СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-экскурсия "Прогулка по литературному Воронежу"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Любимый город - часть тебя самого...это твой путь в этот мир...это твоя жизнь...Литературный Воронеж очень разный: то мрачный и строгий, как строгая поэзия опального Мандельштама, а то легкий и прозрачный, как лирика Бунина ...но сегодня наш путь будет иным...за мной, краеведы и литераторы! Я покажу вам свой город!

Просмотр содержимого документа
«Урок-экскурсия "Прогулка по литературному Воронежу"»

Урок в музее

Сценарий литературной прогулки по городу

Пушкинские «следы» и мотивы творчества в литературном наследии И.С.Никитина

Тип урока: очная экскурсия

Цель урока: познакомиться с биографиями и творческим наследием А.С.Пушкина и И.С.Никитина.

Задачи урока: расширить знания учащихся о литературных деятелях Воронежского края; развивать умения анализировать, синтезировать и обобщать информацию из источников; воспитывать патриотизм, ответственность и культуру отношения к своему городу.

Планируемые результаты:

Предметные: знать литературных деятелей родного края, знакомиться с их культурным и литературным наследием.

Метапредметные: выполнять задание в группе, договариваться о результатах; осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера; уметь, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Личностные: осознавать себя частью общности жителей Воронежа, определять личностный смысл учения.


Если человек не любит смотреть на старые фотографии родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые дома, старые улицы, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - значит, он равнодушен к своей стране…

Д.С.Лихачев

Литературные прогулки — это прекрасная возможность узнать город. И не просто узнать, а познакомиться с ним через очень тонкую призму произведений и жизни автора, который так же, как и вы, ходил по этому городу, чертыхался на непогоду, радовался предстоящим встречам, играл в голове в бильярд бытовых проблем. В Воронеже можно прогуляться по следам многих известных и любимых авторов. Здесь жили и писали А.В.Кольцов и И.С.Никитин, И.А.Бунин и А.П.Платонов, С.Я.Маршак и О.Э.Мандельштам, А.В.Жигулин и Г.Н.Троепольский и многие другие. Выбирайте своего любимого писателя или поэта и отправляйтесь в литературное путешествие по городу. А я предлагаю вам совершить со мной прогулку по Воронежу, связанному с именами И.С.Никитина и А.С.Пушкина.


Не секрет то, что наш город имеет богатую культурно-литературную историю. Чтобы познакомится с ней, достаточно просто побродить по его улицам и внимательнее посмотреть по сторонам. Сегодня мы поговорим о деятелях литературы 19 века.

Практически в самом центре города, справа от театра оперы и балета, в сквере стоит памятник «солнцу русской поэзии» А.С.Пушкину, который был открыт 6 июня 1999 года к двухсотой годовщине со рождения поэта. Известные воронежские скульпторы И.П.Дикунов и Э.Н.Пак решили подарить городу бюст поэта своей работы. Скульпторы выбрали для памятника полуфигуру поэта. В правой руке он держит свиток со стихами, а левой словно жестикулирует в такт стихам. На специальной стенке, вписанной в ротонду, приведены известные пушкинские строки:

И долго буду тем любезен

Я народу, что чувства добрые

Я лирой пробуждал.

Однако памятник появился не просто так. «Евгений Онегин» – вот чем попотчевал зрителей пятьдесят лет назад новый городской театр. Кстати, в Воронеж памятник Пушкину изначально предполагалось привезти из города Острогожска. Но острогожцы резонно заметили, что тот памятник нужен им самим. И они абсолютно правы, ибо в середине 30-х годов прошлого века в одной из острогожских школ немецкий язык преподавала родная внучка сестры Александра Сергеевича – Нина Иосифовна Панэ. А бронзовый Пушкин «воронежских Афин» и посейчас стоит недалеко от местного краеведческого музея.

Имя поэта Александра Сергеевича Пушкина хорошо знакомо всем в нашей стране. Но как связано это имя с нашим краем? В мае 1829 года по дороге из Петербурга на Кавказ Александр Сергеевич Пушкин проезжал по территории Воронежской губернии. В тот год Россия воевала с Турцией. В своем дорожном дневнике он последовательно упоминает такие географические ориентиры, как Елец, воронежские степи, Новочеркасск. Это позволяет предположить, что Пушкин проезжал через Воронеж.

