СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок чтения 2 кл Е .Чарушин " Страшный рассказ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок чтения 2 кл Е .Чарушин " Страшный рассказ"»

Тема: Е.И. Чарушин « Страшный рассказ»

Тип урока: урок освоения новых знаний

Цель: развитие умения работы над художественным текстом.

Задачи:

  • познакомить детей с творческой биографией и произведением Е.И. Чарушина;

  • развивать навыки чтения, связную монологическую речь учащихся;

  • развивать умение анализировать и прогнозировать текст, сравнивать свои предположения с замыслом автора;

  • содействовать развитию коммуникативной компетенции учащихся;

  • воспитывать любовь и бережное отношение к животным.

  • Предметные результаты:

  • Продолжить формирование типа правильной читательской деятельность;

  • Совершенствовать умения осознанно, правильно читать вслух;

  • Совершенствовать приемы выразительного чтения;

  • Развивать умения объяснять логические значения слов: сени, чулан, клеть осознанно использовать их при пересказе.

  • Личностные результаты:

  • Продолжить работу над положительным отношением к процессу чтения и анализа произведения;

  • Воспитывать бережное отношение к природе через анализ содержания художественного произведения;

  • Воспитывать заботливое отношение к «братьям нашим меньшим»;

  • Умение анализировать свой поступок.

  • Метапредметные:

  • 1) Регулятивные:

  • Продолжить развивать умение планировать свои действия в соответствии с задачами

  • урока и условиями их реализации;

  • Развивать умения принимать, формулировать и сохранять учебную задачу.

  • 2) Познавательные:

  • Развивать умение выделять нужную информацию из художественного текста;

  • Развивать умение прогнозировать содержание произведения по ключевым словам;

  • Развивать умения устанавливать причинно – следственные связи;

  • Развивать умения выявлять авторскую позицию и идею произведения;

  • Развивать умения ставить вопросы по тексту и спрогнозировать ответ и найти ответ на вопрос;

  • 3) Коммуникативные:

  • Развивать умение участвовать в диалоге при раскрытии идеи произведения и подготовке ответа на проблемный вопрос; вырабатывать общую позицию по теме обсуждения;

  • Развивать умение работать в паре, высказывать свое отношение, аргументировать собственную позицию;

Методы обучения:

1. По виду источника информации:

  • словесные (объяснение, беседа с учащимися);

  • наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса);

  • практические (работа с карточками).

2. По виду учебной деятельности:

  • проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.

Оборудование: Литературное чтение 2 кл.,мультимедийная презентация, видеоролик « Жизнь и творчество Е.И. Чарушина», видеоролик « Страшный рассказ», компьютер, проектор, перфорированное бумажное сердце на магните, разноцветные карточки с заданиями, ребусами и загадками, аудиозапись звуки леса.

Оформление: для доски рисунки деревьев, цветов, сороки, совы, ежика.



Ход урока:

  1. Организационный момен

- Дорогие ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно.

Давайте наш урок начнем с улыбкой. Улыбнитесь друг другу и нашим гостям. Желаю вам быть внимательными, активными и находчивыми.

- Ребята, а вы бывали в лесу? Вам понравилось там? Сегодня я предлагаю отправиться на прогулку в лес. (Указать на оформленную доску)

Включить музыку (звуки леса). Немного прослушать пение птиц.

Итак, отправляемся на прогулку! Какой чистый воздух, свежий… Выключить музыку.

- Давайте вспомним, как нужно вести себя в лесу. (не шуметь, чтобы не спугнуть зверей, не разрушать норы и гнёзда…). (Знаки )

Вот и на уроке соблюдайте правила для учеников: не выкрикивайте, поднимайте руки.

- Давайте подышим свежим лесным воздухом и выполним дыхательную гимнастику.

Дыхательная гимнастика.

- Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух.

- Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями.

II. Речевая разминка.

- Ребята, а кто это трещит в лесу? (сорока) (Изображение на доске)

- Сорока предлагает и вам «потрещать». Прочитаем стихотворение о лесе. Возьмите зеленые карточки.

Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои.
С. Погореловский

- познакомьтесь (прочитать глазками);

- прочитайте шепотом;

- прочитайте медленно;

- прочитайте быстро.


III. Актуализация знаний. Постановка целей урока.

- О чем идет речь в стихотворении? (о лесе)

- Как ответите на вопросы Сергея Погореловского:

-Кто в глуши твоей таится?

-Что за зверь? Какая птица?

- Да, ребята, вы много назвали животных, но лишь один из них является героем нашего произведения (назвали много животных, но одного забыли), а кто он вы узнаете , когда выполните задание в парах .

- Возьмите карточки розового цвета. Приступайте к выполнению задания (разгадывают ребусы, загадки в итоге у всех должно получиться слово ЕЖ или ЕЖИК

- Какой ответ у вас получился?

- Ну, а теперь нужно узнать, в каком произведении живет наш герой. Для этого возьмите карточки голубого цвета и цветные карандаши. Подчеркните авторов и названия произведений, которые мы уже изучили.



Л.Н. Толстой

“Филипок”

М.М. Пришвин

“Страшный рассказ”

И.Пивоварова

“Ребята и утята”

Е.И. Чарушин

“Жила-была собака...”

-Какой автор у вас остался?

-Как называется произведение?

