СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии "Строение и функции кожи. Гигиена"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке используются разные виды работ: работа с текстом, заполнение таблицы, изучение строения кожи, определение типа своей кожи. 

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии "Строение и функции кожи. Гигиена"»

«Урок биологии в 9 классе по теме: Строение и функции кожи. Гигиена»

Можно назвать «Кожа – зеркало здоровья». Мне лучше это название понравилось.

У одного мудреца спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава?». Подумав, мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля».

– Подумайте и объясните, почему так ответил мудрец?

– Что же является главным в жизни каждого человека?

– Что значит, по-вашему, быть здоровым?

Обучающиеся отвечают, учитель обобщает.

– Быть здоровым очень важно. Только здоровый человек может по-настоящему познать радость жизни. Только у здорового человека нормально и согласованно функционируют все органы и системы органов организма.

Сегодня на уроке мы продолжаем изучать организм человека. А о каком органе пойдёт речь вы определите сами при помощи подсказок (Слайд 2)

– Этот орган является показателем здоровья и состояния внутренних органов.

– Этот орган в подростковом возрасте важно содержать в чистоте.

– Это самый тяжёлый орган человеческого тела.

– Этот орган не только от тепла, но и от стыда – краснеет, от испуга - потеет, а от страха – бледнеет.

– Итак, вы уже догадались, о каком органе идёт речь? (О коже).

– Сегодня на уроке мы начинаем изучать кожу. Тема нашего урока «Строение и функции кожи». Как вы думаете какие задачи урока мы с вами можем сегодня поставить перед собой?

Выяснить особенности строение кожи в связи с выполняемыми функциями.

Роль кожи.

По ходу урока заполняют информационную карту ( распечатать каждому)


Работа с учебником и слайдом презентации ( строение кожи)


 Кожа покрывает всё тело человека, масса кожи составляет 15% массы среднего человека 12 лет;

Если кожу взрослого человека среднего роста разложить на земле, она займёт  10 м квадратных;

Кожа – это не просто оболочка, а сложный орган с многочисленными функциями;

На каждые 6,45 квадратных сантиметров кожи приходится 94 сальных железы, 65 волосяных мешочков и 650 потовых желез;

Врачи – дерматологи справедливо утверждают, что никаких кожных болезней нет, а есть только общее заболевание, которое отражается на коже











Ф.И.:

Информационная карта урока

Тема «Строение и функции кожи. Гигиена кожи» 9 класс

Кожа - это____________________________________________________________________________


Функции кожи





Строение кожи

Заполни таблицу


Слои, образующие кожу

Особенности строения

Функции














Надпишите основные слои кожи и ее производные:









Мой тип кожи

Правила ухода за кожей

Я сегодня узнал …………….

Мне хотелось бы поделится информацией……………..







- Кожа – орган трудоголик, которая выполняет сразу несколько функций.

Какую? Защитную: покров тела не дает организму превратиться в «проходной двор» для возбудителей болезней, спасает от проникновения вредных химических веществ и ультрафиолета. К тому же кожа своего рода телогрейка, пусть и не столь теплая. Она также важнейший орган чувствительности. Другие её обязанности – терморегуляция, очистительная (выделение пота и сала, а вместе с ними вредных веществ), дыхательная (кожа поглощает кислород и выделяет углекислый газ, газообмен – 1% )

Природная «рубашка» надежно служит хозяину благодаря сложному устройству. Кожа состоит трех слоев. – Первый, наружный – надкожица, или эпидермис, который состоит из эпителиальной ткани. Это многослойный и постоянно обновляющийся слой. На поверхности эпидермиса находятся мертвые клетки, ороговевшие клетки, которые выполняют защитную функцию. Под мертвыми клетками находятся живые клетки, содержащие пигмент – меланин – определяющий цвет тела. Самый глубокий пласт эпидермиса состоит из делящихся клеток.

Полный цикл эпителиальной клетки от рождения в глубине эпидермиса до всплытия наверх, ороговевания, гибели и слущивания занимает 20 дней. Благодаря физиологическому шелушению рогового слоя и кислой реакции кожа самоочищается.

Второй слой кожи называется собственно кожа или дерма, которая образована соединительной тканью. В ней много эластических волокон, что придают коже упругость, прочность и эластичность. Именно благодаря эластическим волокнам кожа легко растягивается при движении. В собственно коже расположены кровеносные, лимфатические сосуды, нервы или же рецепторы кожи, потовые и сальные железы, волосяные луковицы. При помощи потовых желез кожа выполняет выделительную функцию. Эти железы вырабатывают пот, он выделяется в виде мельчайших капель и быстро испаряется. В сутки взрослый человек в зависимости от температуры может выделять 700 – 1300 мл. пота. Пот имеет кислую реакцию, что обуславливает его бактерицидные свойства.

