СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии в 9 классе. Способы размножения организмов

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка может быть полезна учителям биологии при разработке открытого урока по данной теме. Буду рада. если материал пригодится.

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии в 9 классе. Способы размножения организмов»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 66

с.Бушулей





Открытый урок биологии в 9 классе



по теме

«Бесполое размножение организмов»















Учитель: Гагаркина Н.В.



Бушулей, 2012 год.



Цели урока:

  1. Углубить знания об особенностях и способах бесполого размножения организмов;

  2. Продолжить формирование умений систематизировать информацию, взятую из различных источников, обсуждать проблему, строить схемы; научиться определять формы размножения.

  3. сформировать представление о роли бесполого размножения в природе и в жизни человека.

Методы: эвристическая беседа, частично – поисковая работа, самостоятельная работа учащихся, творческая работа.

Оборудование: таблицы из разных курсов, иллюстрирующие формы размножения, тексты из дополнительной литературы; карточки с заданием для актуализации знаний, интерактивные таблицы, видеоролик



Ход урока.



  1. Организационный момент.

На доске запись: (закрыта)

«Жизнь на Земле существует и продолжается во времени благодаря уникальному свойству всех живых организмов – способности к размножению или самовоспроизводству».

Запись: «Это процесс, с помощью которого Жизнь умудряется обвести вокруг пальца Время»- (запись открыта).

- О каком процессе идёт речь?

  1. Актуализация знаний по теме.

На каждый стол раздаются карточки с заданиями:

Используя знания, полученные в курсах ботаники, зоологии, анатомии и физиологии человека, продолжите рассказ, ответив на все вопросы.

«Каждую секунду на Земле гибнут десятки тысяч организмов. Одни от старости. Другие из-за болезней, третьих съедают хищники… Мы срываем в саду цветок, наступаем случайно на муравья, убиваем укусившего нас комара, ловим на озере щуку. Каждый организм смертен, поэтому любой вид должен заботиться о том, чтобы его численность не уменьшалась. Смертность одних особей компенсируется рождением других»

1.Что такое размножение? Какое значение имеет?

2. Что лежит в основе размножения живых организмов?

3.Какие основные типы размножения свойственны живым организмам? В чём принципиальное отличие этих двух типов?



Примерные ответы:

1.Размножение – одно из важных свойств живой природы, воспроизведение себе подобных. Существование каждой отдельно взятой системы огромно во времени. Поэтому поддержание жизни на протяжении сотен, тысяч миллионов лет может быть только связано с самовоспроизведением. Каждая особь со временем перестаёт существовать, но жизнь вида, как правило не прекращается.

2. В основе размножения лежит способность клеток к делению.

3.Известны две основные формы размножения: половое и бесполое. Половым размножением называется смена поколений и развитие организмов на основе слияния половых клеток и образования зиготы. При бесполом размножении новая особь появляется из специализированных клеток тела – соматических, бесполовых.



  1. Изучение новой темы.

    • Работа в группах.

В природе существуют разные формы бесполого размножения. Каждая группа накануне получила карточку – задание и подготовила сообщение о какой – то определённой форме бесполого размножения с применением таблиц, фрагментов презентаций и.т.д. Давайте обменяемся собранной информацией:

1 группа – Бинарное и множественное деление.

Деление – наиболее простая форма бесполого размножения, распространено у бактерий и простейших организмов. У этих организмов бесполое размножение заключается в делении их тела путём митоза.(демонстрация анимационного фильма «Размножение бактерий», электронное пособие Биология. 6 класс.)

Материнская особь делится на две дочерние особи примерно равной величины. Органоиды равномерно распределяются между дочерними особями, недостающие достраиваются. Такое деление характерно для таких простейших организмов, как амёба, эвглена, некоторые инфузории, хламидомонада.

