Тема. Одноклеточные животные или простейшие
8 класс
Учитель – Винокурова Н.Г.
ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ учебной деятельности: урок повторения, систематизации и обобщения изученного материала, контроля знаний.
ПРИЁМЫ деятельности учителя: постановка проблемы, организация повторения, самостоятельная работа, тестирование.
ОРГАНИЗАЦИЯ деятельности учащихся: демонстрируют полученные знания и умения, выполняют творческие задания и тесты, делают выводы.
ФОРМА РАБОТЫ: групповая, индивидуальная.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ: материал по теме «Простейшие» будет использоваться на уроке биологии с целью изучения общих характерных признаков систематических групп подцарства Одноклеточные.
ТЕМА: «ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ или ПРОСТЕЙШИЕ»
ЦЕЛЬ УРОКА: Обобщение и систематизация полученных знаний о простейших.
ЗАДАЧИ:
- понимать сложность одноклеточного организма,
-Знать особенности строения и жизнедеятельности, значение в природе и жизни человека;
-Уметь классифицировать простейших животных;
-Развивать навыки практической работы.
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, мультимедиапроектор, презентация, микроскоп.
ХОД УРОКА: ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ (приветствие, подготовка к работе)
Представление
Сегодня нас ждет очень интересная совместная работа. Мы совершим экскурс в очень интересный МИКРОМИР. Я надеюсь на вашу помощь и сотрудничество.
Портрет ученогоСЛАЙД
Перед вами портрет голландского ученого XVII века Антони ван Левенгука. Кто знает чем был знаменит этот человек. С какими открытиями в науке связывают его имя.
- конструктор микроскопа
- один из основоположников научной микроскопии
- Впервые сделал описание кровяных клеток - эритроцитов
Он рассмотрел через микроскоп каплю воды взятую из обычной бочки и обнаружил множество мельчайших организмов, которых назвал «ничтожнейшие зверюшки». Позднее ученые их назвали ПРОСТЕЙШИЕ.
Суффикс ЕЙШ что означает? Маленький - наименьший. Эти организмы были очень мелкими. Их можно увидеть только через микроскоп.
Были открыты 70 тыс видов.
Какие виды простейших вы знаете?
СЛАЙД
А как вы думаете насколько просты наши ПРОСТЕЙШИЕ. Можно ли передать одной схемой или рисунком строение и деятельность этих организмов. Казалось бы всего одна единственная клетка.
Давайте вместе методом проб и ошибок докажем всю сложность их организации.
Лаборатория №1 Тест
Лаборатория №2 «Кто Я?»
Лаборатория №3 Осторожно паразит
Лаборатория №4 «Моя модель»
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Лаборатория №1 «Моя модель»
Лаборатория №3 «Кто Я?»
Перед вами три препарата. Определите простейшее животное.
Лаборатория №3 Осторожно, ПАРАЗИТ!
Простейших не видно невооруженным глазом, однако они оказывают огромное влияние на окружающую среду и жизнь человека.
ДОПОЛНЕНИЕ: Без простейших не могут существовать растительноядные животные. Они сами не могут переваривать клетчатку – основу растительных тканей. В кишечнике травоядных есть складки для размещения сожителей. Хозяин усваивает результат их пищеварения, а заодно самих простейших.
Правила профилактики:
1.Мойте руки перед едой!
2.Не употребляйте сырую воду из загрязненных водоемов!
3.Не ешьте немытые овощи и фрукты!
4.Не отказывайтесь от профилактических прививок!
Какое из этих правил относится к профилактике малярии?
За работу в каждой лаборатории вы можете заработать по 10 баллов. Итого 40 баллов.
Критерии оценки – по договору. Дополнительное задание – 10 баллов.
ВЫВОДЫ
1.Одноклеточные состоят из одной клетки, являющейся целым организмом.
2.Клетка простейших выполняет все процессы жизнедеятельности: питание, дыхание, выделение, размножение.
3.Клетка одноклеточных имеет органоиды специального назначения: ложноножки, жгутики, реснички, сократительную вакуоль, светочувствительный глазок, клеточную воронку, клеточный рот, глотку, порошицу.
4.Обладает важной особенностью – инцистированием.
5.Размножаются бесполым и половым путём.
6. Одноклеточный организм имеет все возможности для самостоятельной жизнедеятельности.
РЕФЛЕКСИЯ
Рефлексия деятельности:
-Кто оценит свою работу на уроке на «отлично и хорошо»?
- Кто недостаточно уверенно чувствовал себя на уроке?
- какая лаборатория самая сложная?
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ:
Оценить работу учеников.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.