СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок чтения: С.Есенин "Черемуха"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок чтения и развития речи в 5 классе коррекционной школы  по теме: С.Есенин стихотворение "Черемуха".

Просмотр содержимого документа
«Урок чтения: С.Есенин "Черемуха"»


Предмет: чтение и развитие речи

Дата: 14.03.19 г.

Место и роль урока в изучаемой теме: усвоения новых знаний.

Тема: Стихотворение «Черемуха»  С.А.Есенин

Цель: создать условия для формирования и совершенствования навыков работы с поэтическим текстом.

Задачи:

образовательные: сообщить сведения о жизни С.А. Есенина; выяснить знания детей о весенних изменений в природе; обобщить знания детей о кустарнике – черемуха; при прочтении поэтического текста учить анализировать произведение; используя разные виды чтения учить детей передавать настроение стихотворения при помощи голоса;

воспитательные: через чтение поэтического произведения воспитывать уважение и восхищение красотой родного языка; воспитывать любовь к русской природе;

коррекционно-развивающие задачи: при проговаривании чистоговорок работать над произношением отдельных звуков, пополнить словарный запас детей; формировать умение строить развернутые высказывания; формировать умение передавать свои эмоции.

Дидактические средства:

для учителя: презентация, видео прочтение стихотворения, портрет С.А. Есенина, карточки со словами, чистоговорками, экран

для обучающихся: Чтение учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, автор-составитель З.Ф. Малышева – М.: «Просвещение», 2006, карточки со словарными словами, чистоговорками.

Словарь: Роса медвяная , зелень пряная, кисточки атласные, под жемчугом росы, проталинка , вкрадчиво ,под кручею.


Ход урока:

I  Организационный момент.


1)Психологический настрой.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

Сядем прямо, не согнемся.

За работу мы возьмемся.

– Ребята, сегодня у нас не простой урок. Мы принимаем гостей. Давайте

поприветствуем их и подарим им наши улыбки.


 2)Речевая разминка:

Работа с текстом чистоговорок. Нужно дополнить чистоговорки. Ребята читают в парах: один ученик начинает читать, второй подбирает подходящее слово. Каждой паре достается по 2 чистоговорки (на карточках)
1)На-на-на – начинается …
весна
Та-та-та – это такая …
красота
2)Ло-ло-ло – на улице… 
тепло
Це-це-це – ярко светит …
солнце
3)На-на-на – на дворе у нас…
весна
Ель-ель-ель – на улице
капель
4)Ик-ик-ик – расцвёл первый …
подснежник
Ой-ой-ой – в воздухе пахнет …
весной
Ну-ну-ну – я люблю …
весну

- Ребята, кто был внимательный? Скажите, на какую тему чистоговорки вы прочитали?

- На тему: «Весна».

- Верно, и это не случайно, сегодня на уроке мы еще поговорим об этом времени года. И узнаем еще много интересного и загадочного о весне, только уже со слов известного русского поэта.

II Проверка домашнего задания.

1.В парах.

- Какое стихотворение читали на прошлом уроке?

- Какую картину представляете вы, читая это стихотворение? Что видите, что слышите, что чувствуете?

- А какой мы представляем Весну?

2. Индивидуально.

Выразительное чтение стихотворения И. Бунина «Крупный дождь в лесу зеленом».

Оценивание учащихся.


III Актуализация знаний

  1. Актуализация опорных знаний

Сегодня на уроке мы продолжаем работать над темой «Весна». Весна – прекрасное время года, время пробуждения природы. Многие поэты и писатели с любовью и нежностью в стихах и прозе воспевали весну.

- Какие изменения происходят в природе весной?

 С приходом весны происходят чудесные перемены. Особенно чудесны перемены в жизни деревьев. Зимой они казались мертвыми и вдруг проснулись, ожили, стали покрываться пухом молодой листвы, цвести, набирать силу. Эти перемены издавна подмечались людьми, удивляли и радовали их. Людям казалось, что деревья, как и они, имеют живую душу.


IV.  Сообщение темы, цели и задач урока.

- Ребята сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворение Сергея Александровича Есенина.

Чтобы узнать название произведения вам нужно разгадать загадку:

Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она 
Вся от ягоды черна.

