Тема: Е.И. Чарушин « Страшный рассказ»
Тип урока: урок освоения новых знаний
Цель: развитие умения работы над художественным текстом.
Задачи:
познакомить детей с творческой биографией и произведением Е.И. Чарушина;
развивать навыки чтения, связную монологическую речь учащихся;
развивать умение анализировать и прогнозировать текст, сравнивать свои предположения с замыслом автора;
содействовать развитию коммуникативной компетенции учащихся;
воспитывать любовь и бережное отношение к животным.
Предметные результаты:
Продолжить формирование типа правильной читательской деятельность;
Совершенствовать умения осознанно, правильно читать вслух;
Совершенствовать приемы выразительного чтения;
Развивать умения объяснять логические значения слов: сени, чулан, клеть осознанно использовать их при пересказе.
Личностные результаты:
Продолжить работу над положительным отношением к процессу чтения и анализа произведения;
Воспитывать бережное отношение к природе через анализ содержания художественного произведения;
Воспитывать заботливое отношение к «братьям нашим меньшим»;
Умение анализировать свой поступок.
Метапредметные:
1) Регулятивные:
Продолжить развивать умение планировать свои действия в соответствии с задачами
урока и условиями их реализации;
Развивать умения принимать, формулировать и сохранять учебную задачу.
2) Познавательные:
Развивать умение выделять нужную информацию из художественного текста;
Развивать умение прогнозировать содержание произведения по ключевым словам;
Развивать умения устанавливать причинно – следственные связи;
Развивать умения выявлять авторскую позицию и идею произведения;
Развивать умения ставить вопросы по тексту и спрогнозировать ответ и найти ответ на вопрос;
3) Коммуникативные:
Развивать умение участвовать в диалоге при раскрытии идеи произведения и подготовке ответа на проблемный вопрос; вырабатывать общую позицию по теме обсуждения;
Развивать умение работать в паре, высказывать свое отношение, аргументировать собственную позицию;
Методы обучения:
1. По виду источника информации:
словесные (объяснение, беседа с учащимися);
наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса);
практические (работа с карточками).
2. По виду учебной деятельности:
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.
Оборудование: Литературное чтение 2 кл.,мультимедийная презентация, видеоролик « Жизнь и творчество Е.И. Чарушина», видеоролик « Страшный рассказ», компьютер, проектор, перфорированное бумажное сердце на магните, разноцветные карточки с заданиями, ребусами и загадками, аудиозапись звуки леса.
Оформление: для доски рисунки деревьев, цветов, сороки, совы, ежика.
Ход урока:
Организационный момен
- Дорогие ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно.
Давайте наш урок начнем с улыбкой. Улыбнитесь друг другу и нашим гостям. Желаю вам быть внимательными, активными и находчивыми.
- Ребята, а вы бывали в лесу? Вам понравилось там? Сегодня я предлагаю отправиться на прогулку в лес. (Указать на оформленную доску)
Включить музыку (звуки леса). Немного прослушать пение птиц.
Итак, отправляемся на прогулку! Какой чистый воздух, свежий… Выключить музыку.
- Давайте вспомним, как нужно вести себя в лесу. (не шуметь, чтобы не спугнуть зверей, не разрушать норы и гнёзда…). (Знаки )
Вот и на уроке соблюдайте правила для учеников: не выкрикивайте, поднимайте руки.
- Давайте подышим свежим лесным воздухом и выполним дыхательную гимнастику.
Дыхательная гимнастика.
- Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух.
- Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями.
II. Речевая разминка.
- Ребята, а кто это трещит в лесу? (сорока) (Изображение на доске)
- Сорока предлагает и вам «потрещать». Прочитаем стихотворение о лесе. Возьмите зеленые карточки.
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои.
С. Погореловский
- познакомьтесь (прочитать глазками);
- прочитайте шепотом;
- прочитайте медленно;
- прочитайте быстро.
III. Актуализация знаний. Постановка целей урока.
- О чем идет речь в стихотворении? (о лесе)
- Как ответите на вопросы Сергея Погореловского:
-Кто в глуши твоей таится?
-Что за зверь? Какая птица?
- Да, ребята, вы много назвали животных, но лишь один из них является героем нашего произведения (назвали много животных, но одного забыли), а кто он вы узнаете , когда выполните задание в парах .
- Возьмите карточки розового цвета. Приступайте к выполнению задания (разгадывают ребусы, загадки в итоге у всех должно получиться слово ЕЖ или ЕЖИК
- Какой ответ у вас получился?
- Ну, а теперь нужно узнать, в каком произведении живет наш герой. Для этого возьмите карточки голубого цвета и цветные карандаши. Подчеркните авторов и названия произведений, которые мы уже изучили.
Л.Н. Толстой | “Филипок” |
М.М. Пришвин | “Страшный рассказ” |
И.Пивоварова | “Ребята и утята” |
Е.И. Чарушин | “Жила-была собака...” |
-Какой автор у вас остался?
-Как называется произведение?
IV. Этап усвоения новых знаний и способов действий.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с писателем, который очень любил животных, наблюдал за ними, писал произведения о них и бережно к ним относился.
