Урок биологии в 7 классе "Животный организм как целостная система. Особенности жизнедеятельности животных"

Категория: Биология

Методическая разработка урока биологии в 7 классе на тему "Животный организм как целостная система. Особенности жизнедеятельности животных" с использованием технологии развития критического мышления

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии в 7 классе "Животный организм как целостная система. Особенности жизнедеятельности животных"»

7 класс

Тема: «Животный организм как целостная система. Особенности жизнедеятельности животных».


Задачи урока:

Образовательные: изучить признаки царства животные, расширить представления учеников о живой природе.

Развивающие: развивать умения самостоятельно формулировать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи; кратко и четко формулировать свои мысли. Развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации, умения перерабатывать полученную информацию и представлять ее графически. Развивать креативность, критичность, внимание, память.

Воспитательные: формировать культуру умственного труда, вырабатывать коммуникативные качества, прививать бережное отношение к природе.

Технологии: Технология развития критического мышления.

На уроке формируются компетентности учебно-познавательные, информационные, коммуникативные. На уроке реализуется схема вызов –осмысление - размышление. Стратегией урока является основной прием - кластер. На уроке также используются приемы: ключевые слова, инсерт – чтение с маркировкой текста, синквейн – форма письменной рефлексии. Форма работы – группы в парах. Основной принцип урока – принцип взаимодоверия и взаимопомощи.


Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, картинки с изображением различных животных.


Ход урока:


На стадии вызова учащимся предлагается по схеме – кластеру (слайд №1), назвать тему урока и обосновать свой выбор.


ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ.


БАКТЕРИИ ГРИБЫ РАСТЕНИЯ ? ?


В результате рассуждения, основанного на признаках живых организмов и основных характеристиках уже изученных царств бактерий, грибов и растений, схема систематики живых организмов учащимися достраивается и называется тема урока – Общая характеристика царства животные. Грамотный ответ ученика поощряется оценкой.

На следующем этапе стадии вызова учитель предлагает ребятам по схеме «эволюционное древо» (стр. 90 учебника БИОЛОГИЯ. МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ. В. Б. Захаров, Н. И. Сонин. М., ДРОФА, 2006), используя ключевые слова, составить рассказ, ответив на вопрос – О чем может рассказать «эволюционное древо»?

При составлении рассказа ребята используют ключевые слова – эволюционно молодые группы, эволюционно старые группы, сложно устроенные организмы, просто устроенные организмы, происхождение. Данное задание отрабатывает навыки перекодирования информации. Один ученик работает устно – остальные сразу оценивают его ответ и при необходимости поправляют отвечающего. Все выводы совместно записываются в тетрадь или отчетный лист:

Эволюционно старые группы организмов находятся внизу схемы, это одноклеточные, они имеют самую простую организацию.

Эволюционно молодые группы организмов находятся вверху схемы, это млекопитающие и птицы, они имеют самую сложную организацию.

Работа ребят, достойно справившихся с заданием, оценивается учителем сразу.

Затем совместно учениками и учителем составляется схема систематики царства животные при обсуждении материала, предложенного в учебнике (БИОЛОГИЯ. МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ. В. Б. Захаров, Н. И. Сонин. М., ДРОФА, 2006) на странице 91- 92. Один ученик работает у доски, остальные составляют схему на отчетном листе или в тетради. Данная работа позволяет ребятам закрепить навыки составления схемы систематики, знакомит с основными систематическими категориями царства животные. Работа ученика у доски проверяется и оценивается учениками из класса, а учитель только контролирует этот процесс.

На завершающем этапе вызова учитель предлагает ребятам проанализировать свой жизненный опыт, информацию о животных, полученную ранее, из различных источников – уроков, книг, телепередач. Учащиеся вспоминают известные признаки царства животные, называют их и записывают в первую часть кластера цветным фломастером. Учитель составляет вместе с ребятами схему на доске. Учитываются и записываются все мнения по данному вопросу. После составления первой части кластера учитель подводит итог о том, что ребята в классе очень любознательные и внимательные. Достаточно грамотно формулируют свои мысли, анализируя имеющийся опыт и знания. Схема выглядит примерно таким образом (слайд №2):


