Муниципальное общеобразовательное учреждение «Голубоченская основная общеобразовательная школа муниципального образования Арсеньевский район»
План - конспект урока в 7 классе на тему:
«Отряды насекомых: Бабочки, Вши ».
Разработала: учитель географии
Вишневская Татьяна Валериевна
2014
Тема: «Отряды насекомых: бабочки, вши»
Цели: познакомить с особенностями строения, развития и жизнедеятельности бабочек и вшей; раскрыть роль этих насекомых в природе и жизни человека; обратить внимание на вредителей сельскохозяйственных культур и паразитов человека; актуализировать знания о причинах многообразия насекомых в природе, об отличительных чертах классов членистоногих.
Задачи урока.
Образовательные.
- Познакомить учащихся с характерными признаками отрядов чешуекрылых, вши.
- Показать многообразие видов насекомых данных отрядов.
- Выяснить роль в природе и жизни человека этих насекомых.
- Продолжить формирование умений работать с учебником, текстом.
Развивающие.
- Развивать интерес к энтомологии.
- Развивать зрительную память.
- Развивать умение классифицировать факты, делать обобщающие выводы.
- Развивать умения учебного труда, т.е. приемов наблюдения.
Воспитывающие.
- Воспитывать положительное отношение к учебному труду.
- Воспитание экологической грамотности.
Тип урока: комбинированный.
Методы: частично – поисковый, логический, проблемный, словесный, наглядный.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная
Этапы урока:
Организационный
Проверка домашнего задания
Формулировка темы, целей и задач урока
Мотивация
Изучение нового материала
Закрепление
Домашнее задание
Выставление оценок
Формируемые УУД:
Предметные:
- характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость; приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи; ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе; выделять эстетические достоинства объектов живой природы; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы; находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую
Регулятивные:
- формированию действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Коммуникативные:
- формированию действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества; практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; развитию речевой деятельности, приобретению опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности
Личностные:
Проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности .
Оборудование: презентация «Отряд Чешуекрылые (Бабочки)», видеофрагмент «Насекомые в природе», иллюстрации дневных и ночных бабочек, вшей; карточки с фотографиями представителей классов членистоногих; натуральные объекты (краб, паук, клещ, рак, жуки др. членистоногие; карточка для проверки д/з, доска)
Ход урока.
Природа наиболее удивительна в малом.
К. Линней
Вступительное слово:
Сегодня мы продолжим изучать многообразие и особенности самых высокоорганизованных представителей беспозвоночных – типа членистоногих. Вы уже знаете, что членистоногие живут во всех средах жизни. Они выделяются богатством форм и огромным числом видов и составляют около 70 % общего количества видов животных Земли. Среди них много удивительных существ: одни из них, не имея глаз, могут воспринимать свет поверхностью тела, другие слышат ногами, третьи «говорят» крыльями, у четвертых отлично развито обоняние. (Обращает внимание на эпиграф к уроку)
Многообразие членистоногих стало предметом особого внимания энтомологов. Они разделяют всех членистоногих на три класса, общие черты которых мы уже изучили. Давайте вспомним характерные особенности каждого класса и таким образом проверим д/з.
1.Проверка д/з.
№1 - №2
Распределить животных по систематическим группам, объяснить свой выбор
(1 человек работает с иллюстрациями представителей, другой – с натуральными объектами)
№ 3
«Выберите правильные утверждения»
Пауки – бескрылые насекомые.
Насекомые живут не только на суше, но и в воде.
У всех летающих насекомых 2 пары крыльев.
Органы выделения насекомых – мальпигиевы сосуды.
Кровеносная система насекомых замкнутая.
Все насекомые, развившиеся из яиц, проходят стадию личинки и куколки.
Вышедшие из куколки насекомые растут и несколько раз линяют.
Класс насекомых – самый многочисленный из всех классов животных.
Проверка выполнения.