То, что гениальный Пушкин проезжал по землям Воронежской губернии – факт неоспоримый. О пребывании же Александра Сергеевича в самом Воронеже краеведы-пушкиноведы спорят до сих пор. На сегодня ответ скорее отрицательный, хотя прерогативу для выяснения истины оставим, конечно же, за ними. Кто знает, а вдруг когда-нибудь отыщутся свидетельства либо документы, подтверждающие посещение Пушкиным нашего города? И пусть официально считается, что Пушкин в губернский центр не заглянул, все равно некая духовная сущность великого поэта в Воронеже ощущается.

Знаменитый дом со львами на проспекте Революции некогда был гостиницей и принадлежал поручику по фамилии Шванвич. В ней останавливались практически все приезжающие в Воронеж со стороны московского тракта. Родственник этого самого Шванвича в свое время переметнулся к Емельяну Пугачеву, и именно он стал прообразом литературного Швабрина из «Капитанской дочки».

Согласно замечательной повести Пушкина «Дубровский», ее главный герой и благородный разбойник владел имением под названием Кистеневка. И здесь название едва ли случайно. Кистень – самое ходовое разбойничье оружие. Проезжая по Задонской дороге, Пушкин наверняка слышал о широкой и дурной славе длиннющего Животиновского оврага, в котором пошаливали разбойники. Возможно, это предположение любителей пушкинского творчества покажется и несколько натянутым, если бы не еще одна ниточка, тянущаяся из Новоживотинного к повести «Дубровский». В этом имении Веневитиновых в свое время действительно рос могучий дуб, который Александр Сергеевич описал в «Дубровском». И даже после войны этот почтенный великан еще был цел!

Рассуждать о добрых отношениях Александра Сергеевича и Дмитрия Владимировича Веневитинова, которые, как известно, были в дальнем родстве, излишне. Так же, как и о взаимопривязанности поэта и воронежского губернатора, «отца» Каменного моста Николая Ивановича Кривцова.

А Пушкин и наш Кольцов?! Совсем вскользь упомянем о довольно сложных отношениях Пушкина с Нестором Васильевичем Кукольником, по долгу службы не раз бывавшем в нашем городе и «открывшем» для столичного читателя творчество Ивана Саввича Никитина. Кукольник восхищался публикацией у нас знаменитых «Второвских коробов», в документах которых найдется немало прелюбопытнейших сведений о кораблестроительном периоде в Воронежском крае эпохи Петра I. Вспомним, как пристально изучал Александр Сергеевич ту эпоху, готовя материалы для «Истории Петра Великого».

Тень великого человека незримо витает над Воронежем, отражена в названиях, событиях и уголках нашего города. Конечно, далеко не все из сказанного можно и нужно принимать как итог обсуждения, но в любом случае подумать здесь есть над чем.

Национальный гений не принадлежит времени и отдельной географической точке на карте. Он – достояние всего народа, и житель любого населенного пункта вправе искать и находить сопричастность места, в котором он живет, личности, прославившей наш народ.

Но наш с вами путь проходит дальше…Мы пройдем небольшой улицей Пушкинской к памятнику И.С.Никитину – другому символу Воронежа – памятнику известному русскому поэту XIX века. Памятник ему был сооружён на средства, собранные при помощи подписных листов, ходивших по всей России. Когда собрано было немногим более 20 тысяч рублей, в столице объявили конкурс на лучший проект памятника. Жюри отметило три модели. Воронежская городская Дума на своём заседании 19 ноября 1909 года решила воздвигнуть в городе памятник, проект которого предложил молодой скульптор И.А.Шуклин, занявший в конкурсе второе место. Соавтором И. А. Шуклина можно считать воронежского городского архитектора А. М. Баранова, который разместил памятник на площади так, чтобы он удачно просматривался со всех сторон. Открытие памятника было приурочено к 50-летию со дня смерти поэта – 16 октября 1911 года.

На пьедестале находится фигура воронежского поэта. Никитин изображен сидящим на камне. Его задумчивый и грустный вид заставляет зрителя присоединиться к мыслям поэта. Руки поэта безжизненно лежат на коленях, голова опущена на грудь. И сегодня наш с вами путь закончится в доме-музее И.С.Никитина, расположенном по улице Никитинской, д. 19а.

Иван Саввич Никитин родился 3 октября 1824 года в Воронеже и был единственным ребенком в семье. Семья Никитиных имела свой дом, небольшую домашнюю библиотеку и занималась кустарным изготовлением сальных и жировых свечей. Ване было девять лет, когда его определили во 2 класс Духовного училища. К этому времени будущий поэт уже умел читать. Учился он старательно, успешно окончил училище и в 1839 году поступил в Духовную семинарию. В семинарские годы Никитин полюбил поэзию Алексея Кольцова и А.С.Пушкина. В это же время он начинает писать стихи. Учебу в семинарии не закончил – его исключили с 4-го курса за пропуски занятий. На посещаемости сказалась тяжелая семейная обстановка: смерть матери, серьезные финансовые проблемы отца.

