СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Философская пьеса М. Горького "На дне": действующие лица и место действия

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания к уроку "филосософская пьеса М. Горького "На дне": знакомство с действующими лицами и местом действия

Просмотр содержимого документа
«Урок "Философская пьеса М. Горького "На дне": действующие лица и место действия»

Философская пьеса М. Горького «На дне»



План урока

  1. Действующие лица пьесы

  2. Место действия


Ключевой вопрос

В таком роде литературы, как драма, авторскую позицию определить довольно сложно, ведь высказываются персонажи, а их слова могут быть далеки от авторских идей. И всё же попробуйте ответить на вопрос: каким образом в пьесе «На дне» реализуется авторское отношение к человеку и в чём оно заключается?


«На дне». Картины. Четыре акта.


        1. Действующие лица пьесы


Итак, пьеса М. Горького «На дне». Перед нами как будто бы ряд разрозненных сцен из жизни ночлежки для бездомных. Здесь собрались люди, выброшенные из нормальной жизни, опустившиеся «на дно» – об этом говорит само название пьесы.


1. Задание с открытым ответом

Задание. «Картины»

Как вы поняли подзаголовок пьесы Горького – «картины»?


2. Задание с открытым ответом (повышенный уровень)

Задание. «Картины»

Как вы поняли подзаголовок пьесы Горького – «картины»? К какому из традиционных жанров драматургии пьеса Горького ближе всего?


Прежде всего, внимательно перечитаем список действующих лиц:


Михаил Иванович Костылёв, 54 года, содержатель ночлежки

Василиса Карповна, его жена, 26 лет

Наташа, ее сестра, 20 лет

Медведев, их дядя, полицейский, 50 лет

Васька Пепел, 28 лет

Клещ, Андрей Митрич, слесарь, 40 лет

Анна, его жена, 30 лет

Настя, девица, 24 года

Квашня, торговка пельменями, под 40 лет

Бубнов, картузник, 45 лет

Барон, 33 года

Сатин, Актер, приблизительно одного возраста: лет под 40

Лука, странник, 60 лет

Алеша, сапожник, 20 лет

Кривой Зоб, Татарин, крючники

Несколько босяков без имен и речей


Присмотримся. Занятия некоторых персонажей указаны – среди них торговка пельменями, слесарь, картузник, сапожник… Имя одного из героев – фактически не имя, а прозвище, но, очевидно, связано с профессией – Актер. Это бывший актер, теперь спившийся. Прозвище другого тоже говорит о принадлежности к определенному социальному слою, вернее, теперь вполне можно сказать о бывшей принадлежности. Это обнищавший аристократ, теперь опустившийся человек по прозвищу Барон. По ходу действия пьесы мы узнаем, что подобное «понижение» пережили и другие герои пьесы: так, один из героев-мастеровых Бубнов, зарабатывающий деньги изготовлением картузов – бывший скорняк. Новые «понижения» будут происходить на наших глазах, по ходу действия пьесы: так, слесарь Клещ будет вынужден продать весь свой инвентарь, чтобы похоронить жену, умирающую в той же ночлежке.


3. Тест

Проверь себя. «Персонажи»

По алфавиту перечислите героев, которые представлены в пьесе М. Горького не именами, а прозвищами:

Ответ:


Ротация

Впишите по алфавиту имена всех женских персонажей пьесы:

Ответ:


5. Задание с открытым ответом (повышенный уровень)

Задание. «Женщины»

Обратите внимание, что в списке действующих лиц из женщин только у Квашни указан род занятий. Как вы думаете, почему? Чем можно объяснить то, что женских персонажей в пьесе гораздо больше, чем мужских?


6. Тест

Проверь себя. «Возраст»

Расставьте персонажей по возрасту в порядке убывания:

Василиса, Наташа, Квашня, Анна

Ответ:


Или

Расставьте персонажей по возрасту в порядке убывания:

Клещ, Лука, Костылёв, Пепел

Ответ:


Что касается Сатина, то если судить по списку действующих лиц, он ничем не занимается. Однако из текста пьесы мы знаем, что Сатин работал в разных местах, в том числе на телеграфе; он читал книги, правда, это было прежде. И все-таки можно сказать, что Сатин – своего рода интеллигент.

