СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-дискуссия "Гражданское общество: миф или реальность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технололгическая карта урока со всеми приложениями.

Просмотр содержимого документа
«Урок-дискуссия "Гражданское общество: миф или реальность"»


Пояснительная записка

В настоящее время широкое распространение получили нетрадиционные формы уроков, где используются игровые технологии. В образовательном процессе использую занимательные, деловые, ролевые игры. Игра на уроке активизирует учащихся, повышает познавательный интерес. Он вызывает у детей эмоциональный подъем, повышает работоспособность, которая переходит в творчество.

Дебаты – современная педагогическая технология, представляющая собой особую форму дискуссии, которая проводится по определенным правилам. В то же время, дебаты – целенаправленный и упорядоченный, структурированный обмен идеями, суждениями, мнениями.

Один из наиболее важных навыков, который будет вырабатываться при помощи дебатов – это критическое мышление.

Цель: составить проект урока по обществознанию с использованием деловой игры - дебаты.

В дебатах особая роль принадлежит распределению ролей. Данный урок разработан на малокомплектный класс (6 человек), поэтому роли ведущего, таймспикера (ответственный за соблюдение регламента), судьи и эксперта принадлежит учителю. Члены команды «Утверждения»  - 3 человека, они же и спикеры. Члены команды «Отрицания» - 3 человека, они также являются спикерами.

Рассаживание в кабинете по группам: первая парта – учитель (напротив доски),  парты по бокам: команда «Утверждения» напротив команда «Отрицания».

При оценивании учитель руководствуется критерием оценки и заполняет судейский протокол (приложение 5).

Данная тема урока рассматривается на протяжении 2-х часов. Данный урок является вторым при изучении «Гражданское общество и государство». Ребятам заранее было сообщено, что урок пройдет в форме дебатов, конкретная тема для игры не указывалась, только тема урока, поэтому ребята заранее могли подготовить, просмотреть и отобрать необходимые ресурсы (пользоваться этими ресурсами можно на уроке).



Технологическая карта урока

Название предмета: обществознание

Класс: 9

Урок №7

Дата:17.10

Тема:

 Гражданское общество в России: миф или реальность?

Образовательные цели:

Предоставление учащимся возможности получить разнообразную информацию по теме «Гражданское общество в России», продемонстрировать и повысить свою компетентность, проверить и уточнить свои представления и взгляды на обсуждаемую проблему, применить имеющиеся знания в процессе совместного решения учебных задач.

Развивающие цели:

Стимулирование творчества обучающихся, развитие их способности к анализу информации и аргументированному, логически выстроенному доказательству своих идей и взглядов.

Воспитательные цели:

Повышение коммуникативной активности учащихся, их эмоциональной включенности в учебный процесс; создание благоприятных условий для проявления индивидуальности и самоопределения в существующих точках зрения на определенную проблему, выбора своей позиции, формирование умения аргументированно и спокойно отстаивать свою точку зрения и стараться убедить оппонентов, используя имеющуюся информацию по проблеме, а также принимать точку зрения оппонентов.

Тип урока:

Повторительно – обобщающий.

Форма урока:

Урок - дебаты.

Основные термины и понятия:

Гражданское общество, правовое государство, гражданин.

Межпредметные связи:

Право, история.

Познавательные УУД:

Развивают навыки познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, овладевают навыками решения проблем.

Коммуникативные УУД:

Развивают умение участвовать в дискуссии; ясно, точно и логично излагать свою точку зрения; эффективно разрешать конфликты.

Регулятивные УУД:

Учатся самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей.

Личностные УУД:

Учатся умению вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Расширение знаний по проблеме, формирование навыка публичного выступления, совершенствование умений в неподготовленной монологической речи).

Регулятивные: уметь определять цель урока, алгоритм выполнения задания.

Познавательные: умение находить нужную информацию для решения учебной задачи, называть существенные признаки явлений, находить причину и следствие.

Коммуникативные: уметь работать в группе, вносить вклад в совместные действия, строить монологическое высказывание.

