СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок для 6класса. Тема: Московское государство и его соседи во второй половине XV века

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта разработка показывает период  становления Российского государства  во второй половине 15 века. Сделана по учебнику ФГОС  издательства "Просвещение " под редакцией Торкунова.

Просмотр содержимого документа
«Урок для 6класса. Тема: Московское государство и его соседи во второй половине XV века»

6 класс

Авторы и название учебной программы:

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011
А. А. Данилов О. Н. Журавлева И. Е. Барыкина Рабочая программа и тематическое планирование курса « История России» 6- 9 классы. М.: Просвещение,2016 А. А. Данилов О. Н. Журавлева И. Е. Барыкина Рабочая программа и тематическое планирование курса « История России» 6- 9 классы. М.: Просвещение,2016

Раздел: Формирование единого Русского государства(7ч)


Тема: Московское государство и его соседи во второй половине XV века. (1ч)

Эпиграф: « Иван Третий представляет собой одного из наиболее замечательных людей, которых русский народ должен всегда вспоминать с благодарностью, которыми по справедливости он может гордиться.» (Историк Н.Д Чечулин)
Цель: Знакомство с Московским государством и его соседями во второй половине 15 века, показать роль личности Ивана Третьего.

Задачи: достижение образовательных результатов
-Личностный: Воспитание готовности к развитию и саморазвитию, познавательный интерес к прошлому страны, обсуждение и оценивание своих достижений, расширение опыта конструктивного взаимодействия
-Метапредметный: анализировать информацию, обобщать факты ,логически строить рассуждение.
-Предметный: определять термины: Централизация, Боярская дума, воевода, скипетр, держава, кормление, местничество, шапка Мономаха, работать с исторической картой,анализировать информацию из исторических источников.

Тип учебного занятия: комбинированный

Вид учебного занятия: занятие с элементами групповой работы
УМК: 1.А. А. Данилов О. Н. Журавлева И. Е. Барыкина Рабочая программа и тематическое планирование курса « История России» 6- 9 классы. М.: Просвещение,2016
2. История России.6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч

(Н.М. Арсентьев, А.А.Данилов, П.С.Стефанович, А.Я.Токарева),

под.ред.Торкунова.-М.: Просвещение,2016

3 Журавлева О. Н. История России. Поурочные рекомендации. 6 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / О. Н. Журавлева. — М. : Просвещение, 2015.

4. История России 6-10 классы. Хрестоматия в 2 частях. Сост. А. А. Данилов,М. Просвещение,2015

Дополнительная литература: -Н.М. Карамзин История государства Российского, М.:Эксмо,2009,1024 с.
-В.О.Ключевский Курс русской истории, М.: Академический проект,2015,1576с.
Оборудование: проектор, компьютер, текст из источника(раздаточный материал),видеоролик журнал «Историк» « ИванТретий»,презентация « Государь всея Руси»



Этапы учебного занятия:


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Мотивационно-целевой

Что вам известно о происхождении двуглавого орла на гербе России? Всегда ли герб был таким?
Обратите внимание на эпиграф, о какой личности будет идти речь?
Давайте сформулируем цель урока.

Пытаются ответить на вопрос Слушают сообщение обучающегося о гербе России. Отвечают более аргументированно.
Определяют цель.

2Ориентационный (актуализация повторения)

Почему Русь так долго платила Орде дань? Чем объяснить успех русских войск в битве на Куликовом поле? Почему в 1380 году не произошло полного свержения власти Орды?

Излагают причины предпосылки исторических событий. Дают определение понятию централизованное государство

3.Содержательно-операционный

Личность Ивана3.

Сейчас вы послушаете небольшие сообщения о Иване 3 и посмотрите видеоролик . (6 минут)И потом ответите на вопросы.
1 группа:

Какое прозвище получил Иван 3? Какой титул он принял? Почему ?

2 группа: Какие архитектурные сооружения были построены при Иване 3. В чем значение постройки этих сооружений? 3 группа
каковы были отношения с Литвой и Ордой в этот период?

