ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Казанская школа № 61 для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Урок по чтению с элементами сказкотерапии
«Звук и буква О»
1 класс
Учитель – дефектолог
1 квалификационной категории
Вильданова Г.Р.
2018 г.
Тема: «Звук и буква О»
Тип урока: Знакомство с новым материалом.
Цель: знакомство с буквой и звуком м, обучение правильному произношению звука [м], умению выделять его из слов.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Повторить пройденные звуки и буквы
Познакомить учащихся с новым звуком и буквой его обозначающим
Формировать навык фонематического анализа
Корригировать звукопроизносительную сторону речи, развивать память, мышление учащихся.
Коррекционно-развивающие:
-тренировать учащихся в четкости произношения звуков в слогах, словах;
-развивать фонематический слух, внимание, память, мышление;
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать интерес к чтению; взаимопомощь, умение слушать друг друга.
Оборудование:
Цветные иллюстрации
Букварь
Карточки для индивидуальной работы
Элементы букв
Карточки с буквами
Организационный момент и повторение.
Перемена пролетела,
Дверь певуче заскрипела.
Мы вошли тихонько в класс
И урок начнем сейчас.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Ребята, вы наверно уже заметили, что сегодня к нам на урок чтения пришли гости. Поздоровайтесь с ними и тихонечко садитесь за свои парты.
Я вижу, что ушки у вас на макушке. Но чтобы хорошо читать, нам понадобятся не только ваши ушки. Сейчас мы с вами проведем гимнастику для наших язычков. Ведь им сегодня тоже будет нужно много потрудиться. А чтобы мы провели эту гимнастику правильно - проверьте себя при помощи зеркальцев.
Артикуляционная гимнастика.
«Конфетка». Губы сомкнуты, языком за ними помещаем «конфетку» вправо-влево, вверх-вниз, по кругу.
«Шарик» надуть щеки и лопнуть их руками.
«Часы» Губами, вытянутыми вперёд хоботком, описываем круг по часовой стрелке и обратно.
«Улыбка – хоботок» Максимально вытягиваем губы вперёд, сложив их хоботком, затем как можно больше растягиваем в улыбку. Всего 8 пар движений.
«Заборчик» смыкать и размыкать губы.
Повторение пройденного.
Давайте вспомним, какие звуки и буквы мы с вами уже знаем. А чтобы вам было легче это сделать, я предлагаю поиграть в такую игру. Я назову вам слово, а вы угадаете, какой звук будет в начале этого слова. Закрываем глаза, ушки на макушке. Астра. Какой звук слышится в начале этого слова? Звук а. Давайте проверим, правильно ли вы произносите этот звук? Возьмите зеркальце и посмотрите внимательно на свои губы. Чтобы произнести звук А, нужно широко открыть рот и произнести этот звук. Ученики проверяют себя на зеркальце. Обратите внимание, когда мы его произносим – мешают ли нам губы? Нет. Зубы? Нет. Язык? Нет. Ничего не мешает нам пропеть этот звук голосом. А мы с вами уже знаем, что звуки, которые можно пропеть голосом называются как? Правильно, гласные. Значит звук А – гласный. Как звучит звук А вы хорошо запомнили и все умеете его произностить.
Звук - это то, что мы слышим, а вот буква- это то, что мы читаем. Давайте вспомним, как выглядит буква А. Кто выйдет к доске и напишет эту букву? А теперь у себя на партах сложите букву А из палочек. Молодцы.
Давайте поиграем еще раз. Закрываем глаза и слушаем внимательно слово, которое я произнесу, стараемся угадать какой звук будет первым в этом слове. Улитка. Какой же звук будет первым в этом слове? Правильно, звук У. Давайте проверим, правильно ли вы его произносите. Чтобы произнести этот звук, надо вытянуть губы узкой трубочкой и сказать этот звук вслух. Возьмите зеркальца и проверьте себя.
Молодцы. Мешал ли нам язык? Нет. Мешали ли нам зубы? Нет. Мешали ли нам губы? Нет. Значит какой это звук – гласный или согласный? Гласный. Гласный звук обозначается красным кружком.
Давайте вспомним, как выглядит буква, обозначающая звук У. Кто может написать эту букву на доске? Сложите из палочек у себя на парте букву У.
У вас в конвертах лежат карточки с картинками. Достаньте их. Выберите из карточек те, на которых нарисованы предметы, начинающиеся с буквы А. Покажите их. Назовите вслух. А теперь положите их на парту и найдите те карточки, на которых нарисованы предметы, которые начинаются на букву У.
Молодцы. А теперь давайте встанем и немного подвигаемся.
Физминутка № 1
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревца-то выше, выше.
3. Мотивация учебной деятельности.
Ребята, сегодня к нам в гости пришла еще одна необычная гостья из сказки. Кто же это? Я загадаю вам загадку, а вы попробуете отгадать, кто сегодня пришел к нам на урок.
Пролетела мимо уха
Вроде муха, но не муха.
Эта муха не жужжала,
У нее, ребята, жало!
Коль ужалит - будет «ай»!
Кто же это? Отгадай!
Муха с жалом? Чудеса!
Знают все – это …. (оса!).
Совершенно верно, молодцы. Она прилетела к нам из одной сказки, которую написала Елена Королева и называется она «Оса и медведь». Давайте послушаем эту сказку (учитель включает аудиозапись сказки).
