СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии на тему «Чем знаменит Байкал?» для учащихся 5-7классов

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке с помощью работы по тексту учащиеся углубляют свои знания об эндемиках Байкала, изучают экологические проблемы озера и предлагают пути их решения.

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии на тему «Чем знаменит Байкал?» для учащихся 5-7классов»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с. Преображенка










День единого текста


Урок биологии на тему

«Чем знаменит Байкал?»

5-7классы















Работа выполнена

учителем биологии и химии

МКОУ СОШ с. Преображенка

Верхотуровой Н.И.














с. Преображенка, 2022г.

Цели урока:

  • формировать представление об уникальной природной жемчужине Сибири – озере Байкал;

  • рассмотреть флору и фауну Байкала с помощью работы с разными источниками информации, выявить закономерности взаимосвязей компонентов озера Байкал;

  • рассмотреть экологические проблемы озера Байкала и пути их решения;

  • формировать умение работать с различными источниками информации, умение выделять главное, систематизировать материал, умение видеть причинно-следственные связи; находить в тексте требуемую информацию (быстро работать с текстом, определять его основные элементы, находить необходимую единицу информации в тексте), умение интерпретировать информацию текста;

  • вырабатывать самостоятельность в пополнении знаний, формировать экологическое сознание, развивать интерес к предмету.

Требования ФГОС ООО (предполагаемые результаты обучения)

Личностные: раскрыть значимость знаний об озере Байкал.

Предметные: уметь работать с текстом, составлять схемы, анализировать рисунки и текст на слайдах, успешно выполнять практические задания.

Метапредметные:

Познавательные: формировать умения определять термины и понятия, классифицировать объекты и явления, формировать умения находить достоверные сведения в различных источниках.

Регулятивные: вырабатывать умения управлять своей познавательной деятельностью, самостоятельного приобретения знаний и практических умений по работе с текстом и дополнительными источниками информации, формировать умения анализировать эмоциональное состояния от успешной и неуспешной деятельности, формировать навыки анализировать собственную работу и соотносить её с планом деятельности.

Коммуникативные: формирование навыков учебного сотрудничества, навыков проявления активности во взаимодействии и обмена мнениями.

Инструментарий учителя: раздаточный материал (единый текст, рабочий лист для каждого ученика, информационный лист), компьютер, мультимедийная презентация, разработанная учителем.


Ход урока


1. Приветствие учащихся.

Мотивационно-целевой этап (этап вызова - вызвать познавательный интерес к проблеме, обеспечить эмоциональное переживание от неполноты знания вопроса, организовать самостоятельную постановку цели).


Как ты красив, наш батюшка Байкал!
Среди лесов, песчаных дюн и скал
Стоишь, не зная горестей и бед
Уж сотни миллионов лет.

…………………………..

И в тишине ведёшь богатству счет,
Что притаилось в бездне твоих вод:
Шесть сотен видов флоры лишь одной,
Из фауны хорош осетр с икрой.
И ловят омуля, кому не лень.
Есть сиг, и голомянка, и тюлень:
Нажил богатства ты не без труда,
Но главное из них — твоя вода.

Целебных свойств ее не перечесть,
И тайная в ней святость тоже есть.
Отведаешь водицы не спеша,
И чище станет у тебя душа.

Дробот Н.

Ребята, сегодня на уроках вы изучаете интересный текст на тему «Чем знаменит Байкал?» (Приложение 1.)

Так чем же? (ответов будет немало, и среди них – «уникальным животным и растительным миром, и их сохранением!!!»). Об этом мы и поведём разговор.

Итак, наши цели (заслушать и обсудить ответы учащихся, обобщить высказанные цели): рассмотреть, чем знаменит Байкал с биологической и экологической точек зрения.

2. Основной этап урока.

