СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок Естествознание. Какие у растений секреты?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение жизни растений: условия их обитания, сходства и различия.

Просмотр содержимого документа
«Урок Естествознание. Какие у растений секреты?»

Урок Естествознание

Тема: Какие у растений секреты?

школа:КГУ «Белокаменская основная школа»

Число:

ФИО учителя: Прокофьева К.Г.

класс 2

кол-во присутствующих

кол-во отсутствующих

цели обучения данного урока

2.2.1.3. Описывать функции основных частей растений.

2.2.1.6. Описывать группы растений своей местности.

2.2.1.7. Объяснять важность ухода за растениями

2.1.2.2. Определять ведущие признаки наблюдения (цель, объект, план, сроки, результат.

развитие навыков

Доказывать, что растения – живой организм.

Классифицировать и описывать растение по плану.

Сравнивать группы растений по их существенным признакам.

Определять характерные особенности строения и функции корня, стебля, листьев и

цветка.

Объяснять важность ухода за растениями.

Размышлять о разнообразии мира растений.

Формулировать цель наблюдения, ориентироваться на страницах Научного дневничка.

Предполагаемый

результат

Все учащиеся смогут:

 Назвать, что изучает наука ботаника

 Определить тему исследования на уроке

 Сравнить группы растений и указывать их сходства и различия

 Описывать функции основных частей растений

Большинство учащихся смогут:

 Описать растения по плану, указывая особенности строения и расположения органов

 Объяснить важность ухода за растениями

Некоторые учащиеся смогут:

 Строить монологическое высказывание по теме, аргументировать свою позицию,

делать выводы.

 Определить ведущие признаки наблюдения (цель, объект, план, сроки, результат

Языковая цель

Полиязычие:

кұпияларды өсімдіктер – секреты растений – the secrets of plants.

Основные термины и словосочетания:

наука ботаника.

Используемый язык для диалога/письма на уроке:

Вопросы для обсуждения:

Почему растения – это живые организмы?

Что общего у деревьев, кустарников и трав? Чем они отличаются?

Для чего служит каждая часть растения?

Как долго наше растение может жить в воде?

Какова роль почвы в жизни растений?

Зачем растению листья?

Что произойдет, если на Земле исчезнут все растения?

Предшествующие

знания

Знают условия, необходимые для роста и развития растения (свет, тепло, влага, почва,

воздух); умеют различать и называть деревья, кустарники, травы, цветковые растения,

овощи, фрукты и определять характерные особенности строения (части растения);

понимают, что нужно делать, чтобы растение не погибло (ухаживать, поливать, рыхлить

почву).

план

Планируемое

время

Запланированная деятельность

Ресурсы

I. Создание

положительного

эмоционального настроя

1 мин

Создать благоприятную атмосферу для работы на уроке.

Вот звонок нам дал сигнал,

Поработать час настал,

Так что время не теряем

И работать начинаем.



II. Введение в

тему

1 мин

Расставьте буквы на вьюнке в нужном порядке, прочитайте слово.

Вспомните, что оно обозначает.

Логическое

задание в

учебнике

III.

Актуализация

жизненного

опыта.

Целеполагание

– Что изучает эта наука? (Ботаника изучает жизнь растений, их строение,

жизнедеятельность, условия обитания, происхождение.)

– Что такое растение? (Растение – это тело живой природы. На Земле

встречаются самые различные растения по виду, высоте, возрасту.)

– Давайте назовём известные нам группы растений (деревья, кустарники,

травы).

Учащиеся по рисункам в таблице предполагают, о чём пойдёт речь на уроке.

Определяют цель, которую нужно достичь к концу урока. (К ней

возвращаются на этапе рефлексии.)














таблица в учебнике

IV. Проверка Д/з

2 минут

Что такое эксперимент?

– В чём отличие наблюдения от эксперимента?

– Какие шаги необходимо сделать при проведении эксперимента?


V. Работа по теме

урока

30 минут

(

Погиба

ет

К) Беседа с учащимися. Работа по учебнику.

– Вы все, наверное, слышали выражение «Растения – зеленая одежда

Земли».

– Объясните, как вы понимаете это выражение.

(К) Работа с учебником.

Предложить ребятам прочитать текст в учебнике, и попросить найти в тексте

предложение, которое рассказывает какими были древние растения (Древние

растения были похожи на современные папоротники.)

(Г) Составление кластера.

В

Растения – это живые организмы


спомните, почему растения – это живые организмы?



растет

дышит

Питает

ся

Размно

жается





(К) Комментарии педагога.

