СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии по теме "Орган зрения и зрительный анализатор"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок биологии по теме "Орган зрения и зрительный анализатор"

Просмотр содержимого документа
«Орган зрения и зрительный анализатор»

«Орган зрения и зрительный анализатор».

Задачи:

Образовательные:

  • сформировать знания о строении и функциях органа зрения и зрительного анализатора;

  • познакомить с механизмом проектирования информации на сетчатке глаза и его регуляцией.

Развивающие:

  • формировать познавательный интерес к изучаемому материалу;

  • развивать умения сопоставлять, анализировать, наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы

Воспитательные:

  • вырабатывать коммуникативные навыки при работе в группах;

  • формировать ответственное отношение к здоровью органов зрения.


Ход урока:
I Активизация опорных знаний. (слайд 1)
1.Чем анализатор отличается от органов чувств?
2.Что входит в состав анализатора?
3.В чём выражена специфичность анализатора?
4.Что такое иллюзия и отчего они происходят?
5.Всегда ли правильно отражают наши анализаторы окружающую действительность?
II Целепологание (слайд 2)
Сегодня мы продолжаем изучать анализаторы и органы чувств.
Подумайте, о каком органе идёт речь?
-95 % всех сведений об окружающем мире мы получаем с помощью этого органа.
- Про них говорят, что они «зеркало души» и один из драгоценных камней?

Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока (дети формулируют тему урока)

Запишем ее в тетрадь. (слайд 3)

А как вы думаете, что мы будем делать на сегодняшнем уроке? (дети формулируют цели урока: познакомиться со строением и функциями органа зрения, работой зрительного анализатора). (слайд 4)


III. Изучение нового материала.

  1. Теоретический материал.

95% всех сведений об окружающем мире человек получает с помощью зрения. Глаза позволяют видеть предметы, их форму, размеры, цвет. Зрение помогает установить, где находится объект, двигается он или неподвижен, какое до него расстояние. Это дает человеку возможность ориентироваться, вовремя заметить опасность.

Глаза позволяют нам читать учебники и книги, рассматривать картины, карты, смотреть кинофильмы и телепередачи. Все виды трудовой деятельности связаны со зрением.
Глаз расположен в углублении черепа - глазнице. Сзади и с боков он защищен от внешних воздействий костными стенками глазницы. В глубине глазнице имеется отверстие, через которое проходит зрительный нерв, сосуды. К глазному яблоку подходят мышцы. ( слайд5, 6)

Глаз окружен веками и ресницами. (слайд7, 8)

Над глазами расположены брови. Слезные железы расположены у наружного края глазницы. (Слайд 9, 10)

Глазное яблоко имеет шаровидную форму. У взрослых его диаметр составляет около 24 мм, а у новорожденных - около 16мм. Снаружи глазное яблоко заключено в белочную оболочку или склеру. Это плотная непрозрачная ткань белого цвета толщиной около 1мм.В передней части она переходит в прозрачную роговицу. Роговица и веки изнутри покрыты конъюнктивой, слизистой оболочкой. Под склерой расположена сосудистая оболочка глаза. Толщина ее 0,2-0,4мм. Она содержит большое количество кровеносных сосудов. В переднем отделе глазного яблока, сосудистая оболочка переходит в радужную оболочку. (Слайд 11)

Цвет радужной оболочки колеблется от светло-голубого до темно-коричневого, и даже черного оттенка.(Слайд 12)
В центре радужной оболочки находится зрачок. (Слайд 13) Это отверстие, через которое внутрь глаза проникает свет. За зрачком располагается хрусталик. Он имеет форму двояковыпуклой линзы, которая может менять кривизну. Благодаря изменению кривизны, хрусталик направляет лучи строго на заднюю внутреннюю стенку глаза, которая называется сетчатой оболочкой или сетчаткой. Он, как говорят фотографы, фокусирует изображение на ней. (Слайды14)

Внутренняя часть глаза позади хрусталика заполнена прозрачной желеобразной массой-стекловидным телом, пространство между роговицей и радужкой, между радужкой и хрусталиком - прозрачной жидкостью. Поэтому внутри глаза свет проходит через однородную прозрачную среду. (слайд 15)

Рецепторы сетчатки - светочувствительные клетки, названные из-за их формы колбочками и палочками. Если провести через глазное яблоко зрительную ось, то задняя часть этой оси окажется как раз в центре так называемого «слепого пятна». Это место, где колбочки и палочки вообще отсутствуют.