IV. Этап усвоения новых знаний и способов действий.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с писателем, который очень любил животных, наблюдал за ними, писал произведения о них и бережно к ним относился.

1) Знакомство с биографией Е.И.Чарушина( видеоролик, портрет,Выставка книг Е. И. Чарушина )

2. Прогнозирование содержания рассказа

- Произведение Е.И.Чарушина называется «Страшный рассказ». Попробуйте предположить о чём будет рассказ?

Верны ли ваши предположения мы узнаем, если прочитаем рассказ.

3.Словарная работа

- Но сначала, чтобы вам было все понятно при чтении рассказа поработаем с непонятными и неясными словами. Эти слова принесла нам мудрая сова. (Изображение на доску) Прочитаем их с экрана.

Сени – входное, нежилое и неотапливаемое помещение, примыкающее к жилой части дома, используется для хозяйственных нужд.

Чулан - небольшое подсобное помещение хозяйственного назначения, отгороженное от сеней или комнаты перегородкой.

- Что значит «стемнело», «негромко», «шлепает», «пыхтит»? (Наступил вечер, тихо ,топает, тяжело дышит)

- Где можно найти их значения. (В толковом словаре)

4. Первичное восприятие произведения( видеоролик)

- Действительно, произведение было страшным?

- А как бы вы озаглавили это произведение? ( Случай на даче. Незваный гость. Ежик.)

- Почему же автор назвал его именно “Страшный рассказ”? (заинтересовать читателя)

– О чем этот рассказ? Ответьте на него в форме одного предложения, используя запись на доске.

“Это рассказ о том, как Ш... и П... и... е...”

V. Физминутка

VI. Анализ текста.

Повторное чтение рассказа учащимися по цепочке.
- Как получилось, что дети остались дома одни?

- Что напугало ребят?

- Как мальчики уговаривали себя не бояться? Зачитайте.

- Как вы думаете, испугались ли ребята, когда услышали какой-то топот?

- Какие слова подтверждают это? Зачитайте.

- Можно ли назвать мальчиков смелыми?

- Как они чувствовали себя под одеялом? Зачитайте

- Предположите, сколько мальчикам было лет? Из каких строк мы это видим?

Важно с детства учиться контролировать свой страх, не поддаваться ему легко. В любой ситуации надо думать о том, что вы в полной безопасности и защищенности, а это в свою очередь, дает ощущение спокойствия.


- Расскажите, что сделали родители, когда вошли в дом?

- Как вёл себя ёжик, когда его искали?

- Ребята, ежик не ушел, а остался жить с ребятами все лето. Почему?

- Чему учит нас этот рассказ?( Уважайте и берегите животных. Нежелательно брать диких животных к себе домой. Ведь их дом - это лес. Каждый счастлив только у себя дома.)

VII. Этап применения полученных знаний.

Защита проекта «Кто такие ежи?»

- Что вы знаете о ежах?

- Группа ребят работали над проектом о ежах и сейчас представят нам результаты своей работы

1.Ёж – хищное ночное животное. В колючей шкурке 5 – 6 тысяч иголок. Каждая иголка растёт 12—18 месяцев.

Днём он прячется под кучей хвороста и листвы, а ночью выходит кормиться. Еж всеядное животное. Пищей ему служат жуки, лягушки, мыши, улитки, опавшие плоды яблонь, груш и других деревьев.

2. В случае опасности ёж сворачивается в клубок, прижимая голову к брюху и втягивая лапки и хвост под себя. Получается колючий шар с торчащими во все стороны шипами.

3. Во время ночной охоты на ежа нападает филин. Ему не страшны иглы зверька. Нет спасения ежу и от хитрой лисицы. А вот при встрече с гадюкой ёж выходит победителем.

Ежик не любит надолго уходить из своего дома. День ежи проводят в гнезде или других укрытиях. С наступлением заморозков ежи плотно закрывают вход в нору и впадают в зимнюю спячку.
















VIII. Подведения итогов урока .


Вот подошла к концу наша прогулка в лес.

- Ребята, вам понравилась прогулка по лесу?

-Как вы считаете, с пользой вы её провели или нет?

- Пришло время подводить итоги нашего занятия.

Какое произведение мы изучали и кто его автор?

Кто такой Е.И.Чарушин?

О чем его рассказ?

IX . Рефлексия

- Так как же нужно относиться к природе? (С любовью и добром).

Давайте из листов цветной бумаги, которые лежат у вас на партах, сделаем добро своими руками.

1.Возьмите в руки сложенный пополам лист бумаги. На нём проколото множеством точек - контур фигуры.

2.Аккуратно разрывайте по этому контуру.

3.Разверните.

- Что получилось у вас? (сердце)

- На доске изображение ёжика. Кому понравился урок, кто доволен своей работой - подарите своё сердечко ему, прикрепите с помощью магнитиков.

Со всем сердцем ,любовью, вниманием, заботой нужно относиться к животным! А я подытожу ваши ответы словами Е. Чарушина 

 “Входи в мир природы! Будь внимательным и пытливым, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной”. (Е. Чарушин)

Зажгите в своем сердце маленький огонек – любовь ко всему живому, и тогда нам всем жить на этой земле станет намного радостнее и интереснее.

X. Оценивание.

ХI. Домашнее задание.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!