Пояснительная записка
В настоящее время широкое распространение получили нетрадиционные формы уроков, где используются игровые технологии. В образовательном процессе использую занимательные, деловые, ролевые игры. Игра на уроке активизирует учащихся, повышает познавательный интерес. Он вызывает у детей эмоциональный подъем, повышает работоспособность, которая переходит в творчество.
Дебаты – современная педагогическая технология, представляющая собой особую форму дискуссии, которая проводится по определенным правилам. В то же время, дебаты – целенаправленный и упорядоченный, структурированный обмен идеями, суждениями, мнениями.
Один из наиболее важных навыков, который будет вырабатываться при помощи дебатов – это критическое мышление.
Цель: составить проект урока по обществознанию с использованием деловой игры - дебаты.
В дебатах особая роль принадлежит распределению ролей. Данный урок разработан на малокомплектный класс (6 человек), поэтому роли ведущего, таймспикера (ответственный за соблюдение регламента), судьи и эксперта принадлежит учителю. Члены команды «Утверждения» - 3 человека, они же и спикеры. Члены команды «Отрицания» - 3 человека, они также являются спикерами.
Рассаживание в кабинете по группам: первая парта – учитель (напротив доски), парты по бокам: команда «Утверждения» напротив команда «Отрицания».
При оценивании учитель руководствуется критерием оценки и заполняет судейский протокол (приложение 5).
Данная тема урока рассматривается на протяжении 2-х часов. Данный урок является вторым при изучении «Гражданское общество и государство». Ребятам заранее было сообщено, что урок пройдет в форме дебатов, конкретная тема для игры не указывалась, только тема урока, поэтому ребята заранее могли подготовить, просмотреть и отобрать необходимые ресурсы (пользоваться этими ресурсами можно на уроке).
Технологическая карта урока
Название предмета: обществознание | Класс: 9 | Урок №7 | Дата:17.10 |
Тема: | Гражданское общество в России: миф или реальность? |
Образовательные цели: | Предоставление учащимся возможности получить разнообразную информацию по теме «Гражданское общество в России», продемонстрировать и повысить свою компетентность, проверить и уточнить свои представления и взгляды на обсуждаемую проблему, применить имеющиеся знания в процессе совместного решения учебных задач. |
Развивающие цели: | Стимулирование творчества обучающихся, развитие их способности к анализу информации и аргументированному, логически выстроенному доказательству своих идей и взглядов. |
Воспитательные цели: | Повышение коммуникативной активности учащихся, их эмоциональной включенности в учебный процесс; создание благоприятных условий для проявления индивидуальности и самоопределения в существующих точках зрения на определенную проблему, выбора своей позиции, формирование умения аргументированно и спокойно отстаивать свою точку зрения и стараться убедить оппонентов, используя имеющуюся информацию по проблеме, а также принимать точку зрения оппонентов. |
Тип урока: | Повторительно – обобщающий. |
Форма урока: | Урок - дебаты. |
Основные термины и понятия: | Гражданское общество, правовое государство, гражданин. |
Межпредметные связи: | Право, история. |
Познавательные УУД: | Развивают навыки познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, овладевают навыками решения проблем. |
Коммуникативные УУД: | Развивают умение участвовать в дискуссии; ясно, точно и логично излагать свою точку зрения; эффективно разрешать конфликты. |
Регулятивные УУД: | Учатся самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей. |
Личностные УУД: | Учатся умению вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения. |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Расширение знаний по проблеме, формирование навыка публичного выступления, совершенствование умений в неподготовленной монологической речи). | Регулятивные: уметь определять цель урока, алгоритм выполнения задания. Познавательные: умение находить нужную информацию для решения учебной задачи, называть существенные признаки явлений, находить причину и следствие. Коммуникативные: уметь работать в группе, вносить вклад в совместные действия, строить монологическое высказывание. | Формирование коммуникативной компетенции, умения работать в сотрудничестве со сверстниками, уверенности в себе, отстаивать свою точку зрения. |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
