СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии в 9 кл. « Приспособленность организмов к среде обитания. Относительный характер приспособленности»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок биологии в 9 кл дает возможность  исследовать основные виды приспособлений организмов к разнообразным условиям среды :маскировка, мимикрия, покровительственная окраска, предостерегающая окраска, физиологическая адаптация, поведенческая адаптация, способствует обогащению жизненного опыта  в этом направлении

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии в 9 кл. « Приспособленность организмов к среде обитания. Относительный характер приспособленности»»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО БИОЛОГИИ В 9 КЛ.

Тема урока« Приспособленность организмов к среде обитания. Относительный характер приспособленности»

Цели и задачи урока:

- закрепить знания о движущих силах эволюции; сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания, знание о механизмах возникновения приспособленности как результата эволюции;

- продолжить развитие умений использовать знания теоретических закономерностей для объяснения явлений, наблюдаемых в живой природе;

- осуществлять экологическое воспитание

Оборудование:

Таблица «Многообразие адаптаций» , плакат «Адаптации в природе»,

Ход урока:

І. Организационный этап

2.Актуализация опорных знаний

Повторение изученного материала:

В форме фронтальной беседы предлагается ответить на вопросы.

а) Назовите единственную направляющую движущую силу эволюции.

б) Что является поставщиком материала для отбора в популяции?

в) Почему в природе происходит борьба за существование, каково ее следствие?

г) К чему приводит естественный отбор?

3. Мотивация учебной деятельности к теме урока.

В природе существует несоответствие между способностью организмов к неограниченному размножению и ограниченностью ресурсов. Это является причиной….? борьбы за существование, в результате которой выживают особи наиболее приспособленные к условиям окружающей среды. Отсюда следует схема:

Борьба за                       Естественный         Приспособленность организмов к окружающей

 существование    →    отбор                 →  среде, многообразие видов

Итак, одним из результатов естественного отбора можно назвать развитие у всех живых организмов адаптаций – приспособлений к среде обитания, т.е. приспособленность – результат действия естественного отбора в данных условиях существования. О приспособленности  мы и поговорим сегодня.

Подумайте и попытайтесь сформулировать, в чем заключается сущность приспособленности к условиям среды обитания? ( Вместе с учащимися учитель дает определение приспособленности, которое записывается в тетрадь)

4.Изучение нового материала

Приспособленность или адаптация – совокупность  особенностей строения, физиологических процессов, поведения организмов, которые обеспечивают для данного вида возможность специфического образа жизни в определенных условиях окружающей среды.

Как вы считаете, какое значение приспособленность имеет для организмов?

Значение: приспособленность к условиям среды повышает шансы организмов на выживание и оставление большого числа потомства

ІІІ. Многообразие адаптаций.

Учитель раздает каждому ученику таблицу «Многообразие адаптаций»- прилагается ниже. Несколько учащихся готовят небольшие сообщения о различных адаптациях, другие зачитывают карточки, которые раздает учитель (прилагаются  ниже)  и пытаются определить вид адаптации в приведенном примере, ее значение для организма. Работа может идти в парах или индивидуально.  Все учащиеся, вместе с учителем обсуждают примеры адаптаций и постепенно заполняют приведенную таблицу (дают характеристику адаптации, приводят свои примеры, обсуждают  значение приспособления)

1. Морфологические адаптации (изменения строения тела)

- обтекаемая форма тела у рыб и птиц

- перепонки между пальцами у водоплавающих животных

- густой шерстный покров у северных млекопитающих

- плоское тело у придонных рыб

2. Маскировка:

форма тела и окраска сливаются с окружающими предметами (морской конек, палочники, гусеницы некоторых бабочек)

3. Покровительственная окраска:

развита у видов, которые живут, открыто и могут оказаться доступными для врагов (яйца у открыто гнездящихся птиц, кузнечик, камбала) Если фон среды не является постоянным в зависимости от сезона года – животные меняют свою окраску (заяц беляк, русак)

 

4. Предостерегающая окраска:

очень яркая, характерна для ядовитых и жалящих форм (осы, шмели, божья коровка, гремучие змеи) Часто сочетается с демонстративным  отпугивающим поведением.

5. Мимикрия:

сходство в окраске, форме тела незащищенных организмов с защищенными (муха - журчалка и пчела, тропические ужи и ядовитые змеи; цветки львиного зева похожи на шмелей – насекомые пытаются завязать брачные отношения, что способствует опылению; яйца откладываемые кукушкой) Подражатели никогда не превосходят численностью вид – оригинал. Иначе предупреждающая окраска потеряет смысл.

6. Физиологические адаптации:

приспособленность процессов жизнедеятельности к условиям обитания.

- накопление жира пустынными животными перед наступлением засушливого сезона (верблюд)

- железы, избавляющие от избытка солей у рептилий и птиц, обитающих у моря

- сохранение воды у кактусов

- быстрый метаморфоз у пустынных амфибий

- теплолокация, эхолокация

- состояние частичного или полного анабиоза

7. Поведенческие адаптации:

изменения поведения в тех или иных условиях

- забота о потомстве улучшает выживание молодых животных, повышает устойчивость их популяций

- образование отдельных пар в брачный период, а зимой объединение в стаи. Что облегчает пропитание и защиту (волки, многие птицы)

- отпугивающее поведение (жук – бомбардир, скунс)

- замирание, имитация ранения или смерти (опоссумы, земноводные, птицы)

- предусмотрительное поведение: запасание корма

8. Биохимические адаптации:

связаны с образованием в организме определенных веществ, облегчающих защиту от врагов или нападение на других животных

- яды змей, скорпионов

- антибиотики грибов и бактерий

- кристаллы щавелевокислого калия в листьях или колючках растений (кактус, крапива)

- особая структура белков и липидов у термофильных (устойчивых к высоким температурам) и психрофильных (холодолюбивых) Такая структура белков и липидов  позволяет организмам существовать в горячих источниках, вулканических почвах, условиях вечной мерзлоты.

ІV. Относительный характер приспособлений.

Предлагается вспомнить окраску зайца зимой. Незаметный для хищников на снегу, хорошо заметен на фоне стволов деревьев. Вместе с учащимися приводятся другие примеры: ночные бабочки собирают нектар со светлых цветков, но и летят на огонь, хотя и гибнут при этом; ядовитых змей поедают мангусты, ежи; если кактус обильно поливать – он погибнет.

Какой вывод можно сделать?

Вывод: любое приспособление целесообразно только в тех условиях, в которых оно сформировалось. При изменении этих условий адаптация теряет свою ценность или даже приносит вред организму. Следовательно – приспособленность носит относительный характер.

При изучении темы мы опирались на учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Оно объяснило механизм возникновения приспособленности организмов к условиям обитания и доказало, что приспособленность всегда носит относительный характер.

V. Закрепление знаний:

Выполнение лабораторной работы

VДомашнее задание.

1. Параграф …  




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!