Обратимся к тексту:

-сколько видов животных и растений обитают в Байкале? (почти 1400 видов ж, более 850 видов растений)

-из них, сколько встречаются только в Байкале, являются его коренными жителями и называются эндемиками? (848 видов ж, 133 вида р)

- кто такие эндемики?

- что такое флора и фауна?

Индивидуальная работа в рабочем листе.

Задание 1. Используя текст «Чем знаменит Байкал?», составьте в рабочем листе по тексту схему эндемиков Байкала (приём – сверни информацию).

Ответ: эндемики →байк омуль

↓ ↓

Нерпа голомянка и эпишура



Знакомимся с эндемиками Байкала по слайдам презентации и информационному листу «Знаете ли Вы, что ….» (в данном информационном листе представлена более широкая информация о некоторых эндемиках Байкала с целью изучения её на уроке и дома, форма работы может быть групповой, читаем вслух и обсуждаем приспособления данных организмов, либо индивидуальное чтение текстов, затем их групповое обсуждение).



Задание 2. Используя информационный лист «Знаете ли Вы, что ….» укажите в таблице необходимую информацию по смыслу (приём - диагностика читательских умений).



Эндемики Байкала

Особенности строения и жизнедеятельности эндемиков

нерпа

Единственное млекопитающее, которое обитает в Байкале, может нырять на глубину до 400 м. и находиться под водой до 40 минут.

эпишура

Они являются фильтраторами воды, очищающими её, один малыш способен профильтровать стакан воды в сутки. В каждом квадратном метре водной поверхности их около 30миллионов! Они отвечают за чистоту воды Байкала.

голомянка

Полупрозрачные живородящие рыбки, она мечет не икру, а живых детёнышей. Она одна приносит до семи тысяч крошечных мальков! Её жир содержит много витаминов и издавна применяется в медицине.

губки

Колонии примитивных многоклеточных животных, ведут прикрепленный образ жизни, обитают на каменистых грунтах, длина их ветвей может достигать 1 м.

байкальский омуль

Промысловая рыба рода сиговых семейства лососёвых. Тело окрашено коричневато–зеленым оттенком, а бока окрашены в серебристый цвет, предпочитает холодную воду.


Физкультурная пауза:

Настало время физкультминутки. Выполняем упражнения со мной.

На Байкале красота …………(руки вперед)

Посмотри туда……………… (руки к плечам, поворот влево - вправо)

Посмотри сюда.

Наклонились вниз к ногам… (руки на пояс, наклоны вперед)

Потянулись к небесам……… (руки вверх, вращение кистей рук)

Над Байкалом чайки кружат,
Полетим за ними дружно…… (руки на пояс)
Брызги пены, шум прибоя….. (ходьба на месте)
Над Байкалом - мы с тобою!

Тихо сели на песок………….. (сели за парту)

И продолжим мы урок.


Задание 3.

Решите кроссворд

1. Организмы, обитающие только на одной территории. эндемики

2. Байкальский тюлень - нерпа

3. Промысловая рыба. сиг

4. Чего нет у голомянки? чешуя

5. Ценная рыба, достигающая на Байкале до 7 кг.,

эндемик, местное население говорит:

"Нет Байкала без …" О ком? омуль

6. Промысловая рыба Байкала хариус

7. Единственная дочь Байкала. Ангара

По вертикали должно получиться название рачка, очищающего байкальскую воду. (Эпишупа).


Проблемный вопрос. Объясните ребята, почему в озере Байкал обитает много видов животных, не встречающихся в других водоёмах, т.е. эндемиков? (слушаем ответы друг друга, обсуждаем).

Дополнение к ответам учащихся.

Причины:

- географическая изоляция и действие стабилизирующего отбора. Байкал длительное время (около 20 млн. лет) не имеет соединения с другими водоемами, поэтому организмы из других водоемов не могут попасть в Байкал.

В Байкале могли сохраниться виды, которые во всех остальных (связанных между собой) водоемах уже вымерли.

В результате мутаций и естественного отбора изменился генофонд исходных организмов, что привело к возникновению новых видов. Байкальские популяции, не имеющие связи с популяциями других водоемов, эволюционировали независимо от других популяция своих видов и превратились в отдельные эндемичные виды.

В озере Байкал уникальные условия (например, высокое содержание кислорода) и своя уникальная экосистема, поэтому направление эволюции организмов в озере Байкал отличается от направления эволюции организмов в других водоемах.

 - возраст озера - по оценкам геологов - 25-35 млн лет (самая главная причина) - сохранились виды, которые в других уголках мира не сохранились.

- изолированность озера от других водных объектов: впадает больше 300 рек, вытекает только одна Ангара.

- чистота воды - впадают горные реки, в которых чистая горная вода.

- большая насыщенность воды кислородом.

- температура воды мало изменяется и летом и зимой: летом до +9 - +15 градусов, зимой +4 градуса подо льдом - вода прозрачная и не прогревается.

- очень малая доля минеральных веществ в составе воды. 

Озеро Байкал - это самое большое и глубокое озеро на нашей планете. К тому же, это пресный водоем. Поэтому там большое разнообразие растений и животных. Планктон, который там обитает, очищает воду и поддерживает стабильный состав воды. К тому же, в этом озере живут те виды, которые вымерли в остальных водоемах. Они смогли выжить из-за того же размера и глубины водоема и хорошего состояния воды.

Задание 4.

Органический мир Байкала

Животных ________ видов

Примеры ______________________________________________________________________

Растений ________ видов

Примеры ______________________________________________________________________

Организмы многие смогли выжить из-за размера и глубины водоема, хорошего состояния воды. Но почему –то в стране громко звучат сигналы о загрязнении Байкала, кто в этом виноват?

Экологические проблемы озера и пути их решения: изучаем информацию на слайдах и в видеофрагменте (смотрим, слушаем, обсуждаем, выполняем индивидуально задание в рабочем бланке, далее работаем в парах и решаем экологическую цепочку: восстановить последовательность событий, сказать ключ ответа в цифрах (текст разрезан на части)).


Задание 5.

Экологические проблемы Байкала и пути их решения

Проблемы Байкала

Пути решения


















Экологическая цепочка (приём - решение логической цепочки и установление причинно-следственных связей данных событий и явлений).

4.Главный приток Байкала, река Селенга, несет порядка 30 куб. км загрязненной воды в год. Предприятия по добыче золота и других полезных ископаемых, крупные города – Улан-Удэ, Селенгинск и другие загрязняют реку сточными водами промышленного и коммунально-бытового характера. Очистные сооружения устарели и не справляются с нагрузкой. 

2.В воду попадают тяжелые металлы, продукты нефтепереработки, минеральные удобрения с полей и угодий, биологические отходы – фекалии, остатки пищи. Все это ухудшает состояние реки и самого озера.

5.Ежегодно на озеро приезжает до миллиона туристов. В результате туристической деятельности в воды озера регулярно попадает мусор, а его берега загрязняются вследствие неорганизованности людей и потребительского отношения к природе.

1.Озеро Байкал находится в бедственном, «предынфарктном» состоянии. Из-за увеличения разрешенного уровня колебаний вод до 2,3 м популяции видов рыб и птиц сократились на треть.

6.Мелководье озера осваивают чужеродные для его экосистемы виды растений и животных, вытесняя уникальную флору и фауну.

9.Особенно пагубное влияние оказывает спирогира – нитчатая водоросль, которая ранее вовсе не встречалась в водах Байкала. В настоящее время она растет и активно размножается, в некоторых участках достигая глубины до 10 м, вытесняя при этом эндемиков.

8.В основном спирогиру можно наблюдать на каменистом дне, на песчаных грунтах водоросль приживается плохо. Но самая болевая точка - Северобайкальск. Здесь спирогира не только интенсивно распространяется, но и гниет. Местные жители как на субботник выходят на берег и вывозят дурно пахнущую органику. Тоннами!!!

7.В том, что сейчас происходит с озером, в большей степени виноваты мы, люди, а не природные явления. Мы должны и обязаны сделать всё, чтобы прекратить дальнейшее загрязнение!

Ответ к заданию: 4-2-5-1-6-9-8-7.

О чем грустишь, Байкал любимый,
О чем вздыхает твой прибой?
Иль кто-то злой, неумолимый
Порой глумится над тобой?

И мне Байкал вздыхал в ответ:
«Я жил на свете тыщи лет…
Никто меня не обижал,
Напротив, всякий уважал…

Но за последние полвека…
Не узнаю я человека!
Как будто чистая водица
Ему вовек не пригодится…»

Байкал один на всей планете,
Другого — просто не дано…
Мы все твои, Байкал мой, дети,
И жить с тобой нам суждено!

Не обижайте, люди, море!
Байкал ведь тоже хочет жить:
Играть волной, с ветрами споря
И людям преданно служить!

Беречь Байкал — святое дело:
Его судьба — у нас в руках!
Сама Природа нам велела,
Чтоб жил Байкал родной в веках!

И верю я: Байкалом будет
России слава прирастать!
И нам потомки не забудут
За это должное воздать.

Митюков М.


Итог урока: итак, сегодня на уроке (ответы учащихся) нам удалось сформировать более глубокое представление о животном и растительном мире Байкала, его уникальности, мы осознали, что обязаны сохранить природную жемчужину Сибири – озеро Байкал.

Рефлексия. Продолжите предложение:

Сегодня на уроке самым интересным фактом об озере Байкал………..

Оцените свою работу на уроке.

Учитель: Ребята, предлагаю написать письмо Вашему лучшему другу с рассказом о том, как прошел сегодняшний урок. Для этого я попрошу по очереди назвать мне 10 прилагательных, которые отражают Ваше мнение об уроке (учащиеся называют прилагательные, а учитель вписывает их вместо пробелов в текст письма, затем вслух зачитывается готовое письмо).

Письмо другу.

Здравствуй, _______________________ друг. Расскажу тебе о том, как сегодня у нас в _______________________ школе прошел ________________________ урок. _________________________ учитель проводил _________________ путешествие, по ________________________ озеру Байкал. На уроке мы изучали______________________эндемиков Байкала, решали _____________________________ кроссворд. ___________________ ученики вели себя хорошо, слушали внимательно, отвечали на все вопросы правильно. Очень надеюсь, что такие ________________________ уроки будут проводиться чаще. На этом заканчиваю свое письмо. Жду ответа.


Благодарю за урок!


Литература

  1. https://scfh.ru/news/epishura-malenkaya-no-zubastaya/

  2. https://www.irk.kp.ru/daily/26830.4/3870192/

  3. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5- 9 классах: как реализовать ФГОС: пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова. – М.: Баласс, 2011.

  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%B0%D0%BB





Приложение 1.


Чем знаменит Байкал?

Расположенный в центре Азии между широтами Москвы и Воронежа, Лондона и Эдинбурга, Байкал – это уникальное творение природы, национальное сокровище и гордость России. Если и остались на Земле первозданные места, то в первую очередь это сибирское озеро Байкал, славное и священное для всех русских место.

Байкал – жемчужина среди озер земного шара. Он знаменит своей геологической древностью, уникальным животным и растительным миром, огромными размерами, кристально чистой водой, удивительным климатом. Из трех миллионов озёр, украшающих нашу страну, Байкал – самое внушительное. Его длина 636 километров, наибольшая ширина – 79 километров, площадь водного зеркала – 31500 квадратных километров.

На такой территории могли бы уместиться Голландия, Бельгия или Швейцария. Это глубочайшее озеро планеты. Наибольшая глубина Байкала – 1637 метров! В его котловине заключена пятая часть всей пресной воды Земли. Для большей наглядности можно привести такой пример: в Байкал войдёт вся вода Балтийского моря и около сотни Азовских.

