СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-читательская конференция

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение творчества курских писателей. Знакомство с народной культурой Курского края.

Просмотр содержимого документа
«Урок-читательская конференция»




Урок - читательская конференция

Тема: «Жизнь и творчество курского писателя Е.И. Носова. Его рассказ «Белый гусь» как изображение подвига птицы, самопожертвования и преданности»



Народ в наиболее чистом виде

всегда представляют дети.

Когда национальное умирает в детях,

то это означает начало смерти нации.

Г.Н. Волков

Вступительное слово учителя

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.

Традиции играют важную роль в жизни любого народа. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Ни что не объединяет народ так, как традиции. 

И нельзя не согласиться со словами нашего курского писателя – земляка Е.И.Носова: «Когда видишь творческое вдохновение в своих воспитанниках и их неподдельную радость от общения с прекрасным… А прекрасное есть ни что иное как литература Курского края».

У каждого народа - своя история. Древний Курский край с его соловьиными трелями - часть славной истории русского народа. Курск славен своей древней историей, традициями знаменитыми историческими событиями, людьми, одним из которых и является Евгений Иванович Носов (1925-2002). В работе по изучению творчества Носова очень важен культурологический аспект. Читая его произведения, мы знакомимся с народной культурой нашего Курского края.












Выступление учащегося

Родился Е. Носов 15 января 1925 г. (в 2015 - Носову было 90 лет со дня рождения) в с. Толмачёво, под Курском, на высоком берегу реки Сейм. Этот чудный край, поэтическое место остаётся в сердце. Здесь истоки таланта, здесь романтические мечты, увлечение живой природой, которое разделяет с сыном отец. С детства он полюбил всё живое, рисовал животных. От отца он перенял, что есть для него родина, диковинная, прекрасная, та, что Русью зовётся.

Из семейных традиций, пришло к Евгению Ивановичу глубочайшее уважение к труду. Ходил с дедом в ночное. Кони, росистые травы, ночной костёр, студёное предрассветье – всё это слияние с природой, которая вдохновляла будущего писателя. Носов был участником военных сражений на Курской дуге. Занимался самообразованием. Мир, им воссоздаваемый, живописен.

В 1943 после окончания 8 классов ушел на фронт. Солдат-артиллерист в армии маршала К.К.Рокоссовского. Ранение в последние дни войны на подступах к Кёнигсбергу (с 1946 Калининград) отразилось в рассказе Носова «Красное вино победы» (1962). В 1945, окончив школу-десятилетку, уехал в Среднюю Азию, работал в газете.

Начал печататься в 1947 (стихи, публицистические статьи, очерки, корреспонденции, рецензии). С 1951 жил в Курске. В 1957 опубликовал первый рассказ (для детей) «Радуга», в 1958 – первый сборник рассказов и повестей «На рыбачьей тропе» (куда и входит «Белый гусь). Его называли писателем-«деревенщиком». Как и другие видные писатели-«деревенщики» (В.П.Астафьев, В.И.Белов и Б.А.Можаев), учился на Высших литературных курсах при Союзе писателей СССР (1960–1962), активно публиковался в столичной периодике (журналы «Новый мир», «Наш современник»), выпускал многочисленные сборники рассказов и повестей («Рассказы», 1959; «Тридцать зёрен», 1961; «Дом за триумфальной аркой», 1963; «Где просыпается солнце», 1965; «Шумит луговая овсяница», 1966 (Государственная премия РСФСР им. А.М.Горького, 1975); «За долами, за лесами», 1967; «Берега», «Красное вино победы», оба 1971; «И уплывают пароходы...», 1975; «Усвятские шлемоносцы», 1980; «В чистом поле...», 1990, и др.).

Лауреат Премии Александра Солженицына (2001). Умер писатель 12 июня 2002 года после тяжелой болезни. Похоронен на Офицерском кладбище Курска.

Отличительной особенностью произведений «деревенской» тематики являются ориентация на народное слово, интонационное богатство, юмор, конкретность бытовых деталей.



