1 | Орг. момент.
^ Овсей Дриз «Жили-были
Старик и старуха…»
Любишь ли ты сказки?
Так слушай, молчи.
Добрая сказка,
Тёплая,
Только что из печи.
А что может быть
Правдивее хлеба?
Отрежешь ломоть –
И сразу тепло. | В сказках, как в жизни,
Земля и небо,
Солнце и тучи.
Добро и зло.
Добрую сказку
Помню с детства.
Хочу, чтобы сказку
Послушал и ты,
Чтобы подкралась
К самому сердцу
И заронила зерно доброты. |
|
|
|
|
| - Какое настроение передаёт автор в этом стихотворении?
- Как он относится к сказкам? |
|
2. | ^ Актуализация опорных знаний. Постановка цели урока.
- С какими произведениями из раздела «Сказки, загадки, небылицы» мы познакомились?
- Какие произведения этого раздела вам понравились?
- Сегодня мы проведём последний урок по этой теме. Наш урок будет волшебным, т.к. мы отправимся в сказочное путешествие. Для этого берём клубок и бросаем перед собой. Клубочек покажет нам путь через дремучий лес в страну Сказок.
(Схема – карта путешествия)
- Рассмотрите карту. Какие трудности нам необходимо преодолеть? |
|
3. | ^ Работа по теме урока
- В дремучем лесу нас встречает хозяин – это Мухомор Мухоморович. Чтобы пройти через дремучий лес и не заблудиться в нём, он предлагает нам свою помощь. Но только в том случае, если мы правильно выполним его задания.
1. Речевая разминка
- прочитайте скороговорку быстро и чётко:
Про пёстрых птиц поёт петух,
Про перья пышные, про пух.
- О каком животном говорится в этой скороговорке?
- В каких русских народных сказках петух является действующим лицом?
- Сегодня мы познакомимся с другой сказкой о петухе.
2.Подготовка к чтению
- Прочитайте название сказки.
- Кто автор этой сказки?
- Знакома ли она вам?
-прочитайте слова сначала по слогам, а затем целыми словами:
Про-да-дим – продадим
Ис-пу-га-лись – испугались
Рас-ска-зал, за-но-че-ва-ли, раз-ли-ва-ет-ся, раз-да-ёт-ся, рас-хва-ли-ва-ет, по-ла-ко-мить-ся, об-ра-до-ва-лась, про-су-ну-ла.
3. Словарная работа.
_Объясните значение слов и выражений.
^ Заняла заря – рассвело;
Масленый праздник – весенний праздник Масленицы;
Припасла – заготовила про запас;
Счастье привалило – появилось неожиданно что-то хорошее;
-Составьте предложение со словом припасла.
4. Чтение сказки «Петух и собака»
- О чем эта сказка?
- понравилась вам она? Чем?
- Назовите героев сказки.
- Вот мы прошли через дремучий лес и подошли к лесному озеру. Кто же здесь живёт? (Водяной) |
|
4 | Физкультминутка
-Сидит Водяной в лесном озере один и грустить, потому что нет у него друзей. Давайте с ним споём песенку и станцуем. | Песня «Я – Водяной» |
5 | Закрепление и обобщение знаний.
_Клубок движется дальше.
-Вот мы пришли к лесной избушке. Кто же здесь живёт?
- Баба – Яга знает волшебные слова. Вы готовы?
1. Работа с иллюстрациями учебника.
- Рассмотрите иллюстрации к русской народной сказке. Как называется эта сказка?
- Назовите действующих лиц этой сказки.
- Перескажите сказку по картинкам.
2. Отработка навыка чтения.
Чтение скороговорок.
- прочитайте скороговорки быстро и четко.
- Обратите внимание на правописание слов скороговорки.
- Какие правила оформления предложения вы знаете?
3. Игра «Вспомни слово из сказки»
Лес (дремучий)
Дуб ( могучий)
Море (синее)
Солнце (красное)
Поле (широкое, чистое)
Туча (чёрная)
Сон ( крепкий)
Молодец (добрый)
Девица (красная)
- Молодцы! Баба – Яга дарит волшебные слова «земля, прощай!» и улетела. |
Баба - Яга |
6 | ^ Викторина «Узнай сказку»
Волшебный клубок движется дальше.
Чтобы попасть в страну «Сказки,загадки,небылицы» надо выполнить задания феи.
^ 1.Игра «Герои РНС»
-Прочитайте загадку, используя указанный код. МА | ный | Се | зуб | Ост | Хвост | Лень | КА | Длин | Рост | Рая | Е | кий | Шуб | ки | Ры |
1 | 6 | 8 | 15 | 12 | 7 | 2 | 11 | 5 | 4 | 9 | 14 | 3 | 10 | 16 | 13 |
(Маленький рост, длинный хвост,
Серая шубка, острые зубки.)
- О ком эта загадка?
-Какие слова – признаки помогли отгадать загадку?
- Для чего придумывают загадки?
-В каких русских народных сказках мышка является действующим лицом?
- Прочитайте имена героев сказок.
-На какие особенности указывают вторые части имен?
- Какая часть имени подходит к каждому животному?
Мышка пригнётыш
Гуси попрыгушка
Лисичка побегайчик
Петушок Поскребушка
Кабан Красный Гребешок
Кисонька Лебеди
Зайчик Клыкан
Медведь Сестричка
Волк Хватыш
Лягушка Мурлысенька
^ Игра «Узнай сказку»
-1. Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок.
Уж как по полю лягушка бежит,
У дверей остановилась и кричит…..
- Как называется эта сказка?
-кто рассказал эту сказку?
2. «Влез и этот – семеро стало, да так тесно, что того гляди, разорвется».
- Как называется сказка? (Рукавичка)
- Чем похожи сказки «Теремок» и «Рукавичка»
-Молодцы! Фея дарит вам за работу ключ от ворот сказочного государства. А этот волшебный ключ – это ваши знания; он поможет вам в жизни открывать и узнавать новое и необычное. |
(о мышке) |
7. | ^ Итог урока.
-Как называется сказка, с которой вы познакомились на уроке?
- Прочитайте пословицы и выберите те, что подходят к сказке «Петух и собака»:
* У страха глаза велики.
* Не учись разрушать, а учись строить.
* Сила сломит все, а ум – силу.
* Трус своей тени боится.
* В темноте да не в обиде.
- Чему учит нас сказка «Петух и собака»?
^ Доскажи словечко
* На уроках мы, ребятки,
Отгадали все……. (загадки)
* Мы не щелкали орешки,
А читали на уроках
Интересные ………(потешки)
* Не спеши катать салазки.
А послушай лучше………..(сказки)
- Какие произведения из раздела «Сказки. Загадки. Небылицы» вам больше всего запомнились, понравились?
- Прочитайте и объясните её значение:
Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
-Чему учат сказки?
- А закончим наш урок строчками стихотворения М.Пляцковского:
ЯРМАРКА ЧУДЕС
Со сказками все дружат- И сказки дружат с каждым, Они необходимы, Как солнышка привет. Кто любит слушать сказки, Тому они расскажут О том, что, может, было, А может быть, и нет. | |