Гетеротрофное питание Активное передвижение Есть одноклеточные и

многоклеточные


Органы для передвижения Нет жесткой оболочки

ЦАРСТВО ЖИВОТНЫЕ


На стадии осмысления ребятам предлагается поработать с текстом учебника (БИОЛОГИЯ. МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ. В. Б. Захаров, Н. И. Сонин. М., ДРОФА, 2006) на стр. 92 используя прием – инсерт. При изучении нового материала ребята работают с текстом самостоятельно и делают пометки карандашом на полях:

v знал(а)

+ не знал(а), но узнал(а) из текста

? не понял(а)

После окончания работы с текстом материал обсуждается совместно с учителем. Сначала выясняются вопросы, которые ребята не поняли при самостоятельной работе с текстом. Если такие имеются, то их разбирают с учителем. Затем устно проговаривается материал, являющийся для ребят новым. Ученики отрабатывают умения быстро находить нужную информацию в тексте, четко и кратко формулировать признаки, доказательно исправлять ошибки в схеме, если такие имеются. После вторичного разбора текста учитель предлагает ребятам, используя знаки в тексте, составить вторую часть кластера фломастером другого цвета, чтобы наглядно был видно – сколько нового материала на уроке изучено. Ребята составляют вторую часть кластера на отчетном листе или в тетради. Работа в парах увеличивает скорость выполнения задания: один ищет в тексте, другой – записывает информацию в схему. Такая работа способствует выработке коммуникативных навыков: общения, взаимопомощи, взаимодоверия.

На стадии рефлексии происходит возврат к стадии вызова, к первой части схемы. Используется прием – построение кластера — основные признаки царства животные на доске и его презентация. Совместно с учениками, учитель достраивает вторую часть кластера на доске цветным мелом – ребята называют новые признаки, используя свои записи, и одновременно проверяют и достраивают, если необходимо, свою схему. Во время этой работы ребятам важно проявить внимательность, умение четко и кратко формулировать свои мысли, навыки самопроверки. Это важно, так как в конце урока работа каждого ученика будет поощрена оценкой. После завершения составления схемы на доске, учитель вызывает одного учащегося, по желанию, для презентации всего кластера. Звучат признаки царства животные и вывод о том, что на урок ребята пришли с определенным количеством знаний по теме урока, но к концу урока расширили и углубили свои познания по вопросу – признаки царства животные. Кластер выполненный на доске мелом двух цветов и в тетради фломастерами двух цветов красноречиво показывает результаты работы на уроке. Грамотная, четкая презентация оценивается учителем или учениками класса. Это рассказ ученика о признаках царства Животные по схеме (слайд №3):


гетеротрофное питание активное передвижение есть одноклеточные

и многоклеточные

Органы для передвижения нет жесткой оболочки


ЦАРСТВО ЖИВОТНЫЕ




ЦАРСТВО ЖИВОТНЫЕ





Центриоли - особенности обмена веществ (мочевина) ограниченный

особые структуры клетки рост


системы органов: симметрия тела

пищеварительная и т. д.

двусторонняя лучевая

активное передвижение малоподвижный

образ

приспособлены жизни


к условиям обитания к характеру питания

После презентации кластера и основных выводов урока ребятам предлагается провести самооценку своей деятельности по критериям, предложенным учителем:

,,5,,- при активной работе на уроке и от 0 до 1 исправлений в кластере после презентации

,,4,,---------------------------------------- и от 2 до 3 исправлений в кластере после презентации

Оценка «3» за работу не ставится, так как это урок изучения нового материала.

В конце урока ребятам предлагается составить синквейн на тему «Признаки царства Животные». Ребята составляют синквейн, используя признаки царства, записанные в схеме.

ЖИВОТНЫЕ

ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ И МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ

ПОЖИРАЮТ, ПРИСПОСАБЛИВАЮТСЯ, ПЕРЕДВИГАЮТСЯ.

ИМЕЮТ ГЕТЕРОТРОФНЫЙ ТИП ПИТАНИЯ

ЦАРСТВО

Работа самых активных учащихся поощряется оценкой.


Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Подводя итоги урока, учитель отмечает слаженную работу всего коллектива при изучении нового материала. Выставляются оценки за урок.


Домашнее задание (слайд №4):

обязательная часть – выучить материал на страницах 92-93 в учебнике (БИОЛОГИЯ. МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ. В. Б. Захаров, Н. И. Сонин. М., ДРОФА, 2006) ,

творческая часть – для ребят, интересующихся биологией и желающих получить дополнительную оценку: подготовить сообщение «Удивительный мир одноклеточных животных», составить и оформить в портфолио синквейны по теме урока.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей