СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии "Нарушения опорно-двигательной системы" 9 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии "Нарушения опорно-двигательной системы" 9 класс»

Урок в 9 классе на тему:

«Нарушения опорно-двигательной системы»

Цель урока: познакомить учащихся с видами травм опорно-двигательной системы и приобрести теоретические и практические навыки оказания первой медицинской помощи.

Задачи:

Образовательные: изучить виды травм опорно-двигательной системы, научиться различать признаки повреждений скелета, сформировать знания и выработать умения оказания первой медицинской помощи при повреждениях скелета.

Развивающие: развивать умения анализировать, синтезировать, делать выводы, сравнивать;

совершенствовать умение работать с учебником, работы в группе; развивать логическое мышление и речь учащихся.

Воспитательные: воспитывать гигиенические навыки у учащихся, способствовать пониманию ценности здоровья и жизни человека.

Тип урока: комбинированный.

Методы организации учебной деятельности: словесные (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия); наглядные (учебник, презентация); практические (решение тестовых заданий, работа с учебником, составление опорного конспекта, ситуационные задания).

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Технологии: классно-урочная система, проблемное обучение с элементами системно - деятельностного подхода, игровые технологии, разноуровневое обучение, технологии развития критического мышления, технология учебно-поисковой деятельности, здоровьесберегающие технологии.

Оборудование: рабочие тетради, учебник по биологии для 8 класса, дидактические материалы (карточки),проектор, ноутбук.

Базовые понятия и термины: рахит, осанка, остеохондроз, сколиоз, плоскостопие, ушиб, растяжение, вывих, перелом (закрытый, открытый), шина.

Ход урока

I. Организационный этап (1-2 мин)

Учитель: «Здравствуйте, ребята! Проверьте своё рабочее место, настройтесь на работу. Будьте внимательными, а для этого проведем физминутку.

II. Актуализация знаний (10 мин)

Подготовимся к проверке ДЗ

Фронтальный опрос(устно)

Учитель зачитывает предложения, учащиеся должны продолжить предложения необходимым термином, понятием.

Вопросы:

1. Активная часть ОДС - … (мышцы)

2. Пассивная часть ОДС - … (кости, связки)

3. Вещества, придающие твёрдость костям - … (минеральные)

4. Вещества, придающая костям гибкость и упругость - … (органические)

5. До какого возраста растут кости скелета человека? (до 20-25 лет)

6. Как называется неподвижное соединение костей? (шов)

7. Как называется подвижное соединение костей? (сустав)

8. Чем образован пояс верхних конечностей? (две лопатки, две ключицы)

Проверка ДЗ (письменно) – тестирование по вариантам(приложение)

III. Целеполагание, формулировка темы урока (2 мин)

Мозговой штурм:

Если этого не вещества не будет хватать ребенку в детстве, то его кости потеряют свою прочность и деформируются……. (Рахит, не хватка витамина D)

Если это не изменить человек будет испытывать боль в спине, шее, голове……(остеохондроз)

Особенно опасен открытый…..(перелом)

Постоянно на уроке я прошу вас делать определенные действия. Вспомните какие и зачем мы их делаем?

Какая тема сегодняшнего урока? Какие цели?

IV. Изучение нового материала (проблемное изложение) (15 мин)

Работать на уроке мы будем в парах. Для изучения нового материала я предлагаю вам заполнить таблицу и использовать текст учебника параграф 12. Читать мы текст учебника будем со значками (знакомая информация, новая информация, хочу знать…)

Формулировка основных понятий урока

Работа с учебником. Чтение текста параграфа со значками (технология критического мышления). Учитель предлагает учащимся найти с помощью учебника и сформулировать основные нарушения опорно- двигательной системы. Учитель контролирует работу учащихся.

Виды травм ОДС и оказание первой помощи (презентация). Заполнение таблицы.Физкультминутка. (1-2 мин) Учитель: «Ребята, давайте немного отдохнём, выполним гимнастику для глаз»

VI. Закрепление знаний (10 мин)

1.Составить синкан «Нарушения опорно – двигательной системы»

2.Ситуационные задания.

Задание «Почемучка»

Учитель предлагает одному из представителей группы вытащить карточку, на которой записан вопрос. Учащиеся в группе могут обсудить его, ответ записать в карточки.

Вопросы:

1. Почему нельзя самому вправлять сустав при вывихе?

(так как возможно ещё большее травмирование, повреждение тканей)

2. Почему при переломе бедренной кости надо фиксировать три сустава: бедренный, коленный, голеностопный? (чтобы предотвратить смешение костей)

3. Почему под шину подкладывают ткань?

