СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок чтения в 4 кл по теме А.С.Пушкин "Няне"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения в 4 кл по теме А.С.Пушкин стихотворение "Няне" , урок по ФГОС с презентацией

Просмотр содержимого документа
«Урок чтения в 4 кл по теме А.С.Пушкин "Няне"»

4 класс Урок литературного чтения УМК «Гармония».

Тема: Жизнь и творчество    А. С. Пушкина Стихотворение «Няне».

Цели:

- продолжить знакомство с биографией и творчеством поэта, познакомиться со стихотворением «Няне»;

- способствовать развитию умения выразительно читать поэтическое произведение, формированию читательских интересов и предпочтений;

- развивать память, воображение, устную речь, дикцию учащихся, умение работать с поэтическим текстом;

- обогащать словарный запас учащихся;

- воспитывать любовь к русской литературе через творчество А. С. Пушкина; любовь к женщине – матери, к Родине;

- расширять кругозор учащихся.

Формирование УУД:

Личностные приобщаться к русской культуре; развивать эстетические чувства и эстетический вкус; формировать экологическое сознание; развивать эмпатию, рефлексию.

Познавательные ориентироваться в тексте произведения; выделять главное; сжимать информацию; анализировать произведение с точки зрения его эмоционального характера, с точки зрения его языковой выразительности; ориентироваться в книгах и журналах.

Регулятивные ставить перед собой и реализовывать исполнительскую задачу; осуществлять самоконтроль; вносить коррективы в свою деятельность; оценивать

Коммуникативные

вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения; аргументировать высказывания.

Оборудование:

- листы с текстом теста, листочки для записи ответов;

- презентация к уроку: слайды с портретом А. С. Пушкина художника О. Кипренского; с информацией о жизни и творчестве А. С. Пушкина;

- странички из календаря

- газеты «Золотой ключик», № 1 и № 3, 2009 г.

- сигнальные карточки для взаимооценивания и самооценки

Дополнительный материал

Десятого апреля 1758 года в селе Суйда Петербургской губернии родилась девочка. В церковных книгах и документах именовали ее Ириной, а в жизни звали Ариной Яковлевой. Была она крепостной – сначала графа Апраксина, а затем принадлежала Абраму Петровичу Ганнибалу, прадеду великого поэта – Александра Сергеевича Пушкина. В двадцать три года ее выдали замуж за крепостного Федора Матвеева, который был на семь лет моложе ее. В их семье было четверо детей: два сына и две дочери.

В 1796 году Надежда Осиповна Ганнибал – внучка Абрама Ганнибала – венчалась с отцом поэта Сергеем Львовичем Пушкиным. Венчались они в той же церкви, где пятнадцать лет назад венчалась Арина Родионовна. Через год у них родилась первая дочь, Ольга, и Арину Родионовну взяли к ней няней, и с тех пор вся жизнь Арины Родионовны Яковлевой-Матвеевой была связана с жизнью и судьбой Пушкиных. Описание внешности Арины Родионовны не сохранилось, кроме кратких сведений в рассказе Прасковьи Александровны Осиповой: “Это была старушка чрезвычайно почтенная – лицом полная, вся седая”. Хорошо известен рельефный портрет Арины Родионовны работы мастера Якова Серякова (резьба по кости), хранящийся в Государственном музее Александра Сергеевича Пушкина в Москве на Пречистенке. На полях рабочих тетрадей Александра Сергеевича были обнаружены два профильных портрета. Сначала нарисована голова старушки в повойнике, а рядом с ней – поясной портрет – девушка в сарафане, с косой и повязкой на голове. При внимательном рассмотрении оказалось, что лица старушки и девушки поразительно похожи и являются портретом одного и того же человека в молодости и старости. Рисунок Пушкина не противоречит предполагаемому портрету Арины Родионовны работы неизвестного художника, датируемого 1820-ми годами. На первом портрете она нарисована, вероятно, такой, какой поэт видел ее в последний раз, на смертном одре – перед нами лицо старушки с уже застывшими чертами, с опущенными веками. Рядом же Пушкиным нарисован портрет юной Арины Родионовны, он более четок: выражение лица молодой женщины бойкое и задорное. Арина Родионовна изображена в сарафане, а на голове ее, хотя она была родом из Суйды, девичья повязка псковских крестьянок. Рисуя Арину Родионовну молодой, поэт, вероятно, вспоминал нянины рассказы о её молодости.

