СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии по теме" Биология как наука"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Многообразие проявлений жизни:

Строение и функции живых организмов, природных сообществ;Их происхождение  и распространение;Связи друг с другом и неживой природой.

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии по теме" Биология как наука"»

Урок 1.      Биология как наука, её история.

Урок 1.

Биология как наука, её история.

Биология - Это совокупность наук о живой природе От греч. « bios » – «жизнь», « logos » – «наука! Предмет ее исследований  Многообразие проявлений жизни: Строение и функции живых организмов, природных сообществ; Их происхождение и распространение; Связи друг с другом и неживой природой.   Жан Батист Пьер Антуан де Моне Ламарк 1802

Биология

- Это совокупность наук о живой природе

От греч. « bios » – «жизнь», « logos » – «наука!

Предмет ее исследований

Многообразие проявлений жизни:

  • Строение и функции живых организмов, природных сообществ;
  • Их происхождение и распространение;
  • Связи друг с другом и неживой природой.

Жан Батист Пьер

Антуан де Моне Ламарк

1802

Основные направления современной биологии Физико-химическая  биология Классическая  биология Эволюционная биология

Основные направления современной биологии

Физико-химическая

биология

Классическая

биология

Эволюционная

биология

Чем отличаются данные направления современной биологии?  2. Заполните таблицу               Ученый Вклад в развитие биологии
  • Чем отличаются данные направления современной биологии?

2. Заполните таблицу

Ученый

Вклад в развитие биологии

Этапы развития биологии 1. Период до появления земледелия и скотоводства Накопление знаний о человеке, растениях, животных Дальнейшее накопление знаний о человеке, растениях, животных 2. Период земледелия и скотоводства

Этапы развития биологии

1. Период до появления

земледелия и скотоводства

Накопление знаний о

человеке, растениях, животных

Дальнейшее накопление знаний о

человеке, растениях, животных

2. Период

земледелия и скотоводства

Истоки биологической науки. Древнегреческий врач Гиппократ- первый ученый, создавший научную медицинскую школу. Считал, что у каждой болезни есть естественные причины, и их можно узнать, изучая строение человеческого организма. «Клятва Гиппократа» - обещание хранить человеческую тайну, не оставлять больного без медицинской помощи.

Истоки биологической науки.

  • Древнегреческий врач Гиппократ- первый ученый, создавший научную медицинскую школу. Считал, что у каждой болезни есть естественные причины, и их можно узнать, изучая строение человеческого организма. «Клятва Гиппократа» - обещание хранить человеческую тайну, не оставлять больного без медицинской помощи.
Аристотель Аристотель (384 до н. э., Стагир – 322 до н. э., Халкида), древнегреческий философ и педагог. Почти двадцать лет Аристотель учился в Академии Платона и, по-видимому, какое-то время там преподавал. Покинув Академию, Аристотель стал воспитателем Александра Македонского. Аристотель внёс существенный вклад в античную систему образования, основав Ликей в Афинах, который продолжал свою деятельность ещё многие столетия. Он задумал и организовал широкомасштабные естественнонаучные изыскания, которые финансировал Александр. Эти исследования привели ко многим фундаментальным открытиям, однако величайшие достижения Аристотеля относятся к области философии .

Аристотель

Аристотель (384 до н. э., Стагир – 322 до н. э., Халкида), древнегреческий философ и педагог. Почти двадцать лет Аристотель учился в Академии Платона и, по-видимому, какое-то время там преподавал. Покинув Академию, Аристотель стал воспитателем Александра Македонского. Аристотель внёс существенный вклад в античную систему образования, основав Ликей в Афинах, который продолжал свою деятельность ещё многие столетия. Он задумал и организовал широкомасштабные естественнонаучные изыскания, которые финансировал Александр. Эти исследования привели ко многим фундаментальным открытиям, однако величайшие достижения Аристотеля относятся к области философии .