(чтобы не травмировать ткани, не давить на перелом)

4. Почему тепло нельзя прикладывать при травмах, а холод - нужно? (холод способствует сужению кровеносных сосудов, что предотвращает кровотечение, уменьшает отёчность)

5. Почему пострадавшего с повреждением позвоночника нельзя транспортировать сидя?

(чтобы не допустить повреждение спинного мозга)

6. Почему при повреждении черепа голову нужно слегка приподнять?

(чтобы предотвратить кровоизлияние)

3.«Термины»

Работа с биологическими понятиями и терминами.

Задание: переставить буквы таким образом, чтобы получить биологические термины и понятия (записать на доске полученные термины):

1. ПИЕСТОПЛОСОК (плоскостопие)

2. ЗОЛИСКО (сколиоз)

3. СТУВСА (сустав)

4. ЯМАИНИДОГИП(гиподинамия)

Примеры ситуационных заданий:

1. Молодая женщина подвернула ногу. Возникла резкая боль в области голеностопного сустава. При осмотре: припухлость, умеренная болезненность при пальпации.

2. Во время игры в футбол, молодой человек получил травму руки. Возникла резкая боль. При осмотре: форма и положение предплечья руки неестественны, невозможность шевелить пальцами, целостность кожных покровов не нарушена.

3. Мальчик занимался на турнике. После резкого и неосторожного движения он упал и почувствовал резкую боль в области локтевого сустава. При осмотре: рука находилась в неестественном положении, движения невозможны, отёчность.

4. Мужчина спускался по ступенькам, оступившись, он упал. Почувствовал сильную боль в области боковой части туловища, при глубоком вдохе и выдохе боль усиливалась.

VII. Подведение итогов, рефлексия (4-5 мин)

Что сегодня на уроке для вас было интересным? Новым?

VIII.Учитель объявляет Д/з: параграф 12, прочитать, устно ответить на вопросы, заполнить таблицу в тетради.

IX. Оценивание учащихся (взаимооценивание).


Приложение 2

Таблица: «Виды травм ОДС и оказание первой помощи»

Вид травмы

Признаки

Первая помощь

1. Ушиб




2. Растяжение




3. Вывих




4. Перелом
















Приложение 1


Тестовая работа по теме «Мышцы» 1 вариант

1.Двуглавая и трёхглавая мышцы плеча являются ...

Выберите один ответ:

1) антагонистами

2) синергистами

3) мышцами-вращателями

2.Выберите верные утверждения.

Выберите несколько вариантов ответа:

1) На голове человека располагается только одна группа мышц - мимические.

2) При динамической работе происходит перемещение тела или груза в пространстве. Статическая работа связана с удержанием определённой позы или груза.

3) Мышца состоит из большого количества мышечных волокон, которые способны сокращаться.

4) В момент сокращения мышца удлиняется, становится тоньше и удаляет связанные с ней кости друг от друга.

5) Диафрагма - главная дыхательная мышца.


3.Укажите основные причины утомления мышц.

Выберите несколько вариантов ответа:

1) увеличение активности нервных центров, которые регулируют работу мышц

2) утомление нервных центров, которые регулируют работу мышц

3) снижение содержание кислорода и питательных веществ в мышцах

4) накопление в мышцах продуктов обмена, например, молочной кислоты




4.Укажите фамилию учёного, который изучил влияние физической нагрузки на работоспособность мышц и развитие утомления.

Выберите один вариант ответа:

1) И.П. Павлов

2) Гиппократ

3) И.М. Сеченов

4) Уильям Гарвей





5.Укажите название мышц, которые крепятся к костям только одним своим концом, а другим прикрепляются к коже.

Выберите один вариант ответа:

1) мышцы руки

2) диафрагма

3) жевательные мышцы

4) мимические мышцы

5) глазодвигательные мышцы












Тестовая работа по теме «Мышцы» 2 вариант


1.Мышцы прикрепляются к костям при помощи ______________________________


2.Что является активной частью опорно-двигательного аппарата человека?

Выберите один вариант ответа:

1) кости

2) суставы

3) мышцы

4) связки и кости


3.Укажите название мышц, которые выполняют противоположное действие.

Выберите один вариант ответа:

1) синергисты

2) вращатели

3) антагонисты

4) сгибатели


4.Установите соответствие между названием мышцы и её расположением в теле человека (соотнесите названия мышц и номера, указанные на рисунке).


1) портняжная мышца

2) грудино-ключично-сосцевидная

3) большая грудная мышца

4) большая ягодичная мышца


5.Функции мышц в теле человека:

Выберите несколько вариантов ответа:

1) работа частей тела и внутренних органов

2) перемещение тела в пространстве

3) обеспечение мимики

4) удержание тела в равновесии









9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!