Итак, сегодня мы познакомимся со стихотворением С.Есенина, которое называется «Черемуха». (Записать в тетрадях число, тему урока)


- Как вы думаете, какую работу мы должны будем выполнить с этим стихотворением? Давайте вместе поставим цели.
- выразительно … прочитать;
- объяснить … непонятные слова;
- проанализировать содержание стихотворения.

Сообщение ученика о поэте:

– Родился Сергей Александрович Есенин в 1895 году под Рязанью в селе Константиново на берегу красивой реки Оки. Родители его были бедными крестьянами. С трёх лет Есенин жил в семье деда по матери. Старшие хотели, чтобы он стал учителем, но сам Есенин мечтал о

литературе. А писать он начал рано – в девять лет. Его бабушка знала множество

песен, сказок и частушек, и, по признанию самого поэта, именно она подтолкнула его

к написанию первых стихотворений.


Ещё в раннем детстве полюбил Сергей Есенин родную русскую природу – он чувствовал себя частью этой природы и воспевал её в своих стихах. Стихи Есенина полны звуков, запахов, красок. Слушая стихи, мы представляем прекрасный русский пейзаж. Он писал, что его песня отзовётся и останется в людских сердцах. Постараемся и мы увидеть, услышать и прочувствовать мир, созданный поэтом.

-Ребята, а кто из вас видел черемуху? Как она выглядит?


Сообщение ученика о кустарнике черемуха

По внешнему виду черемуха представляет из себя дерево или высокий куст. Распускается черемуха в апреле – мае.

Цветы черемухи имеют белый оттенок. После цветения на кисточках образуются ягоды, по размерам они схожи со смородиной.

Аромат черёмухи убивает микробов. Поэтому, чтобы сделать питьевой не слишком чистую воду, достаточно бросить в неё цветущую кисть черёмухи. Но в комнатах букеты черёмухи лучше не ставить: может разболеться голова. А вяжущие ягоды черёмухи помогают при расстройстве желудка.


V. Первичное восприятие стихотворения

1. Послушайте стихотворение (видеоролик с записью стихотворения)

- Просмотрите и послушайте внимательно видеоролик.

- Какое настроение вызывает у вас это стихотворение ?

-Понравилось ли вам это стихотворение?

-Чем оно вам понравилось?

2. Обмен впечатлениями о прослушанном. 

Учитель: Какое настроение автора вы почувствовали? Выберите из предложенных вариантов: восторженное, шутливое, печальное, веселое, праздничное, радостное, спокойное, мечтательное, грустное? Обоснуйте свой выбор.

Дети: Мы почувствовали восторженное, праздничное и ликующее настроение поэта. Автор радуется приходу весны, тому, что расцвела черемуха, а “зелень золотистая на солнышке горит”.

Учитель: «Черёмуха» - это лирическое стихотворение, оно отражает не событие, а душевные переживания поэта, его настроение.


Физминутка для глаз


  1. Словарная работа

Самостоятельное «жужжащее чтение»:


Отметьте непонятные вам слова


Роса медвяная – ароматная, с запахом меда.

Зелень пряная – с ароматным запахом.

Кисточки атласные – нежные, красивые.

Под жемчугом росы – драгоценное украшение.

Проталинка – место, где стаял снег, и открылась земля.

Вкрадчиво – любезно, доверчиво.

 Под кручею – под крутым спуском, обрывом.

Проговаривание слов с доски ( после проговаривания дети наклеивают в тетрадь слова, записав предварительно число и тему урока)

VI. Физминутка

Мы войдем в весенний лес.

Сколько здесь вокруг чудес!

Руки вверх и покачали –

Это дерево в лесу.

Кисти мы сейчас встряхнули –

Это ветер сбил росу.

В стороны руки и плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся - покажем

Руки сложили вот так.

VII. Чтение стихотворения учащимися и анализ стихотворения

 выборочное чтение

Карточка «Чтение пейзажной лирики».

Правила выразительного чтения:

1. Читайте медленно.

2. После каждой строчки надо обязательно делать короткую паузу, независимо от того, есть ли в конце строки знак препинания.

3.Постарайтесь прочитать так, чтобы передать настроение автора и одновременно выразить свои чувства


Анализ текста.




Прочитайте 1-ое четверостишие

А теперь еще раз обратимся к тексту. Прочитайте 1-ое четверостишие и найдите в нем еще слова, создающие впечатление праздника. (Душистая, кудри завила.) О ком так пишет автор? (О черемухе). Кто так обычно готовится к празднику? (Девушка.) С кем же можно сравнить черемуху? (С девушкой, невестой.)

– Какое слово помогает не только увидеть, но и почувствовать картину, нарисованную поэтом? (Душистая). Подберите к слову “душистая” слова, близкие по значению. (Пахучая, благоухающая, ароматная).

– Найдите в тексте, что сделала черемуха? (С весною расцвела.) Почему с весною? Есть же другие фразы “весной”, “перед весной”? Что хотел сказать Есенин, говоря “с весной”? Как это? (“За ручку с весной”, весна набирает силу и вместе с нею расцветает и набирает силу черемуха.)

– Почему автор называет ветки “золотистыми”? Откуда этот цвет? (От солнца, от цветочных тычинок.) С какой интонацией мы будем читать эти строки? – Правильно. (Восхищенно!)

Прочитайте 2-ое четверостишие

- Какое слово использует С. Есенин для описания росы? (Медвяная.)

– Вслушайтесь в это слово. От какого слова оно произошло? (Мед.) А мед, какой? (Липкий, тягучий.) Значит и роса на коре черемухи тоже липкая и тягучая. Какие слова подтверждают это? (Сползает.) Как вы понимаете это слово? (Медленно тянется.) Откуда же на коре дерева медвяная роса? Когда она появляется? (Когда лопаются почки.) – Какие бывают листочки, когда они только-только появляются, вылупляются из почки? (Нежные, маленькие, сочные, мягкие.) Какое слово выбрал Есенин для описания зелени? (Пряная.) Почему? (Пряный – это горьковатый, ароматный по запаху и вкусу.) Почему зелень в серебре? (Блестит от росы.)

Вывод. Итак, С. Есенин описывает черемуху, которая только распустилась. Совсем маленькие листочки, еще мокрые, невысохшие от сока, сияют в серебре. Зелени еще совсем мало. Какие же чувства хотел передать поэт? (Восторг, радость, восхищение.) Значит, с какой интонацией будем читать 2-ое четверостишие? (Восхищенно!)

Прочитайте 3-ое четверостишие

д) Какой еще образ, кроме черемухи присутствует в стихотворении? (Ручей.) Найдите описание ручья.

– Какое слово говорит о размере ручья? (Маленький.) В каких еще словах подтверждается, что ручей маленький? Где он бежит? (В траве между корней.) Какой ручей по цвету? (Серебряный.) Почему? (Он переливается на солнце, прозрачный, пронизан солнечными лучами.) Найдите слова, передающие действие ручья? (Бежит, струится.) Как понимаете слово “струится”? Подберите, близкое по значению (Льется, течет). Как выдумаете, такой маленький, робкий, нежный, совсем еще юный ручеек какие по силе звуки может издавать? (Тихие, спокойные, робкие.) С какой же интонацией будем читать это четверостишье? (Нежно, спокойно, немного робко.)

Прочитайте 4-ое четверостишие

Найдите в тексте еще строки, описывающие черемуху. Прочитайте.

– Какая прическа была у черемухи в начале стихотворения? (Кудри завила.) А какой внешний вид имеет черемуха в этом четверостишье? (Развесившись стоит.) Почему? (Сначала листья были не совсем распустившиеся, а теперь стали больше, тяжелее.) Какая теперь зелень? (Золотистая, на солнышке горит.) Наша черемуха изменилась! Почему же С. Есенин дважды обращается к описанию черемухи? (Черемуха меняется, набирает силу вместе с весной.)

Вывод. Итак, черемуха изменилась, а изменилось ли отношение к ней С. Есенина? (Нет, он еще больше продолжает восхищаться этим удивительным творением природы, этим расцветом жизни.) С какой интонацией будем читать это четверостишье? (Восхищенно.)


Прочитайте 5-ое четверостишие


е) Есть ли еще строки о ручье? Прочитайте. Найдите слова, показывающие действие ручья. (Обдает волной.) Сравните, что он делал до этого? (Бежал, струился.) Изменился ручей? (Да, была струйка, а стала волна.) Да, у нашего ручейка появилась сила. Какое еще слово подтверждает, что ручей изменился? Волна какая? (Гремучая.) Каким же здесь изображен ручей? (По силе – сильный, по звуку – шумный, громкий. По характеру – настойчивый. Он обдает ветви черемухи, как бы заставляя гордую красавицу обратить на себя внимание. Кого вам напоминает ручей? (Юношу.)