Растения – это самые древние существа, которые первыми появились в

морских просторах и на суше. Именно растения сформировали нынешний

вид нашей планеты, создав кислород, а также плодородную почву. Первые

растения суши появились и примерно 400 миллионов лет назад. Они не

имели корней и селились у водоемов. Эти первые растениями были похожи

на современные папоротники. Они достигали

всего 5-6 см в длину.

(Г,И) Работа с иллюстрациями в учебнике.

Обратите внимание учеников на изображения отпечатков древних растений

на камнях – окаменелости. Расскажите, что окаменелости обычно

представляют собой остатки или отпечатки животных и растений,

сохранившиеся в почве, камнях, затвердевших смолах. Их можно

обнаружить при раскопках или на скалах в результате разрушения гор.

(Г) Исследовательская деятельность. Работа с учебником.

– Какие группы растений ты можешь назвать?

– К какой группе относятся: карагач, ромашка, тополь, крыжовник, сирень,

одуванчик, тюльпан?

– Сравни эти растения. Найди сходства и различия.

Порекомендуйте ученикам рассмотреть круги Эйлера в учебнике и

определить, что общего и чем отличаются друг от друга группы растений.

ОБЩЕЕ: деревья, кустарники и травы – живые организмы. Имеют

одинаковые части: корень, стебель, листья, цветы, плоды, семена.

РАЗЛИЧИЕ:

 формой и окраской стеблей, цветов, листьев, плодов (у трав - стебель, он

мягкий, у деревьев – ствол твердый, но один, а у кустарников – твердый,

но стволов несколько);

 продолжительностью жизни. Травы бывают однолетние, двулетние, а

деревья и кустарники живут несколько лет.

 Среди деревьев есть долгожители;

 растения бывают культурные и дикорастущие.

К какой группе относятся: карагач, ромашка, тополь, крыжовник, сирень,

одуванчик, тюльпан?

Творческая лаборатория.

Что вы можете рассказать о жимолости, зная, что это кустарник, даже если

его никогда не видели? (У жимолости, как и всех кустарников, несколько

стволов. Весной на кустарнике распускаются листочки, затем появляются

цветочки. На месте цветка развивается ягодка с семенами. Осенью у

жимолости желтеют и опадают листья)

слайд


Игра «Кто больше?»

Заинтересуйте ребят игрой. Объясните им правила игры. Необходимо не

только называть по очереди в парах представителей растений каждой

группы, но и описывать растение по плану, предложенному в Научном

дневнике (Задание №1).

Исследовательская работа.

1-й этап. Попросите учеников вспомнить, в какой среде находились наши

семена фасоли, сравнить их с сухими и ответить на вопросы: Что заметили у

семян? Можно ли сказать, что растение начало расти? (Мы поместили

несколько зерен в стакан с водой, несколько завернули в сухую ткань и

несколько во влажную.)

слайд

Вывод. В стакане с водой у фасоли есть вода в избытке, но нет доступа

воздуха, поэтому зерна набухли, но не проросли. Вода протухла. В блюдце с

сухой тканью у фасоли есть воздух, но нет воды. А у фасоли во влажной

ткани есть и воздух и вода, поэтому она набухла, изменилась в размерах. Ее

длина уже 2 сантиметра. Первыми появились маленькие корешки.

Работа с учебником.

Предложить ребятам сравнить свои выводы с сообщением Всезнамуса.

Исследовательская работа.

2-й этап. Предложить ученикам раскрыть дольки фасоли и рассказать, как

изменилась фасоль внутри.(Появились стебелек и листик с прожилками.

Каждая доля фасоли разбухла, там и находится запас питательных веществ

для ростка.)

Рассказать, что в каждом семени находится определенное количество

питательных веществ, за счет которых растение может развиваться до того

момента, пока не начнет само вырабатывать питательные вещества.

Работа с учебником.

Предложите рассмотреть растение и назвать подземные и наземные части.

Для чего служит каждая часть растения? Всегда ли корень растет вниз?

Зачем растению листья?

Работа с учебником.

Ни один человек никогда не сможет приготовить себе пищу из воды и

воздуха, используя солнечный свет и тепло. А зеленый лист растения умеет это делать.

Порекомендовать ученикам прочитать текст и назвать, какую функцию выполняют листья.

Динамическая пауза « Листочки».

Мы листочки, мы листочки.

Мы на веточках сидим.

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю снова сели.

Беседа.