В 1844 году Никитины продают свой дом и имеющееся оборудование для изготовления свечей и по рекомендации сестры Ивана Анны Тюриной покупают постоялый двор на ул. Кирочная (сейчас ул. Никитинская).

Живя в деревянной избе вместе и постояльцами, Никитины за два года (в 1846 году) построили себе новый дом. Под домом есть подвал, где размещались склады и просторная кухня. В этом доме Иван Саввич прожил до конца своих дней, здесь было создано большинство его стихотворений.

Обратите внимание на достаточно скромное убранство комнат. Все это не только потому, что до наших дней с тех далеких времен сквозь тьму войны очень мало уцелело. Ведь для многих посуда, ковер, сундук, на котором спал отец великого поэта – это самое необходимое, с помощью чего можно достаточно безбедно жить, а все остальное отдавалось постояльцам. А содержание этого постоялого двора – единственный источник дохода для всей семьи.

Живя сначала в деревянной избе, Никитины за два года построили себе новый дом, в котором Иван Саввич прожил до конца своих дней. Это – единственное сохранившееся до наших дней здание, входившее в комплекс построек постоялого двора. Отец, после смерти сына, продал дом родственникам за две тысячи рублей. Новые владельцы обложили бревенчатые стены кирпичом в один ряд и изменили планировку комнат.

Не знаю, как вам, но мне, когда я впервые побывала в этой части музея, почти явственно почудилось, что я оказалась во временах, страшно далеких от нашего быстрого века…почти явственно зазвучали бубенцы на оглоблях подъезжающих телег и скромных экипажей, а другие вряд ли заезжали на постоялый двор Никитиных. А еще мне показалось, что вот сейчас отворится дверь, и с крыльца сойдет девушка, чем-то отдаленно очень похожая на Дуняшу из «Станционного смотрителя» ... В повести звучит тема социального неравенства, "униженных и оскорбленных", то есть та тема, которая не давала покоя всю творческую жизнь и самому И.С.Никитину. Не отсюда ли, с постоялого двора промотавшегося и часто пьяненького отца в будущем известного поэта, берет свое начало глухая русская тоска одиночества и ненужности? Ротмистру Минскому, полюбившему красавицу Дуню, не нужен ее старик отец. Для него смотритель - нижний чин, чиновник 14-го класса. Герой оказался не нужен и горячо любимой дочери. Дуня, защитница и опора отца в его трудной жизни на станции, покинула его ради любви к Минскому и надежды на свое счастье.

Вырин переживает неблагодарность дочери, муки отвергнутой родительской любви, свою ненужность ей: «А я-то, старый дурак, не нагляжусь, бывало, не нарадуюсь; уж я ли не любил моей Дуни, я ль не лелеял моего дитятки; уж ей ли не было житье?»

В повести показана не только социальная, но и общечеловеческая трагедия. Большая роль в ее замысле отведена Пушкиным лубочным картинкам "История блудного сына". Они описаны подробно: «В первой почтенный старик в колпаке и шлафорке отпускает беспокойного юношу, который поспешно принимает его благословение и мешок с деньгами. В другой яркими чертами изображено развратное поведение молодого человека: он сидит за столом, окруженный ложными друзьями и бесстыдными женщинами. Далее, промотавшийся юноша, в рубище и в треугольной шляпе, пасет свиней и разделяет с ними трапезу; в его лице изображены глубокая печаль и раскаяние. Наконец представлено возвращение его к отцу; добрый старик в том же колпаке и шлафорке выбегает к нему навстречу: блудный сын стоит на коленях; в перспективе повар убивает упитанного тельца, и старший брат вопрошает слуг о причине таковой радости. Под каждой картинкой... приличные немецкие стихи...»

Когда мы вошли в одну из комнат экспозиции и я увидела на стене картину, подаренную Никитину его другом Второвым на именины поэта, я была очень удивлена тем, что на ней не те самые лубочные картинки, которые предсказывают судьбу Дуняши Выриной. Конечно, это только моё восприятие действительности, но не поступил ли и сам великий поэт так же, как героиня пушкинской повести, когда стало невероятно трудно совмещать работу на постоялом дворе отца и в магазине, открытом им самим?

