ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА БИОЛОГИИ
Предмет, класс | Биология,8 класс |
Учитель | Токмакова Елена Михайловна |
Тема урока, № урока по теме | Роль кожи в терморегуляции организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе Урок № 47 |
Место проведения урока | Кабинет биологии |
Тип урока | Комбинированный |
Формы организации учебной деятельности | Фронтальная, индивидуальная и групповая |
Методы обучения | Проблемная ситуация, репродуктивные, частично-поисковые, работа с текстом, иллюстративные |
Технология | Технология развития критического мышления |
Приемы | Анализ, синтез, обобщение, приемы: Кластера, Инсерт. |
Оборудование | Компьютеры, проектор, таблица «Кожа», карточки с заданиями, спирт 40, пипетки, химические стаканчики |
Цели урока | образовательные | развивающие | воспитательные |
| Продолжить формирование представлений о строении и функциях кожи, участии кожи в поддержании постоянной температуры тела. Сформировать знания о нарушениях терморегуляции и умения оказывать первую помощь. | Продолжить развитие умений самостоятельно работать с текстом, рисунками, анализировать, делать выводы. Развивать умение устанавливать взаимосвязь между физической работой и терморегуляцией организма. Развивать умение устанавливать взаимосвязь между закаливанием и здоровьем человека. | Прививать бережное отношение к своему здоровью Заниматься закаливанием организма. |
Задачи урока | Познакомиться с ролью кожи как органа теплоотдачи Раскрыть условия сохранения постоянства температуры тела Выяснить механизм теплорегуляции Выяснить взаимосвязь между закаливанием и здоровьем человека Научиться оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударе. |
Планируемые результаты | Предметные: Учащиеся должны знать: - роль кожи в поддержании относительного постоянства температуры тела - способы терморегуляции организма, ее рефлекторный характер - физиологическую роль повышения температуры при заболеваниях - меры оказания первой помощи при поражениях кожи и нарушениях терморегуляции Учащиеся должны уметь: - распознавать на таблицах структурные компоненты кожи и называть их - разъяснять механизм терморегуляции - уметь применять знания о теплорегуляции, методах закаливания умение оказывать 1-ю помощь при тепловом и солнечном ударе Метапредметные: Учащиеся должны уметь: - работать с учебником, ресурсами сети Интернет, научно-популярной литературой - находить и анализировать источники биологической информации и грамотно излагать ее одноклассникам - осваивать познавательные, коммуникативные и регулятивные УУД - использовать некоторые методические приемы и формы организации обучения, способствующие качественному усвоению нового материала и развитию мышления Личностные: - познавательный интерес к изучению кожи человека, вопросам терморегуляции и гигиены - мотивация к получению новых знаний, дальнейшему изучению кожи как органа, отвечающего за терморегуляцию организма и сохранение здоровья человека - знание основных правил и принципов здорового образа жизни - умение реализовать установки здорового образа жизни |
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Ресурсы сети Интернет. Презентация, выполненная учителем средствами MS Power Point |
Необходимое аппаратное и программное обеспечение | Выход в Интернет при подготовке к уроку и во время урока, компьютер, программное средство Power Point проектор |
Образовательные ресурсы Интернет | https://infourok.ru/umk-dlya-prepodavatelya-lekciya-po-teme-termoregulyaciya-3562833.html https://ru.wikipedia.org/wiki/Терморегуляция |
| |
Организационная структура урока
Этап | Цель | Длитель-ность | Основной вид деятельности | Форма организации деятельности учащихся | Функции преподавателя на данном этапе | Основные виды деятельности преподава-теля | Промежу-точный контроль |
Этап 1 Организационное начало урока. | Проверка отсутствующих Проверка учащихся на рабочих местах Установка внимания | 1мин. | _ | Проверяют свою готовность к уроку | Организация успешного начала урока | Концентри-рует внимание детей на предстоящей деятельности Распределе-ние учащихся по группам | - |