Для чего растению нужны стебель, цветок, плод? Растение крепится в почве

при помощи корня. Он, как якорь, прочно удерживает его. Корни снабжают

растение водой и минеральными веществами.

По стеблю питательные вещества попадают в другие части растений.

За размножение растения отвечает цветок. В цветке созревают семена. Из

семян вырастает новое растение.

Инсценировка «Спор органов растения» (текст может прочитать

учитель).

Заспорили как-то части растения: кто из них самый главный.

Корень: Я здесь самый главный! Я укрепляю растение в почве, я пою его

водой и кормлю минеральными солями. Я первым из семени появляюсь! В

общем, уважаемые части растения, я самый важный среди вас!

Стебель: А кто держит листья? Цветы? Плоды? Кто поставляет питательные

вещества от корня к другим частям растения и, наоборот, от листьев к

корню? Все это делаю я – стебель. Значит, это я главный!

Листья: Это мы готовим растению питательные вещества, умело, используя

солнечную энергию! Это мы подсказываем людям, когда растение нужно

полить, подкормить, укрыть. Могут жители нашего царства листьев

кормить, лечить и животных, и людей. Да и дышится рядом с нами легко.

Цветок: Бесспорно, самый важный – это Я!. Потому что я образую, плоды и

семена, чтобы растение могло размножаться.

А кроме того, я самый красивый из вас… А какой чудесный аромат исходит

от меня…

Плод: Да если бы не я, все растения исчезли бы, не смогли размножаться.

Кроме этого, без меня животные и люди умерли бы от голода, потому что я

один из главных источников питания.

Творческая лаборатория.

Предложить детям в группах обсудить спор частей растения и рассказать,

какой из органов растений, по их мнению, является главным.

Вывод. Все части растения важны и необходимы: и корень, и листья, и

стебель, и цветы, и плоды. Ведь все они – части одного организма.

Проблемные вопросы.

Предложить рассмотреть росток в горшке и росток в банке с водой на окне.

Для какого из этих растений созданы все условия? Почему?

Совместно делается вывод.

Работа с учебником.

Предложить ученикам рассмотреть картинки в учебнике.

– С чем связаны изменения в мире растений? (С изменением температуры

воздуха, с состоянием почвы и водоемов, зависит от положения солнца.)

(И) Наблюдение.

Рассказать ученикам, что надо выбрать ближайшее к их дому дерево,

составить план наблюдения в рабочей тетради, наблюдать за ним и сделать

выводы.

Проблемный вопрос.

Представьте, что на Земле исчезли все растения. Как бы изменилась жизнь

людей? (Гипотезы детей.)

Комментарии педагога.

Как уныло бы стало за окном. Нет ни привычных тополей на улице, нет

сирени у забора, пропали одуванчики и подорожник. И дом сразу опустел.

Нет на окошках красивой герани и фиалок. Но самое страшное – исчезло бы

то, без чего жизнь невозможна – воздуха, кислорода. Ведь именно растения

вырабатывают кислород, необходимый для жизни.





учебник










ватман или лист формата а-4

















учебник

















Научный дневничок, цветные карандаши








учебник.

Листы формата А-4, с изображением кругов Эйлера















презентация «О жимолости»

Учебник













Научный дневничок

















-6 семян красной фасоли, небольшой кусок ткани, 2 тарелки, стакан с водой























Учебник

















Тарелки с фасолью
















Учебник






































Учебник.

Таблички с названиями частей растения, тексты.





























































Учебник

VI. Обобщени

Работа в Научном дневничке.

Задание №1. Ответь на вопросы теста. Закрась соответствующую фигуру.

Задание №2. Наблюдай за деревом за окном. Зарисуй, что ты увидел.

Подпиши даты своих наблюдений.

Карандаши,

ручка

VII. Домашнее

задание

1 мин

 Подумай, почему растения нужно беречь. Создай плакат о защите

растений.

 Посади семена фасоли в почву. Наблюдай за ростом растения.

Результаты наблюдения отмечай в Научном дневничке.

Научный

дневничок

VIII. Итог урока.

Рефлексия

1 мин

Рефлексивное оценивание «Вьюнок» заключается в оценке своей

работы.

Узнал, какие у растений секреты?

• Можешь определить ведущие признаки наблюдения?

Затем учащиеся разукрашивают цветочки на вьюнке.

1 (один) соответствует высказыванию «ничего не понял».

2 (два) – «понял не всё, не смогу объяснить».

3 (три) – «все понял, могу объяснить другому».


Научный

дневничок,

цветные

карандаши




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!