СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии в 8 классе "Роль кожи в теплорегуляции организма"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока биологиии по теме "Роль кожи в теплорегуляции организма"

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии в 8 классе "Роль кожи в теплорегуляции организма"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА БИОЛОГИИ



Предмет, класс

Биология,8 класс

Учитель

Токмакова Елена Михайловна

Тема урока,

урока по теме

Роль кожи в терморегуляции организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе

Урок № 47

Место проведения урока

Кабинет биологии

Тип урока

Комбинированный

Формы организации учебной деятельности

Фронтальная, индивидуальная и групповая

Методы обучения

Проблемная ситуация, репродуктивные, частично-поисковые, работа с текстом, иллюстративные

Технология

Технология развития критического мышления

Приемы

Анализ, синтез, обобщение, приемы: Кластера, Инсерт.

Оборудование

Компьютеры, проектор, таблица «Кожа», карточки с заданиями, спирт 40, пипетки, химические стаканчики

Цели урока

образовательные

развивающие

воспитательные


Продолжить формирование представлений о строении и функциях кожи, участии кожи в поддержании постоянной температуры тела.

Сформировать знания о нарушениях терморегуляции и умения оказывать первую помощь.


Продолжить развитие умений самостоятельно работать с текстом, рисунками, анализировать, делать выводы.

Развивать умение устанавливать взаимосвязь между физической работой и терморегуляцией организма.

Развивать умение устанавливать взаимосвязь между закаливанием и здоровьем человека.

Прививать бережное отношение к своему здоровью

Заниматься закаливанием организма.

Задачи урока

  • Познакомиться с ролью кожи как органа теплоотдачи

  • Раскрыть условия сохранения постоянства температуры тела

  • Выяснить механизм теплорегуляции

  • Выяснить взаимосвязь между закаливанием и здоровьем человека

  • Научиться оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударе.

Планируемые результаты

Предметные:

Учащиеся должны знать:

- роль кожи в поддержании относительного постоянства температуры тела

- способы терморегуляции организма, ее рефлекторный характер

- физиологическую роль повышения температуры при заболеваниях

- меры оказания первой помощи при поражениях кожи и нарушениях терморегуляции

Учащиеся должны уметь:

- распознавать на таблицах структурные компоненты кожи и называть их

- разъяснять механизм терморегуляции

- уметь применять знания о теплорегуляции, методах закаливания умение оказывать 1-ю помощь при тепловом и солнечном ударе


Метапредметные:

Учащиеся должны уметь:

- работать с учебником, ресурсами сети Интернет, научно-популярной литературой

- находить и анализировать источники биологической информации и грамотно излагать ее одноклассникам

- осваивать познавательные, коммуникативные и регулятивные УУД

- использовать некоторые методические приемы и формы организации обучения, способствующие качественному усвоению нового материала и развитию мышления


Личностные:

- познавательный интерес к изучению кожи человека, вопросам терморегуляции и гигиены

- мотивация к получению новых знаний, дальнейшему изучению кожи как органа, отвечающего за терморегуляцию организма и сохранение здоровья человека

- знание основных правил и принципов здорового образа жизни

- умение реализовать установки здорового образа жизни

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Ресурсы сети Интернет. Презентация, выполненная учителем средствами

MS Power Point

Необходимое аппаратное и программное обеспечение

Выход в Интернет при подготовке к уроку и во время урока, компьютер, программное средство Power Point проектор

Образовательные ресурсы Интернет

https://infourok.ru/umk-dlya-prepodavatelya-lekciya-po-teme-termoregulyaciya-3562833.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/Терморегуляция











Организационная структура урока

Этап Цель Длитель-ность Основной вид деятельности Форма организации деятельности учащихся Функции преподавателя на данном этапе Основные виды деятельности преподава-теля Промежу-точный контроль
Этап 1

Организационное начало урока.

Проверка отсутствующих Проверка учащихся на рабочих местах Установка внимания
1мин. _ Проверяют свою готовность к уроку

Организация успешного начала урока


Концентри-рует внимание детей на предстоящей деятельности Распределе-ние учащихся по группам -


Проверка домашнего задания по теме: «Кожа. Строение и функции» 4мин. Работа с дидактическими карточками «Строение и функции кожи»

Работа с электронным приложением «Наглядная биология»

Индивидуальная работа по карточкам, работа на компьютере (тест приложения «Наглядная биология» или в печатном варианте)

Взаимопроверка

Самооценка


Обеспечение дидактического материала,

Оценивание работы учащихся

Корректирует работу в группах, ведет индивидуаль- ный опрос у доски _
Этап 2 Актуализация знаний

Вызов

Подвести учащихся к осознанию вопроса о терморегуляции кожи 2 мин. Работа с компьютером

Презентация (слайд 13)

Формулирование темы и цели урока

Информация о «золотом мальчике»


Концентрирует внимание детей на предстоящей деятельности
Информация о «золотом мальчике»

В 1646 году в Италии в замке герцога Л. Моро состоялось праздничное шествие, которое возглавил «золотой мальчик», олицетворявший «золотой век». Тело его было покрыто сплошь краской. Вскоре про него забыли, и он всю ночь провел на каменном полу зала. Краска вызвала расширение кожных кровеносных сосудов. Он потерял много тепла и вскоре умер. Причина смерти долго оставалась непонятной. Предложите свои варианты объяснения этого случая.

Этап 3

Подготовка учащихся к восприятию нового материала


Установить связь между сформулированной ученической целью урока, задачами урока, практической значимостью материала, подлежащего изучению и учебной проблемой 5 мин. «Корзина предложений» Работа в группах


Слушают рассказ учителя, отвечают на проблемный вопрос».

Ознакомление учащихся с новым материалом, постановка проблемы.

Ставит проблемный вопрос : «Почему температура тела постоянная?». Знакомит учащихся с новым материалом.

Обсуждение проблемного вопроса.
Этап 4 Осмысление

Умение работать с текстом учебника. (Прием Инсерт: Читая, ученик делает пометки в учебнике: V – уже знал, + - новое, - - думал иначе, ? – не понял, есть вопросы)

Развитие коммуникативных способностей

Учение правильно выражать мысли. Самооценка. Взаимооценка

8 мин.

Работа с текстом учебника с. 211-212

Задания:1.Роль кожи в процессе терморегуляции.

2.Если все органы

выделяют тепло, то почему человек до сих пор не сгорел?

3.Как достигается постоянная температура тела?

4.Почему повышается температура тела при болезнях и зачем ее необходимо понижать

5 . Найди ошибки в тексте (прил.)

Выполняют работу в группах по заданиям.

Модератор высказывает мнение группы по заданиям, отмечает активность ребят.

Слушает ответы учащихся

Объясняет понятия: терморегуляция, теплоотдача, теплообразова-ние

Вместе с учащимися составляет схему теплорегуляции (Прием Кластера).

Объясняет механизм теплорегуля-ции.


Консультирует, координирует групповую работу.

Задает вопросы на усвоение материала.


Первичная проверка Умения работать с текстом, выделять главное, отвечать на вопросы, работать в группе.
Выяснение понимания материала темы.

Выяснение понятий: теплоотдача, теплоизлучение, потоиспарение, теплообразование,

Теплорегуляция

5 мин

Тест «Теплорегуляция»

Отвечают на вопросы и задания


Справка:

1.За сутки человек выделяет столько тепла, что его хватит довести до кипения 33 литра ледяной воды. Во сне за 1 час расходуется 4,2 кДж на 1 кг массы тела

1.Откуда берется столько энергии?

2.Куда излучается энергия?

2.22% - испарение легкими и кожей

44% излучение

3%- нагревание выделяемых веществ

31% теплоотдача с поверхности кожи.


Проверяет усвоение материала, умение учащихся высказывать мнения, дополняет ответы учащихся: 1.Теплообразо-вание

2.Теплоотдача

3.Потоиспаре-ние (опыт)



Опыт. Испарение спирта с поверх-ности кожи


Выяснить механизм олаждения кожи при испарении спирта.

Уметь применять законы физики в биологии, использовать межпредметные связи.

2 мин.


Проводят опыт.

Капнуть на тыльную сторону ладони 1-2 капли спирта. Что ощущаете? Почему? Объясните ощущения.


Объясняет технику безопасности при работе со спиртом.

Корректирует работу учащихся.


Проверяет ответы ребят, слушает комментарии ответов учащихся

Дополняет ответы учащихся. объясняет процессы.


Первичное закрепление

Провести контроль усвоения темы «Теплорегуляция» и умения учащихся применять знания в практической жизни

2 мин.



Заполняют таблицу (см. (Приложение 2«) по группам: Горячий душ, – Холодный душ. Взаимопроверка

Предлагает учащимся заполнить таблицу (см. Приложение 2)

Раздает карточки с определениями понятий


Этап 5 Усвоение новых знаний.


Выделить в содержании урока наиболее важное, основные идеи, понятия и акцентировать на них внимание учеников Выяснить понятие «закаливание»

«тепловой и солнечный удар»

Способы закаливания.

Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

Выяснить практическое применение знаний по терморегуляции и закаливанию организма.


6 мин.


Отвечают на вопрос учителя Сообщения учащихся о способах закаливания, первой помощи при нарушении теплорегуляции, предложения о новых способах закаливания.

Выяснение главного правила закаливания: «Осторожность, постепенность, регулярность».

Демонстрация одежды из разных видов ткани и объяснение их применения.

Мотивирует учащихся на восприятие материала.

.Вопрос: К чему приводит попеременное включение холодного и горячего душа?

Ознакомление учащихся с новым материалом, постановка проблемы

Ставит проблемный вопрос, знакомит учащихся с новым материалом, корректирует объяснения учащихся.


Закрепление знаний


Устранить выявленные у учащихся пробелы в понимании нового материала


5 мин


Выполняют проверочный тест

(Приложение1 )

Организация работы с ресурсами


Координирует индивиду-альную работу

Промежуточное тести-рование.

Этап 6

Рефлексия

Подведение итогов урока


2 мин


Участвуют в обсуждении успешности достижения цели

Знал

Хотел знать

Узнал

Обеспечение адекватной оценки собственной деятельности учащихся

Организует анализ и оценку успешности достижения цели и намечает перспекти-ву последующей работы

_Выводы:



Выводы

2 мин.

1.Кожа – орган теплорегуляции.

2.Регуляция постоянства температуры тела и обмен веществ осуществляются центральной нервной системой (центр терморегуляции находится в промежуточ-ном мозге) и гуморально.

3.Закаливание необходимо проводить для укрепления здоровья человека, но при этом учитывать его индивидуальные особенности и соблюдать правило: «Осторожность, постепенность,

регулярность»

4.Для предупреждения теплового и солнечного удара соблюдать правила приема соблюдать правила приема солнечных и воздушных масс. 5.Подбирать одежду из натуральных тканей, влаго- и воздухопроницаемую, по сезону.
Этап 7 .Информация о домашнем задании
1 мин.


ДЗ: изучить текст учебника на с. 211-213. Ответить на проблемные вопросы. Подготовить сообщения о солнечном и тепловом ударе, первой помощи.























Тест «Строение кожи» Вариант 1

1.Укажите соответствие между слоями кожи и их строением»


Строение Слои кожи



1) наружный слой (надкожица

А) представлена пучками соединительнотканных волокон

и жировыми клетками рыхлой соединительной ткани;

Б) представлена соединительной тканью и упругими волокнами,

гладкой мышечной тканью;

В) представлена клетками многослойного эпителия;

Г) представлена клетками однослойного эпителия.


2) внутренний слой -собственно кожа (дерма

3) подкожно-жировая клетчатка

2. Роговой слой кожи наименее развит на

А) ступнях; Б)веках; В) ладонях; Г) коленях.


3. Потовые железы кожи расположены в:

А) собственно дерме В) подкожной клетчатке

Б) волосяных луковицах; Г) эпидермисе (надкожице).


4. Напиши нужное слово.

Собственно кожа состоит из _____________ ткани, богатой переплетающимися эластичными волокнами.

5.К производным кожи относятся::

А) ногти и волосы; В) потовые железы;

Б) сальные железы; Г) молочные железы;


6. Кожа выполняет защитную функцию, так как в ней находятся:

А) рецепторы; Б) пигмент меланин; В) сальные железы; Г) эпидермис;


7. Дерма состоит из клеток:

А) орговевших и постоянно слущивающихся;

Б) образующих пигмент, от которого зависит цвет кожи;

В) содержащих много жира;

Г) способных к делению;


Тест «Строение кожи» Вариант 2

1. Роговой слой кожи наименее развит на

А) ступнях; Б)веках; В) ладонях; Г) коленях.