| Проверка домашнего задания по теме: «Кожа. Строение и функции» | 4мин. | Работа с дидактическими карточками «Строение и функции кожи» Работа с электронным приложением «Наглядная биология» | Индивидуальная работа по карточкам, работа на компьютере (тест приложения «Наглядная биология» или в печатном варианте) Взаимопроверка Самооценка | Обеспечение дидактического материала, Оценивание работы учащихся | Корректирует работу в группах, ведет индивидуаль- ный опрос у доски | _ |
Этап 2 Актуализация знаний Вызов | Подвести учащихся к осознанию вопроса о терморегуляции кожи | 2 мин. | Работа с компьютером Презентация (слайд 13) | Формулирование темы и цели урока | Информация о «золотом мальчике» | Концентрирует внимание детей на предстоящей деятельности | |
Информация о «золотом мальчике» | В 1646 году в Италии в замке герцога Л. Моро состоялось праздничное шествие, которое возглавил «золотой мальчик», олицетворявший «золотой век». Тело его было покрыто сплошь краской. Вскоре про него забыли, и он всю ночь провел на каменном полу зала. Краска вызвала расширение кожных кровеносных сосудов. Он потерял много тепла и вскоре умер. Причина смерти долго оставалась непонятной. Предложите свои варианты объяснения этого случая. |
Этап 3 Подготовка учащихся к восприятию нового материала | Установить связь между сформулированной ученической целью урока, задачами урока, практической значимостью материала, подлежащего изучению и учебной проблемой | 5 мин. | «Корзина предложений» Работа в группах | Слушают рассказ учителя, отвечают на проблемный вопрос». | Ознакомление учащихся с новым материалом, постановка проблемы. | Ставит проблемный вопрос : «Почему температура тела постоянная?». Знакомит учащихся с новым материалом. | Обсуждение проблемного вопроса. |
Этап 4 Осмысление | Умение работать с текстом учебника. (Прием Инсерт: Читая, ученик делает пометки в учебнике: V – уже знал, + - новое, - - думал иначе, ? – не понял, есть вопросы) Развитие коммуникативных способностей Учение правильно выражать мысли. Самооценка. Взаимооценка | 8 мин. | Работа с текстом учебника с. 211-212 Задания:1.Роль кожи в процессе терморегуляции. 2.Если все органы выделяют тепло, то почему человек до сих пор не сгорел? 3.Как достигается постоянная температура тела? 4.Почему повышается температура тела при болезнях и зачем ее необходимо понижать 5 . Найди ошибки в тексте (прил.) | Выполняют работу в группах по заданиям. Модератор высказывает мнение группы по заданиям, отмечает активность ребят. | Слушает ответы учащихся Объясняет понятия: терморегуляция, теплоотдача, теплообразова-ние Вместе с учащимися составляет схему теплорегуляции (Прием Кластера). Объясняет механизм теплорегуля-ции. | Консультирует, координирует групповую работу. Задает вопросы на усвоение материала. | |
Первичная проверка | Умения работать с текстом, выделять главное, отвечать на вопросы, работать в группе. Выяснение понимания материала темы. Выяснение понятий: теплоотдача, теплоизлучение, потоиспарение, теплообразование, Теплорегуляция | 5 мин | Тест «Теплорегуляция» | Отвечают на вопросы и задания | Справка: 1.За сутки человек выделяет столько тепла, что его хватит довести до кипения 33 литра ледяной воды. Во сне за 1 час расходуется 4,2 кДж на 1 кг массы тела 1.Откуда берется столько энергии? 2.Куда излучается энергия? 2.22% - испарение легкими и кожей 44% излучение 3%- нагревание выделяемых веществ 31% теплоотдача с поверхности кожи. | Проверяет усвоение материала, умение учащихся высказывать мнения, дополняет ответы учащихся: 1.Теплообразо-вание 2.Теплоотдача 3.Потоиспаре-ние (опыт) | |
Опыт. Испарение спирта с поверх-ности кожи | Выяснить механизм олаждения кожи при испарении спирта. Уметь применять законы физики в биологии, использовать межпредметные связи. | 2 мин. | | Проводят опыт. Капнуть на тыльную сторону ладони 1-2 капли спирта. Что ощущаете? Почему? Объясните ощущения. | Объясняет технику безопасности при работе со спиртом. Корректирует работу учащихся. | Проверяет ответы ребят, слушает комментарии ответов учащихся Дополняет ответы учащихся. объясняет процессы. | |
