СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок Чудеса Шолоховского края

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение фольклорного материала донского края.

Просмотр содержимого документа
«Урок Чудеса Шолоховского края»












Урок

литературы в 5 классе по теме:

«Чудеса Шолоховского края».

(по страницам литературы Дона)











Благородова Людмила Александровна

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Колундаевская СОШ»

хутор Колундаевский

Шолоховского района

Ростовской области











Предмет: Литература

Класс: 5

Тема урока: Моя малая Родина (по страницам литературы Дона)

Общедидактические цели: создать условия для творческой деятельности учащихся, способствовать процессу духовного развития, формирующихся нравственных ценностей обучающихся.

Тип учебного занятия: обобщающий урок

Технология: игровая

Триединая дидактическая цель урока:

образовательный аспект: систематизировать знания учащихся по литературе донского края;

развивающий аспект: развивать аналитическое мышление и эмоциональный потенциал обучающихся;

воспитательный аспект: воспитывать чувства душевного родства со своими предками, прошлым, осознание необходимости связи с родной землей, культурой и традициями народа.

прогнозируемый результат: повышение интереса учащихся к литературе Дона, к продолжению знакомства с произведениями писателей и поэтов-земляков.

оборудование: видеопроектор, слайды, тексты произведений.

1.Вступительное слово учителя. Актуализация опорных знаний.

- Россия – огромная страна, состоящая из тысячи больших городов и маленьких посёлков. А для нас (и я думаю, каждый со мной согласится) Россия – это донской край, наша малая родина. Сегодня мы поговорим о родном и любимом крае, вспомним устное народное творчество, произведения писателей, поэтов-земляков, которые прославили Дон в своих стихах, сказках и повестях.

Вопросы:

  1. Ребята, а знаете ли вы историю донского края?

  2. Как жили здесь раньше люди?

  3. Кто такой казак?

Индивидуальное сообщение ученика:

- Территория донского края называлась изначально Диким полем. Жили здесь черкесы и татары. После завоевания земель Ермаком Тимофеевичем они были выселены в Предкавказье, а на освобождённую землю стали населять русских людей с Урала, много беглых со всей России поселялось в верховьях Дона. Называли они себя казаками, вольными людьми.

Занимались земледелием. Землю обрабатывали на лошадях и быках деревянным плугом. Выращивали рожь и пшеницу. На огородах сажали картофель и тыкву. Не знали ещё в ту пору огурцов, помидоров и других овощей. В хозяйстве держали лошадей, быков, коров и овец.

Жили большими семьями: до15 человек и больше. Главой хозяйства был дед, которого беспрекословно все слушались, а главой хутора был атаман. Хуторского атамана выбирали из числа зажиточных казаков.

Презентация.

- Посмотрите, пожалуйста, как выглядел казачий курень (дом) раньше. Крыша камышовая, забор из плетня.

- Сохранились такие постройки у многих жителей и сейчас. Здесь мы видим тоже казачий дом, только с обновлённой кровлей.

- Посмотрите, какое красивое убранство внутри дома. Вышивка на полотенцах, выбивка, прошва, всё это ручная работа, и мало у кого сохранилось таких предметов в настоящее время.

- Здесь мы видим казачьи постройки, в которых держат животных: коров, овец, лошадей.

Обобщение:

Люди живут, трудятся передавая своё мастерство их одного поколения в другое. Сегодня я попробую восстановить цепь времён: и наши предки, и мы, и вы – это звенья одной цепи, состоящей из множества поколений, живущих на прекрасной, богатой донской земле. Поэтому, безусловно, говоря о нашем крае, о людях, живущих здесь, невозможно не сказать о красоте здешних мест. Это заповедные места. Здесь родился и вырос наш земляк – писатель М.А.Шолохов.

У нас есть 7 чудес. Они так и называются семь чудес шолоховских мест, которыми можем любоваться мы и обязаны сохранить для других.

- А знаете ли вы эти места?

