СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Блокада Ленинграда. Симфония 7"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок "Блокада Ленинграда. Симфония 7"»

Конспект урока « Музыка, опалённая войной.»



Цель урока: обобщить знания детей о Блокаде Ленинграда;

совершенствование навыков анализа музыкальных произведений,

формирование у учащихся музыкально-образного мышления на примере Седьмой симфонии Д.Д. Шостаковича.


Задачи урока: познакомить учащихся с Симфонией №7 Д. Шостаковича, её основными музыкальными темами; определить значение в наши дни, воспитывать чувство гордости и патриотизма за свой народ.

Музыкальный и видеоматериал к уроку:

1.песня «Священная война» муз.Александрова, сл.Лебедева-Кумача

2. Ленинградский метроном

3 видефрагмент биографии и творчества Шостаковичаhttps://zen.yandex.ru/video/watch/615023b3eebd2f0145b5caa0

4. «Эпизод нашествия» из 1 части «Симфонии 7.Ленинградская»

5.тема сопротивления из 1 части симфонии.

К уроку сделана презентация.31 слайд

Ход урока

Приветствие.Я очень рада вас всех видеть в хорошем настроении. Сегодня на уроке у нас присутствуют гости, но я вас прошу не смущаться и работать в обычном режиме. Начнём?

Слушание песни Александра Александрова  на слова Василия Лебедева-Кумача «Священная война» 0.38 мин. 

У: Ребята, вы наверняка узнали, звучавшую сейчас песню? Как она называется?

Д: Прозвучала песня «Священная война».

У: В какое время была написана эта песня?

Д: В годы войны.

У: Правильно, «Священная война» была написана в первые дни начала ВО войны, а исполнена 26 июня 1941 года. На третий день войны. Как вы думаете, о чём пойдет речь на уроке?

Д: О музыке, которая звучала и сочинялась в годы войны.

У: 1 слайд Правильно. Запишите тему нашего урока: «Музыка, опалённая войной»

Завтра наша страна будет отмечать особенный день.27 января, что это за день?

Д: День снятия блокады Ленинграда.


У: Что вы знаете о блокаде Ленинграда?

Д. Рассказывают. 

У:2 слайд Всё правильно. Молодцы! Почти два с половиной года город Ленинград был в кольце у немцев. Москва – это «сердце России», а Ленинград-«душа», поэтому фашисты хотели завладеть и сердцем, и душой нашей Родины

3 слайд. 27 января 2022 года исполняется 78 лет со Дня снятия блокады города Ленинграда. Но, сколько бы лет ни  прошло, для всего мира подвиг воинов, освобождавших город, ленинградцев останется образцом беспримерного мужества, стойкости, несгибаемой воли к победе сыновей и дочерей нашего Отечества в дни суровых испытаний.

4 слайд 27 января во всех городах нашей страны пройдут мероприятия, посвященные 78-летней годовщине снятия блокады Ленинграда в 1944 году , одним из важных моментов которых станет минута молчания в память о воинах, погибших во время сражений за освобождение Ленинграда, а также жителей города, проявивших невероятное мужество и стойкость во время блокады.


Минута молчания.

5 слайд Дарина, прочти, пожалуйста, стихотворение Ольги Фёдоровны Берггольц.

У: Дарина читает стихотворение.

Над Ленинградом - смертная угроза...

Бессонны ночи, тяжек день любой.

Но мы забыли, что такое слёзы,     

Что называлось страхом и мольбой.

Я говорю: нас, граждан Ленинграда,

Не поколеблет грохот канонад,

И если завтра будут баррикады, -

Мы не покинем наших баррикад.

И женщины с бойцами встанут рядом,

И дети нам патроны поднесут,

И надо всеми нами зацветут

Старинные знамёна Петрограда.

У: Ольга Берггольц – это русская поэтесса, которая тоже находилась в осаждённом Ленинграде. Поднимала боевой дух жителей чтением своих стихов по радио, работала военным журналистом. На Пискарёвском кладбище, где похоронены 470000 тысяч ленинградцев, на стелле высечены её слова « Никто не забыт и ничто не забыто».

