СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок экономики в 10 классе "Проблема выбора в экономике"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что же сегодня выбирают выпускники? Какие проблемы выбора стоят перед ними?

Конечно, самый главный  судьбоносный выбор для них сегодня – это выбор вуза.

Как практически это происходит?

Интересно, а как выбирает вуз экономически грамотный человек?

Какие примерные вопросы о выборе решений могут быть на ЕГЭ по обществознанию?

Просмотр содержимого документа
«Урок экономики в 10 классе "Проблема выбора в экономике"»

Урок экономики в 11 классе

учителя экономики Заслонко Ольги Константиновны

МОУ "Лицей №12" г. Железногорска Курской области


Тема: "Проблема выбора в экономике".

Тип урока: урок освоения новых знаний и способов действий.

Форма проведения: мини - исследование.

Дидактическая цель: применяя технологию проблемного обучения, создать условия для самостоятельного открытия учащимися новых знаний о проблеме выбора в экономике, осуществить выбор вуза для дальнейшего обучения, используя таблицу принятия решений.

Задачи урока:

образовательные:

– познакомить учащихся с проблемой выбора, принципами выбора, с алгоритмом выбора решения с применением таблицы принятия решений, с понятием «альтернативная стоимость».

развивающие:

обучение исследовательской деятельности через:

– развитие умений видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы;

– развитие умений искать способы и пути решения проблемы;

– развитие умений давать определения понятиям, объяснять.

– развитие умений анализировать, сравнивать, делать выводы.

воспитывающие:

– воспитание устойчивого интереса к изучению экономики;

– воспитание интереса к исследовательской деятельности;

– воспитание инициативы, самостоятельности, уверен­ности в своих силах.

Оборудование:

- компьютер, проектор;

- презентация Microsoft Power Point;

- таблицы принятия решения каждому ученику;

- цветные карточки для рефлексии;

- магниты для доски;

-бейджики.

Формы организации учебной деятельности: коллективная и индивидуальная работа.

Методы обучения: проблемный, практический, словесный, наглядный.

Структура урока:

  1. Организационный этап, мотивация учащихся (1 мин.).

  2. Этап актуализации знаний. (2 мин.). – [Давос, выбор вуза.]

  3. Этап введения знаний (13 мин.):

3.1.Постановка проблемы, формулирование цели урока. (1 мин)

3.2. Поиск решения. (5 мин.) [Принципы компромиссного выбора.]

3.3. Выдвижение гипотез и их проверка (5 мин.) .[Таблица «Подарок маме»].

3.4.Открытие нового знания. – Алгоритм выбора.[2 мин.]

4. Этап воспроизведения знаний - ( 9 мин.)

4.1. Применение новых знаний в учебной деятельности. Проверка понимания учащимися изученного материала и его первичное закрепление. Составление таблицы «Выбор вуза для дальнейшего обучения».(7 мин.)

4.2.Представление результата классу с комментарием (1 мин.)

4.3. Применение знаний в новых условиях: вопрос из заданий ЕГЭ по обществознанию. (1 мин.)

5.Оценочно-рефлексивный этап (4 мин.)

    1. Итоги урока. (3 мин.)

    2. Самооценка детьми собственной деятельности. (1 мин.)

  1. Домашнее задание с элементами творчества, выбора, исследования. (1 мин.)


Ход урока.

I этап. Организационный момент (1 мин.)

Здравствуйте, ребята! Давайте познакомимся! Меня зовут ОК. Я – учитель экономики лицея № 12. Вы – 11 А класс гимназии № 10.


СЛАЙД 1. ДАВОС II этап. Актуализация знаний (2 мин.)

Месяц назад на швейцарском курорте Давосе состоялся очень важный форум мирового значения.

? Знаете ли вы что-нибудь об этом? Какие проблемы там обсуждались: экономические, политические, культурные? (Всемирный экономический форум).

СЛАЙД 2. ДАВОС.

Главная тема, которую обсуждали 40 глав государств, 18 глав Центробанков, представители крупного мирового бизнеса, а всего свыше 2500 человек - «Проблема выбора новых путей мирового развития».

Что вы видите общего между темой всемирного форума и вами, 11-классниками?

(Проблема выбора).

Следовательно, тема нашего урока ………..

СЛАЙД 3. Тема урока: Проблема выбора в экономике. Запись в тетради!


III этап. Этап введения знаний (13 мин.).

3.1. Постановка проблемы, формулирование цели урока (1 мин.).

Что же сегодня выбирают 11-классники? Какие проблемы выбора стоят перед вами?

Конечно, самый главный судьбоносный выбор для вас сегодня – это выбор вуза.

СЛАЙД 4. Выбор вуза.

Как вы его выбираете на практике?

Интересно вам, как выбирает вуз экономически грамотный человек?

?Сформулируйте цель нашего урока ?- Выбрать вуз, применяя экономический подход.

Начнём с общих принципов выбора.

СЛАЙД 5. Выбор.


3.2. Поиск решения (5 мин.). – Принципы компромиссного выбора

СЛАЙД 6. Принципы выбора

Учитель

Учащиеся

1. Вы можете назвать пример ситуации, когда у человека нет никакого выбора.

?????????

2. Как можно сформулировать этот принцип?

1. Выбор есть всегда..

3.Можно ли одновременно учиться в 3-4 вузах на дневном отделении? И почему?

Нет. Не хватит денег и времени.

  1. Значит, выбирая один вуз, вы чем жертвуете?

Выбором других вузов.

  1. Сформулируйте второй принцип.

2.Делая выбор, человек всегда чем-то жертвует.

  1. Деньги и время – это наши ресурсы. А они ограничены. Значит, из чего вытекает проблема выбора в экономике?

