Этап 1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности . | Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Включение в деловой ритм. | Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей. | |
Этап 2. Актуализация знаний, сообщение темы и целей урока.
| Выдвигает проблему, сообщает тему урока. Миллиарды лет назад В хаосе Вселенной Капля жизни родилась Робко и несмело. На заре живого мирозданья Было чуждо и опасно всѐ кругом. Крохотное, хрупкое созданье Стало строить Жизни прочный дом. В оболочку Жизнь себя одела. Что кругом? Вода есть – можно пить. Чистый воздух, солнце жарко грело. И решила кроха: «Будем жить!» Тема урока: Строение клетки . (Слайд №1) | Решая проблему, выдвигают предположения о теме урока. | |
Этап 3. Постановка учебной задачи. | Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока? - Откройте тетради, запишите число. Тему урока. - Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить? Обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещѐ не знаем) - Правильно, в конце этого урока мы должны уметь определять части клетки, различать растительную и животную клетку. | Запись учащимися числа, темы урока. Учащиеся конкретизируют цель урока. | |
Этап 4. Усвоение новых знаний.
| Рыба, лягушка, ящерица, слон и воробей. Все они дышат, питаются, двигаются, растут, Производят потомство, имеют глаза, сердце, почки, печень и другие органы. Органы состояния из тканей. А каждая ткань, в свою очередь, образована клетками. Демонстрирует слайд. (Слайд №2) Клетка, как считают ученые, единица животного, единица жизни. Невидимая простым глазом, клетка настолько мала, что даже трудно вообразить ее размеры Измерить клетку миллиметрами – все равно, что рост человека выражать в километрах. А ведь миллиметр составляет всего 1/1000 часть метра! Клетку приходится измерять тысячными долям миллиметра – микрометрами. В одном кубическом миллиметре миллиард кубических микрометров. Несмотря на такие крошечные размеры, клетка необычно сложно устроена. В каждой клетке постоянно идут тысячи разных химических реакций. Недаром ее сравнивают с химическим заводом. А теперь давайте познакомимся со строение клетки, сделав своими руками модель растительной клетки. (Слайд №3) Любая растительная клетка покрыта снаружи толстой клеточной стенкой. Возьмите в руки футляр из -под фотопленки – это будет модель растительной клетки. Сожмите футляр в руках, почувствуйте прочность и твердость клеточной стенки. Как вы думаете, почему у растительных клеток должна быть такая твердая клеточная стенка? Прежде чем мы будем заполнять клетки органоидами, давайте нарисуем на клеточной стенке поры. Для чего они нужны? Теперь перейдем к заполнению клетки. Как вы думаете, что нужно поместить вначале? Почему ядро? Верно. Ядро управляет всеми процессами жизнедеятельности клетки. Теперь мы поместим внутрь органоиды, которые придают клеткам растений зеленый цвет и могут использовать энергию солнца для создания питательных веществ. Добавим органоиды, которые отвечают за дыхание клетки и называются ее энергетическими станциями, - это митохондрии. Очень много места в растительной клетке занимаю вакуоли – своеобразный склад веществ в клетке. Чем старше клетка, тем больше ее запасы, тем больше по размерам ее вакуоли, а иногда она вовсе одна, большая, занимающая почти весь клеточный объем. Чем моложе клетка, тем меньше у неѐ вакуолей и размер их невелик. Какая клетка получилась у вас? Чего теперь не хватает в клетке? А для чего она необходима? Вот наша модель растительной клетки и готова. Вы можете подержать ее в руках, ощутить объем, наблюдать сквозь прозрачную оболочку. движение цитоплазм и органоидов. Давайте запишем в тетрадь вывод, который мы можем сделать на основе нашего моделирования растительной клетки. Ставит проблемный вопрос. Мы познакомились со строением клетки, а все ли клетки одинаковы? (Слайд №4) | Слушают, рассматривают изображение клеток. -Слушают объяснения и инструкцию учителя. -Моделируют растительную клетку. -Отвечают на вопросы учителя. -Делают выводы и записывают в тетрадь. Она придает форму клетке. Рисуют черным фломастером поры на футляре. Для обмена веществ с окружающей средой. Ядро. Оно – самая важная часть клетки. Помещают в футляр шарики из пластилина или большую пуговицу. Это хлоропласты с веществом - пигментом хлорофиллом. Помещают в футляр горошины зеленого цвета, моделирующие хлоропласты, и черного цвета – митохондрии. Слушают рассказ учителя о вакуолях, моделируют их из воздушных шариков. Цитоплазмы. Для объединения органоидов в клетке, для их сообщения. Наливают в футляр клейстер и закрывают его. Рассматривают модель, наблюдают перемещение «органоидов» в ней. Записывают вывод в тетради. Работа с интерактивной доской. | Перемещают названия органоидов клетки в соответствующие прямоугольники. При помощи ручки ActivPen обозначают различия между растительной и животной клетками. Перемещают названия органоидов клетки в соответствующие прямоугольники. |