Урок в 9 классе на тему:
«Нарушения опорно-двигательной системы»
Цель урока: познакомить учащихся с видами травм опорно-двигательной системы и приобрести теоретические и практические навыки оказания первой медицинской помощи.
Задачи:
Образовательные: изучить виды травм опорно-двигательной системы, научиться различать признаки повреждений скелета, сформировать знания и выработать умения оказания первой медицинской помощи при повреждениях скелета.
Развивающие: развивать умения анализировать, синтезировать, делать выводы, сравнивать;
совершенствовать умение работать с учебником, работы в группе; развивать логическое мышление и речь учащихся.
Воспитательные: воспитывать гигиенические навыки у учащихся, способствовать пониманию ценности здоровья и жизни человека.
Тип урока: комбинированный.
Методы организации учебной деятельности: словесные (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия); наглядные (учебник, презентация); практические (решение тестовых заданий, работа с учебником, составление опорного конспекта, ситуационные задания).
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Технологии: классно-урочная система, проблемное обучение с элементами системно - деятельностного подхода, игровые технологии, разноуровневое обучение, технологии развития критического мышления, технология учебно-поисковой деятельности, здоровьесберегающие технологии.
Оборудование: рабочие тетради, учебник по биологии для 8 класса, дидактические материалы (карточки),проектор, ноутбук.
Базовые понятия и термины: рахит, осанка, остеохондроз, сколиоз, плоскостопие, ушиб, растяжение, вывих, перелом (закрытый, открытый), шина.
Ход урока
I. Организационный этап (1-2 мин)
Учитель: «Здравствуйте, ребята! Проверьте своё рабочее место, настройтесь на работу. Будьте внимательными, а для этого проведем физминутку.
II. Актуализация знаний (10 мин)
Подготовимся к проверке ДЗ
Фронтальный опрос(устно)
Учитель зачитывает предложения, учащиеся должны продолжить предложения необходимым термином, понятием.
Вопросы:
1. Активная часть ОДС - … (мышцы)
2. Пассивная часть ОДС - … (кости, связки)
3. Вещества, придающие твёрдость костям - … (минеральные)
4. Вещества, придающая костям гибкость и упругость - … (органические)
5. До какого возраста растут кости скелета человека? (до 20-25 лет)
6. Как называется неподвижное соединение костей? (шов)
7. Как называется подвижное соединение костей? (сустав)
8. Чем образован пояс верхних конечностей? (две лопатки, две ключицы)
Проверка ДЗ (письменно) – тестирование по вариантам(приложение)
III. Целеполагание, формулировка темы урока (2 мин)
Мозговой штурм:
Если этого не вещества не будет хватать ребенку в детстве, то его кости потеряют свою прочность и деформируются……. (Рахит, не хватка витамина D)
Если это не изменить человек будет испытывать боль в спине, шее, голове……(остеохондроз)
Особенно опасен открытый…..(перелом)
Постоянно на уроке я прошу вас делать определенные действия. Вспомните какие и зачем мы их делаем?
Какая тема сегодняшнего урока? Какие цели?
IV. Изучение нового материала (проблемное изложение) (15 мин)
Работать на уроке мы будем в парах. Для изучения нового материала я предлагаю вам заполнить таблицу и использовать текст учебника параграф 12. Читать мы текст учебника будем со значками (знакомая информация, новая информация, хочу знать…)
Формулировка основных понятий урока
Работа с учебником. Чтение текста параграфа со значками (технология критического мышления). Учитель предлагает учащимся найти с помощью учебника и сформулировать основные нарушения опорно- двигательной системы. Учитель контролирует работу учащихся.
Виды травм ОДС и оказание первой помощи (презентация). Заполнение таблицы.Физкультминутка. (1-2 мин) Учитель: «Ребята, давайте немного отдохнём, выполним гимнастику для глаз»
VI. Закрепление знаний (10 мин)
1.Составить синкан «Нарушения опорно – двигательной системы»
2.Ситуационные задания.
Задание «Почемучка»
Учитель предлагает одному из представителей группы вытащить карточку, на которой записан вопрос. Учащиеся в группе могут обсудить его, ответ записать в карточки.
Вопросы:
1. Почему нельзя самому вправлять сустав при вывихе?
(так как возможно ещё большее травмирование, повреждение тканей)
2. Почему при переломе бедренной кости надо фиксировать три сустава: бедренный, коленный, голеностопный? (чтобы предотвратить смешение костей)
3. Почему под шину подкладывают ткань?