Сальные железы выделяют кожное сало, которое смазывает кожу, смягчает её и предохраняет от высыхания. В сутки выделяется до 20 г кожного сала.

Самый глубокий слой кожи – подкожно – жировая клетчатка. Он состоит из рыхлой соединительной ткани. Подкожный жир служит и резервом питательных веществ, и подушкой – механической защитой от внешних воздействий, т.е. смягчает толчки и удары. Этот слой еще и замечательное одеяло: жир плохо проводит тепло, поэтому упитанные люди мерзнут меньше худышек.

Физкультминутка

 Учитель биологии:  Настроение начинается с утра. Лицо – зеркало состояния души человека. Если зеркало становится кривым, оно отражает излишнюю серьёзность, пренебрежение, скованность.

Улыбка способствует выделению гормона эндорфина, обеспечивающего уверенное бодрое настроение. Чтобы снять напряжение и активизировать работу нашего мозга необходимо выполнить следующие упражнения…

«Ленивая восьмёрка»

- Вытягиваем правую руку вперёд и поднимаем вверх большой палец.

- Взгляд фиксируем на ноготь  большого пальца. Рисуем рукой в воздухе лежачую «восьмёрку» / знак бесконечности/, продолжая следить за ней глазами.

- Рисуем всегда налево и вверх, полминуты правой рукой, затем полминуты левой рукой ( продолжать 1 мин.)

( упражнение помогает активизировать работу одновременно обоих полушарий головного мозга, выполняется, когда нужно сосредоточиться).

«Думательный колпак»

- большим и указательным пальцами мягко оттянуть  назад и прижать (массировать)  мочки раковины ушей, большой палец держать на внутренней части ушной раковины (1 мин.), массировать сверху вниз.

(упражнение помогает сосредоточиться на  процессе слушания, расслабляет напряжение в мышцах)

Практическая работа «Определи свой тип кожи» - каждому салфетку, для чего это нужно знать?

Чтобы правильно ухаживать за кожей.

Заранее попросить, чтобы приготовили сообщения о типах кожи и правилах ухода за ней.

Выполнение индивидуальной  практической  исследовательской работы   « Исследование ногтей»(оборудование: ручные лупы, инструктивные карточки).

Предварительные сведения: цвет, форма и поверхность ногтей может свидетельствовать как о здоровье, так и о болезни человека.

Ход работы: распечатать на парту

Признак

Вывод о здоровье или заболевании

1.

Гладкие бледно-розовые ногти

здоровые

2.

Бледный цвет

Возможно малокровие

3.

Наличие желтизны

Возможно  заболевание печени

4.

Синюшный цвет ногтей

Возможна сердечная недостаточность

5.

Вогнутая форма ногтей

Недостаток железа в организме

6.

Сильновыпуклая форма ногтей

Возможна сердечная и лёгочная недостаточность

7.

Длинные продольные линии на ногтях

Плохая всасываемость  в системе пищеварения

8.

Белые пятна на ногтях

Признак стресса

9.

Поперечные борозды на ногтях

Возможно плохое питание или запущенная болезнь

 

Итог работы:  Сделайте вывод о состоянии своего здоровья (каждый ученик самостоятельно).

Общий фронтальный вывод: Состояние ногтей связано с состоянием здоровья. Не все приведённые ниже признаки одинаково значимы, но они могут служить поводом для объективной проверки состояния здоровья

 Викторина «Кожа – зеркало здоровья» 

Викторина проводится в виде фронтального устного опроса, учащиеся сигнализируют ответы на вопросы с помощью смайликов или слов НЕТ и ДА ( набрать на листочках)

Всё знать конечно невозможно. Но некоторые сведения об уходе за кожей знать необходимо всем!

От курения кожа и зубы становятся жёлтыми? (да).

Кожа становится жёлтой и угреватой, если человек ест много жирной , мучной и острой пищи? (да, так как жиры в этом случае не используются для получения энергии, а откладываются в подкожной жировой клетчатке).

Чёрные угри содержат грязь?  (нет, чёрные угри образуются при окислении верхней части сгустка кожного сала, закупоривающего поры).

От употребления алкоголя на лице появляются красные прожилки, а нос краснеет? (да).

Кожа становится сальной при занятиях спортом и физической работой? (нет, при занятиях спортом, физической культурой улучшается кровоснабжение  кожи и всех органов тела, поэтому кожа будет  здоровой, упругой).

При употреблении овощей кожа становится упругой, эластичной? (да, так как пополняется запас внутриклеточной воды, витамины А, В, С влияют на кожу).

Чтобы кожа выглядела красивой, надо совсем исключить из рациона жиры? (нет, нельзя исключать из рациона жиры, питание должно быть сбалансированным, иначе кожа будет тусклой, невзрачной).

