Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №53
г.Бикина Бикинского муниципального района
Хабаровского края
Урок биологии в 6 классе:
«Дальневосточные представители семейства лилейные»
Разработала:
Суслопарова Ольга Александровна,
учитель биологии МБОУ ООШ №53,
педагогический стаж 23года,
квалификационная категория: высшая,
УМК: Пасечник В.В.
Биология: Многообразие
покрытосеменных растений. 6 кл.
2019 год
Пояснительная записка
Одной из важнейших задач образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования является обеспечение «условий для индивидуального развития всех обучающихся, и в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, - одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья».
В МБОУ ООШ №53 учащиеся с ОВЗ обучаются инклюзивно по 1-2 человека в обычных классах.
В 6-х классах в 2017-2018 учебном году диагноз 7 вид имелся у Тома Андрея (6б), Баева Артура (6Г) и Вырупаева Данила (6Г). Имея 7 вид, они обучались в 6 классе и обучаются в 7 классе инклюзивно в обычном классе с использованием методики коррекционно-развивающегося обучения. Коррекционно-развивающая работа ведется с учетом индивидуальных особенностей данных детей:
недостаток эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, внимания, низкий уровень учебной мотивации и общая познавательная пассивность,
недоразвитие отдельных психических процессов – восприятия, памяти и мышления;
негрубыми недостатками речи;
нарушения моторики в виде недостаточной координации движений, двигательная расторможенность,
низкая работоспособность,
ограниченный запас знаний и представлений об окружающем мире.
Условиями успешного осуществления коррекционно-развивающей работы с данными учащимися является:
Создание доброжелательной атмосферы на уроке.
Позиция «лучше меньше, да лучше», для ее осуществления, максимально индивидуализируя процесс обучения, предлагаются меньшие по объему задания.
Щадящий режим выполнения самостоятельных работ (При проведении объяснить ход выполнения задания индивидуально).
Использование методов и приемов, создающих на уроке ситуацию успеха: задания с алгоритмами решения, задания с проверкой и т.д.
Постоянное выделение внимания мотивационно-занимательной стороне обучения, стимулирующей развитие познавательных интересов.
Оценку «удовлетворительно» можно поставить, если верно выполнено от 35% до 50% заданий, оценку «хорошо» – от 50% до 65%, а оценку «очень хорошо» - свыше 65%.
На уроке по биологии в 6 классе «Дальневосточные представители семейства лилейные» учащиеся представляют подготовленные заранее презентации о растениях семейства Лилейные (ландыш Кейске, вороний глаз, черемша, лилия даурская), рассказывают об их биологических особенностях, их значении в природе и жизни человека.
Презентации я предлагаю учащимся создать по желанию к уроку заранее, подготовка начинается за 2 недели. Одну-две презентации из четырех готовят учащиеся с ОВЗ (зависит от числа учащихся с ОВЗ в классе). С учащимися с ОВЗ проводится дополнительная работа учителя: помощь в создании презентации и репетиция рассказа для коррекции и развития связной устной речи.
При проверке знаний в тестовой форме в ходе взаимопроверки учащиеся ставят друг другу оценки, используя слайд №1 презентации учителя. Считаю важным не акцентировать на уроке, что к работам учащихся с ОВЗ применима несколько иная система оценивания (см. выше), поэтому после урока оценки корректирую.
На уроке учащиеся работают в группах по 4 человека. В группе учащемуся с ОВЗ назначается консультант, к которому он может обращаться в случае затруднения в работе.
Домашнее задание в конце урока дается дифференцировано.
Урок биологии в 6 классе:
Дальневосточные представители семейства лилейные
Цель урока: Познакомить обучающихся с дальневосточными представителями растений семейства Лилейные и их характерными признаками, показать их значение в природе и роль в жизни человека.
Задачи:
образовательная:
продолжить формировать умения составлять морфологическое описание растения, определять их по гербарию.
коррекционно – развивающие:
формирование активного восприятия информации на уроке через объяснение нового материала;
способствовать развитию зрительной памяти через наглядный материал;
воспитательные:
прививать интерес к урокам биологии.
