СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-дебаты "Влияние человека на биосферу"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок позволяет учащимся осознать основные  экологические проблемы и способствует формированию экологического сознания

Просмотр содержимого документа
«Урок-дебаты "Влияние человека на биосферу"»

Зайкова Наталья Борисовна

учитель КГУ «Средняя школа № 43

имени Габита Мусрепова»

г. Петропавловск СКО


Урок по общей биологии.

Влияние человека на биосферу.

Цель урока: дать учащимся понятие о ноосфере, показать отрицательное влияние деятельности человека на воздух, воду, почву и окружающую природу в целом, сформировать экологические понятия.

Форма проведения урока: экологические дебаты.

Учитель: с возникновением человеческого общества в развитии биосферы наступил новый этап – формирование ноосферы («сфера разума»), при котором должно осуществляться разумное регулирование отношений человека и природы. Воздействие человека на биосферу резко ускорило миграцию атомов по сравнению с естественными биогеохимическими процессами, усилило давление на абиотическую среду и др. Познание закономерностей взаимоотношения человека с природой, разумное управление и регулирование ее процессов позволяет предотвратить экологический кризис – состояние среды обитания, при котором она становится непригодной для существования различных форм жизни. Единые глобальные процессы органически связывают всю природу земли и потому защита ее – не частное дело отдельных городов, республик, государств. Окружающая среда – это предмет заботы и боль каждого обитателя планеты. Но в мире существуют разные подходы к проблемам охраны природы и некоторые ничего, кроме вреда, не могут принести. Одни призывают вообще не «трогать» природу: не строить города, промышленные центры, электростанции, не рубить леса, не уничтожать живые организмы. «Назад, к природе!» - таков лозунг еще недавно популярных на Западе «алармистов», сторонников непроверенных слухов, вызывающих тревожные настроения. Другие призывают к разумному освоению природных ресурсов, добиваясь «динамического равновесия» в экономике и отдавая предпочтение возобновляемым источникам энергии – солнечным, ветровым, волновым, приливным. Третьи, их называют «экологическими пессимистами», считают, что вторгнуться в процесс все расширяющегося производства невозможно и единственный путь – постараться сохранить в первозданности хотя бы отдельные уголки природы. На наш век хватит. Так или иначе, но люди всех континентов уже не могут спокойно смотреть на пагубное обращение с природой и ищут наиболее приемлемые решения этой проблемы.

«Природа не признает шуток, она всегда правдива, всегда серьезна: она всегда права, ошибки же и заблуждения исходят от людей» - И.Гете. Эти слова будут сегодня нашим эпиграфом к дебатам. Вы разбиты на группы- «Защитники природы» и «Экологические пессимисты». Каждой группе будет предложена тема обсуждения, которую вы должны будете защитить сточки зрения своей позиции.

Тема 1: Воздух.

Все познавайте: небо, земли, воды, за слогом слог – до самых недр природы. И Гете.

Вопросы:

  1. Что такое динамическое равновесие газов? Как оно изменилось за последнее время?

Решите проблему: дело было в ХIХ веке, когда уже открыли процесс дыхания и знали, что при этом употребляется кислород и выделяется углекислый газ. Исследователи знали также, что кислород необходим для дыхания, без него – смерть. Ученые подсчитали и пришли к выводу, что всех запасов кислорода в атмосфере хватит только на 5-10 лет, потом все – человечество задохнется. Но шли годы, удушья не наступало. Почему?

Содержание кислорода в атмосфере составляет 1,2 * 10 15 тонн. С того момента, когда человек научился пользоваться огнем, сожжено кислорода 275 млрд. тонн. В настоящее время зеленый покров нашей планеты создает кислорода или около 0,01% от содержания его в атмосфере. Также количество лесов ежегодно срубается для хозяйственных нужд. Что вы можете предложить?

  1. Загрязняющие факторы воздуха. Что вы знаете о них?

  2. Мониторинг атмосферы – что это такое?

Тема 2: Вода.

Вода – это самое драгоценное ископаемое. Вода – это не просто минеральное сырье. Это не только средство для развития промышленности и сельского хозяйства; вода – это действенный проводник культуры, это живая кровь, которая создает жизнь там, где ее не было. А.Л. Карпинский.

Вопросы:

  1. Где используется вода человечеством?

  2. Что является врагами воды?

  3. 70-е годы прошлого столетия пополнили словарный запас прессы новым хлестким выражением «нефтяная чума». Какое явление кроется за этим словосочетанием?

(Нефть имеет свойство растекаться по поверхности воды тончайшим слоем. Всего лишь одна тонна нефти может покрыть тонким слоем площадь моря в 1200 га)


  1. Почему возникла проблема Аральского моря?

  2. Докажите, что борьба за чистоту городских улиц это одновременно и борьба за чистоту водоемов.

  3. Расставьте в нужной последовательности названия различных процедур, связанных с очисткой воды на водоочистительных станциях: коагуляция, обработка углем или квасцами, хлорирование, осаждение, фильтрование, аэрация. (аэрация, хлорирование, коагуляция с помощью активированного угля, железных или алюминиевых квасцов, осаждение, фильтрация).