У:6 Слайд Август 1941 года.

Немцы неистово рвутся к Ленинграду.

С 8 сентября 1941, когда немцы захватили Шлиссельбург, началась 872-дневная блокада Ленинграда. Ленинградцы строят баррикады на улицах, готовясь, если понадобится, к уличным боям.


7 слайд В окружение попало 2 млн. 544 тыс. гражданского населения города (включая приблизительно 400 тыс. детей ). Продовольствие и топливные запасы были ограничены ( только на 1-2 месяца ). 8 сентября 1941 в результате авиационного налета и возникшего пожара сгорели многие продовольственные склады.


8 слайд В бессильной злобе немцы целыми днями обстреливают город…

Рушатся дома, гибнут мирные люди.


9 слайд В ноябре 1941 года рабочие получали 250 граммов хлеба в день, а дети, иждивенцы и служащие – по 125 граммов


10 слайд Поход за водой был для ленинградцев настоящим испытанием


11 слайд


12 слайд За первый, самый тяжёлый год блокады погибли приблизительно

780 000 тысяч ленинградцев . Только 3 % из них погибли от бомбёжек и артобстрелов; остальные 97 % умерли от голода


13 слайд Соня, прочитай, пожалуйста, стихи Зинаиды Шишовой.


Д: Соня Исакова читает стихотворение..


У: 14 слайд В суровых фронтовых условиях город продолжал набирать силы. Ленинградцы являли собой образец не только патриотизма, но стойкости и выдержки. Город жил и боролся: заводы продолжали выпускать военную продукцию, работали театры, музеи . Все то время, когда шла блокада, не замолкало ленинградское радио , где выступали поэты и писатели, и как пульс города звучал знаменитый ленинградский метроном. 9 августа 1942 была исполнена 7 - я симфония Дмитрия Шостаковича , в осажденном немцами Ленинграде.

Сегодня мы познакомимся с одним из выдающихся произведений , которое сочинил Дмитрий Шостакович в блокадном Ленинграде, и оно даже было исполнено в концертном зале в 1942 году. Но сначала немного познакомимся с биографией этого композитора.


У:15 слайд Д.Д.Шостакович ( записывают в тетрадь)


16 слайд Родился Д.Д.Шостакович в Петербурге в семье инженера – химика.

Семья была высокообразованна и музыкальна: отец хорошо пел и играл на гитаре, мать была пианисткой и стала первым педагогом сына. В 13 лет Дмитрий был принят в консерваторию.


17 слайд Музыкальное развитие юного пианиста шло стремительно и быстро.

« Время принадлежит этому мальчику» – так говорили про него. Перед молодым музыкантом после окончания консерватории встаёт проблема: кем быть – пианистом или композитором? И всё же Шостакович начинает сам сочинять музыку.



18 слайд Дмитрий Дмитриевич начинает сочинять музыку в разных жанрах. Это оперы: «Нос» по Гоголю, «Леди Макбет Мценского уезда» по Лескову, три балета, Первый фортепианный концерт, музыка к разным кинофильмам и другие симфонические произведения.



19 слайд Наступила ВОвойна…Она поменяла жизнь, планы, творчество всех людей, живущих в России. Дмитрия Шостаковича война застала в Ленинграде. Когда началась блокада он вместе с другими преподавателями и студентами рыли окопы, дежурили на крышах, чтобы вовремя гасить зажигательные бомбы и продолжали преподавать. В редкие минуты отдыха композитор смотрел на свой любимый город и не узнавал…всё было разрушено. В это время возник замысел сочинить произведение, которое бы отражало всю жестокость войны и поднимало бы боевой настрой и дух в борьбе с врагом. Он так и говорил: «Музыка неудержимо рвалась из меня…, как было не поведать миру о славе и мужестве его защитников. Моим оружием должна стать - музыка».