воспитывать любовь, бережное отношение к окружающей природе
Применяемые методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, аналитический, синтетический, сравнительный, классификационный, репродуктивный.
Технологии обучения: технология личностно-ориентированного обучения, коммуникативно-информационная технология обучения, модульная технология,
Ожидаемые результат и степень их достижения:
научить учащихся самостоятельно добывать знания и уметь применять эти знания по определению растений из семейства Лилейные на практике,
развитие речи через подготовку сообщений по презентации,
развитие коммуникативных свойств учащихся в процессе работы в группах, индивидуальных интересов и способностей, умения анализировать свою деятельность, деятельность одноклассников и давать им оценку,
получать информацию из презентаций.
Способы контроля конечного результата урока (КРУ): практическая работа, кроссворд, самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя.
Место занятия в учебном процессе: пятый урок в теме «Классификация растений».
Вид занятия: комбинированный урок с применением ИКТ.
Оборудование:
Компьютер, интерактивная доска.
Гербарии лилейных растений с определительными карточками.
Раздаточный материал (приложения1,2,3,4)
Литература:
В.В. Пасечник. Биология: Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл. М.: Дрофа, 2016г.
М.А. Гуленкова, Т.А. Дмитриева. Дидактические материалы по биологии: 6 кл.: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2003г.
Ход урока:
Организационный момент
Здравствуйте, ребята!
Поприветствуйте друг друга: партнеры по плечу пожмите руку друг другу; партнеры по лицу - улыбнитесь друг другу.
Проверка домашнего задания по теме: "Лилейные" (10 мин)
Давайте вспомним, с каким семейством растений мы знакомились на прошлом уроке? (Семейство Лилейные класса Однодольные).
Теперь давайте проверим, как вы усвоили эту тему. У вас на партах находится тест. (Приложение 1) Впишите свою фамилию. Верные утверждения занесите в табличку. На выполнение работы вам дается 7 минут.
Через 7 минут: Обменяйтесь, пожалуйста, тестами. Проверьте тест у друга и поставьте ему оценку. (Взаимопроверка теста слайд №1 презентации).
Актуализация знаний
Ребята, у вас на партах находится текст. Прочитайте его.
Смысловое чтение текста (3 мин) (Приложение 2)
Беседа по вопросам:
- Какое растение описано в тексте?
- Какое семейство характеризует данный текст?
- По каким признакам это определили?
- Где растет это растение?
- Как вы думаете, с какой целью вам дан этот текст?
- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? Формулировка темы (слайд №2 презентации открывается после)
Что бы вы хотели узнать на уроке? Формулировка учебных задач
Чему бы вы хотели научиться на уроке? Формулировка личностных задач (слайд №3 презентации открывается после)
Новая тема урока
К сегодняшнему уроку ребята вашего класса подготовили презентации по дальневосточным представителям семейства Лилейные (работа учащимися с ОВЗ в том числе)
Ландыш Кейске
Вороний глаз
Черемша
Лилия даурская
Учащиеся выступают с сообщениями по подготовленной презентации. После каждой презентации классу задается вопрос: Чем запомнилось данное растение?
На партах в раздаточном материале таблицы для заполнения по дальневосточным представителям семейства Лилейные (Приложение 4). Ребятам предлагается заполнять таблицы.
Практическая работа с определительными карточками (Приложение 3) и гербариями в группах по четыре человека. (СДП) (15 мин)
В каждой группе - назначить консультанта для детей с ОВЗ.
По мере определения растений по гербариям – продолжить заполнение таблицы (Приложение 4).
Задание: Распределите гербарии на 2 группы: дальневосточные и из других регионов. Какие растения дальневосточные?
Закрепление знаний.
Заполнение кроссворда (слайд на интерактивной доске)
1. Раннецветущее растение с белыми цветками и нежным ароматом.
2. Растение с птичьим названием.
3. Охотский лук
4. Ядовитое растение.
5. Растение с одной ягодкой черного цвета и 6 листьями.
6. Растение – гроза вампиров.
7. Листья этого растения богаты витамином С.
8. Красная саранка.
Ребята, что получилось по вертикали? (Хабаровский край).
Вопросы на закрепление:
- Зачем нам нужно знать природу Хабаровского края?