Байкал – одно из древнейших озёр мира. Формирование его котловины продолжается уже около 30 миллионов лет. Почему продолжается? Потому что ежегодно сейсмические станции, расположенные в районе озера, регистрируют до 2 тысяч землетрясений, порой очень сильных. Так, в 1959 году в результате толчка дно в средней части Байкала опустилось на 15 метров. В 1862 году ушло под воду 200 квадратных километров береговой линии в дельте реки Селенги.

В озере обитают почти 1400 видов животных и более 850 растений. Из них 848 животных и 133 вида растений встречаются только здесь и нигде больше, это так называемые эндемики. Ни в одном озере мира нет такого разнообразия видов животных организмов. Байкал не случайно называют природным музеем живых древностей, так как все коренные обитатели озера – эндемики – попали в него миллионы лет назад. Наверное, все известны байкальский омуль и нерпа, а вот про живородящую рыбу голомянку знают мало. Её жир содержит массу витаминов и издавна применяется в медицине. Один из важнейших обитателей озера – рачок эпишура. Под каждым квадратным метром водной поверхности этих рачков насчитается около 30 миллионов. Эпишура «отвечает» за чистоту Байкала. Только благодаря его работе прозрачность озера составляет 40 метров. Для сравнения: белый диск Секки (им определяют прозрачность вод) виден в Каспийском море на глубине 25 метров, в озере Севан – на глубине 20 метров. Значительно уступают Байкалу по прозрачности и знаменитые альпийские озёра.

На Байкале всегда много солнца. По количеству солнечных дней он превосходит прославленные черноморские курорты. И не только их. Так, даже в Ницце меньше время солнечного сияния за год. На Байкале оно составляет 2583 часа. Представляете, какое над озером чистое небо! Байкал смягчает климат своих побережий. Зимой здесь на 5-7 градусов теплее, а летом прохладнее, чем в удалённых районах.

У байкальской воды изумительные вкусовые качества, что объясняется, помимо чистоты, её слабой минерализацией. Чистая пресная вода озера – настоящий природный клад.

Но в том-то и дело, что клады всегда привлекают не только исследователей, но и разного рода авантюристов, любителей лёгкой наживы. Байкал 60-70-х годов – это огромный браконьерский полигон по вылову омуля. Ещё раньше, в начале века, почти полностью был истреблён знаменитый байкальский соболь. А как назвать размещение здесь Байкальского целлюлозно-бумажного комбината? Только варварством. Одним словом, велик и могуч Байкал, но настолько же и беззащитен.

Давно, когда человек лишь начинал осваивать и изучать богатства Байкала, категорически запрещалось осквернять его воды, по байкальской зеле можно было ходить только по тропам. Может быть, стоит вернуть эти порядки?



Приложение 2.


Рабочий лист

Ученика ___ класса, ФИ _________________________________________________

Дата _________Тема урока__________________________________________________

Задание 1. Используя текст, составьте схему эндемиков Байкала.







Задание 2. Используя информационный лист «Знаете ли Вы, что ….» укажите в таблице необходимую информацию по смыслу и заполните пропуски.

Эндемики Байкала

Особенности строения и жизнедеятельности эндемиков


Единственное млекопитающее, которое обитает в Байкале, может нырять на глубину до 400 м. и находиться под водой до 40 минут.


Они являются фильтраторами воды, очищающими её, один малыш способен профильтровать стакан воды в сутки. В каждом квадратном метре водной поверхности их около 30миллионов! Они отвечают за чистоту воды Байкала.

Голомянка





Колонии примитивных многоклеточных животных, ведут прикрепленный образ жизни, обитают на каменистых грунтах, длина их ветвей может достигать 1 м.


Промысловая рыба рода сиговых семейства лососёвых. Тело окрашено коричневато–зеленым оттенком, а бока окрашены в серебристый цвет, предпочитает холодную воду.

