СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии в 7 классе "Отряды насекомых: Бабочки, Вши"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: познакомить с особенностями строения, развития  и жизнедеятельности бабочек и вшей; раскрыть роль этих насекомых в природе и жизни человека; обратить внимание на вредителей сельскохозяйственных культур и паразитов человека; актуализировать знания о причинах многообразия насекомых в природе, об отличительных чертах классов членистоногих.

Задачи урока.

Образовательные.

- Познакомить учащихся с характерными признаками отрядов чешуекрылых, вши.

- Показать многообразие видов насекомых данных отрядов.

- Выяснить роль в природе и жизни человека этих насекомых.

- Продолжить формирование умений работать с учебником, текстом.

Развивающие.

- Развивать интерес к энтомологии.

- Развивать зрительную память.

- Развивать умение классифицировать факты, делать обобщающие выводы.

- Развивать умения учебного труда, т.е. приемов наблюдения.

Воспитывающие.

- Воспитывать положительное отношение к учебному труду.

- Воспитание экологической грамотности.

Тип урока: комбинированный.

Методы: частично – поисковый, логический, проблемный, словесный, наглядный.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная

Просмотр содержимого документа
«урок биологии в 7 классе "Отряды насекомых: Бабочки, Вши"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Голубоченская основная общеобразовательная школа муниципального образования Арсеньевский район»













План - конспект урока в 7 классе на тему:

«Отряды насекомых: Бабочки, Вши ».









Разработала: учитель географии

Вишневская Татьяна Валериевна

















2014

Тема: «Отряды насекомых: бабочки, вши»

Цели: познакомить с особенностями строения, развития и жизнедеятельности бабочек и вшей; раскрыть роль этих насекомых в природе и жизни человека; обратить внимание на вредителей сельскохозяйственных культур и паразитов человека; актуализировать знания о причинах многообразия насекомых в природе, об отличительных чертах классов членистоногих.

Задачи урока.

Образовательные.

- Познакомить учащихся с характерными признаками отрядов чешуекрылых, вши.

- Показать многообразие видов насекомых данных отрядов.

- Выяснить роль в природе и жизни человека этих насекомых.

- Продолжить формирование умений работать с учебником, текстом.

Развивающие.

- Развивать интерес к энтомологии.

- Развивать зрительную память.

- Развивать умение классифицировать факты, делать обобщающие выводы.

- Развивать умения учебного труда, т.е. приемов наблюдения.

Воспитывающие.

- Воспитывать положительное отношение к учебному труду.

- Воспитание экологической грамотности.

Тип урока: комбинированный.

Методы: частично – поисковый, логический, проблемный, словесный, наглядный.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная

Этапы урока:

  1. Организационный

  2. Проверка домашнего задания

  3. Формулировка темы, целей и задач урока

  4. Мотивация

  5. Изучение нового материала

  6. Закрепление

  7. Домашнее задание

  8. Выставление оценок

Формируемые УУД:

Предметные:

- характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость; приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи; ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе; выделять эстетические достоинства объектов живой природы; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы; находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую

Регулятивные:

- формированию действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Коммуникативные:

- формированию действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества; практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; развитию речевой деятельности, приобретению опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности

Личностные:

Проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности .



Оборудование: презентация «Отряд Чешуекрылые (Бабочки)», видеофрагмент «Насекомые в природе», иллюстрации дневных и ночных бабочек, вшей; карточки с фотографиями представителей классов членистоногих; натуральные объекты (краб, паук, клещ, рак, жуки др. членистоногие; карточка для проверки д/з, доска)













Ход урока.

Природа наиболее удивительна в малом.

К. Линней

Вступительное слово:

Сегодня мы продолжим изучать многообразие и особенности самых высокоорганизованных представителей беспозвоночных – типа членистоногих. Вы уже знаете, что членистоногие живут во всех средах жизни. Они выделяются богатством форм и огромным числом видов и составляют около 70 % общего количества видов животных Земли. Среди них много удивительных существ: одни из них, не имея глаз, могут воспринимать свет поверхностью тела, другие слышат ногами, третьи «говорят» крыльями, у четвертых отлично развито обоняние. (Обращает внимание на эпиграф к уроку)

Многообразие членистоногих стало предметом особого внимания энтомологов. Они разделяют всех членистоногих на три класса, общие черты которых мы уже изучили. Давайте вспомним характерные особенности каждого класса и таким образом проверим д/з.