Множественное деление (шизогония), при котором вслед за рядом повторных делений клеточного ядра происходит деление самой клетки на множество дочерних одноядерных клеток (споровики – плазмодий малярийный). Переносчиком малярийного плазмодия является комар. При укусе комара плазмодии попадают в кровь человека и затем в эритроциты. Там они разрастаются, ядро несколько раз делится митозом, вокруг каждого дочернего ядра обособляется участок цитоплазмы и в результате одновременно образуются 12-24 клетки.

Эритроциты разрушаются, а освободившиеся клетки выходят в плазму крови, проникают в новые эритроциты, и весь процесс повторяется заново. Такая высокая плодовитость компенсирует большие потери из-за трудностей успешной передачи паразита от одного хозяина другому: от человека к комару и в обратном направлении.



2 группа– рассказ о спорообразовании.

Спора – это одноклеточная гаплоидная репродуктивная единица микроскопических размеров, состоящая из небольшого количества цитоплазмы и ядра. Они образуются в специальных структурах – спорангиях. Нередко споры образуются в больших количествах и имеют ничтожный вес, что облегчает их распространение ветром и животными. Спора содержит лишь минимальные запасы питательных веществ. Ввиду того, что не все споры попадают в благоприятные условия, потери спор очень велики. Главное их достоинство – возможность быстрого размножения и расселения видов, особенно грибов.

Спорообразование широко распространено у споровых растений (водоросли, мхи, плауны, папоротники) и грибов. (демонстрация таблиц). А вот споры бактерий служат для перенесения неблагоприятных условий. Бактериальные споры очень устойчивы, нередко они выдерживают обработку сильными дезинфицирующими средствами и кипячение.









3 группа – Размножение фрагментами (фрагментация)



Это разделение особи на две или несколько частей, каждая из которых растёт и образует новую особь. Фрагментация происходит , например, у нитчатых водорослей, таких как, спирогира. Нить спирогиры может разорваться.

Фрагментация наблюдается у некоторых низших беспозвоночных животных, которые сохраняют значительную спосособность к регенерации. Например, тело немертин (группа примитивных червей) особенно легко разрывается на много частей, каждая из которых может дать в результате регенерации новую особь.

При неблагоприятных у4словиях плоский червь планария также распадается на отдельные части, каждая из которых при наступлении благоприятных условий может дать новый организм.

А вот у морских звёзд восстановление из отдельных частей происходит только после случайной фрагментации. (Морская звезда способна к регенерации из любого фрагмента, который содержит щупальце и кусочек тела. Ловцы устриц с неприязнью относятся к морским звёздам за то, что они истребляют устриц. Поэтому издавна попавших в сеть морских звёзд рыбаки разрушали на куски и выбрасывали за борт. Узнав, что это приводит к увеличению численности морских звёзд, рыбаки стали бросать их в кипяток.



4 группа – почкование.

Почкование – одна из форм бесполого размножения, при которой новая особь образуется в виде выроста (почки) на теле родительской особи, а затем отделяется от неё, превращаясь в самостоятельный организм, совершенно идентичный родительскому. Почкование встречается у разных групп организмов, особенно у кишечнополостных, например, у гидры, и у одноклеточных грибов, таких как дрожжи. (фрагмент презентации).

При почковании дрожжей на клетке образуется утолщение, постепенно превращающееся в полноценную дочернюю клетку дрожжей.

На теле гидры несколько клеток тела начинают делиться, постепенно на теле материнской особи вырастает маленькая гидра, у которой образуется рот со щупальцами и кишечная полость, связанная с кишечной полостью матери. Если материнская особь поймает добычу, то часть питательных веществ попадает и в маленькую гидру, и, наоборот, дочерняя особь, охотясь, также «делится» пищей с материнской особью. Вскоре маленькая гидра отделяется от материнского организма и обычно располагается рядом с ней. Теперь «мать» и «дочь» будут конкурировать за пищу. Вот почему гидры размножаются почкованием только тогда, когда условия существования хорошие и пищи достаточно.

