СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии в 7 классе по теме "Особенности организации кольчатых червей"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока биологии в 7 классе по теме "Особенности организации кольчатых червей". Урок подготовлен в соответствии с требованиями ФГОС. УМК "Линия жизни" под ред. В.В.Пасечника. В ходе урока проводится лабораторная работа. Вся работа обучающихся осуществляется в рабочих листах

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии в 7 классе по теме "Особенности организации кольчатых червей"»

Тема урока: Особенности организации кольчатых червей

Цель: продолжить знакомство учащихся с многообразием многоклеточных животных; выявить усложнение организации кольчатых червей в сравнении с ранее изученными животными


Задачи: познакомить учащихся с особенностями внешнего и внутреннего строения кольчатых червей в связи с их образом жизни; показать усложнение внутренней организации кольчатых червей по сравнению с плоскими и круглыми червями; познакомить с многообразием кольчатых червей; выяснить роль кольчатых червей в природных сообществах и жизни человека;

продолжить формирование умений узнавать изученных животных; работать с раздаточным материалом, решать проблемные вопросы, сравнивать, анализировать; продолжить формировать умения самостоятельно работать с текстом учебника, рисунками, материалами интернет и обучающего диска;

продолжить работу по формированию научного мировоззрения обучающихся; воспитывать бережное отношение к природе, уважительное отношение к червям, к их праву на существование, принимая во внимание сложность их организации, их роль в природе;

воспитывать ответственное отношение к выполнению порученных заданий.


Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся знакомятся с общей характеристикой, особенностями строения и жизнедеятельности кольчатых червей, учатся различать кольчатых червей среди биологических объектов, на рисунках и таблицах; у учащихся формируются понятия о целоме, замкнутой кровеносной системе.

Метапредметные: учащиеся учатся сравнивать объекты, делать выводы в результате сравнения, обобщать полученные сведения, выполнять работу по инструкции, работать с разными источниками информации, находить информацию о кольчатых червях в учебнике, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, Интернете и интерпретировать её, переводить из одной формы в другую, использовать информационно-коммуникационные технологии при выполнении заданий, самостоятельно проводить исследования в ходе лабораторной работы и на основании полученных результатов делать выводы.

Личностные: развитие и формирование интереса к изучению природы; развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук.


Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний


Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование; таблицы, рисунки с изображением схем строения кольчатых червей; дождевой червь в чашке Петри, выстланной влажной фильтровальной бумагой; лупа; стекло; лист плотной бумаги, препаровальная игла, кусочек репчатого лука; раздаточный материал: рабочие листы, домино, презентация урока.











Ход урока

  1. Орг. момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку и посещаемости.

Ребята! Сегодня мы будем работать в рабочих листах. Работать мы будем по следующему плану:

  • Повторение ранее изученного материала;

  • Изучение нового материала;

  • Закрепление нового материала;

  • Подведение итогов.


  1. Актуализация знаний

Ребята, мы с вами изучаем животный мир. На уроке мы познакомимся еще с одной группой организмов. Студентам-биологам они более знакомы как организмы для вскрытия и изучения строения; для рыбаков они - наживка для ужения рыбы; а для обычного человека это просто организмы – обитатели почвы.

Демонстрация видеоролика «Движение дождевого червя» (Приложение №4)(http://wormsmuseum.narod.ru/).

Учитель. ВОПРОСЫ:

Каких животных вы видите на экране?

Кто из вас видел их в природе?

Где они обитают?

Когда чаще всего встречаются дождевые черви на поверхности почвы?

(Ответы учеников)


По этому поводу есть загадка:

В земле всю жизнь свою живёт,
Там он и ест, он там и пьёт.
Как только дождик выпадает,
Он наружу выползает.


Еще раз хочется напомнить, что мы изучаем живую природу по пути усложнения уровня организации. Таким образом, при изучении Кольчатых червей мы должны увидеть и выделить черты усложнения их по сравнению с Плоскими и Круглыми червями.

Запись темы урока.


  1. Целеполагание

Обучающиеся предположительно формулируют цели урока, основываясь на общем алгоритме изучения нового типа животных.

  1. Проверка д/ з

Для того чтобы понять, что нового появляется в организации кольчатых червей, мы должны вспомнить особенности ранее изученных типов червей. Задание предоставляется на выбор обучающихся. По завершении проводится самопроверка по ключу.


Базовый уровень

Выбери верные суждения и выпиши в бланк ответов


  1. Все круглые черви – паразиты

  2. Круглые черви имеют двустороннюю симметрию тела

  3. Пищеварительная система круглых червей не содержит анального отверстия

  4. Полость тела круглых червей заполнена жидкостью

  5. У круглых червей имеется кровеносная система

  6. Круглые черви дышат всей поверхностью тела

  7. Круглые черви – гермафродиты

  8. Аскарида – паразит человека

  9. Цепни относятся к круглым червям

  10. Плоские и круглые черви относятся к одному типу

Номер суждения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ «да»











Ответ «нет»













Повышенный уровень

1. Выпишите буквы, кодирующие признаки, характерные для круглых червей.