Занимаясь торговыми делами, Никитин ни на минуту не забывал о высоком человеческом призвании – совершенствоваться, расти духовно и нравственно. «Будем биться с невеселою долей», - напутствует себя Никитин. Этот дворник, остриженный под кружок, пахнущий дегтем и навозом, не получивший, как он сам выразился, «паркетного образования», ни минуты не позволял себе расслабления, не жалея ни сил, ни здоровья, тянулся к высотам культуры. «Не читать – для меня значит не жить», - признается он в письме в Н.Второву. Вовсе не красивую фразу пишет он Наталье Матвеевой, дочери генерала Антона Матвеева, она была на двенадцать лет его моложе, но именно ей, чувствуя в ней родственную душу, а высказывает свое сокровенное желание: «Ах, если бы сутки состояли из 48 часов, - сколько бы можно было прочитать хорошего!»

И если поначалу чтение было для него убежищем от пьяных выходок отца, от мелкомонетной купеческой возни и подлости, то позднее он читал все более сознательно и целенаправленно, чтобы соответствовать званию передового русского литератора.

Но расскажем более…Конечно, в далеком от нас 19 веке жизнь шла более спокойно и размеренно, чем сейчас…и то время, которое разделяет творчество А.С.Пушкина и И.С.Никитина, из туманной дали нашего времени, примерно одинаково отдалены от читателей века 21-го. А посуда и мебель, ковры и картины, которые представлены нашим взорам, с легкостью могли бы украшать не только дом-квартиру Никитина, но и быть в далекой деревне, где в тиши парадных залов проводила свои вечера Татьяна Ларина…

Взгляните на это полукресло…Пододвинув его к ломберному столику, Татьяна вполне бы могла, сидя на нем, писать знаменитые теперь и всеми любимые строки:

Я к вам пишу — чего же боле?

Что я могу ещё сказать?

Теперь, я знаю, в вашей воле

Меня презреньем наказать.

Но вы, к моей несчастной доле

Хоть каплю жалости храня,

Вы не оставите меня.

Сначала я молчать хотела;

Поверьте: моего стыда

Вы не узнали б никогда,

Когда б надежду я имела

Хоть редко, хоть в неделю раз

В деревне нашей видеть вас,

Чтоб только слышать ваши речи,

Вам слово молвить, и потом

Всё думать, думать об одном

И день и ночь до новой встречи.

Но, говорят, вы нелюдим;

В глуши, в деревне всё вам скучно,

А мы... ничем мы не блестим,

Хоть вам и рады простодушно.

В 1859 году в центре Воронежа на Большой Дворянской улице (сейчас пр. Революции) Иван Саввич открыл книжный магазин с канцелярским отделом. Магазин был приобретен на деньги, взятые в долг у петербуржского купца Василия Кокорева. Вести два дела, магазин и постоялый двор, было физически крайне трудно, и Никитин сдал двор в аренду, посвятив себя книжной торговле и поэзии. Через некоторое время Иван Саввич при магазине открыл небольшой читальный зал, который стал местом встреч литературной общественности города.

Весной 1861 года Иван Саввич тяжело заболел. К осени стало ясно, что болезнь не удастся победить. Завещание было подписано поэтом 10 сентября 1861 года. Согласно нему, книжный магазин должен быть продан, и все деньги распределены между родственниками. Отцу доставался дом. Право на издание своих сочинений Никитин передавал своему другу и наставнику, советнику Воронежского губернского правления Николаю Второву. По условию завещания все вырученные от издания книг средства должны были идти на благотворительные цели. Скончался Иван Саввич Никитин 28 октября 1861 года. Похоронен в Воронеже.

Иван Саввич Никитин вошел в историю русской литературы как поэт-патриот и лирик. В настоящее время архив Никитина разрознен и находится в пяти местах. Его по частям хранят Российская государственная библиотека, Российский государственный архив литературы и искусства, Институт русской литературы имени A.C. Пушкина Российской Академии наук, Литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского, Воронежский областной литературный музей имени И.С. Никитина.

Иван Саввич Никитин начал писать стихи еще в семинарии. Его стихотворения были известны семинаристам и получали одобрение преподавателей. Но только в 1849 году он впервые посылает свои стихи «Лес» и «Дума» для публикации в редакцию газету «Воронежские губернские ведомости». Стихи не были напечатаны, так как автор не подписался под ними ни фамилией, ни псевдонимом, а лишь указал инициалы «И.Н.». И все же в редакционной заметке об этих стихотворениях было написано.