1) Знакомство с биографией Е.И.Чарушина( видеоролик, портрет,Выставка книг Е. И. Чарушина )
2. Прогнозирование содержания рассказа
- Произведение Е.И.Чарушина называется «Страшный рассказ». Попробуйте предположить о чём будет рассказ?
Верны ли ваши предположения мы узнаем, если прочитаем рассказ.
3.Словарная работа
- Но сначала, чтобы вам было все понятно при чтении рассказа поработаем с непонятными и неясными словами. Эти слова принесла нам мудрая сова. (Изображение на доску) Прочитаем их с экрана.
Сени – входное, нежилое и неотапливаемое помещение, примыкающее к жилой части дома, используется для хозяйственных нужд.
Чулан - небольшое подсобное помещение хозяйственного назначения, отгороженное от сеней или комнаты перегородкой.
- Что значит «стемнело», «негромко», «шлепает», «пыхтит»? (Наступил вечер, тихо ,топает, тяжело дышит)
- Где можно найти их значения. (В толковом словаре)
4. Первичное восприятие произведения( видеоролик)
- Действительно, произведение было страшным?
- А как бы вы озаглавили это произведение? ( Случай на даче. Незваный гость. Ежик.)
- Почему же автор назвал его именно “Страшный рассказ”? (заинтересовать читателя)
– О чем этот рассказ? Ответьте на него в форме одного предложения, используя запись на доске.
“Это рассказ о том, как Ш... и П... и... е...”
V. Физминутка
VI. Анализ текста.
Повторное чтение рассказа учащимися по цепочке.
- Как получилось, что дети остались дома одни?
- Что напугало ребят?
- Как мальчики уговаривали себя не бояться? Зачитайте.
- Как вы думаете, испугались ли ребята, когда услышали какой-то топот?
- Какие слова подтверждают это? Зачитайте.
- Можно ли назвать мальчиков смелыми?
- Как они чувствовали себя под одеялом? Зачитайте
- Предположите, сколько мальчикам было лет? Из каких строк мы это видим?
Важно с детства учиться контролировать свой страх, не поддаваться ему легко. В любой ситуации надо думать о том, что вы в полной безопасности и защищенности, а это в свою очередь, дает ощущение спокойствия.
- Расскажите, что сделали родители, когда вошли в дом?
- Как вёл себя ёжик, когда его искали?
- Ребята, ежик не ушел, а остался жить с ребятами все лето. Почему?
- Чему учит нас этот рассказ?( Уважайте и берегите животных. Нежелательно брать диких животных к себе домой. Ведь их дом - это лес. Каждый счастлив только у себя дома.)
VII. Этап применения полученных знаний.
Защита проекта «Кто такие ежи?»
- Что вы знаете о ежах?
- Группа ребят работали над проектом о ежах и сейчас представят нам результаты своей работы
1.Ёж – хищное ночное животное. В колючей шкурке 5 – 6 тысяч иголок. Каждая иголка растёт 12—18 месяцев. Днём он прячется под кучей хвороста и листвы, а ночью выходит кормиться. Еж всеядное животное. Пищей ему служат жуки, лягушки, мыши, улитки, опавшие плоды яблонь, груш и других деревьев. |
2. В случае опасности ёж сворачивается в клубок, прижимая голову к брюху и втягивая лапки и хвост под себя. Получается колючий шар с торчащими во все стороны шипами. |
3. Во время ночной охоты на ежа нападает филин. Ему не страшны иглы зверька. Нет спасения ежу и от хитрой лисицы. А вот при встрече с гадюкой ёж выходит победителем. |
Ежик не любит надолго уходить из своего дома. День ежи проводят в гнезде или других укрытиях. С наступлением заморозков ежи плотно закрывают вход в нору и впадают в зимнюю спячку. |
VIII. Подведения итогов урока .
Вот подошла к концу наша прогулка в лес.
- Ребята, вам понравилась прогулка по лесу?
-Как вы считаете, с пользой вы её провели или нет?
- Пришло время подводить итоги нашего занятия.
Какое произведение мы изучали и кто его автор?
Кто такой Е.И.Чарушин?
О чем его рассказ?
IX . Рефлексия
- Так как же нужно относиться к природе? (С любовью и добром).
Давайте из листов цветной бумаги, которые лежат у вас на партах, сделаем добро своими руками.
1.Возьмите в руки сложенный пополам лист бумаги. На нём проколото множеством точек - контур фигуры.
2.Аккуратно разрывайте по этому контуру.
3.Разверните.
- Что получилось у вас? (сердце)
- На доске изображение ёжика. Кому понравился урок, кто доволен своей работой - подарите своё сердечко ему, прикрепите с помощью магнитиков.
Со всем сердцем ,любовью, вниманием, заботой нужно относиться к животным! А я подытожу ваши ответы словами Е. Чарушина
“Входи в мир природы! Будь внимательным и пытливым, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной”. (Е. Чарушин)
Зажгите в своем сердце маленький огонек – любовь ко всему живому, и тогда нам всем жить на этой земле станет намного радостнее и интереснее.
X. Оценивание.
ХI. Домашнее задание.