Слово учителя

***

Вы, может быть, слышали о статуэтке «Хрустальный пеликан», которая считается отголоском легенды о самопожертвовании ради детей. Вот эта легенда:

Некогда в цветущей долине Нила древнего Египта наступила страшная засуха. Стали погибать животные, растения. Цветущая долина вмиг стала превращаться в пустыню. Умирали от жажды только что вылупившиеся птенцы птицы пеликан. И тогда, чтобы спасти своих детёнышей, птица пеликан разорвала себе грудь и напоила птенцов своей кровью.
С тех пор эта птица стала символом жертвенности и заботы о подрастающем поколении.



Примеров подвига, самопожертвования очень много, причем их совершают не только люди, но и животные, птицы, о чем мы с вами сегодня и поговорим. Раз мы завели речь о подвиге, самопожертвовании, скажите, что это, как вы думаете? Что такое преданность, родительская любовь?

В рассказе Е. Носова «Белый гусь» мы встречаемся с примером героизма. Главный герой рассказа - обыкновенная деревенская птица Белый гусь. Совершил ли он подвиг? На этот вопрос нам предстоит ответить. Прежде, чем приступить к беседе, давайте проведем словарную работу по тексту произведения. Ведь всеми исследователями творчества Носова неоднократно отмечалась уникальность стиля, яркость, выразительность языка писателя. Поэтому, знакомясь с его произведениями, пытаясь разгадать «секреты его мастерства», мы уделяем большое внимание словарной работе. У нас есть специалист в этой области (выступает учащийся)

АДМИРАЛ - высшее воинское звание командного состава военно-морских сил, а также лицо, имеющее это звание. Адмирал флота (высшее звание адмиралов.

КОКАРДА форменный знак на головном уборе

КИЛЬВАТЕР – волновая струя, остающаяся позади идущего судна.

КИЛЬВАТЕРНЫМ СТРОЕМ – следуя друг за другом

ПРИВАДА – корм для приманки рыб

АРМАДА – большое соединение кораблей, самолётов, танков.

ЛОЗНЯК – ивовый кустарник.

ОТМЕЛЬ – мель, идущая от берега.

ПЛЁС – широкое водное пространство между островами. 

КУКАН - приспособление для сохранения и переноса выловленной рыбы. Он представляет собой прочный шнур с проволочной петлёй на конце.


Использование разнообразных пластов русской лексики помогает писателю передать неповторимый колорит речи жителей именно нашего черноземного края.

- Понравилось вам прочитанное вами произведение? Чем? (О таких произведениях нельзя говорить однозначно, ведь они не просто нравятся, а волнуют и трогают душу)

- Почему слово «Белый» Носов пишет с прописной буквы? (Наверное, этим самым хочет показать нам своё уважение к герою произведения, ведь он выделяется среди остальных птиц внешне и поведением) Учитель: Вообще же у Носова особое отношение к животным. Не как к братьям меньшим, а как к равным нам Божьим существам. Тех же птичек он называет «единопланетянами», и всю тварь Божью, как и людей, он ценит по делам их. Из домашней птицы у Носова на первом месте – петух или гусь). Этот гусь ценой жизни спас свой выводок, прикрыв гусят крыльями от гибельного града. А значит пал смертью храбрых, и сказано это без всякой иронии. Поэтому писатель везде величает его Белым с большой буквы, словно своего товарища.

- С кем сравнивает гуся автор? (гусь-адмирал. Автор показывает важный, воинственный характер гуся, который самоутверждает себя и свою власть в округе, он в любой момент может защитить гусят от возможной опасности. Он настоящий отец-защитник, т.к гусыню-мать переехала машина и гусята остались сиротами. Он считает себя хозяином). Зачитать.

- Чем вам понравилась эта, на первый взгляд, обычная деревенская птица? (Герой у Носова интересен всем: и своим внешним видом, и повадками, и отважным, гордым нравом: «Тугие перья одно к другому так ладно пригнаны, что казалось, будто гусь высечен из глыбы рафинада».

«Ходил он важно, обдумывая каждый шаг. Прежде чем переставить лапу, гусь поднимал ее к белоснежному кителю, собирал перепонки, подобно тому как складывают веер, и, подержав этак некоторое время, неторопливо опускал лапу в грязь. Так он ухитрялся проходить по самой хлюпкой, растележенной дороге, не замарав ни единого перышка».