2. Исследования. Предлагаю вам провести свои исследования и выяснить функции структурных частей глаза. Работать вы будете по вариантам, в парах. Свои выводы записать в листы. По выполнению работы заслушаем ваши отчеты.

Опыт № 1.

Определите, какую функцию выполняют веки, слезная железа, брови, ресницы.

Ход: Мигните, пронаблюдайте за движением век, убедись, что оба глаза синхронно мигают.

Вывод: Слезы, выделяются постоянно, они увлажняют и промывают глаза. Брови отводят от глаз пот со лба. Веки и ресницы защищают глаза от пыли и неожиданного яркого света. Выполняют защитную функцию.

Опыт №2.

Определите функцию глазных мышц и их количество.

Ход: В парах проследите за движением карандаша .Его нужно передвигать на расстоянии 20 см от глаз вверх, вниз, влево, затем описать окружность.

Вывод: Глаза работают синхронно. Глазные мышцы, их 6, способны ориентировать глаз в любом направлении.

Опыт № 3.

Обнаружение сужения и расширения зрачка.

Ход: Возьмите кусочек черной бумаги с точечным отверстием и посмотрите в него одним глазом. Второй глаз открывайте и закрывайте каждые 2-3 секунды. Объясните, почему отверстие в бумаге то увеличивается, то уменьшается?

Вывод: так как глаза работают парно, а величина зрачка меняется от количества получаемого света, поэтому отверстие в бумаге то увеличивается, то уменьшается.

Опыт №4

Принцип работы хрусталика.

Ход: Напишите фломастером на прозрачной полиэтиленовой пленке ряд букв. Разверните её перед собой и найдите расстояние, наиболее близкое от глаз, но такое, чтобы буквы были четко видны. Если настроить глаза на буквы, то далекие предметы, видимые сквозь полиэтиленовую пленку, покажутся размытыми. Если же посмотреть на далекие предметы, то размытыми окажутся буквы на полиэтилене. Объясните, от чего это происходит.

Вывод: если мы смотрим вдаль, хрусталик становится более плоским, если рассматриваем предметы вблизи – более выпуклым. Благодаря этому кажутся размытыми близкие, то далекие предметы кажутся.

Опыт№5

Функции палочек и колбочек.

Ход: Возьмите карандаш в красной рубашке. Смотрите прямо перед собой и отводите карандаш в сторону (скашивать глаза на предмет нельзя). Боковым зрением проследите за направлением движения карандаша, пока он не станет серого, черного или белого цвета. Объясните, посему карандаш стал черно-белым и именно в этом месте.

Вывод: по периферии сетчатки преобладают только палочки, а они передают только черно-белое изображение.

Опыт №6

Обнаружение «слепого пятна».

Ход: Перед вами находится листы бумаги с красным и зеленым кружками. Отвезите этот лист на расстояние вытянутой руки, закройте левый глаз и смотрите на зеленый кружок. Медленно подведите страницу к лицу, пока красный кружок не исчезнет. Значит, его изображение попало как раз на ту точку, где к задней стенке глаза прикреплен зрительный нерв. Это и есть «слепое пятно» сетчатки глаза

Вывод: Место выхода зрительного нерва из глаза называется слепым пятном, т.к. здесь нет зрительных рецепторов.

Заслушивание выводов, запись их в таблицу в соответствующую графу.


Физзарядка для глаз. (Слайд 16)

1.Крепко зажмурить глаза, на 3 – 5 сек., а затем открыть их 3 – 5сек. Повторить 6 – 8 раз. Это упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаз.

