусы. О них мы с вами сегодня и поговорим.(1 слайд)

Для представления общей картины о знаниях учащихся, какой-либо информации на тему вирусы задается вопрос: Что такое вирусы?

После того как учащиеся высказывают свои предположения выводиться общее определение:

2/1.Психологический настрой:

Итак, начнем ребята сегодняшний урок Все, что здесь услышите, окажется вам в прок. Что такое вирусы и есть ли от них вред, Сегодня на уроке найдете вы ответ.

 

  • Вирусы (от лат. вирус-яд) –мельчайшие неклеточные частицы, состоящие из нуклеиновой кислоты (ДНК или РНК) и белковой оболочки.(2 слайд)
  • Раздел биологии, изучающий вирусы  называется, вирусология.

(3 слайд)

  •  Происхождение вирусов (гипотезы)(4 слайд)
  • Вирусы являются результатом крайнего проявления регрессивной эволюции бактерий или других одноклеточных организмов.

 

  • вирусы являются потомками древних, доклеточных форм жизни — протобионтов, предшествовавших появлению клеточных форм жизни, с которых и началась биологическая эволюция.

 

  • Вирусы произошли от генетических элементов клеток, ставших автономными.

 

  • (5 слайд)Имеют чрезвычайно малые размеры, меньше бактерий.
  • Вирусы являются одной из самых распространённых форм существования органической материи на планете по численности.
  •   Вирусы играют важную роль в регуляции численности популяций некоторых видов живых организмов.
  • (6 слайд)Впервые были открыты в 1892 году русским биологом Д.И. Ивановским.- табачной мозаика.
  • (7слайд)

  • (8слайд)Просто организованные вирусы состоят из нуклеиновой кислоты и нескольких белков, образующих вокруг неё оболочку — капсид.

Примером таких вирусов является вирус табачной мозаики.

 

  • (9слайд )Сложно организованные вирусы имеют дополнительную оболочку — белковую или липопротеиновую; иногда в наружных оболочках сложных вирусов помимо белков содержатся углеводы. Примером сложно организованных вирусов служат возбудители гриппа и герпеса.
  • (10слайд)Так выглядит вирус бактериофага:

  • (11слайд) Все вирусы по своей природе - паразиты. Они способны воспроизводить себя, но только внутри живых клеток.

Размножение вирусов проходит в 3 этапа:

  • вирусы проникают внутрь клетки, и освобождаются вирусные нуклеиновые кислоты.
  • «заготавливаются» детали будущих вирусов.
  • сборка новых вирусов и выход их в окружающую среду

  • (12 слайд)Вирусы вызывают множество различных заболеваний у животных, растений и грибов. Вирусными заболеваниями человека являются: грипп, корь, краснуха, гепатит, ветряная оспа, бешенство, герпес, СПИД и многие другие.

 

  • (13 слайд)В 1901 г. было обнаружено первое вирусное заболевание человека - жёлтая лихорадка. Это открытие было сделано американским военным хирургом У. Ридом и его коллегами.

 

  • (14 слайд)

Я  бы хотела раздать каждому из вас таблицу «СПИД. Его не видно, но он рядом».

Вы прекрасно знакомы с этим заболеванием еще из курса анатомии 8класса. Он вызывается вирусами. Вы ознакомьтесь с этой таблицей и на следующем уроке мы поговорим о профилактике вирусных заболеваний.

Что такое ВИЧ и СПИД?

ВИЧ- вирус иммунодефицита человека. Он разрушает защитную (иммунную) систему, делает человека неспособным сопротивляться инфекции.

Люди, зараженные ВИЧ, называются «ВИЧ-инфицированными».

СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита)- вирусное инфекционное заболевание, вызываемое ВИЧ-инфекцией. Заразившийся человек (носитель ВИЧ) не сразу заболевает СПИДом, в течении 10 лет выглядит и чувствует себя здоровым, но неумышленно может распространять инфекцию. СПИД быстрее развивается у тех носителей ВИЧ, чье здоровье ослаблено курением, алкоголем, наркотиками, стрессами и плохим питанием.

Как можно обнаружить ВИЧ?

Существует тест на антитела к ВИЧ. По наличию антител в крови, взятой из вены, устанавливается, имелся ли контакт с вирусом или нет.

Следует иметь в виду, что от момента заражения до реакции организма может пройти несколько месяцев (анализ будет отрицательным, но инфицированный человек уже может передавать ВИЧ другим).

Где можно пройти тест?

-В любом СПИД-центре вашего района.

-В специальных кабинетах анонимного обследования, где каждый может пройти тест и получить результат анонимно.

Как происходит заражение ВИЧ?

Вирус передается только через определенные жидкости организма. Это:

- Кровь;

- Сперма;

- Вагинальный секрет;

- Грудное молоко.

То есть, вирус может передаваться только:

-При любом проникающем сексуальном контакте без презерватива;

-При прямом попадании крови через ранки, язвочки, слизистые оболочки;

-При использовании нестерильных шприцев как в медицинских целях, так и для введения наркотиков;

-От матери к ребенку во время беременности, родов или кормлении грудью.

ВИЧ не передается

-При бытовых контактах (поцелуях, рукопожатиях, объятиях, пользовании общей посудой, бассейном, туалетом, постелью);

-Через укусы насекомых и животных;

-При заборе донорской крови, так как при этом используются одноразовые инструменты, шприцы и иглы.

 

  1. Закрепление: А сейчас давайте сделаем вывод из всего изученного…

Что же такое вирусы и почему они опасны?

Вывод: Вирусы — суперпаразиты, достигшие крайней степени паразитизма: они могут существовать и размножаться только в клетке другого организма.

Вирусы- и все об этом знают Среди других живут и процветают Печальная реальность такова! Грозит нам СПИД- себя как уберечь?! И птичий грипп откуда-то вдруг взялся! Как сделать, чтобы затупился меч, А щит непробиваемым остался! Оглянемся назад! Природа словно в прятки Играет с человеческой судьбой И любит нам загадывать загадки Одну сложней загадку за другой! Как будто бы на прочность испытанье Проходит у Природы род людской, И рассыпает щедрою рукой Она на человечество страданья. И наблюдает, не спуская глаз, А выживет ли он на этот раз?! Но выжил, победил чуму и оспу, Холеру и дифтерию победил, И жизни нить достойно утвердил, Хоть было это и совсем, совсем не просто! Столетьями, приумножая знанья, От века к веку становясь мудрей, Поднялся человек до пониманья, Предназначенья миссии своей. Она проста! Мы жить с Природой в мире Обязаны, ее не покорять,

  1. Задание на дом: §21, ознакомиться с таблицей.

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!