СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок девятнадцатый. Линейный мат шахматной ладьей. По учебнику "Шахматы для детей и родителей" Автор: Костров В. и Давлетов Д.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок девятнадцатый.

Линейный мат шахматной ладьей.

  1. Ладья слабее, чем ферзь, и сама загнать короля на крайне может. Более того, король чёрных гоняет ладью. Без помощи своего короля не обойтись. Приходится королю побыть и «помощником» у своей ладьи и «сторожем». Фигуры должны действовать сообща, строго по плану.
  2. Но мат – линейный, и с первыми частями плана у нас не возникает никаких затруднений.
  3. Вспомни с чего надо начинать?

Просмотр содержимого документа
«Урок девятнадцатый. Линейный мат шахматной ладьей. По учебнику "Шахматы для детей и родителей" Автор: Костров В. и Давлетов Д.»

Урок девятнадцатый.

Линейный мат шахматной ладьей.

  1. Ладья слабее, чем ферзь, и сама загнать короля на крайне может. Более того, король чёрных гоняет ладью. Без помощи своего короля не обойтись. Приходится королю побыть и «помощником» у своей ладьи и «сторожем». Фигуры должны действовать сообща, строго по плану.

  2. Но мат – линейный, и с первыми частями плана у нас не возникает никаких затруднений.

  3. Вспомни с чего надо начинать?

  4. Шахматный план. Как ставить мат ладьей?

  5. A. Выбрать край доски. Как обычно, для удобства это 8-я горизонталь.

  6. B. Отрезать короля.

  7. C. Приблизить короля.

  8. Только помогая королём ладье, можно загнать короля чёрных на последнюю горизонталь. Наш король должен подойти так, чтобы между ним и его соперником могла свободно пробегать ладья. На диаграмме показано, как белые выполняют первые три части плана. теперь белые начинают подтягивать на помощь к ладье своего короля. Пока король не подойдёт к ладье, «подметать» противника со следующей линии не стоит.

  9. 1. Лh1 – h5 Kpe6 – f6
    2. Kpe1 – e2 Kpf6 – g6

  10. Внимание! Ладья атакована королём, но она работает «СТОРОЖЕМ» на 5-й линии.

  11. D. Перебросить ладью. Важный пункт плана. Ладья переходит на другой фланг, не теряя контроль над 5-й линией. Пока чёрный король вновь подойдёт к ладье, мы успеем приблизить своего.
    3. Лh5 – a5 Kpg6 – f6
    4. Kpe2 – e3 Kpf6 – e6

  12. Важный момент в партии. Вспомните, как атаковал чёрного короля ферзь.
    5. Kpe3 – d4 Kpe6 – f6
    Также ходом КОНЯ становится по отношению к чёрному королю белый король, причём ладья осталась, как бы за «ПЛЕЧОМ» белого короля.

  13. E. Король-КОНЬ. Король-сторож. Чего он добился?
    Во-первых, взял под контроль три поля на 5-й горизонтали – стал «сторожем». Теперь, если король чёрных продолжит своё движение к ладье белых, то он просто будет отброшен на 7-ю линию – 5. . . . Kpe6–d6? 6. Ла5 – a6+. Чёрным ничего не остаётся, как отправиться обратно. Белый король преследует его до самого края шахматной доски.
    6. Kpd4 – e4 Kpf6 – g6

  14. Король чёрных убегает, а белый гонится за ним.
    7. Kpе4 – f4 Kpg6 – h6
    8. Kpf4 – g4 . . .

  15. Дальше бежать некуда – надо выходить из угла. Король чёрных дальше отступать не может, – кончилась доска, и он вынужден отойти на следующую горизонталь, либо выйти на встречу королю белых. Этого только и ждёт белый король.

  16. F. Поглядеться в «ЗЕРКАЛО» (прямая оппозиция). Король-конь стал королём-«сторожем».

  17. 8. . . . Kph6 – g6
    Итак, у белых прямая оппозиция, то есть король находится прямо против короля противника – «смотрится в ЗЕРКАЛО».

  18. Белый король держит три клетки на 5-й горизонтали: f5, g5, h5. Ладья-сторож теперь не нужна – её работу сейчас выполняет король. Можно освободить от обязанностей сторожа ладью. Раз 5-ю линию держит король (прямая оппозиция), то ладья-метла сгоняет короля с 6-й линии.
    9. Ла5 – а6+ Крg6 – f7

  19. Теперь повторяем пункты 3–6 плана.
    Приближаем короля. 10. Kpg4 – g5 Kpf7 – e7
    Коневая оппозиция. 11. Kpg5 – f5 Kpe7 – d7
    Снова преследование. 12. Kpf5 – e5 Kpd7 – c7
    13. Kpe5 – d5 Kpc7 – b7
    Перебрасываем ладью. 14. Лa6 – g6 Kpb7 – c7
    На доске КОНЕВАЯ – удобная позиция королей. Но наш ход, а ходить не хочется.

  20. 7. Передача хода. Запасной (промежуточный) ход ладьи. Обрати внимание, что белая ладья специально не дошла до края одну клетку. Это необходимо, чтобы передать ход чёрным и сохранить коневую оппозицию королей.

  21. Передача хода. 15. Лg6 – h6 Kpc7 – b7
    Снова преследование. 16. Kpd5 – c5 Kpb7 – a7
    17. Kpc5–b5 Kpa7–b7 18. Лh6–h7+ Kpb7–c8
    19. Kpb5–b6 Kpc8–d8 20. Kpb6–c6 Kpd8–e8
    21. Kpc6–d6 Kpe8–f8 22. Kpd6–e6 Kpf8–g8
    23. Лh6–b6 Kpg8–f8 24. Лb6–a6 Kpf8–g8

  22. 25. Kpe6–f6 Kpg8–h8
    26. Kpf6–g6 Kph8–g8

  23. Снова прямая оппозиция.
    27. Лa6 – a8#.

  24. Можно быстрее! Включи на 8-м ходу пункт 2 (отрезать короля по вертикали) –
    8. Ла5 – g5!
    Тогда решение задачи станет короче!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!