Задание 3.

Решите кроссворд

1. Организмы, обитающие только на одной территории. 

2. Байкальский тюлень

3. Промысловая рыба. 

4. Чего нет у голомянки? 

5. Ценная рыба, достигающая на Байкале до 7 кг.,

эндемик, местное население говорит:

"Нет Байкала без …" О ком? 

6. Промысловая рыба Байкала.

7. Единственная дочь Байкала. 

По вертикали должно получиться название рачка, очищающего байкальскую воду.


Задание 4.

Органический мир Байкала

Животных ________ видов

Примеры ______________________________________________________________________

Растений ________ видов

Примеры ______________________________________________________________________


Задание 5.

Экологические проблемы Байкала и пути их решения

Проблемы Байкала

Пути решения



















Задание 6.

Решение экологической цепочки (парная работа).



Сегодня на уроке самый интересный факт о Байкале: …..









Оцени себя. Твоя самооценка за работу на уроке – Благодарю за урок!

Приложение 3.


Информационный лист

Знаете ли Вы, что ….

Байкальский омуль

Байкальский омуль — рыба рода сигов, семейства лососёвых. В Байкале живут четыре популяции омуля. Средние размер и вес омуля у каждой популяции разные. Самый крупный из встреченных экземпляров селенгинской популяции имел вес до 5 кг и длину около 50 см. Зимой омуль кормится на глубине 400-800 м, а весной подходит к берегам, где много для питания планктона и икры широколобок.


Нерпа
Байкальская нерпа, ушкан - единственное млекопитающее, которое обитает в Байкале.  Живут нерпы примерно до 55 лет, достигая длины до 1,8 метра, а веса до 130 кг. Форма тела у нерпы веретеновидная, без выраженной шеи. Конечности нерпы – ласты. Передние ласты очень развиты, с мощными когтями. Когда Байкал покрывается льдом, мощные передние ласты являются тем орудием, с помощью которого нерпа проделывает во льду отдушину для выныривания и вдыхания воздуха. Нерпа имеет толстый слой подкожного жира, толщиной от 2 до 14 см. Жир спасает нерпу от переохлаждения, определяет её высокую плавучесть и является запасом питательных веществ. Нерпа – хороший ныряльщик. Она может нырять на глубину до 400 м. и находиться под водой до 40 минут. Её скорость движения под водой 7 – 8 км/час, максимальная скорость – 20 - 25 км/час. В конце зимы – начале весны животные выходят на лёд для линьки и рождения детенышей. Именно в это время нерпа наиболее беззащитна перед охотниками и браконьерами. Ежегодно добывается около 4000 нерп. Ценятся их мех и шкура.
Детенышей выкармливают и выращивают на берегу. До 2-3 месяцев мех у нерп белый, что обеспечивает им большую безопасность на снегу, пока они кормятся молоком матери (детёныша нерпы называют еще хубунком, от бурятского «хубун» —  детёныш). При переходе на самостоятельное питание нерпёныш линяет и его мех приобретает вначале серебристо-серый цвет (впервые перелинявший зверь - кумуткан), а при достижении взрослого возраста уже буро-коричневый. Самое известное место скопления и обитания нерп, где можно увидеть основное лежбище нерп на Байкале — Ушканьи острова.


Голомянка

Голомянка — одна из самых многочисленных рыб на Байкале. Голомянка - основной корм для нерп. Это небольшие полупрозрачные живородящие рыбы.