1.Проверка д/з.

№1 - №2

Распределить животных по систематическим группам, объяснить свой выбор

(1 человек работает с иллюстрациями представителей, другой – с натуральными объектами)

№ 3

«Выберите правильные утверждения»

  1. Пауки – бескрылые насекомые.

  2. Насекомые живут не только на суше, но и в воде.

  3. У всех летающих насекомых 2 пары крыльев.

  4. Органы выделения насекомых – мальпигиевы сосуды.

  5. Кровеносная система насекомых замкнутая.

  6. Все насекомые, развившиеся из яиц, проходят стадию личинки и куколки.

  7. Вышедшие из куколки насекомые растут и несколько раз линяют.

  8. Класс насекомых – самый многочисленный из всех классов животных.

Проверка выполнения.

Учитель: В своем произведении «Книга о ночных бабочках» Холенд писал: «Насекомые сейчас – единственные существа, оспаривающие у человека право господства на нашей планете». Почему Холенд отводит такое место насекомым в природе? С чем связано такое широкое их распространение на планете?

Просмотр в/фрагмента «Насекомые в природе»(актуализация знаний)

Ответы детей на вопрос.

2. Изучение нового материала.

Итак, сегодня – первый урок в цикле уроков, который мы посвятим изучению многообразия мира насекомых, познакомимся с некоторыми их отрядами.

Но названия отрядов я вам называть не буду, вы их мне назовете сами.

По ходу объяснения вы должны будете заполнить обобщающую таблицу («Сетка» таблицы распечатана для каждого учащегося для экономии времени):

Признаки/отряд

Отряд …

Отряд…

Количество видов



Характеристика крыльев



Ротовой аппарат



Тип развития





  1. Отряд чешуекрылые (бабочки).

  • Назовите отряд, прослушав стихотворение:

Ты прав, одним воздушным очертаньем

Я так мила,

Весь бархат мой с его живым миганьем

Лишь два крыла.

Не спрашивай, откуда появилась?

Куда спешу?

Здесь на цветок я летний опустилась

И вот – дышу…



Ответ: о бабочках



Бабочки – это одни из самых прекрасных существ на планете Земля. О них сложено множество легенд.

Расскажу одну из них - древнегреческую:

Богиня цветов Флора решила сделать богу Зевсу подарок. Она соединила чистоту раннего утра, свежесть горного ручья, хрустальный блеск утренней росы, красоту и ароматы всех растений. Получился цветок, настолько прекрасный, что когда Зевс его увидел, не удержался и коснулся его губами. Цветок вдруг ожил. Так появились бабочки.

Каковы же особенности строения и жизнедеятельности этих красивейших существ?



Работа с презентацией «Бабочки» /Прил. 1/



Дополнения и вопросы к содержанию презентации (объяснение по ходу просмотра):

  1. Определите тип ротового аппарата.

Почему хоботок свернут в спираль?

Некоторые бабочки не питаются (например, моль)

  1. Чешуйки бывают трех видов:

- пигментные (содержат красящие вещества, придающие окраску крыльям)

- светопреломляющие и отражающие (блестят)

- пахучие (содержат феромоны для привлечения противоположного пола, некоторые различают запах на расстоянии до 10-12 км)

3. Определить тип развития бабочек.

Сравнить тип ротового аппарата взрослого насекомого и личинки (гусеницы). Какое значение имеют различия?

  1. Сравнений дневных и ночных бабочек по признакам (учитель называет признак, а дети проводят сравнение):

- активность

- форма крыльев

- форма тела

- полет

- усики



Закрепление.

  1. найдите ошибку в стихотворении (см. начало урока) (у бабочек не 2, а 4 крыла)

  2. найти биологическую ошибку.

Этот странный дом без окон

У людей зовется кокон.

Свив на ветке этот дом,

Дремлет гусеница в нем,

Спит без просыпа всю зиму,

А зима промчалась мимо.

Март, апрель, капель, весна…

Просыпайся, Сонюшка,

Под весенним ярким солнышком!

Гусенице не до сна

Стала бабочкой она! (в коконе развивается не гусеница, а взрослое насекомое)

3. Хороший огородник до высадки капусты тщательно выпалывает дикорастущие растения семейства крестоцветных, хотя их с удовольствием поедают гусеницы капустной белянки. Правильно ли он делает?

2) отряд Вши.

