СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии 6 класс тема "Движение"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по теме "Движение" программа Сонина Н.И.Учебник "Живой организм"

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии 6 класс тема "Движение"»

Тема урока «ДВИЖЕНИЕ»

Цель урока: сформировать представление о движении как одном из важнейших свойств живого; познакомить с разными способами движения организмов.

Задачи:

Образовательные:

познакомиться с особенностями движения различных живых организмов, осознать необходимость и сущность процесса движения для всего живого; создать условия для выявления взаимосвязи между особенностями строения живых организмов и средой обитания, нахождения путей решения проблем.

Развивающие:

развивать умения находить нужные сведения в тексте, в полученной информации, при просмотре фрагментов фильма об организмах; устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, анализировать, обобщать.

Воспитательные:

способствовать воспитанию интереса к предмету, к результату своего труда, уважение к одноклассникам, эстетическое воспитание и любовь к природе.

Тип урока: комбинированный.

Структура урока.

  1. Организационный момент.

Д.З было ответить на вопросы после параграфа(поэтому тетради надо будет собрать)


  1. Повторение изученного материала.

- Что мы изучали на предыдущем уроке? (Скелет)

3-4 человека получают карточку (задание уровня В)

- Что такое скелет? Какие бывают типы скелетов? Приведите примеры

III. Мотивирование к учебной деятельности.

- Вспомните, какие признаки характерны всем живым организмам?

Мы хорошо поработали над предыдущими темами, которые познакомили нас с питанием, дыханием, выделением, транспортом и обменом веществ, но не усвоили еще одну важную сторону жизнедеятельности организмов, а между тем это свойство очень важное и необходимое для живых организмов.

Сформулируйте тему урока.

Тема нашего урока: Движение.

На ваших столах возьмите листы для работы, подпишите свою фамилию, имя кто в вашей группе

- Как вы думаете, что такое движение? (движение – это одно из главных свойств живых организмов необходимое для его перемещения и распространения)

- Что вы уже знаете о движении?

- Как организмы передвигаются? С помощью каких органов? Как движение связано с темой предыдущего урока?

Что будет целью нашего урока?

- Познакомиться с разными способами движения организмов. Запишите цель на своих листочках.

Проблемный вопрос

- Почему движение важный признак всех живых организмов? Зачем живым организмам необходимо двигаться? Можете высказывать любые предположения. (питание, защита от врагов, размножение)

Учитель: Движение присуще не только организмам, но и отдельным органам. Приведите примеры (сердце, лёгкие, веки)

IV. Актуализация знаний.

- Знаете ли вы живые организмы, которые абсолютно неподвижны? (нет)

Живые организмы находятся в постоянном движении.( Движутся все живые организмы, даже самые мелкие – бактерии, простейшие, но их движения заметны только в сильный микроскоп.)

--мы ходим, перемещаемся в пространстве, растём, можем достать что-то, сходить куда-то, сделать что-то, питание, движение конечностей, удержание чего-либо.

V.Изучение нового материала.

– Давайте посмотрим, как же двигаются одноклеточные простейшие животные.

Демонстрация (учебник): движение амебы, инфузории-туфельки, эвглены зелёной.

Вопрос: Какие приспособления к движению имеются у одноклеточных организмов? (У одноклеточных организмов приспособлениями к движению являются жгутики, ложноножки, реснички)

Задание 1. Заполните табличку, которая лежит на столах.

Движение одноклеточных животных

Название организма

Органы движения

Амёба

ложноножки

Инфузория-туфелька

реснички

Эвглена зелёная

жгутик

Поговорим о движении многоклеточных животных.

Посмотрим видеофрагмент. (Передвижение дождевого червя)

-Где обитает дождевой червь?

- Как происходит движение дождевого червя? (сокращение мышц, сжимание и удлинение сегментов)

Т.е. движение многоклеточных животных связано с мышечной деятельностью.

Выполните задание 2. Для этого прочитайте текст 1 и вставьте пропущенные слова в текст.

Задание 2. Вставить пропущенные слова:

Черви обитают в _____________________. Когда червь вытягивается, тело становится _________________и ________________________. Это происходит, потому что у червя есть _____________________________________мышцы. На брюшке у них есть колючие ______________________, которые толкают тело червя вперед. Чтобы подтянуть хвост, сокращаются ________________________мышцы.

Подсказка (кольцевые, щетинки, тоньше, длиннее, продольные, почва.)

Проблемный вопрос. Какие черты приспособления к среде обитания появляются у организмов в связи с движением? Чтобы ответить на этот вопрос поработаем в группах.

Организуется работа в группах по отдельным заданиям. Прочитайте текст 2. На основе текста заполните таблицу.

Первая группа. Движение животных в воде

  1. Напротив каждого названия животного ставьте галочку в квадрате, соответствующем

его способу движения

Название животного

Плавники

Крылья

Плавательные перепонки, ласты

Реактивный способ движения

Волнообразные изгибания тела

Морские змеи





+

Рыбы

+





Пингвины


+




Утки



+



Лягушка



+



Гребешок, медуза




+


  1. Рассказать как двигаются животные в воде.

  2. Ответь на вопросы:

- Чем различаются хвостовые плавники рыб и китов?

-Какие приспособления имеют водные животные?

Вторая группа. Движение животных в воздухе

  1. Напротив каждого названия животного ставьте галочку в квадрате, соответствующем его способу движения

    Название животного

    Крылья с перьями

    Крылья из кожистой перепонки

    2 пары крыльев

    Полые кости

    Ястреб

    +



    +


    Колибри






    Насекомые



    +



    Летучие мыши


    +



    Бабочки



    +


  2. Ответь на вопросы:

- Какие животные могут летать?

Закончите предложение: Летают ________ и ______________ , потому что…

- Чем можно объяснить, что птицы лучшие летуны, чем насекомые?

Закончите предложение: Птицы лучшие летуны, потому что …

Третья группа. Движение животных в наземной среде

  1. Напротив каждого названия животного ставьте галочку в квадрате, соответствующем его способу движения

Название животного

Млекопитающие

3 пары ног

2 пары ног по бокам тела

Отсутствие ног

Стопоходящие

Пальцеходящие

Копытные

Медведь

+






Косуля



+




Кошка


+



+


Крокодил





+


Муравей




+



Кобра






+

2. Ответьте на вопросы:

- Почему таких животных, как крокодил, ящерица, варан, называют пресмыкающимися?

- Почему у животных организмов существуют такие разнообразные способы передвижения?

- К какой группе животных относятся кошка и медведь. Почему?

Объяснение своего материала капитанами по группам.

VI. Рефлексия. Давайте сделаем вывод.

- Что такое движение? (Движение – это проявление жизни. Животные способны к активному перемещению)

- От чего зависит такое многообразие свойств передвижения? (способы движения организмов связаны со средой обитания и являются результатом приспособленности этих организмов в этих условиях обитания)

- Какие черты приспособления к среде обитания появляются у организмов в связи с движением?

- Какие движения характерны для животных во всех средах обитания (рост организма, движение ротового аппарата, движения конечностей (удерживать что-либо, рука человека)

-А что помогает животным совершать такие разнообразные движения, какая система органов? (опорно-двигательная система, т.е. скелет и мышцы)

- Почему движение – это одно из главных свойств организма? (движение – это жизнь, это энергия, возможность добыть пищу, ухаживать за потомством, обороняться от врагов, создать семью и т.п.)

VII. Домашнее задание.1. Выучить параграф 16. Понаблюдать за движениями домашних животных и описать их.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!