  4. Каковы запасы воды? (модель «Кувшин»)

Модель «Кувшин»: общие запасы воды на земном шаре поистине колоссальны. Они составляют почти 1,5 млрд. кубических километров. Пусть весь запас воды – это количество воды, находящееся в этом кувшине. Но основная масса воды (98%) высоко минерализована – соленая, не пригодна для полива, питья, и для промышленности. И только 2% составляет пресная вода. Если учитывать, что основными кладовыми и источниками пресной воды являются ледники и подземные воды, а объем их соответственно равен 24 тысячи кубических километров и 60 тысяч кубических километров, то в среднем на одного жителя планеты удельный показатель водообеспеченности составит около 9000 речной воды в год.

  1. Решите задачи:

А - Каждому человеку по современным стандартам на личные и бытовые нужды требуется 300 – 400 литров в сутки. Рассчитайте необходимое количество воды человеку в месяц, год. Рассчитайте, какое количество воды расходуется семьей количеством 3 человека на бытовые нужды.

В - При выработки одной тонны стали и меди используется 400 литров воды. Рассчитайте, сколько тратится воды, если в год прокат составляет в среднем 100 000 тонн.

С - При выработки одной тонны бумаги требуется 200 литров воды, а для высококачественной бумаги – 3000, ежегодно используется более 500 000 тонн бумаги. Рассчитайте необходимое количество воды для ее производства.

Д - Для получения одной тонны хлопчатобумажной ткани расходуется 400 литров воды. Рассчитайте необходимое количество воды для производства 20 000 тонн ткани.

Е - Чтобы получить одну тонну урожая пшеницы расходуется 1000 кубических метров воды. Рассчитайте необходимое количество воды для ее производства, если в среднем по нашей области урожай составляет 1млн. тонн.

Ж - Чтобы получить одну тонну сена расходуется 1400 кубических метров воды.

Рассчитайте необходимое количество воды для его производства, если ежегодно заготавливается около 1 млрд. тонн сена.

9. Какие способы рационального использования воды вы можете предложить?

Тема 3: Почва.

Вопросы:

  1. Что такое почва?

  2. Почвенные ресурсы на земном шаре. Модель «Яблоко».

Модель «Яблоко»: пусть наша планета – это яблоко. 2/3 площади ее занимает вода, остальное суша. Общая площадь суши Земли равняется 14800мл га, из них 45% или 6690 мл га – пустыни, полупустыни, ледники, вечные снега и земли, занятые под урбанизацию, 4060 (28%) – заняты лесами, 2600 (17%) – луга и пастбища и только 1450 (10%) – обрабатываемые земли.

  1. «Почвоутомление». Как вы понимаете это выражение?

  2. Как предотвратить эрозию почвы?

  3. Подсчитайте, какое количество твердых отходов образуется в семье количеством 3 человека за неделю, месяц, год, если один человек в день дает 1 кг бытовых отходов.

В современной экологической ситуации единство природы и человека приобрело качественно новое звучание. Произошли значительные изменения в диалектическом соотношении единства и противоречия между природой и человеком как существом социальным. Человек, вооруженный современной наукой и техникой, приобрел небывалые возможности воздействовать на биосферу не только в региональном, но и всепланетарном масштабе. Современный человек может в значительной мере изменять природу: направление рек, величину гор, может создавать плотины и водоемы и т. п.

Эти возможности, с одной стороны, открывают практически безграничные ресурсы и вообще условия для технического прогресса и в то же время вскрывают ограниченные возможности природы, исчерпаемость ее невозобновимых ресурсов, в частности полезных ископаемых. Кроме того, научно-технический прогресс в какой-то мере ограничивает возможности природы утилизировать последствия производства. В системе «производство - природа» первостепенное значение приобретает проблема нейтрализации отходов производства. Это – качественно новый момент во взаимоотношении человека и природы. Становление и развитие общества неразрывно связано с преобразованием природы. Поэтому идеализировать первобытную природу не следует. Однако в преобразовании природы нельзя утрачивать чувство меры, или «чувство природы».

Мы рубим лес, устраиваем свалки.

Но кто же под защиту все возьмет

Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.

Подумайте, а что нас дальше ждет?

Пора бы человечеству понять,

Богатство у Природы отбирая,

Что Землю нужно тоже охранять:

Она, как мы, такая же – живая!







Приложение


Решите задачу А - Каждому человеку по современным стандартам на личные и бытовые нужды требуется 300 – 400 литров в сутки. Рассчитайте необходимое количество воды человеку в месяц, год. Рассчитайте, какое количество воды расходуется семьей количеством 3 человека на бытовые нужды.


Решите задачу В - При выработки одной тонны стали и меди используется 400 литров воды. Рассчитайте, сколько тратится воды, если в год прокат составляет в среднем 100 000 тонн.


Решите задачу С - При выработки одной тонны бумаги требуется 200 литров воды, а для высококачественной бумаги – 3000, ежегодно используется более 500 000 тонн бумаги. Рассчитайте необходимое количество воды для ее производства.


Решите задачу Д - Для получения одной тонны хлопчатобумажной ткани расходуется 400 литров воды. Рассчитайте необходимое количество воды для производства 20 000 тонн ткани.


Решите задачу Е - Чтобы получить одну тонну урожая пшеницы расходуется 1000 кубических метров воды. Рассчитайте необходимое количество воды для ее производства, если в среднем по нашей области урожай составляет 1млн. тонн.


Решите задачу Ж - Чтобы получить одну тонну сена расходуется 1400 кубических метров воды.

Рассчитайте необходимое количество воды для его производства, если ежегодно заготавливается около 1 млрд. тонн сена.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!