Гален (Galenus) Клавдий (129–199), римский врач и естествоиспытатель. Родился в семье богатого греческого архитектора. Изучал философию, медицину, естественные науки. Для получения врачебных знаний путешествовал, побывал в Коринфе, Смирне, Александрии. Медицинскую помощь оказывал по преимуществу гладиаторам. В 164 переехал в Рим, где стал придворным врачом у императора Марка Антония, а после его смерти – у его сына Коммода. Развивал учение о пневмах и соках организма. По его представлениям, есть естественная пневма, которая производится в печени и распространяется по венам, животная пневма, которая производится в сердце и распространяется по артериям, и душевная пневма, которая образуется в мозгу и распространяется по нервам. К сокам организма он относил слизь (флегму), жёлтую желчь, чёрную желчь, кровь. Наряду с прочими занимался проблемами центральной нервной системы. Проделывая опыты по перевязке нервов, установил, что нервы связаны с ощущениями. Считал, что мозг является органом мышления. Констатировал, что женщины-меланхолики чаще заболевают раком, чем женщины-сангвиники.

Гален

ТЕОФРА́СТ (Феофраст) (наст. имя Тиртам) (372-287 до н. э.), древнегреческий естествоиспытатель и философ, один из первых ботаников древности. Ученик и друг Аристотеля, после его смерти глава перипатетической школы. Автор св. 200 трудов по естествознанию (физике, минералогии, физиологии и др.), философии и психологии. Создал классификацию растений, систематизировал накопленные наблюдения по морфологии, географии и медицинскому использованию растений. Теофраст

ТЕОФРА́СТ (Феофраст) (наст. имя Тиртам) (372-287 до н. э.), древнегреческий естествоиспытатель и философ, один из первых ботаников древности. Ученик и друг Аристотеля, после его смерти глава перипатетической школы. Автор св. 200 трудов по естествознанию (физике, минералогии, физиологии и др.), философии и психологии. Создал классификацию растений, систематизировал накопленные наблюдения по морфологии, географии и медицинскому использованию растений.

Теофраст

Гай Плиний Старший (23 – 79) собрал известные к тому времени сведения о живых организмах и написал 37 томов энциклопедии “Естественная история”.

Гай Плиний Старший (23 – 79) собрал известные к тому времени сведения о живых организмах и написал 37 томов энциклопедии “Естественная история”.

3. Появление древних  государств (Греция, Рим) Систематизация знаний о человеке, растениях, животных Аристотель Теофраст Гален Описал около 500 видов животных. Создал первую  систему их классификации. Заложил основы  сравнительной анатомии. Считал, что живая материя возникла из неживой  «Отец» ботаники. Описал разные органы растений. Заложил основы классификации растений. Считал, что живая материя возникла из неживой  Выдающийся римский врач. «Отец» медицины. Описал органы человека. Заложил основы анатомии человека  Основа для развития европейской биологической науки, не менялась до VIII в. н.э.

3. Появление древних

государств (Греция, Рим)

Систематизация знаний о

человеке, растениях, животных

Аристотель

Теофраст

Гален

Описал около

500 видов

животных.

Создал первую

систему их

классификации.

Заложил основы

сравнительной

анатомии. Считал,

что живая

материя

возникла

из неживой

«Отец» ботаники.

Описал разные

органы растений.

Заложил основы

классификации

растений.

Считал,

что живая

материя

возникла

из неживой

Выдающийся

римский врач.

«Отец» медицины.

Описал

органы человека.

Заложил основы

анатомии

человека

Основа для развития европейской

биологической науки,

не менялась до VIII в. н.э.

4. Период Средневековья (V–XV ст. н. э.) Торможение развития биологии, преобладание религиозных взглядов о создании материи Богом Биология развивалась преимущественно как описательная наука. Накопленные факты часто были искаженными. Например, встречаются  описания различных мифических существ, например «морского монаха»,  который будто появлялся морякам перед штормом, сирен, русалок, спрутов и т.д.

4. Период

Средневековья

(V–XV ст. н. э.)

Торможение развития биологии,

преобладание религиозных взглядов

о создании материи Богом

Биология развивалась преимущественно

как описательная наука.

Накопленные факты часто были искаженными.

Например, встречаются описания различных мифических существ,

например «морского монаха», который будто появлялся морякам перед штормом,

сирен, русалок, спрутов и т.д.