Первые две части симфонии были написаны в первые месяцы войны, а закончена она была в Куйбышеве в эвакуации. Там же впервые она была исполнена, затем прозвучала в Москве. 9 августа 1942 года по планам фашистского командования, город Ленинград должен был пасть. И именно в этот же день седьмая симфония была исполнена в блокадном Ленинграде. Партитуру доставили из Москвы специальным самолётом, на ней была надпись автора «Посвящается городу Ленинграду». Музыкантов нашли только 15 человек, хотя вы знаете сколько должно быть исполнителей в симфоническом оркестре.


Д: от 60 до 120 человек.


У:20 слайд Как набирали людей в оркестр расскажет Маша из воспоминаний художественного руководителя Якова Бабушкина.


Д: зачитывает воспоминания: «По радио было объявлено о регистрации оставшихся в живых музыкантов филармонии – их набралось всего 28 человек. Один приковылял в филармонию самостоятельно, других вели под руки. Флейтиста привезли на санках – у него не двигались ноги. Дирижер Элиасберг, шатающийся от слабости, обходил госпитали в поисках музыкантов. Разыскали и созвали всех бывших в городе музыкантов и ещё тех, кто играл в армейских и флотских фронтовых оркестрах под Ленинградом, хотя на передовой каждый человек был на вес золота. Восемьдесят измождённых людей смотрели друг на друга полными слёз глазами и гордились, что не только выжили в эту страшную блокадную зиму, но играли. 
Всего  15 минут длилась первая репетиция, на большее не хватало сил, но всем стало ясно -  оркестру быть.  Репетиции продолжались, не взирая ни на что…»

У: Ребята, какая воля, какой энтузиазм вели людей на этот мирный подвиг – голодных, измученных холодом, болезнями и призраком смерти, которая была всюду. Для чего нужно было исполнять Седьмую симфонию в таких неимоверно тяжёлых условиях?

Д: Для того, чтобы поднять дух народа на борьбу против врага, например, чтобы вся страна поднялась как один на борьбу.

У: Давайте познакомимся с основными частями симфонии. Скажите мне, что такое симфония?


Д: Ответы.


У: 21 слайд Симфония ( от греческого- «созвучие»)-крупное музыкальное произведение. Состоит из четырёх частей, объединённых общим замыслом. Звучит в исполнении симфонического оркестра.


У:22 Слайд Давайте посмотрим, как композитор назвал все части симфонии.

1 часть «Нашествие».

Роль части «эпизод нашествия» - это мир войны, гнева и смерти. Написана в форме вариаций. Примитивная мелодия в сопровождении ударных инструментов проводится 11 раз.


2 часть «Человек и война».

Музыка содержит в себе образы Ленинграда в мирное время с нотками сожаления о былом спокойствии.



3 часть «Родина в годину испытаний».

Реквием по погибшим людям. Война унесла их навсегда, музыка трагична и печальна.



4 часть «Через борьбу – к победе».

Финал продолжает борьбу света со тьмой, главная партия набирается энергии сил и побеждает «эпизод нашествия». Тема музыки воспевает всех, кто погиб в борьбе за мир и звучит, как настоящий символ светлого будущего.



У: 23, 34 слайд. Фашисты в тот день так и не начали свой традиционный артиллерийский обстрел. Маршал Говоров отдал приказ, во что бы то ни стало на время концерта подавить огнём позиции врага.

У: 25 слайд Сегодня мы познакомимся с музыкой из первой части симфонии, послушаем «Эпизод нашествия». Потрясающая картина вторжения врага на нашу Родину. Издалека доносится дробь барабана, тема музыки отрывистая, аккуратная. Как будто двигаются марионетки.

Алексей Толстой назвал эту музыку «пляской учёных крыс под дудку крысолова». Композитор обнажил и сатирически заострил черты педантичности и дисциплины, воспитанные у гитлеровских солдат, которые слепо повиновались фюреру. Музыка звучит в форме вариаций. Вы помните, мы уже говорили о произведениях, сочинённых в этой форме: за основу берётся мелодия, которая повторяется много раз и постоянно с каждым новым звучанием окрашивается музыка новыми вступающими музыкальными инструментами. В конце произведения наступает кульминация звучания и музыку исполняет весь симфонический оркестр. Давайте внимательно послушаем отрывок этого эпизода.