Первичное закрепление | Провести контроль усвоения темы «Теплорегуляция» и умения учащихся применять знания в практической жизни | 2 мин. | | Заполняют таблицу (см. (Приложение 2«) по группам: Горячий душ, – Холодный душ. Взаимопроверка | Предлагает учащимся заполнить таблицу (см. Приложение 2) | Раздает карточки с определениями понятий | |
Этап 5 Усвоение новых знаний. | Выделить в содержании урока наиболее важное, основные идеи, понятия и акцентировать на них внимание учеников Выяснить понятие «закаливание» «тепловой и солнечный удар» Способы закаливания. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе. Выяснить практическое применение знаний по терморегуляции и закаливанию организма. | 6 мин. | | Отвечают на вопрос учителя Сообщения учащихся о способах закаливания, первой помощи при нарушении теплорегуляции, предложения о новых способах закаливания. Выяснение главного правила закаливания: «Осторожность, постепенность, регулярность». Демонстрация одежды из разных видов ткани и объяснение их применения. | Мотивирует учащихся на восприятие материала. .Вопрос: К чему приводит попеременное включение холодного и горячего душа? Ознакомление учащихся с новым материалом, постановка проблемы | Ставит проблемный вопрос, знакомит учащихся с новым материалом, корректирует объяснения учащихся. | |
Закрепление знаний | Устранить выявленные у учащихся пробелы в понимании нового материала | 5 мин | | Выполняют проверочный тест (Приложение1 ) | Организация работы с ресурсами | Координирует индивиду-альную работу | Промежуточное тести-рование. |
Этап 6 Рефлексия | Подведение итогов урока | 2 мин | | Участвуют в обсуждении успешности достижения цели Знал Хотел знать Узнал | Обеспечение адекватной оценки собственной деятельности учащихся | Организует анализ и оценку успешности достижения цели и намечает перспекти-ву последующей работы | _Выводы: |
Выводы | | 2 мин. | 1.Кожа – орган теплорегуляции. 2.Регуляция постоянства температуры тела и обмен веществ осуществляются центральной нервной системой (центр терморегуляции находится в промежуточ-ном мозге) и гуморально. 3.Закаливание необходимо проводить для укрепления здоровья человека, но при этом учитывать его индивидуальные особенности и соблюдать правило: «Осторожность, постепенность, регулярность» 4.Для предупреждения теплового и солнечного удара соблюдать правила приема соблюдать правила приема солнечных и воздушных масс. 5.Подбирать одежду из натуральных тканей, влаго- и воздухопроницаемую, по сезону. |
Этап 7 .Информация о домашнем задании | | 1 мин. | ДЗ: изучить текст учебника на с. 211-213. Ответить на проблемные вопросы. Подготовить сообщения о солнечном и тепловом ударе, первой помощи. |
Тест «Строение кожи» Вариант 1
1.Укажите соответствие между слоями кожи и их строением»
Строение Слои кожи | |
1) наружный слой (надкожица | А) представлена пучками соединительнотканных волокон и жировыми клетками рыхлой соединительной ткани; Б) представлена соединительной тканью и упругими волокнами, гладкой мышечной тканью; В) представлена клетками многослойного эпителия; Г) представлена клетками однослойного эпителия. |
2) внутренний слой -собственно кожа (дерма |
3) подкожно-жировая клетчатка |
2. Роговой слой кожи наименее развит на
А) ступнях; Б)веках; В) ладонях; Г) коленях.
3. Потовые железы кожи расположены в:
А) собственно дерме В) подкожной клетчатке
Б) волосяных луковицах; Г) эпидермисе (надкожице).
4. Напиши нужное слово.
Собственно кожа состоит из _____________ ткани, богатой переплетающимися эластичными волокнами.
5.К производным кожи относятся::
А) ногти и волосы; В) потовые железы;
Б) сальные железы; Г) молочные железы;
6. Кожа выполняет защитную функцию, так как в ней находятся:
А) рецепторы; Б) пигмент меланин; В) сальные железы; Г) эпидермис;
7. Дерма состоит из клеток:
А) орговевших и постоянно слущивающихся;
Б) образующих пигмент, от которого зависит цвет кожи;
В) содержащих много жира;
Г) способных к делению;
Тест «Строение кожи» Вариант 2
1. Роговой слой кожи наименее развит на
А) ступнях; Б)веках; В) ладонях; Г) коленях.
