СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок чтения и развития речи в 9 классе по теме: "Н. М. Рубцов "Русский огонёк"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок проводила в 9 классе, в коррекционной школе. Тема по самообразованию "Развитие речи на уроках  письма и чтения"

Тип урокка -комбинированный.

Просмотр содержимого документа
«Урок чтения и развития речи в 9 классе по теме: "Н. М. Рубцов "Русский огонёк"»

Першина Марина Анатольевна

Тема по самообразованию: Развитие речи на уроках письма и чтения.

Чтение и развитие речи 9 класс

Тема урока: Н. М. Рубцов «Русский огонёк»

Цель: Создание условий для знакомства со стихотворением Н. М. Рубцова «Русский огонёк»

Задачи:

  1. совершенствовать навык выразительного чтения, работать над правильностью и беглостью чтения.

  2. Корригировать устную связную речь учащихся через выполнение заданий на сравнение и противопоставление.

  3. Воспитывать нравственные качества.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: ноутбук, проектор, презентация powerpoint, словарные слова, карточки для работы в группах, учебники.

















  1. Организация начала урока.


Цель: Организовать класс на работу.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Выполнение инструкции учителя.

Ученики называют слова и садятся.

Психологический настрой.

- Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «Родина»?

( Россия, страна, мама, дом, отчизна, родители, любовь, земля, город, семья…..)


Наша Родина, наше Отечество – это Россия. Отечеством ее зовут потому, что в ней испокон веков жили и трудились наши отцы и деды. Очень часто Родину сравнивают с матерью, и это неудивительно, ведь она кормит и поит нас, бережно растит, защищая и оберегая. На свете много красивых и интересных стран, но для каждого человека самой лучшей будет его родная страна. У каждого человека есть и малая родина – его родное село или город, в котором он родился и вырос.


аудиозапись


II. Повторение


Цель: Учить детей планировать свою деятельность.


Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание


Учащиеся собирают стихотворение из осколков.












Учащиеся отвечают на вопрос учителя.







Учащиеся читают предложения с разной интонацией.

1. Коррекционное упражнение «Собери стихотворение»

Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи…
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои.

— Где тут погост? Вы не видели?
Сам я найти не могу.-
Тихо ответили жители:
— Это на том берегу.

- Как называется это стихотворение? Кто автор?

2. Коррекционное упражнение «Интонация»

- Вспомните, какие предложения бывают по интонации (восклицательные, вопросительные, повествовательные)

- Прочитайте сначала восклицательное предложение, вопросительные, повествовательные.

- Прочитайте этот отрывок по ролям

В парах














Слайд 1



фронтально







В парах

III. Проверка домашнего задания


Цель: Закрепить навыки правописания имён существительных мужского и женского рода с шипящей на конце, необходимые для самостоятельной работы учащихся по изученному материалу.


Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Учащиеся выразительно читают стихотворение.

- А теперь проверим домашнее задание.

- Так чему же посвящал свои стихи Рубцов?

Темы произведений Рубцова – Родина, природа, русские люди.

К сожалению, Н.М. Рубцов прожил слишком короткую жизнь, он умер в 35 лет. Но после себя он оставил богатейшее поэтическое и духовное наследие.


- Выразительное чтение стихотворения «Тихая моя родина»





IV. Постановка цели и задач урока


Цель: Учить детей планировать свою деятельность.


Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание














Учащиеся проговаривают поставленные цели.

Слово учителя.

За всё добро расплатимся добром,
За всю любовь расплатимся любовью...


- Эти слова посвятил всем читателям русский поэт Н. М. Рубцов. Вот сегодня мы познакомимся с новым стихотворением Н. М. Рубцова «Русский огонёк»

Мы будем совершенствовать свои навыки выразительного чтения, работать по содержанию произведения, рисовать словесную картину. Будьте активными, внимательными. Я постараюсь, чтобы наш урок прошёл интересно, чтобы вам он надолго запомнился, и вы обязательно взяли бы хоть маленькую частичку из этого урока для себя.


- Какие цели ставим себе на урок?

Слайд 2


V. Изучение нового материала

Цель: Учить осознанному восприятию произведения.


Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание


Учащиеся отвечают на вопросы.













Учащиеся отвечают на вопросы.








Учащиеся самостоятельно читают стихотворение.

1. Слово учителя.

- Давайте вспомним, какое историческое событие произошло в 1941-1945?


Стихотворение Рубцова «Русский огонёк» рассказывает о русской женщины, матери. Этим стихотворением Н. М. Рубцов хотел выразить любовь и свою преданность к русским людям, их традициям и обычаям.

Стих-е написано в 1964 г., почти через 20 лет после войны.


Прослушивание МР3 стихотворения


2. Проверка первичного восприятия

- Какие чувства у вас вызывает стихотворение? (грусти, печали, усталости, одиночества)

Да, ребята это стихотворение проникнуто чувством одиночества, тоски. И мы это чувствуем. Путник устал и ищет приюта, места, где можно отдохнуть и согреться, спастись от тягот пути и одиночества.

3. Повторное чтение учащимися.


Слайд 3



Слайд 4





видеоролик

Физкультминутка.


Цель: Снять усталость и напряжение.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Учащиеся выполняют движения


- А сейчас немного отдохнём и сделаем зарядку!


видеоролик



VI. Закрепление изученного материала


Цель: формировать у учащихся навыки выразительного чтения.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание





Учащиеся составляют словосочетания.







Учащиеся проверяют себя.



Учащиеся самостоятельно читают.



Учащиеся отвечают на вопросы и зачитывают отрывки.

.



























































Учащиеся зачитывают ответы на вопросы.









































Учащиеся выбирают слова




















Учащиеся читают стихотворение выразительно



  1. Словарная работа.

.

Томительный мороз

Это значит, что от мороза все устали, утомились.

Снега оцепенели

Это значит, что все как бы застыло, замёрзло, замерло.

Мёртвое поле

Это значит, холодное, безжизненное.

Пригрезившийся

Это значит – показалось, привиделось во сне или наяву.

Оправа – рамка, обложка, в которую вкладывается что-нибудь.


  1. Жужжащее чтение

  1. Анализ стихотворения

- Какие события описаны в стих-ии? (Одинокий путник идёт по заснеж. полю…)

- Найдите и зачитайте те строчки, в которых поэт рисует картины природы, чтобы показать одиночество путника.

Уже с первых строк перед нами возникает эта картина. Мы понимаем, что путник устал. Об этом говорит выражение «томительный мороз», вся природа как бы сжалась, оцепенела, кажется, что она и вовсе умерла – ведь ели – маленькие, небо – темное, без звёзд, а поле – бескрайнее, мертвое.

Чтобы передать свое одиночество на фоне безжизненной природы, герой лишь о себе говорит как о живом: «Я был один живой».

- Ребята, в каком времени написано это стих-е? (в прош.)

- Назовите глаголы, которые есть в стих-е. (оцепенели, был, было, мелькнул…)

Путник вспоминает прошлое, и мы становимся свидетелями, слушателями его рассказа. Мы понимаем, что он ищет приюта.

- Что путник вдруг видит? Зачитайте.

Герой в дороге видит тихий свет. Тихий – значит, ровный, мягкий, безопасный, способный защитить. Именно в таком нуждается заблудшая душа. Однако, нет твёрдой уверенности в спасении, ведь свет «пригрезившийся», он «мелькнул». Но становится ясно, что герой пошёл на этот свет, поверил в него.

- Что происходит далее? (встреча путника и хозяйки дома). Зачитайте.

- С кем сравнивает себя путник?

Путник, входя в избу, сравнивает себя со снежным человеком. Возможно оттого, что в снегу, а возможно потому, что отлучен от человечества, его тепла и участия.

- Какими словами встретила его хозяйка избы? Зачитайте. - О чем это говорит? Этими строками автор показывает отзывчивость и гостеприимство русского народа. Неожиданному гостю предлагается здесь все, чем богаты хозяева, - исконное, русское радушие и участие.

