Играет музыка из телевизионного журнала «Ералаш». - Ребята, вам знакома эта музыка? Откуда она? (Из журнала «Ералаш») - Как вы думаете, какова тема урока? - Как вы догадались? (выставка детских журналов). - Сегодня мы с вами познакомимся с новым разделом. Откройте учебники на стр.177. Как этот раздел называется? («По страницам детских журналов» «Мурзилка» и «Весёлые картинки».) - Что значит «По страницам детских журналов»? (Все произведения этого раздела были напечатаны в разных детских журналах.) - А какие детские журналы вы знаете? - Молодцы. Очень много назвали. -В чём их различия? (Одни для девочек, другие – для мальчиков). - У нас большая выставка самых разных детских журналов. Если у нас останется время, мы поподробнее остановимся на обзоре этой литературы. - Что эти журналы объединяет? (Созданы для детей; печатаются рассказы, сказки, стихи, разные истории, анекдоты, кроссворды). - Раньше детских журналов было немного: «Мурзилка» и «Весёлые картинки». Посмотрите на иллюстрацию на стр.178. На обложке каждого журнала «Мурзилка» был нарисован человечек – Мурзилка . Это главный герой. Именно он вёл детей по страницам этого журнала. А на страницах журнала «Весёлые картинки» жил другой сказочный герой. Как его зовут? - Вспомните, из каких сказок этот герой? («Весёлые человечки»). - Ребята нам расскажут о некоторых журналах. 1) А.Никитина. Презентация журнала «Мурзилка». 2) Д.Гайнетдинова. Презентация журнала «Весёлые картинки». - Создавались новые современные журналы, послушаем о них и посмотрим. 3) К.Насырова. Презентация журнала «Винкс». 4) В.Милых. Презентация журнала «Трансформеры». - Вот мы и познакомились со старыми журналами. Вспомнили новые журналы. - Мы познакомимся с новым произведением. Написал его Ю.И.Ермолаев.( презентация «Портреты писателей». Портрет Ю.И.Ермолаева.) - Юрий Иванович Ермолаев – писатель, драматург, актёр. Окончил Высшее театральное училище им. М.С.Щепкина в Москве. Но прославился не как драматический актёр, а как детский писатель. Первая книга рассказов увидела свет в 1960г. Она называлась «Почему рассердились бумажные полоски?». Он является автором повестей «Дом отважных трусишек», «106 пропавших часов». Некоторые произведения он назвал «Грустными шутками», забавность которых таит в себе много важного и поучительного. Дети полюбили писателя за чувство юмора, умение посмеяться по-доброму над своими героями. - Прочитайте, как называется -рассказ с которым мы познакомимся.(«Проговорился»). - О чём он, как вы думаете? Чтение 1 отрывка до слов: «Струйки тёплого ветра несли с собой приятные запахи…». .-Как автор относится к девочке? (Называет ласковым словом Ирочка). - Что может быть дальше, расскажите. - Давайте начнем составлять «Дерево предсказаний». (О семье, о Ирочке, о бабушке, о попугае, о папе). Чтение 2 отрывка до слов «….взъерошился весь и крикнул Ирочке…» - Что крикнул попугай Ирочке, вы догадались? («Отстань»). - Почему он крикнул «Отстань»? Почему он вспомнил это слово? (Потому что Ирочка так всегда так говорила бабушке, когда та просила её о чем-нибудь). - Составляем дальше «Дерево предсказаний» ( о одноклассниках). Чтение 3 отрывка – до слов «….Ребята засмеялись, а Ирочка рассердилась….» - Что может случиться дальше? Чтение 4 отрывка – до конца. - Что мы можем добавить в «Дерево предсказаний»? О чем рассказ? (О Алёше) - Что ребята узнали о девочке из общения с попугаем? (то, как вела себя девочка, какая она на самом деле; что она говорит, когда её никто не видит, когда она не притворяется). - Ребята, а как называют людей, которые стараются научить животных чему-либо? (дрессировщики) - А чего ожидала Ирочка со стороны одноклассников? (похвалы, скажут, какая она хорошая дрессировщица). - Ирочка тоже хотела научить говорить попугая. Получилась ли из неё дрессировщица? Почему? Как нужно дрессировать животных? (лаской, добрым, нежным словом) - О чём самом главном рассказал попугай? (что Ирочка хвастунья -хотела не только показать попугая, но и удивить, грубиянка, невоспитанная, не уважает старших и близких ей людей). - Может ли Ирочка исправить ситуацию? Как? (извиниться перед бабушкой и исправиться: не хвастаться, не грубить другим людям). Самостоятельное чтение рассказа. - Давайте подготовим «толстые» и «тонкие» вопросы к рассказу. - Сначала зададим «тонкие» с опорой на вспомогательные слова, а затем «толстые». ( «тонкие» - задают девочки, «толстые» - мальчики). - Кого купили мама с папой Ирочке? (попугая) - Кто в рассказе главный герой? (Ирочка, попугай). - Можно ли сказать о Ирочке, что она способная дрессировщица? (Я думаю, что нет, потому что она должна была себя хорошо вести, не обижать других). -Понравилось ли одноклассникам Ирочки общаться с попугаем? (Да). - Почему понравилось? (Я думаю, что одноклассники узнали много о девочке, как она себя ведет себя с родными людьми) - Как вы думаете, как нужно поступать на месте девочки? (Быть вежливой, скромной, внимательной, доброй). - Найдите описание иллюстрации в учебнике. - ЧЕМУ УЧИТ РАССКАЗ? (Вежливым и воспитанным человек должен быть всегда). Творческое задание по группам НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ - Выберите пословицы, которые можно отнести к рассказу Ю.Ермолаева «Проговорился». - Изба красна пирогами, а человек – делами. - Труд кормит, а лень портит. - Слово не воробей, вылетит - не поймаешь. - Землю красит солнце, а человека – труд. - Не по виду суди, а по делам гляди. - Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей. - Делу – время, а потехе – час. - Вот мы с вами прочитали рассказ, ответили на разные вопросы, дали характеристику главной героине. Давайте составим модель (схему) этого рассказа. У вас лежат листы бумаги. Попробуйте в парах справиться с этим заданием. На альбомных листах дети составляют модель произведения. Выборочно несколько схем вывешивается на доску. - Посмотрите на схемы. Можно ли рассказать по ним рассказ? - Кто расскажет? - Почему этот рассказ был напечатан в журнале «Мурзилка»? (Потому что было мало журналов, он был поучительным и интересным). - Чему учит рассказ? (Вежливости, доброте, учтивости). - Придумайте свой конец рассказа. - А как вы разговариваете дома с бабушкой, мамой? Почему? - С каким произведением мы сегодня познакомились? - Что вам понравилось в рассказе? - Что в рассказе вам НЕ понравилось? (поведение Ирочки). - А у вас были такие случаи? Как должны поступать воспитанные дети? - Последнее задание. Попробуем составить СИНКВЕЙН о главной героине. ИРОЧКА Злая, невоспитанная Грубит, хвастается, капризничает В ком добра нет, в том правды мало (Очень плохо себя вела) Грубиянка Капризуля Хвастунишка Дрессировщица - Выразительное чтение с.178-181. Подготовиться читать в лицах рассказ. Найти в любом детском журнале: загадки, пословицы, небольшой рассказ, стихи, поговорки и познакомить всех с этими произведениями. Обзор журналов. |