- Какой эпизод вам показался интересным? («Гусь на плёсе»: автор- мастер слова, у него образный язык. И если бы мы прочитали этот отрывок, не назвав героя, то могли ба подумать, что это хулиган-мальчишка вытворяет, а не гусь. 


Автор называет своего героя «буйный папаша», «легкомысленная птица», а не адмирал, задира, забияка, а не смельчак).

- В данном эпизоде гусь действительно выглядит как «легкомысленная» птица или здесь дело в чем-то еще? (нет, гусь не легкомысленный, просто он бесстрашный, отважный, первый во всем, видит свое превосходство во всем).

- А что произвело на вас самое сильное впечатление? Почему? 

- Что является кульминационной точкой произведения? ( Появление тучи). Что мы испытываем при появлении тёмной тучи? (Страх, беспокойство, ужас).

- А гроза – это символ чего? (Гроза, которая в рассказе является символом разрушения всего живого)

- Как ведёт себя гусь? Можем ли мы снова говорить о нём, как об адмирале? (Используя текст, составить высказывание «и снова гусь-адмирал»). 
- Каким словом мы можем назвать гибель гуся? (Героическая гибель гуся).

- Почему же гусь не побежал спасаться? Правильно ли он сделал? (он, как настоящий отец, спасал своих деток) Спорный вопрос (разные мнения)

- Стоило ли идти на смерть? (когда по-настоящему любишь кого-то – да).

-Какое чувство вызывает конец произведения? (После прочтения рассказа Евгения Носова «Белый гусь» мне стало очень грустно. Жаль, что гусь погиб. Это несправедливо, когда смелые и отважные, стойкие духом умирают, а трусливые убегают, прячутся и остаются дальше жить. Это был лучший гусь во всей округе, он был не только красив, но и бесстрашен).

- Есть ли чему поучиться людям у гуся? (У главного героя рассказа есть чему поучиться многим людям, потому что свой подвиг он совершил благодаря таким качествам как бесстрашие, гордость, преданность, чувство долга).

- Ребята, а какова главная мысль рассказа? (Любовь ко всему живому: Светлая грусть в финале – символ любви к жизни). На любви построено произведение, как и жизнь. Любил жизнь, животных, птиц и автор произведения Е.Носов.

- Согласны ли вы с концовкой рассказа? Если нет, то как бы вам хотелось его закончить?

- У нас еще были групповые задания:

Как известно, памятники животным устанавливаются во многих городах России и мира. Одни отражают благодарность людей животным за храбрость, верность, подвиги и просто так, другие воссоздают сказочных героев, показав значимость писателя, некоторые устанавливаются как


символы города или определенного места. Но все они, безусловно, привлекают внимание людей.

1 группе нужно было представить, что им предложили придумать памятник литературному герою – Белому гусю, как будто бы его в Курске еще не было и им предстоит его сделать (Памятник «Белый гусь» был открыт в Курске 26 сентября 2012 года. Находится он напротив Центральной детской библиотеки по улице К. Либкнехта).

Задача: представить памятник Белому гусю. Опишите его. Это будут ваши мини-проекты. 
Опорные вопросы:
Где будет стоять памятник? 
Как он будет выглядеть? 
Что он будет выражать? 
Какая надпись будет на этом памятнике?

- Дома предлагалось написать небольшое сочинение-рассуждение на одну из предложенных тем (2 группа):
1. Мужественная смерть героя. 2. Гордость автора гусем. 3. Маленькие «одуванчики» - продолжение жизни.

- Как мы видим, в произведениях Евгения Ивановича заложен большой потенциал для творчества. Это еще и выразительное чтение, создание рисунков . Вы можете посмотреть книги о Носове, одна из которых «Краски родной земли» - где мы знакомимся с Евгением Ивановичем как замечательным художником. Он рисовал полные тончайшей лирики,


согретые теплотой сердца пейзажи родной Курщины. Он умел великолепно фотографировать.

Слово учителя

Итак, главный герой произведения – гусь всего лишь, но в образе, созданном Е.Носовым, мы увидели нечто величественное, необычное, высокое, прекрасное, что мы называем сакральным. И мы, грамотные читатели, увидели сакральное в тексте. Автор рассказывает о Белом гусе. О гусе ли? Скорее о настоящей отцовской любви, о подвиге. Подвиг гуся в том, что он победил зло (страшную стихию) и прошел к добру (подвигу), к свету. «Белый» - это не просто цвет, это эпитет, обозначающий свет, любовь, красоту, чистоту, героизм, святость. Текст Е.Носова, как и всякое произведение классической литературы, излучает свет, в нем есть свечение.

