СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии 5кл "Экскурсия в мир клетки"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок изучения нового материала в доступной форме для пятиклассников

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии 5кл "Экскурсия в мир клетки"»

1. Организационный момент


Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем

I этап.

Ребята! В какой кабинет вы сегодня пришли? Какую науку мы с вами изучаем в этом кабинете? А что изучает наука биология? А что отличает живые организмы от неживой природы?

Здравствуйте уважаемые гости, ребята! Прошу садиться.

У нас сегодня необычный урок. Речь пойдет о большой тайне природы, которую человек все же сумел увидеть своими глазами.

Слайд 1.

Посмотрите на экран. Что мы видим? Клетку для птиц, шахматную доску в клетку, шарф в клетку, тетрадь в клетку, да и пиджак тоже в клетку. Что же объединяет все эти предметы? Слово клетка. Так и все живое объединяет то, что оно состоит из клеток.

  • Уровни организации живого.

  • Слайд 2.(О клетке)

  • Слайд 3. (Стихотворение)

 *Вот дом, к примеру, состоит из тыщи кирпичей,

И мир природы состоит из маленьких частей.

Так клетка, кажется, мала! Но в микроскоп взгляните:

Ведь это целая страна, на карте не ищите!

И нам, чтобы решить секрет всех клеточных проблем,

Еще на много - много лет работы хватит всем.

*Итак, тема нашего урока «Строение клетки».

А какую цель мы поставим перед собой?

Учащиеся с помощью учителя формулируют цель урока: познакомиться со строением клеток растений и животных, выяснить черты сходства и различия между ними

  • Слайд 4. Тема урока

  • Слайд 5. Задачи урока

  • Слай 6-7. Увеличительные приборы. Лупа

  • Сегодня мы с вами познакомимся со строением растительной и животной клеток и значением их частей, но для этого нам необходимо познакомиться ещё с увеличительными приборами.

  • Наверное, каждый из вас неоднократно держал в руках увеличительное стекло. Иначе оно называется лупа. Скажите, что же можно делать с помощью увеличительного стекла?

  • Да, можно выжигать, добывать огонь, читать мелкие буквы, рассматривать мелкие предметы. Вот видите, как много способов применения можно найти для простой лупы.

  • А еще мы познакомимся с учеными, которые своими изобретениями помогли нам увидеть живую клетку, с помощью увеличительных приборов. Лупа была известна еще в Древней Греции. За 400 лет до нашей эры драматург Аристофан описывал свойства увеличительного стекла в одной из своих комедий. Но обычная лупа дает не очень большое увеличение. Она может увеличивать в 2 – 30 раз.

  • Я думаю, что всем вам известен увеличительный прибор, способный увеличивать гораздо сильнее. Что это за прибор?

  • Слайд 8. Микроскоп

  • Слайд 9-10-11. Левенгук. Роберт Гук. Шванн и Шлейден.

  • Конечно, это микроскоп. Первый микроскоп появился не так давно. Всего навсего 300 лет назад. Изобретателем этого гениального прибора считают голландца Антонио Ван Левенгука. Левенгук был простым торговцем, но был очень любопытен. Он первым обнаружил живые существа в капле воды. За свои открытия он даже был избран членом королевского общества, к нему в гости приезжала сама английская королева. Его микроскоп давал увеличение в 300 раз, он был похож на этажерку из увеличительных стекол, чем на современный микроскоп, который дает увеличение в 3500 раз, а электронный микроскоп в сотни тысяч раз. Усовершенствовал микроскоп английский ученый Роберт Гук. Он изобрел специальный осветитель для микроскопа.

  • А сейчас, откройте рабочие тетради, и мы обозначим части микроскопа. Я показываю на микроскопе, а вы соединяете линией название части микроскопа и рисунка.

  • Известен Роберт Гук стал не только тем, что усовершенствовал микроскоп. Он первым увидел клетки, рассматривая срез пробки дуба. Ячейки, которые он увидел, назвал клетками. Именно это название мы используем до сих пор. Потом Гук видел клетки и на срезах растений. И долгое время считали, что из клеток состоят только растения.

  • Однако в 1839 году два немецких ученых, Теодор Шванн и Матиас Шлейден, выдвинули идею о том, что все живые организмы состоят из клеток. Эта идея получила название клеточная теория. Они доказали, что из клеток, как из кирпичиков, состоят все живые организмы: как крупные, так и самые мелкие.

  • А теперь, мы рассмотрим строение растительной клетки. Клетка – основная единица живого организма. Кроме того, клетка и сама живая. Все организмы представляют собой одну свободноживущую клетку или объединение какого – то количества клеток.


Есть еще одно свойство всего живого - клеточное строение.

Слайд 12. Работа с микроскопом

Слайды 13-18. Лабораторная работа

*А сейчас мы проведём исследовательскую работу подобную той, что сделал Роберт Гук. У нас Лабораторная работа«Приготовление и изучение микропрепарата кожицы чешуи лука»

  • * Цель: научиться изготовлять микропрепарат растительной клетки и изучить её строение.

  • Оборудование: микроскоп, предметные стекла, покровные стекла, препаровальная игла, вода, репчатый лук, пипетки, салфетка.

С лука сняли кожицу –
Тонкую, бесцветную,
Положили кожицу
На стекло предметное.
Микроскоп поставили,
Препарат – на столик,
Объектив направили,
Глядь, а лук – из долек!
Дольки – это клетки
С ядрами внутри,
Вакуоли крупные
В клетке рассмотри.
Снаружи – оболочка,
Под нею – цитоплазма.
Зеленые пластиды
Искать будешь напрасно.

