КОНСПЕКТ УРОКА ПО БИОЛОГИИ В 9 КЛ.
Тема урока: « Приспособленность организмов к среде обитания. Относительный характер приспособленности»
Цели и задачи урока:
- закрепить знания о движущих силах эволюции; сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания, знание о механизмах возникновения приспособленности как результата эволюции;
- продолжить развитие умений использовать знания теоретических закономерностей для объяснения явлений, наблюдаемых в живой природе;
- осуществлять экологическое воспитание
Оборудование:
Таблица «Многообразие адаптаций» , плакат «Адаптации в природе»,
Ход урока:
І. Организационный этап
2.Актуализация опорных знаний
Повторение изученного материала:
В форме фронтальной беседы предлагается ответить на вопросы.
а) Назовите единственную направляющую движущую силу эволюции.
б) Что является поставщиком материала для отбора в популяции?
в) Почему в природе происходит борьба за существование, каково ее следствие?
г) К чему приводит естественный отбор?
3. Мотивация учебной деятельности к теме урока.
В природе существует несоответствие между способностью организмов к неограниченному размножению и ограниченностью ресурсов. Это является причиной….? борьбы за существование, в результате которой выживают особи наиболее приспособленные к условиям окружающей среды. Отсюда следует схема:
Борьба за Естественный Приспособленность организмов к окружающей
существование → отбор → среде, многообразие видов
Итак, одним из результатов естественного отбора можно назвать развитие у всех живых организмов адаптаций – приспособлений к среде обитания, т.е. приспособленность – результат действия естественного отбора в данных условиях существования. О приспособленности мы и поговорим сегодня.
Подумайте и попытайтесь сформулировать, в чем заключается сущность приспособленности к условиям среды обитания? ( Вместе с учащимися учитель дает определение приспособленности, которое записывается в тетрадь)
4.Изучение нового материала
Приспособленность или адаптация – совокупность особенностей строения, физиологических процессов, поведения организмов, которые обеспечивают для данного вида возможность специфического образа жизни в определенных условиях окружающей среды.
Как вы считаете, какое значение приспособленность имеет для организмов?
Значение: приспособленность к условиям среды повышает шансы организмов на выживание и оставление большого числа потомства
ІІІ. Многообразие адаптаций.
Учитель раздает каждому ученику таблицу «Многообразие адаптаций»- прилагается ниже. Несколько учащихся готовят небольшие сообщения о различных адаптациях, другие зачитывают карточки, которые раздает учитель (прилагаются ниже) и пытаются определить вид адаптации в приведенном примере, ее значение для организма. Работа может идти в парах или индивидуально. Все учащиеся, вместе с учителем обсуждают примеры адаптаций и постепенно заполняют приведенную таблицу (дают характеристику адаптации, приводят свои примеры, обсуждают значение приспособления)
1. Морфологические адаптации (изменения строения тела)
- обтекаемая форма тела у рыб и птиц
- перепонки между пальцами у водоплавающих животных
- густой шерстный покров у северных млекопитающих
- плоское тело у придонных рыб
2. Маскировка:
форма тела и окраска сливаются с окружающими предметами (морской конек, палочники, гусеницы некоторых бабочек)
3. Покровительственная окраска:
развита у видов, которые живут, открыто и могут оказаться доступными для врагов (яйца у открыто гнездящихся птиц, кузнечик, камбала) Если фон среды не является постоянным в зависимости от сезона года – животные меняют свою окраску (заяц беляк, русак)
4. Предостерегающая окраска:
очень яркая, характерна для ядовитых и жалящих форм (осы, шмели, божья коровка, гремучие змеи) Часто сочетается с демонстративным отпугивающим поведением.
5. Мимикрия:
сходство в окраске, форме тела незащищенных организмов с защищенными (муха - журчалка и пчела, тропические ужи и ядовитые змеи; цветки львиного зева похожи на шмелей – насекомые пытаются завязать брачные отношения, что способствует опылению; яйца откладываемые кукушкой) Подражатели никогда не превосходят численностью вид – оригинал. Иначе предупреждающая окраска потеряет смысл.
6. Физиологические адаптации:
приспособленность процессов жизнедеятельности к условиям обитания.
- накопление жира пустынными животными перед наступлением засушливого сезона (верблюд)
- железы, избавляющие от избытка солей у рептилий и птиц, обитающих у моря
- сохранение воды у кактусов
- быстрый метаморфоз у пустынных амфибий
- теплолокация, эхолокация
- состояние частичного или полного анабиоза
7. Поведенческие адаптации:
изменения поведения в тех или иных условиях
- забота о потомстве улучшает выживание молодых животных, повышает устойчивость их популяций
- образование отдельных пар в брачный период, а зимой объединение в стаи. Что облегчает пропитание и защиту (волки, многие птицы)
- отпугивающее поведение (жук – бомбардир, скунс)
- замирание, имитация ранения или смерти (опоссумы, земноводные, птицы)
- предусмотрительное поведение: запасание корма
8. Биохимические адаптации:
связаны с образованием в организме определенных веществ, облегчающих защиту от врагов или нападение на других животных
- яды змей, скорпионов
- антибиотики грибов и бактерий
- кристаллы щавелевокислого калия в листьях или колючках растений (кактус, крапива)
- особая структура белков и липидов у термофильных (устойчивых к высоким температурам) и психрофильных (холодолюбивых) Такая структура белков и липидов позволяет организмам существовать в горячих источниках, вулканических почвах, условиях вечной мерзлоты.
ІV. Относительный характер приспособлений.
Предлагается вспомнить окраску зайца зимой. Незаметный для хищников на снегу, хорошо заметен на фоне стволов деревьев. Вместе с учащимися приводятся другие примеры: ночные бабочки собирают нектар со светлых цветков, но и летят на огонь, хотя и гибнут при этом; ядовитых змей поедают мангусты, ежи; если кактус обильно поливать – он погибнет.
Какой вывод можно сделать?
Вывод: любое приспособление целесообразно только в тех условиях, в которых оно сформировалось. При изменении этих условий адаптация теряет свою ценность или даже приносит вред организму. Следовательно – приспособленность носит относительный характер.
При изучении темы мы опирались на учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Оно объяснило механизм возникновения приспособленности организмов к условиям обитания и доказало, что приспособленность всегда носит относительный характер.
V. Закрепление знаний:
Выполнение лабораторной работы
V. Домашнее задание.
1. Параграф …