Представителей следующего отряда насекомых мы – люди – не столь привечаем, как бабочек, и даже на протяжении многих столетий пытаемся найти способ их истребления.

Около ста лет назад при помощи этих насекомых у шведов проходили выборы губернатора.

Претенденты на эту должность садились вокруг стола и клали на него бороды. На середину стола помещали это насекомое. Губернатором становился тот, на чью бороду оно заползало.

О каком насекомом идет речь?



Ответ: о вшах.



Сообщение учащегося о вшах. (Прил. 2)



  1. Заключение.

Это лишь небольшая часть представителей насекомых. На следующем уроке мы продолжим изучать многообразие представителей данного класса.

В заключении хочу вам напомнить о том, что не зависимо от того, приносят ли людям эти существа вред или пользу, роль их в природе огромна. Мне хочется, чтобы вы не забывали слова одного писателя, который сказал: «Я сорвал цветок, и он завял, я поймал мотылька, и он умер, и тогда я понял, что к природе можно прикоснуться только сердцем».

  1. Итоги.

  2. Д\з: п.17 (п.2), п.18 (п.1), сообщение «Домашние насекомые. Тутовый шелкопряд»



Приложение 2.

Вши.

О вшивости (педикулезе) обычно стараются не говорить вслух, тема считается неприличной. Между тем вши – очень интересный пример приспособленности к паразитизму. Так, проблема ликвидации педикулеза не решена до сих пор, несмотря на все научные достижения.

Вши – это отряд насекомых паразитов. Ротовой аппарат этих маленьких (0.4 – 6 мм) кровососущих насекомых преобразован в колющие иглы, заключенные в мягкую трубку. Выделения слюнных желез вшей препятствуют свертыванию крови. Ноги у насекомых короткие, изогнутые, снабжены мощными коготками. Подгибаясь в голени, коготки прочно захватывают волос, за который цепляется вошь. Хотя у вшей есть глаза, различают они только свет и темноту.

Всего известно около 200 видов вшей, каждый из которых паразитирует лишь на каком-нибудь одном виде млекопитающих (слоновья, бычью, заячья и др.)

Большинство специалистов выделяют 3 вида вшей, паразитирующих на человеке: головная, платяная, лобковая. При этом головная и платяная вошь могут скрещиваться и давать потомство, при этом переходить с одного места жительства на другое.

Вши постоянно существуют рядом с человеком. Они были известны еще древним египтянам. Распространению вшей способствовала мода на пышные одежды, парики, неразвитая гигиена быта.

Выносливость вшей вызывает удивление: их плоское твердое тело выдерживает давление до 1.3 кг, под водой они живут до 2 суток, выбираются из-под слоя песка толщиной 30 см и под н7им живут, закопанные 4 суток, выдерживают мороз до 5 градусов, погибая при этом через сутки позже многих других насекомых. Вши более стойки к большим дозам радиации, чем многие другие беспозвоночные, могут голодать до 10 дней при температуре + 10 - +20 градусов.

Головная и платяная вши могут успешно переходить от одного человека к другому в тесноте, например, общественного транспорта, а также при обмене шапками, шарфами, бельем, что часто бывает у детей в школе.

Вши живут около 2 месяцев и быстро размножаются. Яйца вшей – гниды – мелкие, с характерным блеском, как маковое зерно, имеют плотную оболочку, малочувствительны к ядам, к высоким и низким температурам. Развитие вшей прямое.

Вши опасны не только сами по себе, они передают целый ряд инфекционных заболеваний. Наиболее известны из них сыпной и возвратный тиф. Когда вошь сосет кровь, возбудители попадают на поверхность кожи. Чувствуя зуд, человек расчесывает место укола вши, и возбудитель попадает через ссадину в организм. В результате замедляется ток крови, образуются тромбы, происходит закупорка сосудов. Раньше тиф нередко заканчивался смертью.

Возбудитель возвратного тифа попадает в организм через ссадины и слизистые оболочки при раздавливании насекомого. Заражение возвратным тифом происходит реже, чем сыпным.

Для борьбы со вшами используют ядохимикаты. Однако при длительном их применении у паразитов возникает привыкание к ним, которое предается по наследству. Самый действенный способ борьбы с ними – выбривание волос и их сжигание .

Для избавления от платяных вшей белье обычно кипятят и проглаживают по складкам и швам горячим утюгом.

Естественных врагов вшей неизвестно, правда, их могут поедать рыжие лесные муравьи.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!