Где бы ни жила няня (в Кобрино ли, в Захарове ли, в Михайловском ли), в ее доме все было простое, русское, деревенское, уютное. Старинные сундуки, лавки, в красном углу, “под святыми”, стол, покрытый домотканой скатертью, жужжащее веретено. На комоде заветный ларец няни. В светлицу няни Пушкин приходил, когда ему было особенно одиноко. Сюда он шел отдохнуть, послушать ее чудесные сказки.

Арина Родионовна надолго рассталась с маленьким Пушкиным, когда его увезли в 1811 году в Петербург и определили в Царскосельский лицей. Время от времени они встречались после этого в короткий петербургский период жизни Пушкина, но потом его сослали на юг, и няня не виделась с Александром Сергеевичем в течение четырех лет. Сблизили их годы Михайловской ссылки поэта. В Михайловском Пушкин жил вместе с няней в небольшом домике.

Пушкин записал в Михайловском со слов няни семь сказок. Одна из них послужила материалом для “Сказки о царе Салтане”, другая – для “Сказки о попе и о работнике его Балде”, третья – для “Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях”. Одну запись Пушкин передал поэту Василию Андреевичу Жуковскому, который использовал ее для своей сказки о царе Берендее.

В убогом сельском уединении няня была первым и самым верным другом поэта-изгнанника и близким другом его товарищей. Князь Петр Андреевич Вяземский пишет: “Родионовне мой поклон в пояс”. Иван Иванович Пущин, возвратившись из Михайловского, просит Пушкина в письме: “Кланяйся няне”. “Свет Родионовна, забуду ли тебя?” – писал навестивший Пушкина поэт Николай Михайлович Языков.

Легко догадаться, как была напугана Арина Родионовна, когда двадцать седьмого августа 1826 года Пушкина внезапно по приказу Николая I, не дав толком собраться, увезли в Псков, а оттуда в Москву. Представьте себе, как из последних сил бежала она знакомой теперь миллионам людей дорогой из Михайловского в Тригорское, спеша рассказать друзьям (соседям Осиповым) о том, что приключилось с ее любимцем.
И сам Пушкин, уезжая из Михайловского в Москву, волнуется и пишет в 1826 году “Няне”.

Ход урока.

I. Оргмомент.

- Проверка готовности к уроку.

- Эмоциональный настрой

Сегодняшний наш урок чтения мне хочется открыть словами великого поэта:

О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух,

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг.

- Кто автор этих слов? Как вы понимаете слова великого поэта? (Мы учимся в школе, где царит дух просвещения, образования. Знания будут прочнее, если приобретены нами самостоятельно, на своём личном опыте. На ошибках учатся – об этом тоже напоминает автор.)

* Гений – высшая творческая способность или человек, обладающий такой способностью.

* Парадокс – явление или мнение, кажущееся невероятным и неожиданным.

- Я надеюсь, что и сегодня на уроке мы совершим новые открытия, расширим свой кругозор, чему-то удивимся и порадуемся.

- В качестве разминки предлагаю вам ответить на вопросы теста по пройденному материалу.

II. Тест

  1. Как называется раздел, над которым мы продолжим сегодня работу?

А) «Мир – театр, люди – актёры…»;

Б) «Мир волшебных звуков»;

В) «Золотая колесница»

  1. Слово «стих» в переводе с греческого обозначает:

А) образное определение;

Б) придание неживому качеств живого существа;

В) ряд, строку; художественную речь, разделенную на относительно короткие отрезки, которая обычно сопровождается рифмой.

  1. Что такое «стихотворение»?

А) Это художественное произведение, написанное стихами, обычно небольшое по объему. Стихотворение изображает обычно краткий, но напряжённый момент человеческой жизни и жизни природы, передаёт душевную настроенность.

Б) Драматическое произведение для театрального представления.

В) Древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о явлениях природы.

  1. Что не соответствует действительности? Выберите высказывание, не относящееся к биографии Василия Андреевича Жуковского:

А) великий русский поэт, сказочник, переводчик;

Б) замечательный русский художник-сказочник, кисти которого принадлежат картины «Алёнушка», «Богатыри», «Иван-царевич на Сером Волке» и другие;

В) современник, друг и учитель А. С. Пушкина, первым признавший его талант.

  1. В стихотворении «Птичка» А. С. Пушкин пишет о светлом празднике весны. В этот весенний день, следуя старинному обычаю, люди покупали на базаре птиц и пускали на волю, даруя им свободу. Поэт тоже соблюдал этот обычай. Как называется праздник?

      А) Рождество;

      Б) Пасха;

      В) Благовещение.