Борьба с Новгородом(слайды 1,7,8,9,10,11)

Город, который был соперником Москвы и даже хотел объединиться с Литвой. В котором существовала боярская республика-это…

Новгороде было 2 боярские группировки: одни поддерживали Москву , с надеждой на независимость. Другие были противниками Москвы и готовы были объединиться с Литвой(Марфа Борецкая,вдова посадника)
Найдите на с 84-85,когда состоялась битва на реке Шелони ? Каков ее результат?
Найдите когда была ликвидирована самостоятельность Новгорода?Как?(слайд 3)
Ликвидация ордынского владычества. Рассказ учителя
Посмотрите на слайд 4. (Картина А. Кившенко «Иван Третий разрывает ханскую грамоту» Опишите ,что вы видите на картине? Как вы можете оценить поступок царя

Хан Ахмат воспользовался неспокойствием в Новгороде и заручился поддержкой Литвы. В ответ Иван 3 нашел союзника крымского хана(тот напал на Литву) и Иван заручился поддержкой своих братьев. Оба войска встретились в 1480 году у реки Угры. Слайды 5,6.Работа с документом

Ахмед пришел к Угре со всем своим войском, намереваясь перейти реку, и начали татары и русские перестрелку. Одни внезапно атаковали войско князя Андрея, а другие - войско великого князя, третьи наступали на войско его воевод. Выстрелами из луков и залпами из пищалей наши отогнали татар от берега, а татарские стрелы падали возле наших воинов, не причиняя им вреда. И много раз приступали татары к берегу, и всякий раз без успеха отступали, и ждали они, когда замерзнет река, ведь начались тогда большие холода и река стала. И были они одержимы страхом, так как каждая из воюющих сторон опасалась другой.

В итоге, с наступлением холодов хан повернул назад. С владычеством Орды было покончено.

Вопросы: Сколько лет прошло с Куликовской битвы? Какое огнестрельное оружие было применено? (1 группа)Почему ордынские стрелы не причинили вреда русским воинам?(2 группа) Почему татары повернули назад?(3 группа) Каково значение ликвидации ордынского ига?(все вместе)
присоединение Твери
Найдите на карте ,когда была присоединена Тверь?
Завершение объединения русских земель.
найдите на карте ,какие города отошли к Руси после войны с Литвой.
Политику Ивана 3 ,продолжил его сын Василий 3(присоединен Смоленск, Псков и Рязань), Русские земли стали едиными.
Слайд(14)
Почему понадобился общий для страны документ –Судебник?

Прочитайте фрагмент сочинения В.О. Ключевского о характере княжеской власти(рубрика « Изучаем документ)Как и почему изменился характер княжеской власти?

Работа с учебником пункт « Органы управления»

Каковы итоги правления Ивана 3 и Василия 3?


Слушают сообщения, смотрят ролик. Отвечают на вопросы. Работают по группам.
(Прозвище Великий, титул государь Всея Руси. Так как фактически объединил русские земли, Колокольня Ивана Великого, Успенский собор, Кремль стал красным. Подчеркивало величественность нашего государства.
Прекратил зависимость от Орды и стал нападать на Литву.)







Ответ: Новгород













1471. Победа Москвы


1478. Вече распущено. Колокол вывезен. Новогородские бояре заменены московскими













Описывают картину.
Высказывают мнения о поступке(смело,

Безрассудно…)




















Отвечают на вопросы.(Групповая работа. Учатся взаимодействовать друг с другом)

100лет.Пищали.на излете теряли силу. поняли, что не победят

Работают с картой




Ордынцы почувствовали силу Руси, ее могущество

Русь стала свободной и

независимой.












Покончено с ордынским им, объединены русские земли, самодержцы(отвечают ,проверяют себя на слайде 15,16.














Работают с картой. Отвечают: Чернигов ,Полоцк…








Судебник как общий закон для единого государства







Разбирают понятия

Контрольно-оценочный, рефлексивный, итоги

Каковы итоги правления Ивана 3 и Василия 3?Достигнута ли цель урока?
Вернемся к эпиграфу, согласны ли вы со словами историка Чечулина, ответ аргументируйте.
Что особенно запомнилось на уроке, что показалось сложным, а что наоборот?

Домашнее задание
Уровень А:Читать

Параграф 26,знать новые понятия
Уровень В: Параграф 26,понятия,ответить на вопрос письменно: Почему Иван 3 получил прозвище Великий (мини –сочинение) или составить хронологическую таблицу, показывающего ход создания единого государства,

Уровень С : Параграф 26,понятия,письменно ответить на вопрос: Каково значение свержения ордынского владычества? Приводить примеры тюркского и монгольского влияния на историю и политическую культуру других народов.(НРЭО)-сообщение на следующий урок

Учитель выставляет оценки: за сообщения, за работу в группе(взаимооценки), умение анализировать и обобщать материал.


Покончено с ордынским им, объединены русские земли, самодержцы(отвечают ,проверяют себя на слайде 31,32.Запись

Аргументируют согласие или несогласие с эпиграфом.
Проводят рефлексию : самооценка.
Записывают домашнее задание.(каждый выбирает свой уровень.)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!