А. Гермафродиты.

Б. Раздельнополые животные.

В. Пищеварительная система имеет одно отверстие – рот.

Г. Пищеварительная система представляет собой трубку, которая заканчивается анальным отверстием.

Д. Между стенкой тела и внутренними органами располагается полость тела.

Е. Промежутки между органами заполнены паренхимой.

2. Выберите из предложенного списка несколько представителей круглых червей:

а) луковая нематода; в) дождевой червь;

б) острица; г) аскарида

3. У круглых червей:

а) лучевая симметрия и трёхслойное строение тела;

б) двусторонняя симметрия и трёхслойное строение тела;

в) лучевая симметрия и двухслойное строение тела;

г) двусторонняя симметрия и двухслойное строение тела

4. Круглые черви отличаются от плоских:

а) типом симметрии тела;

б) количеством слоёв клеток тела;

в) наличием анального отверстия в пищеварительной системе;

г) отсутствием паразитических форм


Ключ к тесту: базовый уровень

Номер суждения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ «да»


+


+


+


+



Ответ «нет»

-


-


-


-


-

-


0-3 ошибки – «4»

4-6 ошибок – «3»

7-10 ошибок -- «2»


Повышенный уровень – 1 – б, г, д; 2 – а, б, г; 3 – б; 4 – в.

0-1 ошибка – «5»

2-3 ошибки – «4»

4-5 ошибок – «3»

Указанные тесты имеются на страничке учителя в разделе «Тесты» на сайте «Видеоуроки.нет». https://videouroki.net/tests/my/#

Номер теста «Базовый уровень» - 3396367.

Номер теста «Повышенный уровень» - 8473314.


  1. Изучение нового материала

Сегодня на уроке, знакомясь с этими животными, мы должны выяснить

- В чем заключается усложнение организации кольчатых червей в сравнении с ранее изученными животными?


Просмотр обучающего диска к учебнику. Общие сведения о Кольчатых червях.


В жизни мы чаще всего можем наблюдать дождевого червя, как представителя Кольчатых червей. Поэтому изучать строение и жизнедеятельность этих животных мы будем в основном на их примере.

В 1881 году за год до своей кончины, всемирно известный учёный Ч.Дарвин неожиданно для своих коллег, почитателей и противников опубликовал книгу о дождевых червях, которую заключил словами: “Плуг принадлежит к числу древнейших и имеющих наибольшее значение изобретений человека; но еще задолго его изобретения почва правильно обрабатывалась червями, и всегда будет обрабатываться ими. Весьма сомнительно, чтобы нашлись еще другие животные, которые в истории земной коры заняли бы столь видное место”.

Что же такое интересного увидел Дарвин в дождевых червях?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, мы выполним лабораторную работу (в парах), поработаем с учебником на стр. 154 – 156 и дополнительными материалами из рабочего листа.


Лабораторная работа «Изучение внешнего строения и передвижения дождевого червя»


Цель работы. Установить характерные особенности внешнего строения дождевого червя и их соответствие условиям жизни в почве.

Вопросы и задания

  1. Рассмотрите дождевого червя и определите форму его тела. Что видно на теле?

  2. Измерьте длину тела.

  3. Пользуясь лупой, рассмотрите концы тела дождевого червя. Сравните их и определите передний и задний конец. Где находится утолщение?

  4. Рассмотрите верхнюю и нижнюю часть тела дождевого червя, сравните и определите брюшную и спинную стороны.

  5. Проведите наблюдения за передвижением дождевого червя. Для этого перенесите его в ванночку, а затем:

а) пронаблюдайте передвижение дождевого червя на стекле и на бумаге, сравните;

б) проведите пальцем вдоль тела от заднего конца к переднему. Что вы обнаружили и на какой стороне? Рассмотрите в лупу.

  1. Для выяснения ориентировки дождевого червя во внешней среде проделайте следующее:

а) прикоснитесь препаровальной иглой к телу дождевого червя (что произошло?);

б) поднесите к переднему концу червя кусочек лука или смоченную в уксусе стеклянную палочку, не дотрагиваясь до его тела (что произошло?)

Какое явление происходит во всех проделанных вами опытах?

Ответьте на вопросы:

А- Какая форма тела у дождевого червя, размеры, цвет спинки и брюшка?

Б –Где передвигается червь лучше: по стеклу или по бумаге?

В- Что вы ощущаете при прикосновении? Какова роль щетинок?

Д- Как реагирует червь на прикосновение?

Е- Как реагирует червь на резкий запах лука или уксуса – химическое воздействие ?

Ж- На рисунке подпишите указанные части тела червя.











Выполняем задание № 3. Работаем по плану в таблице – 10 минут.