2. Корни волос окружены:

А) жировой клетчаткой; В) эпидермисом;

Б) капиллярами; Г) особой сумкой.


3. Укажите соответствие между слоями кожи и их строением.


Слои кожи

Строение

1) наружный слой (надкожица

А) представлена пучками соединительнотканных волокон и жировыми клетками рыхлой соединительной ткани;

Б)представлена соединительной тканью и упругими волокнами, гладкой мышечной тканью;

В) представлена клетками многослойного эпителия;

Г) представлена клетками однослойного эпителия;


2)внутренний слой – собственно

кожа (дерма)

3)подкожно-жировая клетчатка

4. Напиши нужное слово.

Собственно кожа состоит из _____________ ткани, богатой переплетающимися эластичными волокнами.


5. Кожа выполняет защитную функцию, так как в ней находятся:

А) рецепторы; Б) пигмент меланин; В) сальные железы; Г) эпидермис;


6. Дерма состоит из клеток:

А) орговевших и постоянно слущивающихся;

Б) образующих пигмент, от которого зависит цвет кожи;

В) содержащих много жира;

Г) способных к делению;


7.Дерма кожи имеет происхождение:

А) эктодермальное; В) энтодермальное;

Б) мезодермальное; Г) смешанное.



Приложение 2.


Рефлексы, вызванные контрастным душем

Раздражитель

Теплообразование

Реакции сосудов

Теплоотделение

Горячий душ

Уменьшенное

Расширяются

Усиленное

Холодный душ

Увеличенное

Сужаются

Прекращается



Тест.

Закаливанием называется:

А) Система мероприятий, приспосабливающих организм к смене температур

Б) Обтирание и обливание холодной водой

В) Прием воздушных ванн

Г) Прием солнечных ванн

2. Постоянная температура тела поддерживается за счет:

А) Теплообразования

Б) Теплоотдачи

В) Сбалансированности выработки и отдачи тепла телом

Г) Внешних температурных условий

3.Возбуждение тепловых рецепторов в жаркие дни приведет к рефлекторному:

А) Сужению сосудов

Б) Теплообразованию

В) Появлению” гусиной кожи”

Г) Расширению сосудов кожи и потоотделению

4. В первые дни длительность приема солнечных ванн не должна превышать:

А) 5-10 минут

Б) 10-15 минут

В) 15-20 минут

Г) 30 минут

5. Какая температура тела человека считается нормальной:

А) 35, 5

Б) 36, 6

В) 37

Г) 37, 6






Карточки для проверки по теме «Строение кожи»

Задание №5. Найти ошибки в тексте:

Я получила письмо от сестренки и обнаружила четыре поступка, которые она не должна была совершать. А вы сможете найти их?

«Дорогая Лена! Наконец-то началась долгожданная пора – каникулы! Мы с подругой проснулись в 12 ч. И сразу побежали на пляж. Скорее в воду! Накупавшись вдоволь до изнеможения, растянулись на песочке и часа три загорали. Я учила на уроках биологии, что ультрафиолетовые лучи увеличивают роговой слой кожи, в клетках ее постепенно накапливается пигмент, придающий ей коричневый цвет – загар. Это красота и здоровье. Но с моей подругой случился тепловой удар. Я очень испугалась и растерялась, бегала по пляжу и не знала, что нужно делать».


Проблемные вопросы к ДЗ

1.Объясните, почему человеку, чтобы простудиться, достаточно ступить на холодный пол, а другой может купаться в проруби зимой и прекрасно себя чувствовать. Один спокойно работает под лучами палящего солнца, а другой – изнемогает от жары, если начинает припекать?

2.Почему для детей и подростков нежелательно зимнее купание («моржевание»). К чему это может привезти?

3.Как определяют эффективность закаливания? Для чего измеряют пульс?

4.Известно, что повышенная температура повышает активность лейкоцитов, печени, гипофиза – так мобилизуются защитные силы организма. Почему принимают жаропонижающие средства?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!