дВремя | № | Этап урока | Форма/приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Ресурс |
22 мин. | I | Подготовительный этап | Самостоятельная работа учащихся с источниками информации. | Учитель делит учащихся на 2 команды. Проводит жеребьевку. Оглашает тему урока-дискуссии «Гражданское общество в России: миф или реальность?» Сообщает список вопросов учащимся (Приложение 2). | Делятся на 2 команды. (9Е класс 6 человек, поэтому делятся по 3 человека в команде). Обсуждают тему игры. Изучают список вопросов по теме (приложение 2) | Литература: учебно-методическая, художественная, научно-популярная, справочная. Видеофильмы. Изображения. Ролики и др. |
33 мин. | II | Введение в дискуссию | Фронтальное обсуждение. | Предлагает участникам несколько точек зрения на проблему (первая команда доказывает тезис: "В современной России нет гражданского общества". Вторая команда доказывает тезис: "В современной России есть гражданское общество"). С помощью жеребьевки выбирают доказывающий тезис. | Задают уточняющие вопросы. | Изображения Таблицы |
35 мин. | III | Организационный этап | Фронтальное обсуждение. | Знакомство учащихся с регламентом (приложение 1) проведения дискуссии (выдача раздаточного материала (приложение 4). | Знакомятся с регламентом, распределяют роли в командах (Приложение 1). | Раздаточный материал: правила ведения дискуссии (приложение 1), бланки для записей |
10 мин. | IV | Обсуждение проблемы в командах | Работа в группах | Наблюдает за обсуждениями в командах, отмечает для себя трудности, которые они испытывают. Следит за соблюдением регламента, при необходимости дает краткие советы или делает замечания. | Ребята обсуждают и делают выводы, выстраивают систему аргументов для убеждения оппонентов; продумывают ответы на возможные вопросы | Все имеющиеся информационные ресурсы по теме |
13 | V | Дискуссия | Фронтальная, одна группа выступает, остальные слушают. | По очереди предоставляет слово командам, согласно регламенту. В случае затруднения спикеров при ответе учитель дает возможность задать вопросы оппонентам или задает самостоятельно уточняющие вопросы. | Предъявляют результат групповой работы с доказательной базой, задают вопросы оппонентам. Отвечают на поставленные вопросы. | Материалы, подготовленные участниками дебатов. |
77 мин. | VI | Рефлексия | Групповая рефлексия, фронтальное обсуждение. | Подведение итогов игры, анализ речей команд. Обозначает аспекты противостояния и точки соприкосновения. Настраивает учеников на дальнейшее осмысление проблемы и поиск путей ее решения. Оценивает учащихся. | Заполняют опросник. Оценивают эффективность дискуссии в решении обсуждаемой проблемы. Приходят к общему итогу урока. | Опросник (Приложение 3) |
Представленное аттестационное задание, автор гарантирует, что использованная в задании информация не нарушает прав интеллектуальной собственности третьих лиц.
Литература:
Учитель: Е.С. Хайсарова
«09» апреля 2021 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Правила ведения дискуссии
Уважение всех участников.
Честность при ответе.
Дебаты (дискуссия) это часть обучения, поэтому проигравших нет.
Строгое соблюдение регламента.
Спикеры | Команда «В современной России нет гражданского общества» | 2 команда «В современной России нет гражданского общества» | Время на речь | Время на вопросы |
1 Спикер | Формулирует тему и позицию команды; Раскрывает 1-2 аргумента. | Формулирует позицию команды; Контераргументирует предыдущего спикера; Раскрывает 1 аргумент. | 2 | 1 |
2 Спикер | Восстанавливает утверждения; Контераргументирует предыдущего спикера; Раскрывает 1 аргумент. | Восстанавливает утверждение команды; Контераргументирует предыдущего спикера; Раскрывает 1 аргумент. | 2 | 1 |
3 Спикер | Подводит итог доказательной базы команды | Подводит итог доказательной базы команды | 2 | 0 |
5. Обращаться к друг другу начиная со слов «Уважаемый…».