Использование косметики  может привести  к появлению прыщей? (Да и нет, жирная косметика, нанесённая толстым слоем может заблокировать поры. Это может случиться, если косметика не смывается ежедневно вечерним лосьоном. Правильно подобранная косметика не вызывает угревой сыпи).

Выдавливание угрей поможет быстрее избавиться от них? (нет, выдавливание прыщей может привести к возникновению и распространению инфекции, вплоть до заражения крови, На коже могут остаться раневые рубцы).

Наше настроение не влияет на состояние кожи? (нет, стрессы и ссоры ведут к сужению кровеносных сосудов, нарушению регуляции обмена веществ, кожа становится сухой, волосы ломким).

Чрезмерное частое мытьё ведёт к пересушиванию кожи? (да и нет, пересушивание кожи возникает,  если при каждом мытье использовать мыло и обезжиривающие вещества. Есть увлажняющие  средства  для кожи).

Можно ли пользоваться маминой косметикой? (нет, она для детей не подходит).

Закаливание влияет на состояние кожи, она становится упругой и эластичной? (да, так как улучшается кровоснабжение кожи).

Стал ходить в бассейн, а ногти стали ломкими, покрылись белым налётом? (да, если не соблюдать правила личной гигиены, можно заразиться грибковыми заболеваниями).

Если ходить зимой без шапки, то волосы будут закаливаться и выглядеть красиво? (нет, от мороза сосуды суживаются, нарушается кровоснабжение волос, они становятся ломкими и выпадают).

Следующее задание по изученному материалу составляем синквейн.


Зачитывание синквейнов.

Как вы думаете, выполнили мы с вами задачи поставленные в начале урока.

Беседа по вопросам:

– Могут ли полученные знания пригодиться в жизни?

– В каких профессиях будет востребован изученный сегодня материал?

Врач-дерматолог, врач-косметолог, пластический хирург, визажист, консультант по косметике, парикмахер, мастер по маникюру и педикюру, массажист и другие специальности.

– Спасибо, сегодня вы хорошо работали..


Домашнее задание

Д.з. дифференцированное в конвертах.

Всем: прочитать материал учебника.

Ответить на вопрос письменно в тетрадях : Почему солдаты перед сражением обязательно должны были мыться?

По желанию:

1. Составить кроссворд по теме.

2. Написать стихотворение о пользе закаливания. ( или предложить правила)

3. Задание для группы: подобрать материал и оформить презентацию по темам:

«Закаливание организма»;

«Заболевание кожи»;

«Гигиена одежды и обуви»;

«Дактилоскопическое исследование».












Работа с текстом

Природная «рубашка» надежно служит хозяину благодаря сложному устройству. Кожа состоит трех слоев. Первый, наружный – надкожица, или эпидермис, который состоит из эпителиальной ткани. Это многослойный и постоянно обновляющийся слой. На поверхности эпидермиса находятся мертвые клетки, ороговевшие клетки, которые выполняют защитную функцию. Под мертвыми клетками находятся живые клетки, содержащие пигмент – меланин – определяющий цвет тела. Самый глубокий пласт эпидермиса состоит из делящихся клеток. Полный цикл эпителиальной клетки от рождения в глубине эпидермиса до всплытия наверх, ороговения, гибели и слущивания занимает 20 дней. Благодаря физиологическому шелушению рогового слоя и кислой реакции кожа самоочищается. Второй слой кожи называется собственно кожа или дерма, которая образована соединительной тканью. В ней много эластических волокон, что придают коже упругость, прочность и эластичность. Именно благодаря эластическим волокнам кожа легко растягивается при движении. В собственно коже расположены кровеносные, лимфатические сосуды, нервы или же рецепторы кожи, потовые и сальные железы, волосяные луковицы. При помощи потовых желез кожа выполняет выделительную функцию. Эти железы вырабатывают пот, он выделяется в виде мельчайших капель и быстро испаряется. В сутки взрослый человек в зависимости от температуры может выделять 700 – 1300 мл. пота. Пот имеет кислую реакцию, что обуславливает его бактерицидные свойства. Сальные железы выделяют кожное сало, которое смазывает кожу, смягчает её и предохраняет от высыхания. В сутки выделяется до 20 г кожного сала. Самый глубокий слой кожи – подкожно – жировая клетчатка. Он состоит из рыхлой соединительной ткани. Подкожный жир служит и резервом питательных веществ, и подушкой – механической защитой от внешних воздействий, т.е. смягчает толчки и удары. Этот слой еще и замечательное одеяло: жир плохо проводит тепло, поэтому упитанные люди мерзнут меньше худышек.



  1. Озаглавьте текст

  2. Определите стиль текста

  3. Определите тип речи

  4. Разделите на абзацы

  5. Обозначьте микротемы (записать главную мысль)

  6. Составить сложный план текста



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!