Учитель: В своем произведении «Книга о ночных бабочках» Холенд писал: «Насекомые сейчас – единственные существа, оспаривающие у человека право господства на нашей планете». Почему Холенд отводит такое место насекомым в природе? С чем связано такое широкое их распространение на планете?
Просмотр в/фрагмента «Насекомые в природе»(актуализация знаний)
Ответы детей на вопрос.
2. Изучение нового материала.
Итак, сегодня – первый урок в цикле уроков, который мы посвятим изучению многообразия мира насекомых, познакомимся с некоторыми их отрядами.
Но названия отрядов я вам называть не буду, вы их мне назовете сами.
По ходу объяснения вы должны будете заполнить обобщающую таблицу («Сетка» таблицы распечатана для каждого учащегося для экономии времени):
Признаки/отряд | Отряд … | Отряд… |
Количество видов | | |
Характеристика крыльев | | |
Ротовой аппарат | | |
Тип развития | | |
Отряд чешуекрылые (бабочки).
Ты прав, одним воздушным очертаньем
Я так мила,
Весь бархат мой с его живым миганьем
Лишь два крыла.
Не спрашивай, откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я летний опустилась
И вот – дышу…
Ответ: о бабочках
Бабочки – это одни из самых прекрасных существ на планете Земля. О них сложено множество легенд.
Расскажу одну из них - древнегреческую:
Богиня цветов Флора решила сделать богу Зевсу подарок. Она соединила чистоту раннего утра, свежесть горного ручья, хрустальный блеск утренней росы, красоту и ароматы всех растений. Получился цветок, настолько прекрасный, что когда Зевс его увидел, не удержался и коснулся его губами. Цветок вдруг ожил. Так появились бабочки.
Каковы же особенности строения и жизнедеятельности этих красивейших существ?
Работа с презентацией «Бабочки» /Прил. 1/
Дополнения и вопросы к содержанию презентации (объяснение по ходу просмотра):
Определите тип ротового аппарата.
Почему хоботок свернут в спираль?
Некоторые бабочки не питаются (например, моль)
Чешуйки бывают трех видов:
- пигментные (содержат красящие вещества, придающие окраску крыльям)
- светопреломляющие и отражающие (блестят)
- пахучие (содержат феромоны для привлечения противоположного пола, некоторые различают запах на расстоянии до 10-12 км)
3. Определить тип развития бабочек.
Сравнить тип ротового аппарата взрослого насекомого и личинки (гусеницы). Какое значение имеют различия?
Сравнений дневных и ночных бабочек по признакам (учитель называет признак, а дети проводят сравнение):
- активность
- форма крыльев
- форма тела
- полет
- усики
Закрепление.
найдите ошибку в стихотворении (см. начало урока) (у бабочек не 2, а 4 крыла)
найти биологическую ошибку.
Этот странный дом без окон
У людей зовется кокон.
Свив на ветке этот дом,
Дремлет гусеница в нем,
Спит без просыпа всю зиму,
А зима промчалась мимо.
Март, апрель, капель, весна…
Просыпайся, Сонюшка,
Под весенним ярким солнышком!
Гусенице не до сна
Стала бабочкой она! (в коконе развивается не гусеница, а взрослое насекомое)
3. Хороший огородник до высадки капусты тщательно выпалывает дикорастущие растения семейства крестоцветных, хотя их с удовольствием поедают гусеницы капустной белянки. Правильно ли он делает?
2) отряд Вши.
Представителей следующего отряда насекомых мы – люди – не столь привечаем, как бабочек, и даже на протяжении многих столетий пытаемся найти способ их истребления.
Около ста лет назад при помощи этих насекомых у шведов проходили выборы губернатора.
Претенденты на эту должность садились вокруг стола и клали на него бороды. На середину стола помещали это насекомое. Губернатором становился тот, на чью бороду оно заползало.
О каком насекомом идет речь?
Ответ: о вшах.
Сообщение учащегося о вшах. (Прил. 2)
Заключение.