5. Период Возрождения (ХV І –XVІІІ ст. н. э.) Развитие биологической науки, изучение строения и функций  различных биологических объектов Ввел термин «вид». Основал современную систематику, а также соз-  рыл собственную классификацию растений и животных. Ввел ла-  тинские научные названия видов, родов и других сис-  тематических категорий, описал свыше 7500 видов растений и около  4000 видов животных Карл Линней (1707–1778) Роберт Гук (1635–1703) Изобретение Микроскопа, введение термина «клетка» Антони ван Левенгук (1632–1723) Наблюдал однокле-точные организмы, клетки крови

5. Период

Возрождения

(ХV І –XVІІІ ст. н. э.)

Развитие биологической науки,

изучение строения и функций

различных биологических объектов

Ввел термин «вид».

Основал современную

систематику, а также соз- рыл собственную

классификацию растений

и животных. Ввел ла- тинские научные

названия видов,

родов и других сис- тематических категорий,

описал свыше 7500 видов

растений и около 4000 видов животных

Карл

Линней (1707–1778)

Роберт

Гук

(1635–1703)

Изобретение

Микроскопа, введение термина «клетка»

Антони ван

Левенгук

(1632–1723)

Наблюдал однокле-точные организмы, клетки крови

Леона́рдо  ди сер Пье́ро да Ви́нчи Каков вклад да Винчи в науку?

Леона́рдо

ди сер Пье́ро

да Ви́нчи

Каков вклад да Винчи в науку?

Выдающийся ученый возрождения Андреас Везалий. Изучая внутреннее строение человеческого тела, Везалий установил множество новых фактов, смело противопоставив их ошибочным взглядам, укоренившимся в науке и имевшим многовековую традицию. Свои открытия он изложил в книге «О строении человеческого тела» (1543), в которой содержится тщательное описание проведенных анатомических секций, строения сердца.

Выдающийся ученый возрождения Андреас Везалий.

  • Изучая внутреннее строение человеческого тела, Везалий установил множество новых фактов, смело противопоставив их ошибочным взглядам, укоренившимся в науке и имевшим многовековую традицию. Свои открытия он изложил в книге «О строении человеческого тела» (1543), в которой содержится тщательное описание проведенных анатомических секций, строения сердца.
Английский врач и биолог Уильям Гарвей. Сокращаясь, сердце приводит в движение кровь. Но до 17 века даже ученые не имели понятия об этой истине, сегодня общеизвестной. Великое открытие- открытие кровообращения- совершил Уильям Гарвей.

Английский врач и биолог Уильям Гарвей.

  • Сокращаясь, сердце приводит в движение кровь. Но до 17 века даже ученые не имели понятия об этой истине, сегодня общеизвестной. Великое открытие- открытие кровообращения- совершил Уильям Гарвей.
17 век. Английский физик и ботаник Роберт Гук. Первый оценил значение увеличительного прибора и применил его для исследования срезов растительных и животных тканей. Изучая срезы пробки, он обнаружил структуры, похожие на пчелиные соты, и назвал их ячейками или клетками.

17 век. Английский физик и ботаник Роберт Гук.

  • Первый оценил значение увеличительного прибора и применил его для исследования срезов растительных и животных тканей. Изучая срезы пробки, он обнаружил структуры, похожие на пчелиные соты, и назвал их ячейками или клетками.
17 век. Голландский естествоиспытатель Антоний Левенгук. Первым из людей заглянул в таинственный мир микроорганизмов, увидел и описал бактерии, рассматривая их в собственный микроскоп с использованием шлифованных стекол .

17 век. Голландский естествоиспытатель Антоний Левенгук.

  • Первым из людей заглянул в таинственный мир микроорганизмов, увидел и описал бактерии, рассматривая их в собственный микроскоп с использованием шлифованных стекол .
18 век. Шведский натуралист Карл Линней. Предложил систему классификации живой природы и ввел бинарную номенклатуру, таким образом заложил основы современной систематики и установил иерархичность систематических групп.

18 век. Шведский натуралист Карл Линней.

  • Предложил систему классификации живой природы и ввел бинарную номенклатуру, таким образом заложил основы современной систематики и установил иерархичность систематических групп.
19 век. Французский зоолог  Жорж Кювье. Стал основателем науки об ископаемых животных и растениях – палеонтологии. О нем говорили, что по одной - двум косточкам ископаемого животного он может точно воссоздать весь его облик.

