СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок - экскурсия по окружающему миру "Полюбуйся - весна наступает"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель- развить навыки наблюдения за изменениями в природе,  вызвать желание на самостоятельные исследования

Просмотр содержимого документа
«Урок - экскурсия по окружающему миру "Полюбуйся - весна наступает"»

Тема: «Полюбуйся: весна наступает…»


Цели: 1. Познакомить учащихся с изменениями в природе весной; научить определять деревья по описанию, перечислять перелётных птиц, определять их по внешнему виду.

2. Развивать навыки наблюдения за изменениями в природе, вызвать желание на самостоятельные исследования; развивать мышление, речь.

3. Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к ней.


Оборудование: блокнот (тетрадь) для записей и зарисовок, карандаш (ручка), бинокль, фотоаппарат.


Предварительная работа: рассматривание с детьми иллюстраций о весне, чтение художественной литературы, разучивание стихов и песен о весне.


Место проведения экскурсии: лес.


Время проведения: конец апреля – май.


I. Оргмомент. (беседа о правилах поведения на природе, инструктаж по технике безопасности)

- Ребята, сегодня мы отправимся на экскурсию в весенний лес. Назовите, какие правила нужно соблюдать, придя в лес. (Дети отвечают)

- Нельзя разжигать костер в лесу, необходимо тщательно проверить перед уходом место, где горел костёр, хорошо ли он потушен.

- Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.

- Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.

- Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Пусть красивые растения, деревья остаются в природе.

- В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.

    

I I. Работа по теме.

1. Подготовка к эксурсии – Ребята, нам предстоит выполнить следующие задачи:

А) Определить признаки наступления весны в живой и неживой природе;

Б) понаблюдать за изменениями в природе, за птицами.


Снова птицы летят издалека,

К берегам, расторгающим лед,

Солнце теплое ходит высоко

И душистого ландыша ждет.

А. Фет

- О каком времени года говорится в стихотворении? (О весне).

- Как вы догадались, что в стихотворении говорится о весне? (Появляются ландыши).

- Какие признаки весны назвал автор в своем стихотворении? (Прилет птиц, освобождение рек ото льда, солнце находится выше над горизонтом, чем зимой, весной цветут ландыши).

Сегодня мы с вами отправимся в гости к весне и поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны.


2. Экскурсия.

А) Весенние изменения в неживой природе.

-Послушайте загадки о весенних месяцах.


Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает? (Март)


Яростно река ревет

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришел? (Апрель)


Зеленеет даль полей

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это?...(Май)   


- Какие признаки весны вы услышали? (Солнце светит ярче, чем зимой; с каждым днем греет все сильнее; гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой; дни стано­вятся длиннее; становится теплее).

- Посмотрите внимательно вокруг и скажите – отличается ли весенний лес от зимнего леса? Какие отличия вы увидели? (Нет снега).

- Одинаково ли солнце грело землю во все весенние месяцы? (Нет).

- Какой весенний месяц самый холодный? (Март).

-Самый теплый? (Май) Почему? (В мае солнце находится выше над горизонтом, чем в марте, поэтому в мае  тепло).

- Теперь представим себе небо. Какое оно весной? (Голубое, высокое, по нему плывут белые легкие облака).

- Какие осадки выпадают весной? (В марте - снег, а апреле - снег и дождь, в мае - дождь).

- Бывают ли весной грозы? Когда? (В мае).


Б) Весенние изменения в живой природе.

- Пришло время поговорить о том, какие изменения происходят в живой природе с приходом весны.

-Что происходит с деревьями и кустарниками весной? (На лиственных де­ревьях и кустарниках набухают почки; появляются сережки, серебристые барашки, цветы, затем появляются листья. У хвойных деревьев меняется цвет коры, хвои).

-Что происходит с травянистыми растениями? (Землю покрывает молодая травка, многие растения начинают цвести).

- Назовите травянистые растения, которые зацветают самыми первыми? (Первоцветы: печеночница, хохлатка, ветреница, медуница, мать-и-мачеха).

- Обычно раннецветущие травянистые растения называют подснежника­ми. Почему? (Как только растает снег, они начинают цвести).

- Почему же подснежники зацветают так рано? (Подснежники получают питание из своих утолщенных подземных частей, в ко­торых с прошлого года хранились запасы питательных веществ. Им требуется много света и влаги, чего в это время предостаточно. Тепла им требуется не­много).

- Какие цветы расцветают в конце весны, в мае? (Ландыши, одуванчики, фиалки).

- Многие собирают весной букеты весенних растений. Хорошо ли это? (Нет).

- Вам нужно отгадать загадку. Слушайте внимательно.

Сдвинув шапку набекрень,

Распевает целый день!   (Скворец).

- Правильно. А какие ещё птицы возвращаются весной?

- Как назвать их, одним словом? (Перелётные).

-Как люди готовятся к встрече перелётных птиц? (Развешивают скворечники).
- А сейчас давайте пройдемся по лесу и понаблюдаем за птицами. (Самостоятельное наблюдение детей).

- Каких птиц вы заметили?

- Как вы догадались, что это (скворцы и др.)?

- Почему они такие оживлённые?

- Чем заняты птицы весной? Зачем им гнёзда?

-Можно ли уносить птенцов домой? Почему нельзя?

В) - А теперь мы разделимся на небольшие группы. Каждая группа получит своё задание.

1-я группа. Задание: Отметьте крестиком признаки погоды.


Признаки

Весна

Зима

Тепло



Холодно



Прохладно



Морозно



Ясно



Облачно



Осадки: снег

дождь

нет осадков



Сильный ветер



Нет ветра



Вьюга



Метель




2-я группа. Задание: Определите, чем покрыта земля.


Признаки

Весна

Зима

Снег



Лёд



Трава




3-я группа. Задание: Отметьте явления природы.


Признаки

Весна

Зима

Оттепель



Ледоход на реках



Появление проталин



Сосульки




4-я группа. Задание: Определите, как выглядят деревья.


Признаки

Весна

Зима

Стоят без листьев



Набухли почки



Распустились листья




5-я группа. Задание: Определите, как выглядят травы.


Признаки

Весна

Зима

Покрыты снегом



Появилась зелёная трава



Появились первые цветы





Г) Игра «Волшебный мяч». Ребенок, которому учитель бросает мяч, возвращает его, называя один из признаков весны (например: тает снег, ярче светит солнце и т. д.).


I I I. Подведение итогов.

- Какую работу мы сегодня выполняли?

- Чему научились?

- Что нового вы узнали?

- Кто доволен сегодня своей работой в группе?





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!