Рассматривая образ черемухи, мы заметили, что она изменилась, а теперь видим, что и ручей изменился. Есть ли что-то общее в этих изменениях? (Да. Весна набирает силу и вместе с ней природа.) С какой интонацией будем читать эти строки? (Настойчиво, дерзко.) Прочитайте две последние строчки. О чем может петь ручей? (О любви, о весне.) Как будем читать эти строки? (Нежно.)

  1. Конкурсное чтение стихотворения. 

Кульминационный момент

- Прикрыли книжки. Кто какие строчки запомнил? (Ответы учащихся.)

- Откройте книжки. Проверьте себя, правильно ли вы воспроизвели.


Прочитайте все стихотворение, соблюдая паузы, передавая настроение автора, а также ваше отношение.

Закрепление знаний учащихся.

-Ребята, что вам напоминает это стихотворение? (песню)

-«К стихам расположили песни», - отмечал Есенин в автобиографических набросках. И многие стихи поэта, в свою очередь, стали известными песнями. Я предлагаю вам послушать песню на стихи С.А. Есенина «Черемуха»


Вывод: Такую красоту природы надо видеть и беречь.

Предлагаю украсить дерево черемухи цветами (на доске деревце с листочками), на цветах написаны слова, которыми можно назвать черемуху (дети по очереди выходят к доске и прикрепляют кисти черемухи со словами-ароматная, чудесная, кудрявая, белоснежная, стройная, душистая, прекрасная, пышная)

-Велик и богат наш русский язык, посмотрите какими красивыми словами можно назвать черемуху.


VIII. Аргументированное оценивание за урок.

Детям предлагается провести самооценку по критериям:

«5»- на вопросы отвечали, стихотворение читали выразительно

«4»- на вопросы отвечали, но стихотворение прочитали не очень выразительно

Поднимите руки те, кто поставил себе за урок «5»? Кто поставил себе»4»? Кто сомневается, что поставить за урок.

Домашнее задание:

Выучить наизусть восемь первых строк стихотворения.

Нарисовать те картинки, которые возникли в воображении при чтении этого стихотворения.


IX. Рефлексия. Итог урока.

Наш урок подошел к концу. В старших классах мы еще будем знакомиться с произведениями этого замечательного поэта.

 Поэтому, мне хочется вам пожелать: читайте, любите,  наслаждайтесь поэзией Сергея Есенина.

-Вы сегодня показали хорошие знания по данной теме.

- Что вы не знали, а сейчас знаете- это новое для вас?

- Какие задания вам больше всего понравились?

- Зачем нужна такая работа со стихотворением?

-Значит, наш урок получился таким, каким мы его задумали: интересным, увлекательным, красивым.


Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.


-Спасибо всем за работу.




















































Учитель читает стихотворение “Черемуха” З.Александровой.

На фоне прочувствованной окружающей красоты оцените поступки людей.

- Как вы можете оценить поступки прохожих?

Расцвела черемуха 
Около ручья, 
На апрельском солнышке 
Ветками шепча. 
Легкая, как облачко, 
Чистая, как снег. 
Радовался деревцу 
Каждый человек. 
Приходили девочки 
Посидеть под ней, 
И могла цвести она 
Много-много дней. 
Это чья черемуха? 
Да она ничья. 
Белая снегурочка 
Около ручья. 
Мимо бабка ехала, 
Оглядясь вокруг, 
Сразу от черемухи 
Отломила сук. 
Городские школьники 
Шли в далекий путь, 
Увидав черемуху, 
Стали ветки гнуть. 
Прибежали девочки. 
А снегурки нет. 
Лишь в пыли валяется 
Вянущий букет. (3. Александрова)

Молчание. Слушание выводов учеников – оценка поступков прохожих.

Учитель: Мы причиняем природе боль. Каждая сломанная веточка, каждый сорванный цветок – это маленькая рана, нанесенная природе. Если мы будем наносить раны родной природе, что же станет с природой? (Ответы учащихся)

Учитель: Находясь в гостях у природы, необходимо быть добрым и вежливым гостем.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!