Рыбка голомянка – розовая, отсвечивающая перламутром, с прозрачными плавниками, напоминающими крылья тропических бабочек. Рыбка эта удивительна во многих отношениях. На свету сквозь ее тонкую кожу, лишенную чешуи просвечивает скелет. Ее длина меньше карандаша, иногда - 25 см, а весит она всего 50 г. У голомянки довольно большой рот, а открытая пасть в полтора раза превосходит ширину тела. Она не гоняется за добычей, как большинство её собратьев, а просто «парит» в водных слоях с широко разинутым ртом и питается тем, что туда попадает. Жир составляет до 44 % веса тела голомянки. Именно жир придает ей плавучесть – ведь голомянка уникальна ещё и тем, что лишена плавательного пузыря, благодаря которому другие рыбы держатся в воде и не тонут. В голомянке содержится так много жира, что и мёртвая она не тонет, а плавает на поверхности. В прошлом жители Байкала собирали мёртвую голомянку и вытапливали из неё жир, который использовали для освещения и как лечебное средство. Голомянка - живородящая рыба, она мечет не икру, а живых детёнышей. Она приносит до семи тысяч крошечных мальков! Значение этой уникальной рыбки для Байкала огромно. Вся глубоководная толща озера населена голомянками. Их общая биомасса больше, чем биомасса всех остальных рыб вместе взятых. Эти рыбки являются объектами питания омуля, нерпы, их молодью питаются различные рыбы.


Байкальская эпишура
Основное планктонное животное – рачок вида эпишура имеет размер всего около 1,5 мм. Однако, несмотря на микроскопический размер, он самый многочисленный представитель фауны Байкала. Эти веслоногие рачки составляют около 90% животного мира озера. Как и губки, маленькие байкальские эпишуры играют важную роль в экосистеме озера: они являются фильтраторами воды, очищающими её. Малыш эпишура способен профильтровать стакан воды в сутки, а в год очистить 15 м³ воды!

В каждом квадратном метре водной поверхности этих рачков насчитывается около 30миллионов! Но и это не последняя уникальная функция микроскопического рачка: он служит важным звеном в пищевой цепочке и основной пищей для знаменитого байкальского омуля (для того, чтобы вырастить 1 кг омуля, ему необходимо съесть 10 кг байкальской эпишуры).


Глубинные широколобки
Байкальские широколобки встречаются на глубине ниже 170 м и могут жить на глубине до 1500 м. Мягкое тело рыбки похоже на студень. Крупнейший вид семейства широколобок Procottus jeittelesii достигает 28 см в длину, а самый мелкий представитель — около 6 см.


Байкальские губки
А еще на дне Байкала живут уникальные организмы — байкальские пресноводные губки  (4 рода, 13 видов). Губки – колонии примитивных многоклеточных животных, ведут прикрепленный образ жизни. В Байкале они обитают на каменистых грунтах. Они не имеют нервной ткани, ясно дифференцированных органов, ротового отверстия. Губки, живущие на глубине, куда проникает свет, зелёные. Зелёный цвет им придают одноклеточные водоросли, которые поселяются в колонии. На большой глубине, где водоросли жить не могут, губки либо бесцветны, либо имеют оттенок бурого, голубого или красного цвета. Губки могут обитать на очень больших глубинах – глубже 1000 м. Длина ветвей губок может достигать 1 м.



Турбеллярии
Существует еще одна группа необычных байкальских донных животных – это плоские ресничные черви или байкальские турбеллярии. Почти все байкальские турбеллярии – эндемики. Они имеют самую разнообразную окраску – пеструю, буро-коричневую, красную, оранжевую, желтую, грязно-белую, бесцветную. Окраска турбеллярий зависит от вида пищи и поверхности, на которой они находятся. Глубоководные турбеллярии не имеют яркой окраски и совершенно утратили органы зрения.
Байкальские турбеллярии освоили все глубины Байкала. Большая часть из них живет в прибрежной зоне озера на глубинах до 20-30 м, но некоторые виды обнаружены на глубинах более 1000 м. Турбеллярии, имеющие плоскую форму, относятся к группе планарий. Размеры планарий изменяются в широких пределах, от нескольких мм до 20-30 см у хищных глубоководных видов.
Потребляя ослабленные и больные организмы, турбеллярии являются «чистильщиками» дна Байкала.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!