Это лишь небольшая часть представителей насекомых. На следующем уроке мы продолжим изучать многообразие представителей данного класса.
В заключении хочу вам напомнить о том, что не зависимо от того, приносят ли людям эти существа вред или пользу, роль их в природе огромна. Мне хочется, чтобы вы не забывали слова одного писателя, который сказал: «Я сорвал цветок, и он завял, я поймал мотылька, и он умер, и тогда я понял, что к природе можно прикоснуться только сердцем».
Итоги.
Д\з: п.17 (п.2), п.18 (п.1), сообщение «Домашние насекомые. Тутовый шелкопряд»
Приложение 2.
Вши.
О вшивости (педикулезе) обычно стараются не говорить вслух, тема считается неприличной. Между тем вши – очень интересный пример приспособленности к паразитизму. Так, проблема ликвидации педикулеза не решена до сих пор, несмотря на все научные достижения.
Вши – это отряд насекомых паразитов. Ротовой аппарат этих маленьких (0.4 – 6 мм) кровососущих насекомых преобразован в колющие иглы, заключенные в мягкую трубку. Выделения слюнных желез вшей препятствуют свертыванию крови. Ноги у насекомых короткие, изогнутые, снабжены мощными коготками. Подгибаясь в голени, коготки прочно захватывают волос, за который цепляется вошь. Хотя у вшей есть глаза, различают они только свет и темноту.
Всего известно около 200 видов вшей, каждый из которых паразитирует лишь на каком-нибудь одном виде млекопитающих (слоновья, бычью, заячья и др.)
Большинство специалистов выделяют 3 вида вшей, паразитирующих на человеке: головная, платяная, лобковая. При этом головная и платяная вошь могут скрещиваться и давать потомство, при этом переходить с одного места жительства на другое.
Вши постоянно существуют рядом с человеком. Они были известны еще древним египтянам. Распространению вшей способствовала мода на пышные одежды, парики, неразвитая гигиена быта.
Выносливость вшей вызывает удивление: их плоское твердое тело выдерживает давление до 1.3 кг, под водой они живут до 2 суток, выбираются из-под слоя песка толщиной 30 см и под н7им живут, закопанные 4 суток, выдерживают мороз до 5 градусов, погибая при этом через сутки позже многих других насекомых. Вши более стойки к большим дозам радиации, чем многие другие беспозвоночные, могут голодать до 10 дней при температуре + 10 - +20 градусов.
Головная и платяная вши могут успешно переходить от одного человека к другому в тесноте, например, общественного транспорта, а также при обмене шапками, шарфами, бельем, что часто бывает у детей в школе.
Вши живут около 2 месяцев и быстро размножаются. Яйца вшей – гниды – мелкие, с характерным блеском, как маковое зерно, имеют плотную оболочку, малочувствительны к ядам, к высоким и низким температурам. Развитие вшей прямое.
Вши опасны не только сами по себе, они передают целый ряд инфекционных заболеваний. Наиболее известны из них сыпной и возвратный тиф. Когда вошь сосет кровь, возбудители попадают на поверхность кожи. Чувствуя зуд, человек расчесывает место укола вши, и возбудитель попадает через ссадину в организм. В результате замедляется ток крови, образуются тромбы, происходит закупорка сосудов. Раньше тиф нередко заканчивался смертью.
Возбудитель возвратного тифа попадает в организм через ссадины и слизистые оболочки при раздавливании насекомого. Заражение возвратным тифом происходит реже, чем сыпным.
Для борьбы со вшами используют ядохимикаты. Однако при длительном их применении у паразитов возникает привыкание к ним, которое предается по наследству. Самый действенный способ борьбы с ними – выбривание волос и их сжигание .
Для избавления от платяных вшей белье обычно кипятят и проглаживают по складкам и швам горячим утюгом.
Естественных врагов вшей неизвестно, правда, их могут поедать рыжие лесные муравьи.