2. Быстрое моргание в течение 10 -15 сек. Способствует улучшению кровообращения.

3. Вращайте глазами, стараясь как можно больше увидеть по сторонам. И глаза быстро «сбросят» усталость.


3. Зрительный анализатор.

Пользуясь схемой, записанной на предыдущем уроке, опишите «Строение зрительного анализатора». (слайд17)

Давайте проследим путь, который проходит луч света, а в последствии нервный импульс. Поступающие в глаза световые лучи, прежде чем попадут на сетчатку, проходят через несколько преломляющих сред (роговица, хрусталик, стекловидное тело. (слайд 18) В результате изображение на сетчатке получается действительным, уменьшенным и обратным.

Но мозг дает нам верную информацию: предметы воспринимаются в прямом изображении и в реальных размерах. Это возможно потому, что наряду со зрительной информацией от сетчатки идет информация от зрительных мышц. (слайд 19) Мышцы «обводят» контуры предметов. Мозг учитывает масштаб уменьшения и движения глазных мышц. Это дает возможность получить прямое и натуральное восприятие объектов. Благодаря тому, что у нас имеется два глаза, из которых воспринимает предметы под своим углом, а также благодаря мозгу, водящему полученные изображения воедино, мы способны воспринимать пространственные образы. Мозг, в свою очередь объединяет оба изображения в единое целое, обладающее тремя измерениями: высотой, шириной, глубиной. Такое зрение называют бинокулярным. (слайд 20, 21 )

III Закрепление: 1 Надпишите названия частей глаза:


2 Задание блока В, ЕГЭ по биологии. Установите соответствие:

Установите соответствие между оболочками глаза и их функциями.

Функции

Оболочки глаза

А) содержит фоторецепторы

1) белочная

Б) Защищает от повреждений и проникновения микробов

2) сосудистая

В) снабжает глазное яблоко кровью

3) сетчатка

Г) пропускает световые лучи через прозрачную часть - роговицу


Д) передает возбуждение, возникшее под действием света на зрительный нерв



Ответ:

А

Б

В

Г

Д

3

1

2

1

3


IV Домашнее задание: прочитать §49, ответить на вопросы в конце параграфа, составить кроссворд.


Просмотр содержимого документа
«таблица»

«Строение и функции органа зрения».


Придатки и части глаза

Строение

Функции

Вспомогательные системы

Брови


Волосы, идущие от внутреннего к внешнему углу глаза




Веки


Кожные складки с ресницами




Слезный аппарат

Слезная железа и слезовыводящий канал


Оболочки глаза


Белочная


Склера – плотная непрозрачная ткань белого цвета (толстая, 1 мм, прочная)





Сосудистая



Средняя оболочка (0,2-0,4 мм), обильно снабжена кровеносными сосудами и пигментом



Сетчатка



Внутренняя оболочка (0,15-0,20 мм) состоит из пигментного слоя и прилегающих к нему фоторецепторных клеток




Оптическая система

Роговица


Прочная передняя часть белочной оболочки (снабжена чувствительными нервными окончаниями)




Радужная оболочка

Передняя часть сосудистой оболочки




Зрачок

Отверстие в радужной оболочке, окруженное мышцами




Хрусталик

Двояковыпуклая эластичная прозрачная линза, окруженная ресничным телом






Стекловидное тело

Прозрачное студенистое вещество





Световоспринимающая

Фоторецепторы – рецепторы, реагирующие на световые лучи





Зрительный нерв

В сетчатке 2 вида фоторецепторов: палочки (130 млн.) и колбочки (7 млн.)






Слепое пятно – место, откуда выходит зрительный нерв, изображение не воспринимает.







Опыт № 1.

Определите, какую функцию выполняют веки, слезная железа, брови, ресницы.

Ход: Мигните, пронаблюдайте за движением век, убедись, что оба глаза синхронно мигают.

Вывод: ________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


_______________________________________________________________________________________



Опыт №2.

Определите функцию глазных мышц и их количество.

