Урок-диспут «Трение-вредное или полезное явление?»
Автор – составитель: Шубин А.Н. учитель физики МОУ СОШ №5 имени Ю.А Гагарина.
Цель урока:
-вовлечь в непринуждённый, живой разговор учеников и этим
помочь избежать формализма в знаниях.
-научить высказывать своё мнение и обосновать его.
-приучить к диалогу, т.е. обучить вникать в доводы оппонента,
обнаруживать в них слабые места, задавать вопросы, помогающие
вскрывать неверные утверждения искать и приводить контр доводы.
Ход урока.
Ребята, давайте вспомним ранее изученный материал и ответим на вопросы:
Какую силу называют силой трения?
В чём заключается причины трения?
Какие виды трения вы знаете?
Как можно измерить силу трения?
В природе и технике трение имеет большое значение. Трение может быть полезным и вредным. Когда оно полезно, его стараются увеличить, вредно - уменьшить.
Вот, например, без трения покоя ни люди, ни животные не могли бы ходить по Земле. Когда трение между подошвой обуви и землёй мало, например, в гололедицу, то отталкиваться от земли очень трудно, ноги при этом скользят.
Чтобы ноги не скользили, тротуары посыпают песком. Это увеличивает силу трения между подошвой обуви и льдом.
Но во многих случаях трение вредно и с ним приходится бороться. Например, во всех машинах из-за трения нагреваются и изнашиваются движущиеся части. Для уменьшения трения соприкасающиеся поверхности делают гладкими, между ними
вводят смазку.
И вот на сегодняшнем уроке мы должны выяснить трение - вредное или полезное явление?
Продолжают учащиеся, которые подготовили небольшую инсценировку. Посреди стола стоит тяжёлый ящик. 1 учащийся пробует передвинуть его. Он заходит то с одной, то с другой стороны, толкает, тянет, а ящик не перемещается.
1 учащийся. И с места не сдвинешь! А всё потому, что трение большое. Если бы не было трения! Только нажмёшь пальцем, а он как бы двигаться, как начал…А тут…Очень вредная вещь трение.
2 учащийся. Неужели все – таки вредное? А я тебе скажу, что оно очень полезно.
1учащийся. Не думаю. Вот видишь, я не могу сдвинуть ящик.
2 учащийся. Но без трения тебе это тоже не так-то удобно будет сделать. Я тебе сейчас это докажу. Берёт лёгкоподвижную тележку. Смотри, совсем уничтожить трение мы не можем, но значительно ослабить его, используя эту тележку в наших силах. (Кладут ящик на тележку). А теперь передвигай свой ящик. Тележка с ящиком передвигается в одну сторону, а тележка – в другую.
2 учащийся. Теперь ты представляешь, что было бы без трения? Человек не смог бы ходить. Его ноги бы разъезжались по полу.
1 учащийся. А всё- таки трение вредно. Так как стираются подмётки у ботинок. А не было бы трения, всю жизнь можно было бы в одних ботинках ходить.
2 учащийся. Отнеси ботинки в мастерскую, тебе прибьют там новые подмётки. А если бы трения не было, вообще нельзя было бы сделать ботинки.
1 учащийся. Почему?
2 учащийся. Да потому, что нитки в швах не держались бы, гвоздики выскакивали бы из кожи. Новые ботинки были бы как старые.
1 учащийся. Я связал бы их веревкой.
2 учащийся. Узел тоже не держался бы. Он ведь удерживается только трением одной части веревки о другую. Да верёвки не было бы – она растрепалась бы на отдельные волоконца.
1 учащийся. Все-таки трение вредно! Одежда протирается на локтях. И всё из- за трения!
2 учащийся. Возьми иглу и зашей. Но вот если бы трения не было, то ты не смог бы не только зашить одежду, но даже не удержал бы в руке иглу, да вообще ничего бы не смог удержать.
1 учащийся. И всё – таки трение вредно! Я читал, что почти вся механическая энергия, вырабатываемая двигателями всех видов транспорта - автомашинами, мотоциклами, тепловозами, расходуется на преодоление разных видов трения. А ты знаешь, сколько в мире машин и сколько они потребляют топлива! И все это, оказывается, расходуется зря! Что ты теперь скажешь?
2 учащийся. Вот чудак! Если бы не было трения, то не смогли бы ездить ни поезда, ни машины! Ты видел, как машины буксует, когда скользко, колеса бешено крутятся, а машина ни с места. Трение полезно!
Учитель. (обращается ко всем учащимся). Вы видите, какой спор возник. А как вы думаете, трение полезно или вредно?
Учащиеся высказывают своё мнение, обосновывая его.
Далее выступают докладчики, которым заранее было дано задание подобрать материал по следующим темам:
«Трение в швейном деле».
«О роли трения в жизни растений и животных».
«Если бы трения не стало…»
«Что может делать трение».
Далее учитель задаёт вопросы:
1.для чего подковывают лошадей?
Ответ. Для увеличения сцепления между ногами лошадей и поверхностью земли.
2. почему, спускаясь по канату, опасно быстро скользить?
Ответ. Вследствие большого трения можно обжечь руки и ноги.
3. почему старый, заржавевший гвоздь, вбитый в старое отверстие доски, плохо в ней удерживается, а новый, ещё гладкий гвоздь, вбитый в новую доску, вытащить можно только клещами?
Ответ. Гвоздь, вбитый в новую доску, плотно прижимается к её волокнам, он действует на них как клин. В результате этого боковое давление на гвоздь велико и велика сила трения между гвоздём и доской, поэтому такой гвоздь оказывается забитым очень прочно.
4.назовите пословицы или поговорки, связанные с трением.
Ответ: сухая ложка рот дерёт; скользкий как налим; идёт как по маслу; скрипит как немазаная телега.
Далее учащимся нужно написать на листах примеры, когда трение вредно, и когда полезно.
Затем подвожу итог урока.
Трение – нам друг или враг?
Что такое трение?
Трение - явление.
Враг оно нам или друг?
Это знают все вокруг.
Если б трение пропало,
Что со всеми нами стало?
Мы ходить бы не смогли,
Оттолкнувшись от Земли.
Если б взяли что - то вдруг.
Оно выпало б из рук.
Помогает трение
Начинать движение
Всем машинам, тракторам,
Мотоциклам, поездам.
Ну а так же тормозить
И их всех остановить
Очень нужно трение нам.
Всем растениям и зверям!
. . . Но притом приносит вред
и не мало разных бед.
В станках, приборах трутся части,
И это - главное несчастье.
Ну и все автомашины
Быстро снашивают шины!
И поэтому вопрос
Не настолько уж и прост:
Трение - друг нам или враг?
Ответ двоякий: так и так!