В 1853 году Иван Саввич передает в эту же редакцию свое стихотворение «Русь», написанное им под впечатлением от начавшейся Крымской войны. Эти стихи были напечатаны в 47-м номере «Воронежских губернских ведомостей». Вскоре «Русь» была опубликована в «Санкт-Петербургских ведомостях». О Никитине узнали в столице, стихотворение имело большой резонанс в обществе и успех вплоть до того, что его переписывали от руки и читали на общественных мероприятиях и дома за семейным столом. В литературных кругах с восторгом приветствовали появление в России нового талантливого поэта. Затем стихи Ивана Саввича начинают печатать многие популярные журналы, в том числе «Отечественные записки», «Библиотека для чтения», «Современник».

В 1856 году вышел первый сборник стихотворений Никитина. В книгу вошли стихи 1849 – 1854 годов. Она была издана на деньги графа Дмитрия Николаевича Толстого, будущего воронежского губернатора. Толстой лично передал несколько экземпляров в семью императора. Вскоре от Императора Александра II поэт получил благодарственное письмо и в подарок часы с массивной цепочкой и перстень. Стихотворение «Русь» вызвало восхищение императорской семьи и по воспоминаниям современников стало в обществе патриотическим гимном России.

Оригинальная и существеннейшая черта поэзии Никитина – правдивость и простота, доходящие до самого строгого непосредственного воспроизведения житейской прозы. Почти все стихотворения Никитина распадаются на два больших блока: одни посвящены природе («Юг и Север» (1851) «Утро» (1854)), другие – человеческой нужде, народному страданию («Пахарь» (1856), «Жена ямщика» (1854)). И в тех, и в других поэт совершенно свободен от каких бы то ни было эффектов и праздного красноречия.

Стихотворения Никитина не удивят богатством красок, разнообразием приёмов, виртуозной техникой, изяществом стиля, в них больше смысловой прямоты, предметной и психологической ясности. Его стихотворный язык – «это настоящий переворот в российской поэзии, переворот, подобный которому совершил позднее в прозе А. Платонов». («Мой дух сроднится с духом века». Воронеж, 2004. С. 25).

В начале 60-х годов Н.А.Некрасов пригласил поэта сотрудничать в журнале «Современник». Это было настоящим признанием, но воспользоваться приглашением И. Никитин уже не мог. Тяжёлая болезнь подтачивала силы поэта.

Лаконично и точно поэтические заслуги И. Никитина сформулировал И.А.Бунин в очерке «Памяти сильного человека»: «Он в числе тех великих, кем создан весь своеобразный склад русской литературы, её свежесть, её великая в простоте художественность, её сильный простой язык, её реализм в самом лучшем смысле этого слова». Когда в начале 20-х годов решили открыть Дом-музей, оказалось, что деревянный дом сильно обветшал. Тогда его разобрали, а на его месте построили из кирпича точную копию прежнего дома. В нём и оборудовали музей, приурочив открытие к 100-летию со дня рождения поэта.

4 октября 1924 года здесь был открыт музей литературы края. Ныне это мемориальная часть областного литературного музея – «Дом-музей И.С.Никитина».

Конечно, эпоху создают вещи. Все вещи, находящиеся в этой комнате, являются настоящими свидетелями эпохи, это подлинные предметы быта поэта: и книги, стоящие в шкафу, и трехстворчатое зеркало, в которое могла глядеться любая из пушкинских героинь, и мебель, и картины, и посуда, изготовленная на мануфактуре Кузнецова, и даже лежащий на полу ковер, которым очень дорожат сотрудники музей и которому скоро исполнится двести лет.

Во дворе за чугунной оградой – стройные зелёные ели и возле них – памятник И. Никитину, созданный скульпторами А. С. Мещеряковым и Б. С. Шемардиным. Уходя из музея, пожалуйста, посмотрите на него…

Обычный дом. Крыльцо. Не виден

Там, в глубине, неброский сад.

Здесь жил поэт Иван Никитин

Сто двадцать лет тому назад.

Времен запамятных приметы —

Так ненавязчиво просты,

Здесь дышат книги, и предметы,

И рукописные листы.

И я иду и преклоняю

Седую голову пред тем,

Что есть судьба и боль земная,

Не покоренные никем.

И от земли я жду ответа —

Непостижимого уму:

«Родишь ли нового поэта,

Талантом равного ему?»

И где тот дом, безвестный ныне,

Куда в неведанном году,

Через столетья, как к святыне,

Потомки юные придут?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!