По секрету оса рассказала, что она очень хочет подружиться с вами. Она посидит у нас в гостях на уроке, будет внимательно наблюдать за тем, как вы отвечаете. Она приготовила вам несколько заданий и тем, кто будет хорошо отвечать, она обещала подарить небольшие подарки-сюрпризы.
И первое задание, которое нам приготовила оса будет таким.
Первое задание, которое приготовила оса. Закроем глаза и попробуем угадать какой звук слышится первым в ее имени? Оса. Звук О. Чтобы правильно произнести этот звук, нужно округлить губы. Проверьте себя с помощью зеркальца. Что происходит когда мы произносим этот звук? Что-нибудь мешает нам пропеть его? Губы, зубы, язык? Нет, не мешают. А раз мы можем пропеть этот звук, раз нам не мешают ни губы, ни зубы, ни язык – то это звук будет гласным. Скажите все хором, каким будет это звук? (Гласным) И обозначать его в мы будем красным кружком. Скажите пожалуйста, в каких еще словах нам встречается звук О? (ученики называют – овал, окно, очки, облака, орел, осень), а в каких именах? (Оля, Олег) (учитель показывает картинки)
Физминутка.
Ой, воскликнул Окунек.
Я попался на крючок!
Сом сердито проворчал:
Из-за шалости попал!
Какие вы молодцы, осе очень нравится у нас на уроке. Вы все отвечаете очень хорошо, а потому оса сделает сейчас для вас свой первый подарок. Посмотрите, что принесла нам оса! Она дарит вам букву, с которой начинается ее имя – букву О (Учитель раздает карточки). Посмотрите внимательно как выглядит эта буква. На что она похожа?
А теперь давайте сделаем зарядку для наших глаз.
Зрительная гимнастика.
Молодцы. Ой, ребята. Оса так обрадовалась, что вы так хорошо выполняете все ее задания, что она нечаянно выронила мешочек с буквами и они рассыпались. И среди них потерялась буква О. Давайте поможем ему ее отыскать. Ученик выходит к доске и находит на карточке все буквы О.
Давайте посмотрим на доску и увидим из каких элементов она состоит. (Учитель печатает на доске букву о, называя ее элементы - овал. Давайте у себя на парте обведем пальчиком эту букву. Я буду показывать на доске, а вы повторяйте за мной на своих буквах. А теперь давайте слепим букву О из пластилина у себя на партах. Молодцы.
Давайте немного отдохнем, наша оса тоже немного устала и она хочет вместе с вами немного подвигаться. Встаем.
Физминутка № 2
Оля шла – шла – шла, (шагаем на месте)
И грибы нашла. (Хлопки в ладоши)
Раз – грибок, (наклоны вперед)
Два – грибок, (наклоны вперед)
Три – грибок, (наклоны вперед)
Положила в кузовок. (шагаем на месте)
Молодцы. А теперь давайте откроем наши учебники. Посмотрите, что вы видите рядом с нашей буквой О. Да это же наша знакомая Оса! Что же принесла оса к нам на урок? Давайте посмотрим какие предметы здесь нарисованы?
Овца. Как вы думаете, почему здесь нарисованы именно она? Правильно, молодцы. А теперь посмотрим на картинки справа. Кто нарисован на рисунке? Правильно, мальчик. А что же с ним произошло? Он упал и плачет. Давайте прочитаем все вместе как же он плачет? О-о-о.
Молодцы, давайте прочитаем буквы, которые написаны на этой странице.
Сперва прочитаем их все вместе на доске, а потом каждый прочитает эти буквы у себя в учебнике. Что нарисовано ниже под рисунком с мальчиком? Окно. На какую букву начинается это слово? Правильно, на букву О. Кто его моет? Мама. А кто ей помогает? Давайте придумаем имя девочке, такое, чтобы оно начиналось на букву и звук О. Правильно, Оля.
У нас осталось еще немного времени. И оса просит вас выполнить последнее задание. Напечатайте букву О в своих листочках. Но чтобы это сделать давайте обведем эту букву в воздухе. Я буду обводить ее на доске, а вы - пальцем в воздухе.
Вы справились со всеми заданиями, которые принесла вам Мышка. И Мыщке так понравилось у нас на уроке, что она дарит вам одно замечательное слово, вы пока еще не можете его прочитать, но оно тоже начинается на букву М. Это слово – МОЛОДЦЫ! На доску вешается слов.
А чтобы вы не забыли наш сегодняшний урок и в знак своей дружбы, Мышка дарит вам еще вот такие карточки, на которых она дарит вам красивый цветок – маргаритку. Ну а чтобы вы запомнили эту букву еще лучше, Мышка дарит вам вкусное лакомство, в названии которого тоже есть буква М. Мармелад.
8. Подведение итогов.
Ребята, о какой букве нам рассказала гостья оса? Какой звук О. Правильно, вы молодцы. Какая эта буква – гласная или согласная? Правильно. Сколько букв мы уже знаем?
9.Оценка учащихся.
Молодцы, ребята. Вы сегодня хорошо постарались!
Оса полетит на другой урок. Давайте попрощаемся с ней.
О
ам
ум
ом
ма
му
мо
м……....о
м….о
мо
о | ом | мо | ом | мо |
ом | мо | мо | ом |
а
у м
о
а
м у
о