Евгений Иванович Носов – влюбленный в природу человек. Он умеет видеть в обыденном красоту, а в самом обычном – сказку. И даже не всегда со счастливым концом. Рассказ, повествующий нам о Белом гусе, о простой домашней птице, под пером писателя превращается в великолепную сказку, почти легенду. О чем она? Конечно же, о красоте и жестокости, о восхищении красотой, о жизни и смерти… А еще о том, что надо любить все живое на земле. И не случайно рассказ заканчивается утверждением: перед гусёнком «открылся удивительный мир, полный сверкающих трав и солнца». И это не противоречие. Жизнь продолжается. Это же справедливо. А мы, люди, тоже должны стараться жить по принципу гуманности: беречь всё живое на Земле.

Этот рассказ о том, как хрупок мир живой природы в зыбкой грани жизни и смерти. Породив такую красивую птицу, какой был Белый гусь, природа губит его. Но остаются гусята, которых их отец спас ценой

собственной жизни, а значит осталась надежда, которой и должна полниться жизнь.



Очень важно изучать жизнь, творчество Носова, его книги не оставляют равнодушным, учат любить свою малую родину – Курскую землю и большую – Россию.



ОБЩАЯ РЕФЛЕКСИЯ 

Итак, вот и подходит к концу наша конференция. Спасибо ребята всем за совместную плодотворную работу, добрую и приятную атмосферу.


Учитель предлагает детям «свободный микрофон» (высказаться по поводу рассказа)

- что вам сегодня запомнилось? Что вы вынесли для себя из сегодняшней конференции?

- какие чувства остались после прочтения рассказа (чувство гордости за птицу, чувство любви, уважения к животному миру, восхищение героизмом, поступком, который можно назвать подвигом)

-прибавилось ли доброты? (я всегда был добрым к домашним животным, а теперь буду ещё добрее)

-сумел ли автор затронуть струны души, сердца? (да, если в начале рассказа я испытывал чувство радости, то в конце у меня появились слёзы)

- над чем заставил задуматься вас автор?

-что ещё можете добавить к сказанному? (примерные ответы: в обычном, окружающем нас, можно встретить необычное, надо учиться видеть и слышать природу; рассказ учит любить всё живое на земле)

- Хотели бы вы еще прочитать другие произведения Носова? (он писал для разных возрастов, вам интересны будут, например, рассказы «Трудный хлеб», «30 зерен», «Как патефон петуха от смерти спас» и т.д.)

- довольны ли вы своей работой сегодня?


Изучая литературу родного края, мы становимся духовно богаче.

Спасибо за работу! Всего доброго!!!







































Использованная литература:

  1. Литературные чтения, посвященные 83-й годовщине со дня рождения Е.И. Носова (1925-2002): Сборник материалов. Сост. Е.Д. Спасская/ Комитет по культуре Курской обл.; Курск. гос. обл. краев. музей – Курск, 2008. – 36 с.

  2. Литературные чтения, посвященные 85-й годовщине со дня рождения Е.И. Носова (1925-2002): Сборник материалов. Сост. Е.Д. Спасская/ Комитет по культуре Курской обл.; Лит. музей, филиал Курск. гос. обл. краев. музея – Курск, 2010. – 68 с.

  3. Литературные чтения, посвященные 87-й годовщине со дня рождения Е.И. Носова (1925-2002): Сборник материалов. Сост. Е.Д. Спасская/ Комитет по культуре Курской обл.; Лит. музей, филиал ОБУК «Курск. обл. краев. музей» – Курск, 2012. – 68 с.

































Для справок


Родительская любовь – это сильное и в то же время нежное чувство защиты.

Подвиг – доблестное, важное для многих людей действие; героический поступок, совершённый в трудных условиях.

Преданность – верность и непоколебимая приверженность, основанная на любви и проявляемая даже в трудных обстоятельствах.

Самопожертвование - готовность отказаться от удовольствий, личных жизненных целей и даже жизни ради защиты интересов других людей.




9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!