Ход: В парах проследите за движением карандаша.Его нужно передвигать на расстоянии 20 см от глаз вверх, вниз, влево, затем описать окружность.

Вывод: ________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


_______________________________________________________________________________________



Опыт № 3

Обнаружение сужения и расширения зрачка.

Ход: Возьмите кусочек черной бумаги с точечным отверстием и посмотрите в него одним глазом. Второй глаз открывайте и закрывайте каждые 2-3 секунды. Объясните, почему отверстие в бумаге то увеличивается, то уменьшается?

Вывод: ________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


_______________________________________________________________________________________




Опыт №4

Принцип работы хрусталика.

Ход: Напишите фломастером на прозрачной полиэтиленовой пленке ряд букв. Разверните её перед собой и найдите расстояние, наиболее близкое от глаз, но такое, чтобы буквы были четко видны. Если настроить глаза на буквы, то далекие предметы, видимые сквозь полиэтиленовую пленку, покажутся размытыми. Если же посмотреть на далекие предметы, то размытыми окажутся буквы на полиэтилене. Объясните, от чего это происходит.

Вывод: ________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


_______________________________________________________________________________________


Опыт№5

Функции палочек и колбочек.

Ход: Возьмите карандаш в красной рубашке. Смотрите прямо перед собой и отводите карандаш в сторону (скашивать глаза на предмет нельзя). Боковым зрением проследите за направлением движения карандаша, пока он не станет серого, черного или белого цвета. Объясните, посему карандаш стал черно-белым и именно в этом месте.

Вывод: ________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


_______________________________________________________________________________________


Опыт №6

Обнаружение «слепого пятна».

Ход: Перед вами находится листы бумаги с красным и зеленым кружками. Отвезите этот лист на расстояние вытянутой руки, закройте левый глаз и смотрите на зеленый кружок. Медленно подведите страницу к лицу, пока красный кружок не исчезнет. Значит, его изображение попало как раз на ту точку, где к задней стенке глаза прикреплен зрительный нерв. Это и есть «слепое пятно» сетчатки глаза

Вывод: ________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Выполни задание:

  1. Надпишите названия частей глаза:



  1. Задание блока В, ЕГЭ по биологии. Установите соответствие:

Установите соответствие между оболочками глаза и их функциями.

Функции

Оболочки глаза

А) содержит фоторецепторы

1) белочная

Б) Защищает от повреждений и проникновения микробов

2) сосудистая

В) снабжает глазное яблоко кровью

3) сетчатка

Г) пропускает световые лучи через прозрачную часть - роговицу


Д) передает возбуждение, возникшее под действием света на зрительный нерв


Ответ:

А

Б

В

Г

Д








Просмотр содержимого презентации
«орган зрения»

Ответьте на вопросы:

Ответьте на вопросы:

  • Чем анализатор отличается от органов чувств?
  • Что входит в состав анализатора?
  • В чем выражена специфичность анализатора?
  • Что такое иллюзии и отчего они происходят?
  • Всегда ли правильно отражают наши анализаторы окружающую действительность?
О каком органе пойдет речь?

О каком органе пойдет речь?

  • 95% всех сведений об окружающем мире мы получаем с помощью этого органа;
  • Про них говорят, что они «зеркало души» и один из драгоценных камней
Орган зрения  и зрительный анализатор

Орган зрения и зрительный анализатор

Цели урока:

Цели урока:

  • Познакомиться со строением и функциями органа зрения;
  • познакомиться с работой зрительного анализатора.
Глазница

Глазница

Глазница

Глазница

ВЕКИ

ВЕКИ

РЕСНИЦЫ

РЕСНИЦЫ

БРОВИ

БРОВИ

Слезный аппарат

Слезный аппарат

Глазное яблоко

Глазное яблоко

радужная оболочка

радужная оболочка

хрусталик Хрусталик – двояковыпуклая линза, которая может менять свою кривизну . Аккомодация – это настройка глаза на определенное расстояние до фиксируемого объекта, в результате изменения кривизны хрусталика.