  • Дуб-великан

  • Лебяжий яр

  • Урочище Островное

  • Курган Песчаный

  • Памятный знак Орла

  • Родник Отрог

  • Озеро Лебяжье

- Мы с вами совершим небольшое путешествие по этим замечательным местам. Каждое из них будет для нас определённой литературной станцией с заданиями, за выполнение, которых вы будете получать зелёный жетон. Это награда юных экологов, защитников природы нашего края.

2. Организация деятельности учащихся и обсуждение результатов на образовательно-эмоциональной основе.

Первая остановка - Дуб-великан, считается, что ему более 400 лет. Ребята, а что вам ещё известно об этом чуде?

Индивидуальное сообщение ученика:

- Один из казаков хутора Ващаевского помнит древнюю легенду об этом дереве.

Где-то в этих местах татарский хан закопал клад, и чтобы обозначить его, посадил дуб. Много раз с того времени приходили к дубу казаки, прихватив с собой лопаты да кирки. Знали понаслышке, что до заветного места надо отсчитать пятьсот шагов. Только вот в какую сторону считать, толком не ведали… Поэтому на века это дерево оставалось священным для казаков.

Обсуждение:

- Ребята, вам понравился эта легенда? Почему ее так назвали? Чем легенда отличается от сказки?

Задание: Дома вы должны были нарисовать к этой легенде свои иллюстрации. Давайте познакомимся с ними и выберем лучшие. Обоснуйте свой выбор и получите жетон.

Вторая остановка - Лебяжий яр.

Лебяжий яр расположен ниже станицы Вёшенской. Река Дон и её поворот, обнажённый, песчаный, высотой около 40 м обрыв-крутояр, одно из любимых мест не только туристов, приезжающих в станицу Вёшенскую, местных жителей, но и М.А.Шолохова. Писатель любил рыбачить в этих местах.

- А вам, ребята, нравится бывать на Дону? Как вы отдыхаете? Что особенно запомнилось?

Задание: Составить интересный рассказ, пользуясь такими речевыми конструкциями:

Помню, как…

Мне не забыть…

А однажды…

Третья остановка – Урочище Островное

В самом центре ландшафтно-заповедной зоны разливается широкое красивое озеро Островное, с небольшим островом, являющимся одним из достопримечательностей зоны. Урочище Островное обшей площадью 3670 га расположено с восточной стороны станицы Вёшенской. Занимает пойму реки Дон.

Такая красота не могла не волновать души художников, поэтов и писателей. Послушайте, какое замечательное стихотворение посвятил донскому краю поэт П. Атаманцев:

Люблю тебя я, степь родная,

С твоей причудливой красой.

Ты колыбель моя святая,

Ты гордость славы вековой.

Люблю я скромные курганы…

В них столько тайн века сокрыли…

За них рубились атаманы…

Они им дороги так были.

Люблю смотреть, как серебрится

На солнце море ковыля,

И в небесах орел кружится,

Над ширью степовой паря.

И Дон стальною полосой,

Что степь так смело рассекает,

Что в бурю пенистой волной

Казачий взор в степи ласкает.

И где-то слышится вдали,

Среди простора голубого,

Напев протяжной старины

О красоте пережитого.

Обсуждение:

- Понравилось вам стихотворение? Что особенно тронуло в нем? Почему?

Задание: А какие стихи о своем крае вы знаете? Давайте выберем лучшего чтеца.

Четвёртая остановка - Курган Песчаный.

Среди бескрайних донских просторов, окружающих станицу Каргинскую, удобно расположился геологический памятник «Песчаный курган». Возвышаясь над станицей, он открывает человеческому взору прекрасную панораму донского степного ландшафта.

Здесь, в Каргинской, прошли детские, отроческие и юношеские годы Михаила Александровича Шолохова. Когда Мише было 5 лет, он - живой, весёлый мальчик, часто взбираясь на Песчаный курган, наблюдал с его вершины живописные окрестности станицы Каргинской и берегов реки Чир. Возможно, он был чем-то похож на своего героя, маленького Мишку из произведения «Нахаленок», такого же непосредственного и жизнерадостного.