19 век. Французский зоолог Жорж Кювье.

  • Стал основателем науки об ископаемых животных и растениях – палеонтологии. О нем говорили, что по одной - двум косточкам ископаемого животного он может точно воссоздать весь его облик.
6. Создание клеточной теории и развитие эволюционных идей (Х ІХ ст. н. э.) Резкий всплеск развития биологии, борьба материалистических и идеалистических взглядов о возникновении материи Теодор Шванн (1810–1882) Один из авторов клеточной теории (Шлейден и Вирхов) Жан- Батист Ламарк (1744–1829) Автор первого эволюционного учения Чарльз Дарвин (1809–1882) Автор первой эволюцион-ной теории Эрнст Геккель (1834–1919) Ввел термин «экология». Заложил основы  филогении

6. Создание клеточной

теории и развитие

эволюционных идей

ІХ ст. н. э.)

Резкий всплеск развития биологии,

борьба материалистических и

идеалистических взглядов

о возникновении материи

Теодор

Шванн (1810–1882)

Один из авторов клеточной теории

(Шлейден и Вирхов)

Жан-

Батист Ламарк

(1744–1829)

Автор первого эволюционного учения

Чарльз

Дарвин (1809–1882)

Автор первой эволюцион-ной теории

Эрнст

Геккель (1834–1919)

Ввел термин «экология». Заложил основы филогении

7. «Генетический» период (с 1900 года) Преобладание материалистических  взглядов, открытие закономерностей наследственности и изменчивости Уильям Бетсон (1861–1926) Термин «генетика» (1908) Томас Хант Морган Хромосомная теория наследственности Грегор Мендель (1822–1884) Уотсон и Крик Структура ДНК (1953)

7. «Генетический» период

(с 1900 года)

Преобладание материалистических

взглядов, открытие закономерностей

наследственности и изменчивости

Уильям Бетсон

(1861–1926)

Термин «генетика»

(1908)

Томас Хант Морган

Хромосомная теория наследственности

Грегор Мендель

(1822–1884)

Уотсон и Крик

Структура ДНК

(1953)

Переоткрыли законы Г. Менделя в 1900 г. Гуго де Фриз (1848–1935) Термин «мутация» Карл Корренс (1864–1933) Эрих Чермак (1871–1962) сосредоточил свое внимание на практическом применении генетических закономерностей в селекции культурных растений. работы по генетике пола, цитоплазматич. наследственности.

Переоткрыли законы Г. Менделя в 1900 г.

Гуго де Фриз

(1848–1935)

Термин

«мутация»

Карл Корренс

(1864–1933)

Эрих Чермак

(1871–1962)

сосредоточил свое внимание на практическом применении генетических закономерностей в селекции культурных растений.

работы по генетике пола, цитоплазматич. наследственности.

20 век. Немецкий ученный Роберт Кох. Основатель современной микробиологии. Открыл возбудителей заболеваний: сибирской язвы, бубонной чумы, сонной болезни, столбняка, туберкулеза – «палочки Коха».

20 век. Немецкий ученный Роберт Кох.

  • Основатель современной микробиологии. Открыл возбудителей заболеваний: сибирской язвы, бубонной чумы, сонной болезни, столбняка, туберкулеза – «палочки Коха».
Труды Л. Пастера и И. Мечникова определили появление иммунологии.  Луи Пастер  И. И. Мечников

Труды Л. Пастера и И. Мечникова определили появление иммунологии.

Луи Пастер

И. И. Мечников

20 век. Русский ученый Владимир Вернадский. Стал создателем учения о живом веществе и биосфере – учения, которое находится на стыке геологии, биологии, химии и философии.

20 век. Русский ученый Владимир Вернадский.

  • Стал создателем учения о живом веществе и биосфере – учения, которое находится на стыке геологии, биологии, химии и философии.
20 век. Иван Иванович Шмальгаузен. Три книги Ивана Ивановича: «Организм как целое в индивидуальном и историческом развитии» (1938), «Пути и закономерности эволюционного процесса» (1939) и «Факторы эволюции, теория стабилизирующего отбора» (1946), посвященные различным вопросам, но представляющие по существу единое целое. Сделал важный вклад в ряд разделов биологии: эмбриологию, эволюционную морфологию и эволюцию.