Формирование коммуникативной компетенции, умения работать в сотрудничестве со сверстниками, уверенности в себе, отстаивать свою точку зрения.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

дВремя

Этап урока

Форма/приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ресурс

22 мин.

I

Подготовительный этап

Самостоятельная работа учащихся с источниками информации.

Учитель делит учащихся на 2 команды. Проводит жеребьевку. Оглашает тему урока-дискуссии «Гражданское общество в России: миф или реальность?» Сообщает список вопросов учащимся (Приложение 2).

Делятся на 2 команды. (9Е класс 6 человек, поэтому делятся по 3 человека в команде). Обсуждают тему игры.

Изучают список вопросов по теме (приложение 2)

Литература:

учебно-методическая,

художественная,

научно-популярная,

справочная.

Видеофильмы.

Изображения.

Ролики

и др.

33 мин.

II

Введение в дискуссию

Фронтальное обсуждение.

Предлагает участникам несколько точек зрения на проблему (первая команда доказывает тезис: "В современной России нет гражданского общества".

Вторая команда доказывает тезис: "В современной России есть гражданское общество"). С помощью жеребьевки выбирают доказывающий тезис.

Задают уточняющие вопросы.


Изображения

Таблицы

35 мин.

III

Организационный этап

Фронтальное обсуждение.

Знакомство учащихся с регламентом (приложение 1) проведения дискуссии (выдача раздаточного материала (приложение 4).

Знакомятся с регламентом, распределяют роли в командах (Приложение 1).

Раздаточный материал: правила ведения дискуссии (приложение 1), бланки для записей

10 мин.

IV

Обсуждение проблемы в командах

Работа в группах

Наблюдает за обсуждениями в командах, отмечает для себя трудности, которые они испытывают. Следит за соблюдением регламента, при необходимости дает краткие советы или делает замечания.

Ребята обсуждают и делают выводы, выстраивают систему аргументов для убеждения оппонентов; продумывают ответы на возможные вопросы

Все имеющиеся информационные ресурсы по теме


13

V

Дискуссия

Фронтальная, одна группа выступает, остальные слушают.

По очереди предоставляет слово командам, согласно регламенту. В случае затруднения спикеров при ответе учитель дает возможность задать вопросы оппонентам или задает самостоятельно уточняющие вопросы.

Предъявляют результат групповой работы с доказательной базой, задают вопросы оппонентам. Отвечают на поставленные вопросы.

Материалы, подготовленные участниками дебатов.

77 мин.

VI

Рефлексия

Групповая рефлексия,

фронтальное обсуждение.

Подведение итогов игры, анализ речей команд. Обозначает аспекты противостояния и точки соприкосновения. Настраивает учеников на дальнейшее осмысление проблемы и поиск путей ее решения. Оценивает учащихся.

Заполняют опросник.

Оценивают эффективность дискуссии в решении обсуждаемой проблемы. Приходят к общему итогу урока.

Опросник (Приложение 3)


Представленное аттестационное задание, автор гарантирует, что использованная в задании информация не нарушает прав интеллектуальной собственности третьих лиц.


Литература:



Учитель: Е.С. Хайсарова

«09» апреля 2021 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Правила ведения дискуссии

  1. Уважение всех участников.

  2. Честность при ответе.

  3. Дебаты (дискуссия) это часть обучения, поэтому проигравших нет.

  4. Строгое соблюдение регламента.


Спикеры

  1. Команда «В современной России нет гражданского общества»

2 команда «В современной России нет гражданского общества»

Время на речь

Время на вопросы

1 Спикер

  1. Формулирует тему и позицию команды;

  2. Раскрывает 1-2 аргумента.

  1. Формулирует позицию команды;

  2. Контераргументирует предыдущего спикера;

  3. Раскрывает 1 аргумент.

2

1

2 Спикер

  1. Восстанавливает утверждения;

  2. Контераргументирует предыдущего спикера;

  3. Раскрывает 1 аргумент.

  1. Восстанавливает утверждение команды;

  2. Контераргументирует предыдущего спикера;

Раскрывает 1 аргумент.