6. Аргумент считается полным если:
- сообщена основная мысль (тезис);
- поддерживается доказательной базой, примером из жизни, закона, другой литературы и т.д. (поддержка);
- подведен итог основной мысли.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Вопросы для составления кейсов команд.
Вопросы 1 команде «В современной России есть гражданское общество»
Что такое гражданское общество?
По Конституции РФ «Россия является правовым государством», на основе этого тезиса можно сказать, что в России существует гражданское общество?
Зачем необходимо гражданское общество?
Какие основные моменты гражданского общества демонстрируют правовое государство и реализацию основных прав и свобод человека?
Можно ли сказать, что в России существует защита прав и свобод человека (Примеры)?
Каким образом защищаются права человека в России (Примеры)?
Вопросы 2 команде «В современной России нет гражданского общества»
Что такое гражданское общество?
Почему гражданское общество неразрывно с правовым государством?
Все ли права и свободы в России соблюдаются? Примеры.
Действует ли в России защита прав и свобод человека?
Можно ли восстановить нарушенные права в России (примеры)?
В ответ необходимо содержать критерии на которые опирается судья
1. Число аргументов
2. Содержание аргументов
3. Командность (все члены команды активно участвуют и выступают)
4. Корректность (по отношению к противнику)
5. Соблюдение регламента (сказанное после отведенного времени не засчитывается)
6. Речь (свободная, эмоциональная, грамотная)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Опросник
Какой точки зрения Вы придерживаетесь: Есть ли гражданское общество в России? ___да/нет__
Чья речь Вам больше всего понравилась? __________________________________________________
Почему? _____________________________________________________________________________
Какой вопрос Вам больше всего понравился ________________________________________________
Как Вы думаете, какой спикер лучше всего ответил на вопросы _________________________________
Почему?______________________________________________________________________________
Понравился сегодняшний урок? ___да/нет__
Какой момент Вам больше всего запомнился? ______________________________________________
Хотите ли Вы еще такие уроки? __да/нет__
Что у меня сегодня не удалось ____________________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Бланк составления кейса
При составлении кейса обращайте внимание на вопросы к команде из них можно составить аргументы и контраргументы.
Тема: Гражданское общество в России: миф или реальность?
Тезис доказательства: В современной России нет/есть гражданского общества
Аргумент 1 ____________________________________________________________________________(тезис)
Доказательство ____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
Итог______________________________________________________________________________________
Аргумент 2 ____________________________________________________________________________(тезис)
Доказательство ____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
Итог______________________________________________________________________________________
Аргумент 3 ____________________________________________________________________________(тезис)
Доказательство ____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
Итог______________________________________________________________________________________
Контраргумент ____________________________________________________________________________
Контраргумент ____________________________________________________________________________
Вывод по игре _____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Таким образом наша команда доказала, что в современной России нет/есть гражданского общества.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Критерии оценки для судей
1. Число аргументов
2. Содержание аргументов
3. Командность (все члены команды активно участвуют и выступают)
4. Корректность (по отношению к противнику)
5. Соблюдение регламента (сказанное после отведенного времени не засчитывается)
6. Речь (свободная, эмоциональная, грамотная)
СУДЕЙСКИЙ И ЭКСПЕРТНЫЙ ПРОТОКОЛ
ПАРАМЕТРЫ ОЦЕНКИ: 1) Число аргументов 2) Содержание аргументов 3) Командность 4) Корректность 5) Соблюдение регламента 6) Речь |
Команда № «ОТРИЦАНИЕ» |
ПЛЮСЫ | МИНУСЫ |
Команда № «УТВЕРЖДЕНИЕ» |
ПЛЮСЫ | МИНУСЫ |