Обсуждение:

- Что особенно кажется ярким вам в портрете Мишки? Как относится к нему автор? А как отнеслись к главному герою вы, когда читали произведение? Чем примечательны его поступки? Как можно передать все это в портрете Нахаленка?

Задание:

Создайте устно портрет Мишки из рассказа М.А.Шолохова «Нахаленок».

(Затем дети выступают со своими устными портретными зарисовками главного героя произведения М.А.Шолохова «Нахаленок», обосновывая свой выбор).

Пятая остановка - Памятный знак Орла.

С давних времен пришло к нам сказание о двух свободолюбивых преданных нашему краю и донской степи товарищах. Это Орёл и Конь. Однажды колдунья Неволя решила захватить коня в свои сети. Орёл, узнав о беде друга, поспешил к нему на помощь, но Неволя решила захватить и его свободолюбивый дух, и кинула в него свои Дурман-чары. Конь заметил происки Неволи, вздыбился, закрыв собой друга. Силы Неволи оказались сильнее. И со словами «Степь родимая, жить в неволе не хотим, а вырваться уже не можем, прими от нас, твоих сыновей, этот дар», подарив степи свой свободный дух, опустились на землю. Степь, на просторах которой разыгралась эта трагедия, долго горевала. Затем, насыпав побольше земли, превратила Коня в насыпной курган, на котором так и остался стоять окаменевший Орёл. А степь стала ещё свободней и красивей. С тех пор так и стоят два её хранителя свободы: насыпной курган и Орёл на нём, как памятник воле и свободе.

Обсуждение:

- Понравилось вам это сказание? Что особенно взволновало?

- Действительно, орёл у казаков – это символ свободы, а конь их верный друг и в бою, и в мирной жизни.

Задание: Ребята, попробуйте сами стать рассказчиками этого сказания. Как нужно передать его содержание, чтобы произвести впечатление на слушающего? Что для этого нужно?

(Дети пробуют себя в роли рассказчиков сказания и оценивают успехи друг друга. Лучшие получают жетоны).

Шестая остановка – родник Отрог.

- Ребята, что вам известно об этом месте?

Сообщение ученика:

Родник Отрог - основной источник питьевой воды станицы Вёшенской.

Известный далеко за пределами Шолоховского района Отрог - уникальный источник родниковой воды. Он находится в двух километрах на востоке от ст. Вёшенской и является одним из важнейших природных памятников станицы.

Вода в роднике вкусная, свежая, прозрачная, как хрусталь, чудодейственная. У родникового ключа душа отдыхает от забот, обретает покой и бодрость. И мы с вами отдохнем и вместе будем разгадывать загадки.

Задание: Необходимо разгадать загадки о представителях флоры и фауны нашего края, занесенных в Красную книгу и требующих охраны. За каждый правильный ответ вам будет вручен жетон.

1. Скачет зверушка -

Не рот, а ловушка.

Попадают в ловушку

И комар, и мушка.

(Лягушка остромордая, занесена в Красную книгу Ростовской обл. Распространение остромордой лягушки в нашей области до сих пор не вполне выяснено. Найдена она, на Зелёном острове, близ города Ростова-на-Дону и в окрестностях города Азова.)

2. Днем сидит он, как слепой,

А лишь вечер - на разбой.

(Филин. Занесен в Красную книгу РФ и Ростовской обл. Гнездится в лесах, оврагах, обрывистых берегах крупных водоёмов области.)

3.Есть на речках лесорубы в серебристо-бурых шубах.
Из деревьев, веток, глины строят прочные плотины.

Работящие зверьки строят дом среди реки.
Если в гости кто придет, знайте, что из речки вход!

( Бобры. Занесены в Красную книгу РФ и Ростовской области, вселены в северные районы области.)

4. Так гордо она по болоту шагает! И живность болотная прочь убегает. И, если лягушка укрыться не сможет, То этой лягушке никто не поможет! (Цапля белая большая, гнездится в поймах Дона. Занесена в Красную книгу Ростовской области.)