- Назовите ядовитые растения семейства лилейные.
- Какова первая помощь при отравлении?
6. Подведение итогов урока, рефлексия:
Теперь давайте вернемся к целям, которые вы поставили в начале урока (слайд №3 презентации).
Достигнуты ли цели урока вами?
Чему вы смогли научиться сегодня?
Как вы учились?
Что помогало или мешало вашей работе на уроке?
Что вам понравилось или не понравилось на уроке? Почему?
Учителем озвучиваются оценки за сообщения по презентациям, устные ответы. Оценки за тесты и таблицы выставляются после проверки.
Домашнее задание: (Приложение 5)
«5» - от имени лилейного растения напиши благодарственное письмо любому насекомому.
«4» - придумай рекламу лилейному растению.
«3» - §29 и ответьте на вопросы после §.
Приложение 1 Тест «Семейство Лилейные»
1.Укажите семейство, которое относится к классу Однодольные.
а. Крестоцветные
б. Лилейные
в. Пасленовые
г. Розоцветные
2. Назовите особенность строения класса Однодольные
а. Сетчатое жилкование листьев
б. Стержневая корневая система
в. Дуговое или параллельное жилкование листьев
г. Две семядоли в семени
3. Число листочков в околоцветнике цветков Лилейных.
а. 3
б. 4
в. 5
г. 6
4. Число тычинок в цветках Лилейных.
а. 5
б. 6
в. 8
г. 10
5. Плод, который формируется у растений семейства Лилейные.
а. Коробочка или ягода
б. Стручок или стручочек
в. Боб
г. Костянка или семянка
6. Назовите подземный орган растений семейства Лилейные.
а. Корневище
б. Клубень
в. Корнеплод
г. Луковица
7. Укажите растения семейства Лилейные.
а. Сахарный тростник, мята, ежа, бамбук.
б. Редька дикая, пастушья сумка, репа, редис.
в. Ландыш, тюльпан, спаржа, лук.
г. Баклажан, томат, перец.
8. Укажите ядовитое растение семейства Лилейные.
а. Люпин
б. Чемерица
в. Лапчатка
г. Пустырник
9. Укажите лекарственное растение семейства Лилейные.
а. Люпин
б. Бодяк
в. Ландыш
г. Черемша
10. Укажите значение растений, которое НЕ относится к семейству Лилейные.
а. Декоративное
б. Лекарственное
в. Пищевое
г. Строительный материал
Вопрос | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Ответ | | | | | | | | | | |
Приложение 2 Текст для смыслового чтения
На разнотравных лугах и сыроватых полянах среди разнолесья высокими маяками рассыпалась буйная многолетняя трава.
Это – чемерица. В Приморье и Приамурье встречается целых пять ее видов: Лобеля, даурская, остродольная, Маака и уссурийская. Все они по внешнему виду довольно сходны между собой. Их прямые и толстые, высотой до полутора метров, стебли усажены крупными, широколанцетными листьями в продольных «тисненых» складках. Вершина взрослого растения увенчана большой метелкой из многочисленных зеленовато-белых цветков. Цветки с простым околоцветником, состоящим из 6 лепестков; шесть тычинок и 1 пестик в центре цветка.
Смолоду, едва показавшись из земли, чемерица своими листьями напоминает не то ландыш, не то черемшу.
Толстое короткое корневище чемерицы покрыто множеством тонких шнуровидных корешков. Запах корневой системы напоминает чесночный. Цветет чемерица в июне и июле, а в конце лета созревают ее сухие плоды-коробочки, наполненные множеством мелких семян.
Чемерица выглядит пышным и довольно красивым растением. Но красота эта коварна: чемерица очень ядовита. В далеком прошлом ее соком отравляли стрелы. При отравлении чемерицей у человека появляется жжение языка, слюнотечение, жажда, сильное возбуждение и судороги. Характерно, что каких-либо специальных средств для лечения отравлений чемерицей найти до сих пор не удалось.
Токсичность чемерицы сохраняется, правда, в меньшей степени, даже при высушивании и силосовании. Ядовиты и ее семена. Ими отравляются птицы, а попав в сено, они могут вызвать отравление скота.