2

1

3 Спикер

Подводит итог доказательной базы команды

Подводит итог доказательной базы команды

2

0


5. Обращаться к друг другу начиная со слов «Уважаемый…».

6. Аргумент считается полным если:

- сообщена основная мысль (тезис);

- поддерживается доказательной базой, примером из жизни, закона, другой литературы и т.д. (поддержка);

- подведен итог основной мысли.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Вопросы для составления кейсов команд.


Вопросы 1 команде «В современной России есть гражданское общество»

  1. Что такое гражданское общество?

  2. По Конституции РФ «Россия является правовым государством», на основе этого тезиса можно сказать, что в России существует гражданское общество?

  3. Зачем необходимо гражданское общество?

  4. Какие основные моменты гражданского общества демонстрируют правовое государство и реализацию основных прав и свобод человека?

  5. Можно ли сказать, что в России существует защита прав и свобод человека (Примеры)?

  6. Каким образом защищаются права человека в России (Примеры)?


Вопросы 2 команде «В современной России нет гражданского общества»

  1. Что такое гражданское общество?

  2. Почему гражданское общество неразрывно с правовым государством?

  3. Все ли права и свободы в России соблюдаются? Примеры.

  4. Действует ли в России защита прав и свобод человека?

  5. Можно ли восстановить нарушенные права в России (примеры)?




В ответ необходимо содержать критерии на которые опирается судья

1. Число аргументов

2. Содержание аргументов

3. Командность (все члены команды активно участвуют и выступают)

4. Корректность (по отношению к противнику)

5. Соблюдение регламента (сказанное после отведенного времени не засчитывается)

6. Речь (свободная, эмоциональная, грамотная)



ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Опросник


  1. Какой точки зрения Вы придерживаетесь: Есть ли гражданское общество в России? ___да/нет__

  2. Чья речь Вам больше всего понравилась? __________________________________________________

Почему? _____________________________________________________________________________

  1. Какой вопрос Вам больше всего понравился ________________________________________________

  2. Как Вы думаете, какой спикер лучше всего ответил на вопросы _________________________________

Почему?______________________________________________________________________________

  1. Понравился сегодняшний урок? ___да/нет__

  2. Какой момент Вам больше всего запомнился? ______________________________________________

  3. Хотите ли Вы еще такие уроки? __да/нет__

  4. Что у меня сегодня не удалось ____________________________________________________________



















ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Бланк составления кейса

При составлении кейса обращайте внимание на вопросы к команде из них можно составить аргументы и контраргументы.


  1. Тема: Гражданское общество в России: миф или реальность?

  2. Тезис доказательства: В современной России нет/есть гражданского общества

  3. Аргумент 1 ____________________________________________________________________________(тезис)

Доказательство ____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

Итог______________________________________________________________________________________

  1. Аргумент 2 ____________________________________________________________________________(тезис)

Доказательство ____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

Итог______________________________________________________________________________________

  1. Аргумент 3 ____________________________________________________________________________(тезис)

Доказательство ____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

Итог______________________________________________________________________________________

  1. Контраргумент ____________________________________________________________________________

  2. Контраргумент ____________________________________________________________________________

  3. Вывод по игре _____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Таким образом наша команда доказала, что в современной России нет/есть гражданского общества.




ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Критерии оценки для судей

1. Число аргументов

2. Содержание аргументов

3. Командность (все члены команды активно участвуют и выступают)

4. Корректность (по отношению к противнику)

5. Соблюдение регламента (сказанное после отведенного времени не засчитывается)

6. Речь (свободная, эмоциональная, грамотная)

СУДЕЙСКИЙ И ЭКСПЕРТНЫЙ ПРОТОКОЛ

 

ПАРАМЕТРЫ ОЦЕНКИ:

1)    Число аргументов 2) Содержание аргументов 3) Командность 4) Корректность 5) Соблюдение регламента 6) Речь

 

Команда № «ОТРИЦАНИЕ»

ПЛЮСЫ

 

 

МИНУСЫ

 

Команда № «УТВЕРЖДЕНИЕ»

ПЛЮСЫ

 

 

 

 

 

МИНУСЫ




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!