Характеристика

Тип Кольчатые черви

  1. Классы, представители

Кл.Многощетинковые - нереида

Кл.Малощетинковые – дождевой червь

Кл. Пиявки – медицинская пиявка

  1. Численность

9 тыс. видов

  1. Среда обитания

Водная, почвенная

  1. Симметрия тела

Двусторонняя симметрия

  1. Форма тела

Тело вытянутое, состоит из сегментов или колец

  1. Полость тела

Вторичная (целом), заполнена жидкостью, разделена на сегменты

  1. Слои клеток (сколько?)

3 слоя

  1. Кожно-мускульный мешок

Тонкая кутикула + эпителий + кольцевые и продольные мышцы + внутренняя выстилка

  1. Системы органов (перечислить)

половая, пищеварительная, выделительная, нервная, половая + КРОВЕНОСНАЯ

  1. Нервная система

Окологлоточное нервное кольцо и брюшная нервная цепочка

  1. Кровеносная система

Замкнутая, сосуды и «сердца» в 7-13 сегментах, у некоторых отсутствует

  1. Дыхание

Всей поверхностью тела, у некоторых кожные жабры

  1. Пищеварительная система

Сквозная: глотка – пищевод – желудок – кишка – анальное отверстие

  1. Выделительная система

Метанефридии

  1. Половая система, размножение

Есть раздельнополые и гермафродиты, размножаются половым и бесполым путём


Беседа по таблице.

По очереди обучающиеся зачитывают то, что они записали в таблице, корректируют свои записи, делают вывод: какие черты организации отличают этот тип животных от ранее изученных. И можно ли сказать, что этот тип обладает более прогрессивными чертами.

Нам осталось рассмотреть, какую роль играют кольчатые черви в природе и жизни человека. Почему Ч. Дарвин так высоко оценил их значение?

Найдите материал об этом в учебнике, интернете и запишите в тетрадь.

Решите познавательную задачу на рабочем листе, сделайте вывод.

Дождевые черви живут в земле, выкапывая длинные трубчатые ходы, куда они затаскивают различные органические остатки с поверхности. Питаются черви разлагающимися органическими веществами. Непереваренные остатки пищи, содержат в себе много измельченных земляных частиц и откладываются ими на поверхности земли. На одном гектаре земли может жить до 4 млн. дождевых червей. За сутки одно животное перерабатывает около 0,5 грамма почвы.

Рассчитайте, сколько почвы за сутки перерабатывается червями на 1 гектаре земли. ( 2 тонны)

Учащиеся: Формулируют и записывают в тетрадь вывод.

ВЫВОД: Тип Кольчатые черви получил свое название за характерное членистое строение тела. Тип характеризуется более прогрессивными чертами организации, так как его представители имеют вторичную полость тела и замкнутую кровеносную систему. Кольчатые занимают разнообразные среды жизни и играют большую роль в природных экосистемах, особенно в почвообразовании.


  1. Закрепление.

Мы с вами рассмотрели новый тип животных. А теперь давайте немного пофантазируем.

Прошло много лет, ну скажем, десять. Вы давно уже не школьники, отдыхаете с друзьями в лесу или работаете на даче, и кто-то из ваших знакомых восклицает: «Смотрите, какой червячок!». Вы подходите и со знанием дела говорите: «Это тип Кольчатых червей их нельзя уничтожать, они очень полезные».

Какие характерные признаки позволили вам определить принадлежность их к данному типу? И что еще вы сможете сказать об их роли в экосистемах?


Составьте цепь питания, в которой одно из звеньев составляет дождевой червь.

Учитель читает стих «Памятник червю»:

Есть памятник собаке,

Есть памятник лягушке,

Коту и обезьянам

И даже голубям,

Бизону, долгоносику

И лоцману – дельфину,

Но не найдете памятник

Вы дождевым червям.

Ну, почему вы помните

Про комара кусачего,

Про зайца длинноухого, про синего кита.

Вы их увековечили…

ЧЕРВЯМ поставьте памятник!

Чтоб знало человечество,

На ком стоит Земля!

За что дождевым червям нужно поставить памятник?

  1. Подведение итогов

Оценки за урок.

Достигли ли мы с вами поставленных целей?

Что ещё нам нужно узнать об этих животных?

  1. Рефлексия

Отвечаем на вопросы:

  1. Сегодня я узнал…

  2. Было интересно…

  3. Было нелегко…

  4. Я понял, что…

  5. Мне понравились задания…

  6. Я научился…

  7. Меня удивило…

  1. Домашнее задание

Обязательная часть:

  1. Стр. 154 – 157

  2. Задание 1 на стр. 157 (составить план рассказа о строении дождевого червя, используя текст и рисунки учебника).

На выбор:

1) подумайте, что бы вы изобразили на памятнике дождевому червю;

2) подготовить тесты по теме «Тип Кольчатые черви» (3-5 вопросов);

3) составить синквейн по теме «Тип Кольчатые черви»;

4) подготовить для одноклассников виртуальную экскурсию по Музею дождевого червя (2-3 мин.) http://wormsmuseum.narod.ru/


https://videouroki.net/tests/complete/961176655

https://videouroki.net/tests/complete/650030256


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!