Необычная форма почкования описана у растения Bryophyllum (lakenchoe), выращиваемого в качестве комнатного декоративного растения. Листья этого растения имеют зазубренные края, в основании которых развиваются миниатюрные растеньица, снабжённые маленькими корешками. Эти почки в конце концов отпадают и начинают существовать как отдельные растения.



5 группа – вегетативное размножение.

Одна из форм бесполого размножения, при которой от растения отделяется относительно большая, обычно специализированная часть (орган, часть органа) и развивается в самостоятельное растение. Нередко растения образуют структуры, специально предназначенные для этой цели: луковицы, клубнелуковицы, корневища, клубни. А также распространено размножение корнями (корневыми отпрысками), листовыми и побеговыми черенками (листьями и частями побегов, надземными столонами (усами), отводками.

Способы вегетативного размножения и примеры растений, размножающихся тем или иным способом представлены в таблице.



Способы вегетативного размножения растений в природе.



Способ вегетативного размножения.

Примеры растений

1. Видоизменёнными подземными побегами:


а) корневищами

Пырей ползучий, мята, ирис…

б) луковицами

Лук, нарцисс, тюльпан…

в) клубнелуковицами

Гладиолус

г) клубнями:


- стеблевыми (побеговыми)

Картофель, топинамбур

- корневыми

Георгин

2. Видоизменёнными надземными побегами – усами.

Земляника

3. Черенками:


а) стеблевыми

Тополь, ива…

б) корневыми

одуванчик

в) листовыми

Бегония, сердечник луговой

4. Отводками

Смородина

5. Корневыми отпрысками

Мята



При вегетативном размножении растение сохраняет определённую комбинацию генов, что делает его хорошо приспособленным к окружающим условиям и даёт возможность заселять обширные пространства Земли.

  • Обмен информацией, на основе которой строится схема

























  • Учащиеся дают характеристику бесполого размножения:



    1. Происходит без образования гамет.

    2. В основе размножения лежит митоз.

    3. В размножении участвует лишь один организм.

    4. Дочерние организмы абсолютно идентичны материнскому (являются его копией).

    5. Приводит к быстрому увеличению численности особей данного вида при благоприятных условиях.

  • Каковы преимущества бесполого размножения?



Ответ: происходит просто, не нужно тратить время и энергию для поиска партнёра; численность организмов увеличивается относительно быстро; в неизменных условиях среды создаются безграничные возможности повышения численности организмов со сходной наследственностью – организмов, хорошо приспособленных к жизни в этих конкретных условиях.



  • Каковы недостатки бесполого размножения?



Ответ: не обеспечивает выживания в изменчивой, непостоянной среде (новые признаки, которые могут оказаться полезными при изменении условий среды, при бесполом размножении появляются только в результате относительно редких ситуаций)



Учитель: У многих видов организмов существует чередование полового и бесполого размножения, что позволяет им оптимально решать задачу воспроизведения себе подобных в различных условиях обитания.

- Какие преимущества даёт половое размножение живым организмам? Ответ на поставленный вопрос мы попробуем найти при изучении темы «Половое размножение организмов»



  1. Рефлексия.



Анализ работы на уроке.

- Что узнали нового?

- В чём были трудности?

- Как с ними справились?

Экспресс – тест «Вопрос-ответ»

    1. Какая форма бесполого размножения характерна для мхов и папоротников?

    2. Какая форма бесполого размножения характерна для гидры и дрожжей?

    3. Какая форма бесполого размножения характерна для планарии и некоторых кольчатых червей?

    4. Верно ли суждение: Бесполое размножение увеличивает наследственную изменчивость организмов?

    5. Верно ли суждение: Бесполое размножение амёбы происходит путём шизогонии?

    6. Верно ли суждение: При бесполом размножении все дочерние особи являются точной копией материнской?



Учитель рассказывает о явлении полиэмбрионии у человека – размножение во время эмбрионального развития, при которой из одной зиготы развивается не один, а два, три или несколько зародышей – близнецов ( однояйцовые близнецы). Потомство всегда одного пола.





  1. Оценка учащихся за работу на уроке.

  2. Домашнее задание.
































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!