 Самопроверка (открываю ответы на слайде) и самооценивание:

1. Б

2. В

3. А

4. Б

5. В

III. Проверка д/з. Выразительное чтение наизусть стихотворения А. С. Пушкина «Птичка» (2-3 ученика по желанию).

IV. Работа над новым материалом.

1. Целевая установка. Определение темы урока. (обращаю внимание на слайд)

- Сегодня мы продолжаем знакомиться с содержанием раздела «Мир волшебных звуков» и творчеством уже давно известного нам автора. Вы его узнали? Кто это? Верно это Александр Сергеевич Пушкин.

2. Рассматривание портрета А. С. Пушкина.

- Обратите внимание на портрет. Лицо этого человека уже давно и хорошо знакомо вам. Таким увидел поэта художник Кипренский, создавший правдивый, реалистичный портрет нашего национального героя.

Александр Сергеевич Пушкин. Простое, лёгкое имя – оно так привычно звучит, как будто всегда было известно нам.

На доске слайд с информацией о А. С. Пушкине, портретом.

- Конечно же, мы знаем, что Пушкин – великий русский поэт. С его произведениями мы встречались на страницах учебника «Литературное чтение» в 1, 2, 3 классах, герои его сказок знакомы нам с детства, а стихотворные строки запоминаются легко и воспроизводятся порой сами собой. (Делаю краткий обзор вместе с детьми).

- А что вы можете рассказать о жизни этого великого поэта?

 4. Сообщения заранее подготовленных детей о жизни Пушкина.

  • Родился А. С. Пушкин в 1799 году в Москве, в дворянской семье. Еще во время учебы в Лицее он начал писать стихи, которые изумляли знаменитых поэтов. Очень скоро он стал самым прославленным поэтом России. Жизнь его была нелегкой, полной борьбы, невзгод и напряженного труда. Шесть лет Пушкин провел в ссылке: его преследовал царь Александр I за смелые, свободолюбивые стихи, за дружбу с декабристами. Новый царь - Николай I - захотел сделать Пушкина своим придворным поэтом. Но поэт не стал послушным царским слугой, хотя это сулило ему почет и богатство.

  • Больше всего Пушкин ценил правду и всегда писал только то, что думал. Многие завидовали таланту и уму поэта, его смелости и честности. Царские чиновники следили за ним, запрещали печатать многие его произведения, вмешивались в жизнь и дела Пушкина. Поэт мужественно боролся с ними и продолжал работать. Но однажды знатные завистники особенно гнусно оскорбили поэта - и не только его самого, но и его жену. И тогда терпению Пушкина пришел конец.

  • Зимой 1837 года состоялась дуэль между Пушкиным и одним из обидчиков - французом Дантесом, служившим в русской армии. Поэт был тяжело ранен. 2 дня и 2 ночи мучился он от жестокой боли, но ни разу не крикнул, не застонал. 10 февраля Пушкин умер. Умер молодым, не дожив до 38 лет. Как страшное несчастье, оплакивала вся Россия эту смерть, повторяя слова В. А. Жуковского «Солнце русской поэзии закатилось!». Пушкин прожил короткую жизнь, но того, что он успел сделать, хватило бы на несколько больших жизней.

- Кстати сказать, ребята, дата смерти – 10 февраля – является  Днем памяти А. С. Пушкина (читаю с листка календаря), а дата рождения 6 июня – это Пушкинский день России, его всегда отмечают

5. Дополнение к сообщению детей:

* Семья Пушкиных очень любила книги. …

* Произведения А. С. Пушкина: сказки, стихи, поэмы

- повести и романы, т. е. Пушкин – не только поэт, но и талантливый писатель

6. Обзор газет «Золотой ключик», № 1 и № 3, 2009 года.

- На самом деле, ребята, информации о Пушкине найти сейчас можно более чем достаточно. Мы лишь чуть-чуть приоткрыли дверь в его волшебный мир поэзии.

- Я же хочу обратить ваше внимание на газету «Золотой ключик».  Здесь вы можете почерпнуть много новых и интересных сведений. (Пролистываю)

- Вот послушайте, например, как пишут в газете о поэте… (Зачитываю)

«А. С. Пушкин – личность глубокая, как Марианская впадина в Тихом океане. Всё пытаются пушкинисты достичь её дна, и никак не могут».

7. Сообщение ученика о жизни Пушкина (продолжение)

  • Читая Пушкина, нетрудно заметить, что он пишет удивительно понятно -простыми словами, короткими выразительными фразами. Язык Пушкина прозрачен, чист и ясен. Не приходилось ли вам глядеть в озеро с очень прозрачной и чистой водой? Кажется: протяни руку и достанешь дно. А на самом деле оно глубоко-глубоко. Таков и Пушкин. За его простыми словами - великая мудрость. Но понимает это каждый в своё время, постепенно, с годами. Поэтому Пушкина можно и нужно перечитывать много раз, и каждый раз по-новому, и снова и снова радоваться и удивляться.

V. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Из-за парт мы выйдем дружно, но шуметь совсем не нужно.

Встали прямо, ноги вместе, поворот кругом на месте.

Хлопнем пару раз в ладошки и потопаем немножко.

А теперь представим, детки, будто руки наши – ветки.

Покачаем ими дружно, будто дует ветер южный.

Ветер стих. Вздохнули дружно. Нам урок продолжить нужно.

Подравнялись. Тихо сели. И на доску посмотрели.

VI. Работа над новым материалом (продолжение).

1. Учитель

- Все мы родом из детства. А не задавались ли вы, ребята, вопросом, каким было детство Пушкина? Кто повлиял на его становление как человека, личности, поэта? Кто принимал непосредственное участие в его воспитании? Кому он обязан тем, что стал таким известным во всём мире человеком? (Няне.)

2. Уточнение темы урока. (обращаю внимание на доску)

- С каким стихотворением поэта сегодня мы познакомимся? Кому Пушкин посвятил это произведение? (ответы детей)

- Что вы знаете о няне Пушкина? Как поэт относился к ней?

3. Сообщение подготовленного ученика о няне.

  • Александр Сергеевич Пушкин рос под присмотром своей няни Арины Родионовны Яковлевой, простой крестьянки. Она знала много народных песен и сказок, и маленький Саша часами слушал, как она пела или рассказывала ему сказки. Прошли годы, Александр Сергеевич стал знаменитым поэтом. И в ссылке в селе Михайловском он опять встречается со своей старой няней. И вновь, как в детстве, долгими вечерами слушал поэт старинные народные песни и сказки Арины Родионовны. Он очень любил свою няню и посвятил ей несколько стихотворений.

- Сейчас мы услышим одно из них.

4. Чтение стихотворения «Няне» заранее подготовленным учеником. (по желанию)

 5. Беседа по впечатлениям.

- Вам понравилось стихотворение?

- Какое впечатление оно на вас произвело?

- Какие чувства вложил поэт в эти строки?

6. Самостоятельное чтение стихотворения (жужжащее чтение).

    Поиск незнакомых слов и слов, трудных для понимания.

    Словарная работа (поиск по словарю Ожегова).

Светлица – в старину светлая парадная комната в доме.

Вороты – устаревшая форма произношения.

7. Чтение стихотворения учащимися по строфам вслух – по 2 строчки.

8. Работа над содержанием стихотворения (фронтальная работа с классом).

- Какие чувства питает герой стихотворения к няне?

- Прочтите только те строчки, из которых видно, что герой не просто не забыл няню, но хорошо представляет себе её. Он уверен, что и она помнит его, думает о нём.

- Можно ли прийти к выводу, что герой остался самым близким человеком для няни?

- Как он называет её и почему именно так? (Подруга, голубка.)

Беседа по слайдам: портрет Арины Родионовой, домик няни Пушкина, памятники Пушкину и няне

9. Повторное чтение стихотворения (работа в парах)

10 Работа в группах (ответы на вопросы учебника с. 144, в. 2 – 6).

- выслушать и оценить ответы групп (взаимооценивание)

11. Выразительное чтение стихотворения несколькими учащимися.(взаимооценивание)

13. Дополнительный материал (в зависимости от времени).

 * Чтение статьи К. Г. Паустовского «Сказки Пушкина» в 4 части учебника.

* Работа по содержанию – по ситуации

IV. Подведение итогов урока. Рефлексия. Оценки

- К творчеству какого поэта мы обращались сегодня на уроке?

- Какое стихотворение узнали?

- Кому посвящено это стихотворение?

- Как звали няню А. С. Пушкина?

- Как он относился к Арине Родионовне? (Пушкин очень любил свою няню и всю жизнь испытывал глубокое чувство благодарности.)

- Что нового узнали о жизни и творчестве А. С. Пушкина?

Дайте оценку своей работе на уроке. (дети поднимают цветовые сигнальные карточки)

- Оценивание учителем (комментирование оценок)

V. Домашнее задание:

1) выучить наизусть стихотворение «Няне» - с. 144;

2) повторное чтение текста К. Г. Паустовского «Сказки Пушкина», поиск ответов на вопросы по его содержанию – с. 88 – 90, в. 1- 4.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!