5. Ветерок-проказник вдруг,

По степи рассыпал пух,

Стала степь белым бела,

Колыхаясь, как волна.

(Ковыль. Растёт в степи и на степных склонах. Страдает при выпасе животных, из-за сбора на сухие букеты.)

6. На проталинке лесной, пруд разлился голубой.

Эти скромные цветы необычной красоты,

Словно вестники весны от небес голубизны.

(Пролесок. Растёт в байрачных и пойменных лесах. Исчезает от массового сбора как раннецветущее декоративное растение.)

7. По весне он расцветает,

Степь собою украшает.

Словно яркие стаканы,

Распускаются ……

(Тюльпаны. Растут в степи и на степных склонах. По всей области становятся всё более редкими. Страдают от хозяйственного использования среды обитания, от сбора на букеты и выкопке луковиц.)

8. Эта рыба вся в шипах,

Для рыбёшек мелких страх,

Осетровым всем подруга,

Рыба-хищница …

(Белуга относится к семейству осетровых, обитает в реке Дон. Находится под строгой охраной государства.)

Обсуждение:

- Ребята, вам понравились загадки? А кто создает их? Как в них проявляется щедрость народа? А вы сами сочиняете загадки?

Давайте проведем конкурс загадок.

Задание: Познакомьте нас со своими загадками. Лучшие будут отмечены жетонами.

Последняя остановка - озеро Лебяжье.

С давних времен передавали казаки друг другу сказку о любви лебединого принца и дочери озёрного царя. Во время своего перелёта с севера на юг стая лебедей останавливалась на ночлег у лесного озера, на закате солнца лебединый принц превращался в прекрасного юношу и встречался с девушкой, которая с восходом солнца превращалась в необыкновенной красоты кувшинку.

Обсуждение:

- А какие сказки нашего края вы знаете? Назовите их. Кто автор этих сказок? Сейчас мы с вами проведем конкурс на лучшего знатока донских сказок.

Вопросы конкурса:

  1. Кто помог Ивану вернуть бисеринку?

  2. С кем бился Иван-Светильник?

  3. Как звали дочь великодушного царя?

  4. Назовите автора сказки о Макаре Бесслезном.

  5. Кто подарил шашку Игнатке?

  6. Как Светланка помогла волчице?

  7. Почему девочка подарила старику волшебную лампочку?

  8. Куда пропала жена Никиты?

  9. О чем договорились Орел и Карга?

  10. Как жеребец обхитрил волка?

3. Итог урока

- Я предлагаю поместить вам все полученные жетоны на доску - поле, символизирующее просторы нашего края. Посмотрите, как красиво, как зелено стало! Если каждый из вас действительно посадит хотя бы одно дерево - это будет достойный вклад в природу родного донского края.

«Я родился на Дону, рос здесь, учился, формировался как человек и писатель…

И будучи патриотом своей могущественной Родины, с гордостью говорю, что являюсь и патриотом своего родного Донского края».

М.А.Шолохов

Что значит быть патриотом своего края?

Какие художественные произведения помогли вам сегодня осознать необходимость сохранения наследия предков?

Что особенно запомнилось?

Почему так важно знать литературу родного края?

- Благодарю всех. Спасибо за прекрасное общение.





Список используемой литературы

  1. М.А. Шолохов, Ю.А. Ребриев «Музей-заповедник: экология и культура», Ростов-на-Дону, издательство «Юг», 2006.

  2. Ф.Ф. Баев, Л.М. Юдин «Вешенский вестник», Ростов-на-Дону, издательство «Ростиздат»,2004.

  3. Л.Г. Степаненко «Семь чудес Шолоховского леса», Ростов-на-Дону, издательство «Бригадир», 2008.

  4. Э.С. Софронова, М.А. Шолохов. Фотоальбом М., Ростов-на-Дону издательство «Планета»,1998.

  5. Особо охраняемые природные территории Ростовской области, Ростов-на-Дону, издательство «Синтез технологий», 2006.

  6. Программно - методические материалы, 5-9кл., Ростов-на-Дону, издательство «РОИПК и ПРО», 2008.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!