СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-диспут «Трение-вредное или полезное явление?»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вовлечь в непринуждённый, живой разговор учеников и этим помочь избежать формализма в знаниях. Научить высказывать своё мнение и обосновать его.

Просмотр содержимого документа
«Урок-диспут «Трение-вредное или полезное явление?»»

Урок-диспут «Трение-вредное или полезное явление?»

Автор – составитель: Шубин А.Н. учитель физики МОУ СОШ №5 имени Ю.А Гагарина.

Цель урока:

-вовлечь в непринуждённый, живой разговор учеников и этим

помочь избежать формализма в знаниях.

-научить высказывать своё мнение и обосновать его.

-приучить к диалогу, т.е. обучить вникать в доводы оппонента,

обнаруживать в них слабые места, задавать вопросы, помогающие

вскрывать неверные утверждения искать и приводить контр доводы.


Ход урока.

Ребята, давайте вспомним ранее изученный материал и ответим на вопросы:

Какую силу называют силой трения?

В чём заключается причины трения?

Какие виды трения вы знаете?

Как можно измерить силу трения?

В природе и технике трение имеет большое значение. Трение может быть полезным и вредным. Когда оно полезно, его стараются увеличить, вредно - уменьшить.

Вот, например, без трения покоя ни люди, ни животные не могли бы ходить по Земле. Когда трение между подошвой обуви и землёй мало, например, в гололедицу, то отталкиваться от земли очень трудно, ноги при этом скользят.

Чтобы ноги не скользили, тротуары посыпают песком. Это увеличивает силу трения между подошвой обуви и льдом.

Но во многих случаях трение вредно и с ним приходится бороться. Например, во всех машинах из-за трения нагреваются и изнашиваются движущиеся части. Для уменьшения трения соприкасающиеся поверхности делают гладкими, между ними

вводят смазку.

И вот на сегодняшнем уроке мы должны выяснить трение - вредное или полезное явление?

Продолжают учащиеся, которые подготовили небольшую инсценировку. Посреди стола стоит тяжёлый ящик. 1 учащийся пробует передвинуть его. Он заходит то с одной, то с другой стороны, толкает, тянет, а ящик не перемещается.

1 учащийся. И с места не сдвинешь! А всё потому, что трение большое. Если бы не было трения! Только нажмёшь пальцем, а он как бы двигаться, как начал…А тут…Очень вредная вещь трение.

2 учащийся. Неужели все – таки вредное? А я тебе скажу, что оно очень полезно.

1учащийся. Не думаю. Вот видишь, я не могу сдвинуть ящик.

2 учащийся. Но без трения тебе это тоже не так-то удобно будет сделать. Я тебе сейчас это докажу. Берёт лёгкоподвижную тележку. Смотри, совсем уничтожить трение мы не можем, но значительно ослабить его, используя эту тележку в наших силах. (Кладут ящик на тележку). А теперь передвигай свой ящик. Тележка с ящиком передвигается в одну сторону, а тележка – в другую.

2 учащийся. Теперь ты представляешь, что было бы без трения? Человек не смог бы ходить. Его ноги бы разъезжались по полу.

1 учащийся. А всё- таки трение вредно. Так как стираются подмётки у ботинок. А не было бы трения, всю жизнь можно было бы в одних ботинках ходить.

2 учащийся. Отнеси ботинки в мастерскую, тебе прибьют там новые подмётки. А если бы трения не было, вообще нельзя было бы сделать ботинки.

1 учащийся. Почему?

2 учащийся. Да потому, что нитки в швах не держались бы, гвоздики выскакивали бы из кожи. Новые ботинки были бы как старые.

1 учащийся. Я связал бы их веревкой.

2 учащийся. Узел тоже не держался бы. Он ведь удерживается только трением одной части веревки о другую. Да верёвки не было бы – она растрепалась бы на отдельные волоконца.

1 учащийся. Все-таки трение вредно! Одежда протирается на локтях. И всё из- за трения!

2 учащийся. Возьми иглу и зашей. Но вот если бы трения не было, то ты не смог бы не только зашить одежду, но даже не удержал бы в руке иглу, да вообще ничего бы не смог удержать.

1 учащийся. И всё – таки трение вредно! Я читал, что почти вся механическая энергия, вырабатываемая двигателями всех видов транспорта - автомашинами, мотоциклами, тепловозами, расходуется на преодоление разных видов трения. А ты знаешь, сколько в мире машин и сколько они потребляют топлива! И все это, оказывается, расходуется зря! Что ты теперь скажешь?

2 учащийся. Вот чудак! Если бы не было трения, то не смогли бы ездить ни поезда, ни машины! Ты видел, как машины буксует, когда скользко, колеса бешено крутятся, а машина ни с места. Трение полезно!

Учитель. (обращается ко всем учащимся). Вы видите, какой спор возник. А как вы думаете, трение полезно или вредно?

Учащиеся высказывают своё мнение, обосновывая его.

Далее выступают докладчики, которым заранее было дано задание подобрать материал по следующим темам:

«Трение в швейном деле».

«О роли трения в жизни растений и животных».

«Если бы трения не стало…»

«Что может делать трение».

Далее учитель задаёт вопросы:

1.для чего подковывают лошадей?

Ответ. Для увеличения сцепления между ногами лошадей и поверхностью земли.

2. почему, спускаясь по канату, опасно быстро скользить?

Ответ. Вследствие большого трения можно обжечь руки и ноги.

3. почему старый, заржавевший гвоздь, вбитый в старое отверстие доски, плохо в ней удерживается, а новый, ещё гладкий гвоздь, вбитый в новую доску, вытащить можно только клещами?

Ответ. Гвоздь, вбитый в новую доску, плотно прижимается к её волокнам, он действует на них как клин. В результате этого боковое давление на гвоздь велико и велика сила трения между гвоздём и доской, поэтому такой гвоздь оказывается забитым очень прочно.

4.назовите пословицы или поговорки, связанные с трением.

Ответ: сухая ложка рот дерёт; скользкий как налим; идёт как по маслу; скрипит как немазаная телега.

Далее учащимся нужно написать на листах примеры, когда трение вредно, и когда полезно.

Затем подвожу итог урока.

Трение – нам друг или враг?

Что такое трение?
Трение - явление.
Враг оно нам или друг?
Это знают все вокруг.

Если б трение пропало,
Что со всеми нами стало?
Мы ходить бы не смогли,
Оттолкнувшись от Земли.

Если б взяли что - то вдруг.
Оно выпало б из рук.
Помогает трение
Начинать движение
Всем машинам, тракторам,
Мотоциклам, поездам.

Ну а так же тормозить

И их всех остановить

Очень нужно трение нам.

Всем растениям и зверям!
. . . Но притом приносит вред
и не мало разных бед.

В станках, приборах трутся части,
И это - главное несчастье.
Ну и все автомашины
Быстро снашивают шины!

И поэтому вопрос
Не настолько уж и прост:
Трение - друг нам или враг?
Ответ двоякий: так и так!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!