хрусталик

Хрусталик – двояковыпуклая линза, которая может менять свою кривизну .

Аккомодация – это настройка глаза на определенное расстояние до фиксируемого объекта, в результате изменения кривизны хрусталика.

сетчатка Светочувствительные рецепторы сетчатки К о л б о ч к и (6 млн.) (на задней поверхности сетчатки напротив зрачка – желтое пятно, различают цвета) Палочки (125 млн.) ( по краям, не различают цвета, повышенная светочувствительность)

сетчатка

Светочувствительные рецепторы сетчатки

К о л б о ч к и (6 млн.)

(на задней поверхности сетчатки напротив зрачка – желтое пятно, различают цвета)

Палочки (125 млн.)

( по краям, не различают цвета, повышенная светочувствительность)

сосудистая оболочка с пигментным слоем стекловидное тело сетчатка Светочувствительные рецепторы сетчатки Палочки (125 млн.) ( по краям, не различают цвета, повышенная светочувствительность) Колбочки (6 млн.) (на задней поверхности сетчатки напротив зрачка – желтое пятно, различают цвета) Слепое пятно

сосудистая оболочка

с пигментным слоем

стекловидное тело

сетчатка

Светочувствительные рецепторы сетчатки

Палочки (125 млн.)

( по краям, не различают цвета, повышенная светочувствительность)

Колбочки (6 млн.)

(на задней поверхности сетчатки напротив зрачка – желтое пятно, различают цвета)

Слепое пятно

Физзарядка для глаз

Физзарядка для глаз

  • 1.Крепко зажмурить глаза, на 3 – 5 сек., а затем открыть их 3 – 5сек. Повторить 6 – 8 раз. Это упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаз.
  • 2. Быстрое моргание в течение 10 -15 сек. Способствует улучшению кровообращения.
  • 3. Вращайте глазами, стараясь как можно больше увидеть по сторонам. И глаза быстро «сбросят» усталость.
Строение зрительного анализатора

Строение зрительного анализатора

Отраженные от предмета лучи света проходят через оптическую систему глаза и создают обратное и уменьшенное изображение на сетчатке

Отраженные от предмета лучи света проходят через оптическую систему глаза и создают обратное и уменьшенное изображение на сетчатке

Бинокулярное зрение Если изображения от правого и левого глаза попадают в соответствующие мозговые центры, то они создают единое объемное изображение. Зрение двумя глазами называют бинокулярным зрением.

Бинокулярное зрение

Если изображения от правого и левого глаза попадают в соответствующие мозговые центры, то они создают единое объемное изображение. Зрение двумя глазами называют бинокулярным зрением.

Бинокулярное зрение

Бинокулярное зрение

  • Если изображения от правого и левого глаза попадают в соответствующие мозговые центры, то они создают единое объемное изображение. Зрение двумя глазами называют бинокулярным зрением.
Надпишите названия частей глаза:

Надпишите названия частей глаза:

Задание блока В, ЕГЭ по биологии. Установите соответствие Функции Оболочки глаза А) содержит фоторецепторы 1) белочная Б) Защищает от повреждений и проникновения микробов 2) сосудистая В) снабжает глазное яблоко кровью 3) сетчатка Г) пропускает световые лучи через прозрачную часть - роговицу Д) передает возбуждение, возникшее под действием света на зрительный нерв

Задание блока В, ЕГЭ по биологии. Установите соответствие

Функции

Оболочки глаза

А) содержит фоторецепторы

1) белочная

Б) Защищает от повреждений и проникновения микробов

2) сосудистая

В) снабжает глазное яблоко кровью

3) сетчатка

Г) пропускает световые лучи через прозрачную часть - роговицу

Д) передает возбуждение, возникшее под действием света на зрительный нерв

Домашнее задание:

Домашнее задание:

  • §49, ответить на вопросы в конце параграфа.
  • Составить кроссворд.
СПАСИБО  ЗА  ВНИМАНИЕ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!