26 слайд Слушание музыки .Эпизод нашествия

27 слайд слушание последней вариации

У: Какие инструменты преобладают?

Д: Духовые медные и ударные.

У: Посмотрите, пожалуйста, словарь, характеризующий эмоционально-образное содержание музыки и назовите точный характер этого эпизода.

Д: называют.

У: Как же развиваются события дальше? Давайте послушаем следующий фрагмент первой части симфонии. 

28 слайд

Слушание музыки (финал первой части симфонии – тема сопротивления советских войск) 

У: Что происходит в музыке?

Д: Внезапно появляется тема советских войск, как противодействие немцам. В музыке слышится борьба между ними. Эта тема сопротивления советских войск.

У: назовите характер музыки этой части.

Д: называют.

У:29 слайд Может быть, поэт Лев Болеславский был прав, написав в поэме «Шостакович» такие строки:

Ах, Дмитрий Дмитрич! На дворе война,
Простите, милый, но кому, дружище,
Сегодня ваша музыка нужна?
Солируют фугасы. Пули свищут,
Кромешный ад. Селения горят.
Прёт супостат. Не до гармоний вечных.
Когда, мой милый, пушки говорят, 
Смолкают музы. С музыкой, конечно. Смолкают? Нет уж! Нет!
Молчать, нельзя!- Оборотясь, отрезал. За очками,
Казалось, полыхнули не глаза,
А из души прорвавшееся пламя.

У: Почему Шостакович отвечает “Нет! Молчать, нельзя!”. О чём он говорит?

Д: Каждый творческий человек откликается на происходящие события через свои произведения. Композитор же передаёт свои мысли и чувства, своё отношение к происходящему через музыку.

На мой взгляд, это была замечательная идея - показать врагам, что город живёт и борется, что жители Ленинграда не пали духом, а надеются на победу. 

У:  Седьмая симфония у композитора имеет название «Ленинградская». А какое бы вы дали название симфонии? 

Д: Можно дать название «Симфония Победы», «Симфония мужества», «Посвящение Ленинграду», «Блокадный Ленинград». 

У: А теперь, ребята, скажите мне: почему я назвала урок « Музыка, опалённая войной»?

Д: ответы.

У: Скажите, а слушают ли симфонию в наши дни, ведь война давно закончилась. Актуальна ли эта музыка сегодня? 

Д: Я думаю, что симфония сегодня звучит в филармонии, в консерваторииможет быть, по телевидению. Это напоминание о великой войне, о стойкости советского народа. Её слушают, потому что это просто красивая музыка. 

У: Ребята, а какие чувства возникли у вас после знакомства с «Ленинградской» симфонией?

Д: Мне понравилось это произведение своей военной тематикой. Автор симфонии хотел сказать, что даже во время войны искусству уделялось немало времени и сил. Шостакович написал симфонию и посвятил её Ленинграду, чтобы поддержать жителей города и разбудить в них чувство патриотизма. Симфония сыграла огромную роль в поднятии воинского духа во время Второй мировой войны.  Музыка приблизила и день освобождения Ленинграда, и день Победы. Музыка – тоже оружие, она может разить врага. 

Итог урока.

У: Произведения искусства, созданные в годы войны, – это памятники военных событий. Седьмая симфония – один из самых грандиозных, монументальных памятников, это живая страница истории, о которой мы не должны забывать.

Ребята, я предлагаю вам выразить своё отношение к сегодняшнему уроку и оценить свою работу, заполнив цветную табличку. В первой колонке вы оцениваете как прошёл урок (интересно, скучно, безразлично), во второй колонке вы оцениваете свою работу на уроке, а в третьей колонке оцениваете итог урока.

Интересно

Скучно

Безразлично

Работал

Помогал другим

Отдыхал

Понял материал

Узнал больше, чем знал

Не понял материал



У: 30 слайд Благодарю всех за работу на уроке!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!