20 век. Иван Иванович Шмальгаузен.

  • Три книги Ивана Ивановича: «Организм как целое в индивидуальном и историческом развитии» (1938), «Пути и закономерности эволюционного процесса» (1939) и «Факторы эволюции, теория стабилизирующего отбора» (1946), посвященные различным вопросам, но представляющие по существу единое целое. Сделал важный вклад в ряд разделов биологии: эмбриологию, эволюционную морфологию и эволюцию.
20 век ознаменовался бурным развитием биологии. Невозможно перечислить всех тех, кто своим самоотверженным трудом создавал современную биологию, которая в настоящее время является одной из наиболее бурно развивающихся областей человеческого знания.

20 век ознаменовался бурным развитием биологии.

  • Невозможно перечислить всех тех, кто своим самоотверженным трудом создавал современную биологию, которая в настоящее время является одной из наиболее бурно развивающихся областей человеческого знания.
Домашнее задание: Подготовить сообщение, в виде презентации, о жизни и работе наиболее интересующего вас ученого – биолога. Работу выполнять в парах и оформить в печатном и электронном виде.

Домашнее задание:

  • Подготовить сообщение, в виде презентации, о жизни и работе наиболее интересующего вас ученого – биолога.
  • Работу выполнять в парах и оформить в печатном и электронном виде.
Внесите в таблицу заслуги следующих ученых Гиппократ, В. Гарвей, Ж.Кювье, И.П. Павлов, Л.Пастер , В.И. Вернадский,  А, Флеминг

Внесите в таблицу заслуги следующих ученых

Гиппократ, В. Гарвей, Ж.Кювье,

И.П. Павлов,

Л.Пастер ,

В.И. Вернадский,

А, Флеминг

Урок 2.      Методы исследования в биологии.

Урок 2.

Методы исследования в биологии.

Наука как сфера человеческой деятельности Научным фактом (греч. factum - сделанное) является лишь тот, который можно воспроизвести и подтвердить. Научный метод (греч. methodos – путь исследования) – совокупность приемов и операций, используемых при построении системы научных знаний.

Наука как сфера человеческой деятельности

  • Научным фактом (греч. factum - сделанное) является лишь тот, который можно воспроизвести и подтвердить.
  • Научный метод (греч. methodos – путь исследования) – совокупность приемов и операций, используемых при построении системы научных знаний.
Научные методы Описательный – сбор фактического материала и его описание. Сравнительный – выявление сходства и различия между организмами и их частями. Исторический – сопоставление фактов с ранее известными фактами. Экспериментальный – изучение того или иного явления с помощью опыта.

Научные методы

  • Описательный – сбор фактического материала и его описание.
  • Сравнительный – выявление сходства и различия между организмами и их частями.
  • Исторический – сопоставление фактов с ранее известными фактами.
  • Экспериментальный – изучение того или иного явления с помощью опыта.
Научные методы Описательный – сбор фактического материала и его описание.

Научные методы

  • Описательный – сбор фактического материала и его описание.
Научные методы Сравнительный – выявление сходства и различия между организмами и их частями..

Научные методы

  • Сравнительный – выявление сходства и различия между организмами и их частями..
Научные методы Исторический  сопоставление фактов с ранее известными фактами.

Научные методы

  • Исторический

сопоставление

фактов с ранее

известными

фактами.

Научные методы Экспериментальный – изучение того или иного явления с помощью опыта.

Научные методы

  • Экспериментальный – изучение того или иного явления с помощью опыта.
Ответьте на вопросы Почему принцип «Ничего не принимать на веру» является основополагающим в науке?  Чем гипотеза отличается от закона?   Какой факт можно считать научным?  Почему экспериментальный метод получил наибольшее распространение в ХХ в.? Домашнее задание: Введение, стр. 5-9

Ответьте на вопросы

  • Почему принцип «Ничего не принимать на веру» является основополагающим в науке?
  • Чем гипотеза отличается от закона?
  • Какой факт можно считать научным?
  • Почему экспериментальный метод получил наибольшее распространение в ХХ в.?

Домашнее задание: Введение, стр. 5-9


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!