- Какая она – хранительница «русского огонька»? Зачитайте. В стихотворении у героини нет имени, нет подробного описания внешности, и это не случайно. Хозяйка – собирательный образ русской женщины: матери, жены, сестры, которая выстрадала многое на своём веку, потеряла близких. От этого взгляд потускнел, голова седа, выглядит она словно «глухонемая». Тихо сидит и дремлет – отдыхает от великих трудов.

- Чем похожи путник и хозяйка избы?

.- Что говорит об одиночестве старушки? (снимки)

4. Работа с иллюстрацию (стр.217)

- Что мы видим на ней?

- Кто изображён на снимках?

- Зачитайте строки стихотворения, которые можно отнести к этой иллюстрации.

- Как вы понимаете выражение «желтые снимки»?

Это фотографии умерших, погибших на войне. Жёлтые – не только говорит о том, что снимки старые, но и содержат в себе печаль разлуки с близкими людьми.

- Чем являлись для хозяйки пожелтевшие снимки на стене? (памятью)

Эти неказистые снимки дороже всего для старой одинокой женщины. Печаль, связанная с ними свята, недаром фотографии в «простой и бережной оправе».

- Что значит выражение «сиротский смысл семейных фотографий»?

 Какой вопрос заботит женщину? Зачитайте.

- Какой ответ на вопрос даёт гость? Зачитайте.

- Как вы думаете, почему он точно не уверен, что войны не будет?

И вновь гость возвращается к действительности поступает так, как принято в том мире, откуда он пришёл: расплачивается за гостеприимство деньгами.

- Что он слышит в ответ? Зачитайте.

- Почему хозяйка не взяла деньги?

- Как отвечает герой на слова старушки?

5. Коррекционное упражнение

- выберите основные черты характера женщины, проявившиеся во время встречи с незнакомым путником, в её вопросе и рассуждениях о войне, в отказе от денег? (доброта, гостеприимство, отзывчивость, сочувствие, сострадание)

Проверка

6. Выборочное чтение

 В каких строчках, по-вашему мнению, выражена основная мысль стих-я? Найдите и зачитайте.

- Что они значат?

Основная мысль стихотворения в том, что добро всегда будет жить на земле. И до тех пор, пока расплата будет такой, за добро – добром, за любовь – любовью, пока будет жива человеческая душа, будет жив, будет гореть огонёк – символ жизни, бескорыстия, готовности помочь тому, кто нуждается в помощи.

7. Выразительное чтение.




Работа в парах









Слайд 5 для проверки

.































































Слайд 6







































Работа в группах








Фронтально

Слайд 7

IV. Подведение итогов и оценка знаний учащихся.

Цели: Подвести итог урока и оценить учащихся. Учить детей анализировать свою деятельность.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание


Ответы учащихся.





Учащиеся выполняют инструкцию учителя.











Учащиеся высказывают своё мнение и оценивают себя

- С каким же произведением мы работали сегодня на уроке?

-Почему автор назвал стихотворение «Русский огонёк»?

- Какие черты русского человека показал Рубцов в этом стихотворении? (бескорыстие, доброта, сострадание, любовь к людям, отзывчивость)


В заключение урока мне хочется еще раз вам сказать, что Рубцов умел видеть необычное в обычном. Он учит нас вглядываться в мир, в котором мы живём. Я думаю, что каждый из вас на сегодняшнем уроке сделал какие-то выводы, открыл что-то новое для себя.

Скоро вы закончите школу, перед вами откроется новая самостоятельная жизнь. Вам встретится много людей, разных людей. Будьте добрыми, отзывчивыми, помогайте людям, не оставляйте их в беде, протяните руку помощи нуждающимся, помните своих родных и близких и вам отплатят тем же. За добро – добром, за любовь – любовью.


7.Рефлексия.

Я предлагаю каждому оценить свой вклад в достижение поставленных целей в начале урока, свою активность, эффективность работы класса.

Выберите начало фразы и одним предложением выскажите своё мнение о сегодняшнем уроке:

Сегодня я узнал…

Мне понравилось….

Я постараюсь быть…


Оценивание

-Оцените себя























Слайд 8





V. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.


Цель: Сообщить и разъяснить домашнее задание.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Учащиеся записывают домашнее задание.

Инструкция учителя.

С. 216-218, выразительное чтение стихотворения



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!