Пчелы, собирая с цветков чемерицы нектар, отравляются им. Отчасти по вине цветущей в июне и июле чемерицы наблюдается в это время осыпь пчел, хотя пчеловоды по неведению «грешат» на цветущую одновременно с ней амурскую сирень, или трескун.
Химический состав чемерицы очень сложен. Одних только алкалоидов в корнях этого растения обнаружено до полутора десятков. Стебли и листья беднее алкалоидами.
Однако чемерица в некоторой степени и полезное растение. Измельченные стебли с листвой применяются как отрава для мух. Настойки из корневищ используются в ветеринарии для лечения крупного рогатого скота от кожного овода и для других целей.
В медицине чемерица тоже известна. Но в связи с токсичностью она как лекарственное растение широкого применения не получила. В народной медицине из нее приготовляют болеутоляющие мази, используемые при невралгиях и некоторых других заболеваниях. Да и в научной медицине и ветеринарии препараты чемерицы применяются в основном только как наружные лекарственные средства. Так, продающаяся в аптеке «чемеричная вода», являющаяся водной вытяжкой из корней чемерицы, применяется наружно при невралгических и ревматических болях. А в ветеринарии этот препарат используется для лечения чесоточных и паразитарных заболеваний животных.
Приложение 3 Определительная карточка «Семейство лилейные»
Семейство лилейных относится к однодольным растениям и содержит около 3000 тысяч видов. Это, в основном, многолетние травянистые растения с луковицами и корневищами. Листья с параллельным или дуговым жилкованием. Околоцветник образован 6 свободными или сросшимися листочками. Тычинок 6, пестик 1, завязь верхняя.
Пользуясь таблицей, определи название растения.
Цветки одиночные или расположены по 2-3……………………………2
Цветки образуют соцветие……………………………………...................3
Цветок на стебле один, крупный. В земле – крупная луковица.
Тюльпан.
Цветки по одному или по 2-3 расположены в пазухах листьев. Корневище горизонтальное. Растет на Дальнем Востоке.
Купена душистая.
Соцветие кисть, листьев на стебле обычно 2……………………………4
Соцветие иного строения…………………….............................................6
Цветки белые………………………………………………………………5
Цветки голубые, листья узкие.
Пролеска двулистная.
Околоцветник белый, сростнолепестной, колокольчатый, листья широкие, охватывающие друг друга основаниями. Корневище сильно разветвлено, горизонтальное. Ядовит. Настойка из цветов и листьев ландыша применяется для лечения сердечных заболеваний. Дальневосточное растение.
Ландыш Кейске.
Околоцветник раздельнолепестной из 4 долей. Цветки мелкие. На стебле обычно 2 сердцевидных листа.
Майник двулистный.
Соцветие шаровидный зонтик. Цветки белые или желтоватые. Луковица слабовыражена. Листья съедобны. Произрастает на Дальнем Востоке.
Лук гусиный.
Соцветие метелка на верхушке стебля. Цветки зеленовато-белые. Стебли облиственные. Листья к верхушке стебля становятся меньше и уже. Молодые листья напоминают черемшу. В почве короткое толстое корневище. Сильно ядовита. В медицине препараты используют как средство для укрепления нервной системы, при лечении кожных заболеваний и как болеутоляющее. Произрастает в Хабаровском крае.
Чемерица даурская.
Приложение 4 Таблица «Семейство Лилейные»
Название растения | Цвет цветков | Тип соцветия | Число листьев | Подземный орган | Ядовитое | Декора тивное | Лекарст венное |
Вороний глаз | | | | | | | |
Лилия Даурская | | | | | | | |
Черемша | | | | | | | |
Ландыш Кейске | | | | | | | |
Тюльпан | | | | | | | |
Купена душистая | | | | | | | |
Пролеска двулистная | | | | | | | |
Майник двулистный | | | | | | | |
Лук гусиный | | | | | | | |
Чемерица даурская | | | | | | | |
Приложение 5 Домашнее задание
«5» - от имени лилейного растения напиши благодарственное письмо любому насекомому.
«4» - придумай рекламу лилейному растению.
«3» - §29 и ответьте на вопросы после §.