Проблема выбора в экономике вытекает из проблемы ограниченности ресурсов.


Запись на доске: Ограниченность ресурсов → проблема выбора


  1. Как ведёт себя человек в выборе? Какой из нескольких вариантов он стремится выбрать?

Лучший.

  1. А затраты на этот вариант он учитывает?

Конечно. Он стремится выбрать вариант с наименьшими затратами.

  1. Сформулируйте этот принцип поведения человека в выборе:

3. Делая выбор, человек стремится выбрать лучший вариант (получить большую пользу) с наименьшими затратами.


Такое поведение человека называется рациональным, а его выбор – компромиссным.

Понятие на доске: рациональное поведение, компромиссный выбор.

!!!ЗАДАНИЕ В ИНТЕРНЕТЕ: найдите значение слова «Компромисс»

Запись в тетрадях: Принципы компромиссного выбора

  1. Выбор есть всегда.

  2. Выбирая, человек всегда чем-то жертвует

  3. В выборе человек всегда рационален.

  • Компромисс – соглашение на основе взаимных уступок.


Итак, вы сформулировали принципы компромиссного выбора.

Но вот проблема: как их применить на практике?

Давайте рассмотрим пример.

3.3.Выдвижение гипотез и их проверка (5 мин.)

СЛАЙД 7. Подарок. Таблица «Подарок маме на 8 Марта».

Вспомним о приятном. Впереди – праздник 8 Марта.

Проблема: выбрать подарок маме. Давайте применим к данной проблеме принципы выбора.

  • Выбор есть всегда – выбираем 3 варианта подарка с одинаковой ценой.

  • В выборе человек всегда рационален, т.е. стремится получить большую пользу с наименьшими затратами. ? Что является критерием пользы этих подарков? (выдвижение гипотез детьми).Оцениваем по 5-баллам:

5 баллов – максимальная польза, 0 баллов – отсутствие пользы.


Критерии

Альтернативы

Эстетика

Практичность

Традиции

Здоровье

ИТОГ

1. Букет

5

1

5

5

16

2.Конфеты

4

2

5

0

11

3.Кран

1

5

0

0

6

  • Выбирая, человек всегда чем-то жертвует.

? Чем мы пожертвовали, выбирая букет? (конфеты, кран).

? Какой из этих отвергнутых вариантов лучший? (конфеты).

  • СЛАЙД 8. Альтернативная стоимость. Альтернативная стоимость выбора – это цена выбора или лучший из отвергнутых вариантов.

3.4.Открытие нового знания ( 1 мин.).

СЛАЙД 9. Составим алгоритм компромиссного выбора

  1. Определить альтернативы (варианты) выбора.

  2. Подобрать критерии.

  3. Оценить альтернативы по критериям по 5-балльной системе.

  4. Подвести итоги, совершить выбор.

4. Этап воспроизведения знаний (12 мин.)

СЛАЙД 10. Выбор вуза 4.1. Применение новых знаний в учебной деятельности. Проверка понимания учащимися изученного материала и его первичное закрепление.

Итак, вы молодцы! Сформулировали алгоритм компромиссного выбора. А теперь приступайте самостоятельно к выбору вуза. Для этого вам необходимо записать в таблицу принятия решений 3 альтернативы и придумать 4 самых значимых для вас критерия.

  • Индивидуальная работа «Выбор вуза».


Критерии

Альтернативы

Престижность диплома

Мнение родителей

Нравится мне

Стоимость проезда

Стоимость жизни

ИТОГ

1. Курский …







2. Орловский…







3. Московский…







ВЫВОД: я выбираю ………


    1. Представление результата классу с комментарием (1 мин.)

Один учащийся выходит к доске и комментирует свой выбор, называет критерии.

Молодец! А какие другие критерии вы выбирали?(на экране – мои критерии появляются).

МОЛОДЦЫ! Вы освоили алгоритм выбора.

4.3.Применение знаний в новых условиях. (1 мин.)

В этом году вам предстоит сдача выпускных экзаменов в форме ЕГЭ. Для тех, кто выбрал экзамен по обществознанию, будет полезным сегодняшний опыт работы на уроке. Посмотрите задания ЕГЭ, часть А.

СЛАЙД 11-14.

А1. Поведение субъектов экономической деятельности исходит из принципа:

1) рациональности;

2) справедливости;

3) образованности;

4) производительности труда.

А2. У человека, который имеет возможность получить работу с оплатой от 200 до 300 руб./час, альтернативная стоимость 1 часа досуга равна:

  1. 200 руб./час;

  2. 250 руб./час;

  3. 300 руб./час;

  4. 350 руб./час.


5.Оценочно-рефлексивный этап (4 мин.)

5.1. Итоги урока. (2 мин.)

?С какой проблемой мы познакомились сегодня на уроке?

- Проблема выбора в экономике.

? Как вы считаете, вы приобрели для себя сегодня новые знания, которые пригодятся вам в жизни, вам было интересно? Если да – поднимите розовый лист.


  1. СЛАЙД 15. Домашнее задание с элементами творчества, выбора, исследования. (1 мин.)

  • Соберите информацию о 5 наиболее интересных для вас вузов.

  • Используя таблицу принятия решений, выберите вуз из этих вариантов, выбирая не менее 8 критериев.

СЛАЙД 16. РУКИ.

Давным-давно в старинном городе жил Учитель, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: "А есть ли вопрос, на который наш Учитель не смог дать ответа?" Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Улыбаясь, он подошёл к Учителю и спросил:

— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Учитель ответил:

— Всё в твоих руках.

Всё в ваших руках! Надо только сделать правильный выбор!

Щелчок. Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!