*Слайд 19. Физминутка. Упражнения для глаз.


*Далее мы продолжим изучение строения клетки.

Это очень трудная задача, чтобы добиться этой цели предлагаю у совместно написать сказку, стать её действующими лицами. Сказка называется Василек Бабочка и Баба – Яга.


*Слайд 20. Сказка.


* Определение общих черт строения растительной и животной клетки.

В некотором царстве, в лесном государстве, на лесной опушке жили-были луговой Василёк и Бабочка. Жили они дружненько, никогда не ссорились. Да и к чему им ругаться-браниться, из-за чего обиды таить? Ведь приносили они друг другу только пользу. Как вы думаете, ребята , какую пользу Василек и Бабочка приносили друг другу? Василёк производил нектар, которым угощал бабочку. А та, в благодарность за пищу, переносила пыльцу василька с цветка на цветок, чтоб могли семена у Василька образоваться.


*Слайд 21. Луг


Из этих семян вырастали потом новые растения.

Много разговаривали Василёк и Бабочка о том, что, несмотря на внешнюю несхожесть, чувствуют они, что есть у них что-то общее. Услышала их разговоры мудрая птица Сова


*Слайд 22. Сова


И сказала, что вычитала в волшебной книжке ответ на их вопрос И что Василек и Бабочка состоят из маленьких- маленьких частичек-клеток.. Из них состоят все существа на Земле.. Клетки Василька и Бабочки чем-то похожи, но имеют и различия, т. к. Василёк – это растение, а Бабочка– животное.


Задумались Василек и Бабочка и очень им захотелось взглянуть на эти клетки, из которых они состоят, и узнать, чем же они похожи и чем отличаются. Да вот беда, читать-то ни бабочка, ни Василёк не умеют! Пригорюнились они было, да Сова дала им мудрый совет: «Обратитесь за помощью к ученикам 5 класса. Есть у них волшебная книга, в которой на с.20 нарисованы портреты клеток и написано об их сходстве и различиях». Вот и просят Василёк и Бабочка помощи у вас, ребята. Поможем?

Учащиеся соглашаются помочь Васильку и Бабочке.


Слайд 23-28. Строение клетки.


*Так из каких основных частей состоят клетки Василька и Бабочки?

Ученики называют: ядро, цитоплазма, клеточная мембрана. Эти части одинаковы у растений и животных? Да. Раскрасьте их и у растительной клетки.

* Определение отличий растительных и животных клеток.

Итак, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Очень были довольны Бабочка и Василек, что узнали так много нового и интересного, но их дружба очень не понравилась кикиморам лесным. И задумали они вот что.

Подговорили они злого Колывана и Бабу Ягу заколдовать наших знакомых. Перепутать все клетки Бабочки и Василька.

Слайд 29.


Пусть они потеряют краски , станут черно- белыми, забудут чьи они. И наложила баба Яга заклятие: быть так до тех пор, пока добры молодцы и красны девицы не укажут клеткам путь домой.

Вижу я пред собой и добрых молодцев, и красных девиц. Поможем клеткам найти свою семью? Тогда в путь! Медлить нельзя!

Кто же знает как снять заклятие Бабы Яги

Отличия:

1. У растительной клетки есть дополнительная прочная клеточная стенка;

2.У растительной клетки есть хлоропласты;

3.У растительной клетки есть вакуоли с клеточным соком.

Раскрасьте эти отличительные особенности у растительной клетки.

Теперь мы знаем, чем отличаются клетки растений и животных. Разделите перепутанные клетки и раскрасьте животные клетки в голубой цвет, а растительные в зеленый.

Давайте теперь посмотрим у всех ли получилось? Поменяйтесь друг с другом и проверьте. У всех правильно Здорово! Как обрадовались наши Бабочка и Василек опять целы и невредимы! И могут дальше беззаботно расти на лугу.


III этап. Слайд 34. Ромашка.


Слайд 35-38. Органоиды


Определение значения изученных «телец» в клетке.

А рядом на лугу росла Ромашка. Ей очень – очень хотелось подружиться с Васильком и Бабочкой. Но как это сделать она не знала. А мы можем ей помочь. Если мы сейчас заполним все её лепестки, то она расскажет о том, для чего нужны маленькие тельца-органоиды в клетках Васильку и Бабочке и они с ней подружатся.

У каждого на столе лежит лепесток Ромашки. Слушая мой рассказ об органоидах, запишите их на лепестки.

Ребята пишут названия органоидов и составляют ромашку.

Учитель: Замечательно ! Теперь Ромашка, Василек и Бабочка все вместе!

Закрепление изученного материала

А теперь скажите, что помогло подружиться Васильку, Бабочке и Ромашке? Что дало силу разрушить козни Бабы – Яги?

Знания!

А что мы узнали о строении их клеток?

1. Клетки животных и растений имеют общие черты строения: клеточную мембрану, цитоплазму с органоидами, ядро;

2.У растительной клетки имеются клеточная стенка, вакуоли с клеточным соком и пластиды;

3.Каждая часть клетки имеет свои органоиды в связи с выполняемыми функциями. ( записать в тетрадь, если будет время)

Слайд 39.

Рефлексия.

Отсюда мораль сказки , что в любом деле нам первый помощник – знание. А еще какие вы знаете другие подобные пословицы? Ученье свет, а неученье тьма. Труд при ученье скучен, да плод от чтенья вкусен. Ученью — время, игре — час Учиться всегда пригодится. Ученье — путь к уменью.

Молодцы! Вам понравился сегодняшний урок? А что больше всего?

Стихотворение «Строение растительной клетки»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!