(чтобы не травмировать ткани, не давить на перелом)
4. Почему тепло нельзя прикладывать при травмах, а холод - нужно? (холод способствует сужению кровеносных сосудов, что предотвращает кровотечение, уменьшает отёчность)
5. Почему пострадавшего с повреждением позвоночника нельзя транспортировать сидя?
(чтобы не допустить повреждение спинного мозга)
6. Почему при повреждении черепа голову нужно слегка приподнять?
(чтобы предотвратить кровоизлияние)
3.«Термины»
Работа с биологическими понятиями и терминами.
Задание: переставить буквы таким образом, чтобы получить биологические термины и понятия (записать на доске полученные термины):
1. ПИЕСТОПЛОСОК (плоскостопие)
2. ЗОЛИСКО (сколиоз)
3. СТУВСА (сустав)
4. ЯМАИНИДОГИП(гиподинамия)
Примеры ситуационных заданий:
1. Молодая женщина подвернула ногу. Возникла резкая боль в области голеностопного сустава. При осмотре: припухлость, умеренная болезненность при пальпации.
2. Во время игры в футбол, молодой человек получил травму руки. Возникла резкая боль. При осмотре: форма и положение предплечья руки неестественны, невозможность шевелить пальцами, целостность кожных покровов не нарушена.
3. Мальчик занимался на турнике. После резкого и неосторожного движения он упал и почувствовал резкую боль в области локтевого сустава. При осмотре: рука находилась в неестественном положении, движения невозможны, отёчность.
4. Мужчина спускался по ступенькам, оступившись, он упал. Почувствовал сильную боль в области боковой части туловища, при глубоком вдохе и выдохе боль усиливалась.
VII. Подведение итогов, рефлексия (4-5 мин)
Что сегодня на уроке для вас было интересным? Новым?
VIII.Учитель объявляет Д/з: параграф 12, прочитать, устно ответить на вопросы, заполнить таблицу в тетради.
IX. Оценивание учащихся (взаимооценивание).
Приложение 2
Таблица: «Виды травм ОДС и оказание первой помощи»
Вид травмы | Признаки | Первая помощь |
1. Ушиб | | |
2. Растяжение | | |
3. Вывих | | |
4. Перелом | | |
Приложение 1
Тестовая работа по теме «Мышцы» 1 вариант
1.Двуглавая и трёхглавая мышцы плеча являются ...
Выберите один ответ:
1) антагонистами
2) синергистами
3) мышцами-вращателями
2.Выберите верные утверждения.
Выберите несколько вариантов ответа:
1) На голове человека располагается только одна группа мышц - мимические.
2) При динамической работе происходит перемещение тела или груза в пространстве. Статическая работа связана с удержанием определённой позы или груза.
3) Мышца состоит из большого количества мышечных волокон, которые способны сокращаться.
4) В момент сокращения мышца удлиняется, становится тоньше и удаляет связанные с ней кости друг от друга.
5) Диафрагма - главная дыхательная мышца.
3.Укажите основные причины утомления мышц.
Выберите несколько вариантов ответа:
1) увеличение активности нервных центров, которые регулируют работу мышц
2) утомление нервных центров, которые регулируют работу мышц
3) снижение содержание кислорода и питательных веществ в мышцах
4) накопление в мышцах продуктов обмена, например, молочной кислоты
4.Укажите фамилию учёного, который изучил влияние физической нагрузки на работоспособность мышц и развитие утомления.
Выберите один вариант ответа:
1) И.П. Павлов
2) Гиппократ
3) И.М. Сеченов
4) Уильям Гарвей
5.Укажите название мышц, которые крепятся к костям только одним своим концом, а другим прикрепляются к коже.
Выберите один вариант ответа:
1) мышцы руки
2) диафрагма
3) жевательные мышцы
4) мимические мышцы
5) глазодвигательные мышцы
Тестовая работа по теме «Мышцы» 2 вариант
1.Мышцы прикрепляются к костям при помощи ______________________________
2.Что является активной частью опорно-двигательного аппарата человека?
Выберите один вариант ответа:
1) кости
2) суставы
3) мышцы
4) связки и кости
3.Укажите название мышц, которые выполняют противоположное действие.
Выберите один вариант ответа:
1) синергисты
2) вращатели
3) антагонисты
4) сгибатели
4.Установите соответствие между названием мышцы и её расположением в теле человека (соотнесите названия мышц и номера, указанные на рисунке).
1) портняжная мышца
2) грудино-ключично-сосцевидная
3) большая грудная мышца
4) большая ягодичная мышца
5.Функции мышц в теле человека:
Выберите несколько вариантов ответа:
1) работа частей тела и внутренних органов
2) перемещение тела в пространстве
3) обеспечение мимики
4) удержание тела в равновесии
9