Тема: «Полюбуйся: весна наступает…»
Цели: 1. Познакомить учащихся с изменениями в природе весной; научить определять деревья по описанию, перечислять перелётных птиц, определять их по внешнему виду.
2. Развивать навыки наблюдения за изменениями в природе, вызвать желание на самостоятельные исследования; развивать мышление, речь.
3. Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к ней.
Оборудование: блокнот (тетрадь) для записей и зарисовок, карандаш (ручка), бинокль, фотоаппарат.
Предварительная работа: рассматривание с детьми иллюстраций о весне, чтение художественной литературы, разучивание стихов и песен о весне.
Место проведения экскурсии: лес.
Время проведения: конец апреля – май.
I. Оргмомент. (беседа о правилах поведения на природе, инструктаж по технике безопасности)
- Ребята, сегодня мы отправимся на экскурсию в весенний лес. Назовите, какие правила нужно соблюдать, придя в лес. (Дети отвечают)
- Нельзя разжигать костер в лесу, необходимо тщательно проверить перед уходом место, где горел костёр, хорошо ли он потушен.
- Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
- Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.
- Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Пусть красивые растения, деревья остаются в природе.
- В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.
I I. Работа по теме.
1. Подготовка к эксурсии – Ребята, нам предстоит выполнить следующие задачи:
А) Определить признаки наступления весны в живой и неживой природе;
Б) понаблюдать за изменениями в природе, за птицами.
Снова птицы летят издалека,
К берегам, расторгающим лед,
Солнце теплое ходит высоко
И душистого ландыша ждет.
А. Фет
- О каком времени года говорится в стихотворении? (О весне).
- Как вы догадались, что в стихотворении говорится о весне? (Появляются ландыши).
- Какие признаки весны назвал автор в своем стихотворении? (Прилет птиц, освобождение рек ото льда, солнце находится выше над горизонтом, чем зимой, весной цветут ландыши).
Сегодня мы с вами отправимся в гости к весне и поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны.
2. Экскурсия.
А) Весенние изменения в неживой природе.
-Послушайте загадки о весенних месяцах.
Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? (Март)
Яростно река ревет
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел? (Апрель)
Зеленеет даль полей
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?...(Май)
- Какие признаки весны вы услышали? (Солнце светит ярче, чем зимой; с каждым днем греет все сильнее; гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой; дни становятся длиннее; становится теплее).
- Посмотрите внимательно вокруг и скажите – отличается ли весенний лес от зимнего леса? Какие отличия вы увидели? (Нет снега).
- Одинаково ли солнце грело землю во все весенние месяцы? (Нет).
- Какой весенний месяц самый холодный? (Март).
-Самый теплый? (Май) Почему? (В мае солнце находится выше над горизонтом, чем в марте, поэтому в мае тепло).
- Теперь представим себе небо. Какое оно весной? (Голубое, высокое, по нему плывут белые легкие облака).
- Какие осадки выпадают весной? (В марте - снег, а апреле - снег и дождь, в мае - дождь).
- Бывают ли весной грозы? Когда? (В мае).
Б) Весенние изменения в живой природе.
- Пришло время поговорить о том, какие изменения происходят в живой природе с приходом весны.
-Что происходит с деревьями и кустарниками весной? (На лиственных деревьях и кустарниках набухают почки; появляются сережки, серебристые барашки, цветы, затем появляются листья. У хвойных деревьев меняется цвет коры, хвои).
-Что происходит с травянистыми растениями? (Землю покрывает молодая травка, многие растения начинают цвести).
- Назовите травянистые растения, которые зацветают самыми первыми? (Первоцветы: печеночница, хохлатка, ветреница, медуница, мать-и-мачеха).
- Обычно раннецветущие травянистые растения называют подснежниками. Почему? (Как только растает снег, они начинают цвести).
- Почему же подснежники зацветают так рано? (Подснежники получают питание из своих утолщенных подземных частей, в которых с прошлого года хранились запасы питательных веществ. Им требуется много света и влаги, чего в это время предостаточно. Тепла им требуется немного).
- Какие цветы расцветают в конце весны, в мае? (Ландыши, одуванчики, фиалки).
- Многие собирают весной букеты весенних растений. Хорошо ли это? (Нет).
- Вам нужно отгадать загадку. Слушайте внимательно.
Сдвинув шапку набекрень,
Распевает целый день! (Скворец).
- Правильно. А какие ещё птицы возвращаются весной?
- Как назвать их, одним словом? (Перелётные).
-Как люди готовятся к встрече перелётных птиц? (Развешивают скворечники).
- А сейчас давайте пройдемся по лесу и понаблюдаем за птицами. (Самостоятельное наблюдение детей).
- Каких птиц вы заметили?
- Как вы догадались, что это (скворцы и др.)?
- Почему они такие оживлённые?
- Чем заняты птицы весной? Зачем им гнёзда?
-Можно ли уносить птенцов домой? Почему нельзя?
В) - А теперь мы разделимся на небольшие группы. Каждая группа получит своё задание.
1-я группа. Задание: Отметьте крестиком признаки погоды.
Признаки | Весна | Зима |
Тепло | | |
Холодно | | |
Прохладно | | |
Морозно | | |
Ясно | | |
Облачно | | |
Осадки: снег дождь нет осадков | | |
Сильный ветер | | |
Нет ветра | | |
Вьюга | | |
Метель | | |
2-я группа. Задание: Определите, чем покрыта земля.
Признаки | Весна | Зима |
Снег | | |
Лёд | | |
Трава | | |
3-я группа. Задание: Отметьте явления природы.
Признаки | Весна | Зима |
Оттепель | | |
Ледоход на реках | | |
Появление проталин | | |
Сосульки | | |
4-я группа. Задание: Определите, как выглядят деревья.
Признаки | Весна | Зима |
Стоят без листьев | | |
Набухли почки | | |
Распустились листья | | |
5-я группа. Задание: Определите, как выглядят травы.
Признаки | Весна | Зима |
Покрыты снегом | | |
Появилась зелёная трава | | |
Появились первые цветы | | |
Г) Игра «Волшебный мяч». Ребенок, которому учитель бросает мяч, возвращает его, называя один из признаков весны (например: тает снег, ярче светит солнце и т. д.).
I I I. Подведение итогов.
- Какую работу мы сегодня выполняли?
- Чему научились?
- Что нового вы узнали?
- Кто доволен сегодня своей работой в группе?