2. Корни волос окружены:
А) жировой клетчаткой; В) эпидермисом;
Б) капиллярами; Г) особой сумкой.
3. Укажите соответствие между слоями кожи и их строением.
Слои кожи | Строение |
1) наружный слой (надкожица | А) представлена пучками соединительнотканных волокон и жировыми клетками рыхлой соединительной ткани; Б)представлена соединительной тканью и упругими волокнами, гладкой мышечной тканью; В) представлена клетками многослойного эпителия; Г) представлена клетками однослойного эпителия; |
2)внутренний слой – собственно кожа (дерма) |
3)подкожно-жировая клетчатка |
4. Напиши нужное слово.
Собственно кожа состоит из _____________ ткани, богатой переплетающимися эластичными волокнами.
5. Кожа выполняет защитную функцию, так как в ней находятся:
А) рецепторы; Б) пигмент меланин; В) сальные железы; Г) эпидермис;
6. Дерма состоит из клеток:
А) орговевших и постоянно слущивающихся;
Б) образующих пигмент, от которого зависит цвет кожи;
В) содержащих много жира;
Г) способных к делению;
7.Дерма кожи имеет происхождение:
А) эктодермальное; В) энтодермальное;
Б) мезодермальное; Г) смешанное.
Приложение 2.
Рефлексы, вызванные контрастным душем
Раздражитель | Теплообразование | Реакции сосудов | Теплоотделение |
Горячий душ | Уменьшенное | Расширяются | Усиленное |
Холодный душ | Увеличенное | Сужаются | Прекращается |
Тест.
Закаливанием называется:
А) Система мероприятий, приспосабливающих организм к смене температур
Б) Обтирание и обливание холодной водой
В) Прием воздушных ванн
Г) Прием солнечных ванн
2. Постоянная температура тела поддерживается за счет:
А) Теплообразования
Б) Теплоотдачи
В) Сбалансированности выработки и отдачи тепла телом
Г) Внешних температурных условий
3.Возбуждение тепловых рецепторов в жаркие дни приведет к рефлекторному:
А) Сужению сосудов
Б) Теплообразованию
В) Появлению” гусиной кожи”
Г) Расширению сосудов кожи и потоотделению
4. В первые дни длительность приема солнечных ванн не должна превышать:
А) 5-10 минут
Б) 10-15 минут
В) 15-20 минут
Г) 30 минут
5. Какая температура тела человека считается нормальной:
А) 35, 5
Б) 36, 6
В) 37
Г) 37, 6
Карточки для проверки по теме «Строение кожи»
Задание №5. Найти ошибки в тексте:
Я получила письмо от сестренки и обнаружила четыре поступка, которые она не должна была совершать. А вы сможете найти их?
«Дорогая Лена! Наконец-то началась долгожданная пора – каникулы! Мы с подругой проснулись в 12 ч. И сразу побежали на пляж. Скорее в воду! Накупавшись вдоволь до изнеможения, растянулись на песочке и часа три загорали. Я учила на уроках биологии, что ультрафиолетовые лучи увеличивают роговой слой кожи, в клетках ее постепенно накапливается пигмент, придающий ей коричневый цвет – загар. Это красота и здоровье. Но с моей подругой случился тепловой удар. Я очень испугалась и растерялась, бегала по пляжу и не знала, что нужно делать».
Проблемные вопросы к ДЗ
1.Объясните, почему человеку, чтобы простудиться, достаточно ступить на холодный пол, а другой может купаться в проруби зимой и прекрасно себя чувствовать. Один спокойно работает под лучами палящего солнца, а другой – изнемогает от жары, если начинает припекать?
2.Почему для детей и подростков нежелательно зимнее купание («моржевание»). К чему это может привезти?
3.Как определяют эффективность закаливания? Для чего измеряют пульс?
4.Известно, что повышенная температура повышает активность лейкоцитов, печени, гипофиза – так мобилизуются защитные силы организма. Почему принимают жаропонижающие средства?