Все эти «бывшие», потерявшие свое место в жизни люди, живут здесь вместе с вором Пеплом и проституткой Настей…

Кроме самих обитателей «дна» в драме действуют хозяева ночлежки: Костылев, его жена Василиса и ее сестра Наташа.

Центральным персонажем пьесы оказывается зашедший в ночлежку ненадолго странник Лука.


7. Задание с открытым ответом

Проблемный вопрос. «Годы»

Как вы думаете, почему практически у всех персонажей пьесы в списке действующих лиц возраст указан предельно точно?


Это интересно. Странники в русской литературе и культуре

В литературе вы уже встречали странников. Странницей называла себя Феклуша в пьесе А.Н.Островского «Гроза». Возможно, вы читали знаменитое стихотворение А.С.Пушкина – оно так и называется «Странник»:

Побег мой произвел в семье моей тревогу,

И дети и жена кричали мне с порога,
Чтоб воротился я скорее…

Пушкинский странник покидает свой дом «как раб, замысливший отчаянный побег…»

Немало героев-странников «населяет» и произведения Л. Н. Толстого. Возможно, вы помните такой образ из его повести «Детство»; здесь странник – человек из народа.

А вот в «Посмертных записках старца Федора Кузьмича» и «Записках сумасшедшего», также принадлежащих Л. Толстому, дом и привычный образ светского бытия покидают, соответственно, царь и помещик.

Странничество – явление, характерное для Руси. В народе странников и юродивых всегда любили и почитали, считали их особенно мудрыми. Вот почему в древнерусской житийной литературе был популярен образ человека, покинувшего свой дом и семью для того, чтобы ступить на путь истинной жизни.

Однако «мирские власти» считали странников либо мошенниками, либо непросвещенными бродягами. Со странничеством безуспешно боролись: со времен Петра I в России издавались жесточайшие указы, по которым странники должны были препровождаться в заключение, в Сибирь.

Русская литература открыла для себя странника как персонажа положительного в XIX столетии (конечно, с исключениями, к которым относится во многом комический образ Феклуши).



8. Задание с открытым ответом

Мини-исследование. «Заглавия»

Горький долго искал название для своей пьесы. Если судить по черновикам, то были такие варианты: «Без солнца», «Дно», «Ночлежка». В первом издании пьеса была озаглавлена «На дне жизни». Сопоставьте все эти варианты заглавия и на основе сопоставления попробуйте дать ответ на вопрос: почему автор всё-таки остановился на названии «На дне»?


9. Задание с открытым ответом

Творческое задание. «Название»

Если бы, подобно Горькому, вы бы написали пьесу из жизни современных нам обитателей дна, то как бы вы эту пьесу назвали?


10. Тест

Готовимся к ЕГЭ. Афиша


Из четырёх ответов на каждый вопрос по списку действующих лиц пьесы «На дне» нужно выбрать один правильный ответ.


1) Нет указания на отчество у:

1 Костылёва

2 Медведева

3 Василисы

4 Клеща

Ответ:


2) Род занятий Клеща:

1 Слесарь

2 Токарь

3 Пекарь

4 Торговец пельменями

Ответ:


3) Самый молодой из действующих лиц:

1 Лука

2 Сатин

3 Актёр

4 Алёшка

Ответ:


4) Самый старый из действующих лиц:

1 Лука

2 Сатин

3 Актёр

4 Алёшка

Ответ:


5) Возрасту Христа соответствует только возраст:

1 Луки

2 Клеща

3 Барона

4 Бубнова

Ответ:


6) Род деятельности Алёшки:

1 Перчаточник

2 Шляпник

3 Сапожник

4 Портной

Ответ:


7) Самая молодая из женских персонажей:

1 Василиса

2 Наташа

3 Анна

4 Настя

Ответ:


8) Василисе и Наташе Медведев приходится:

1 Дедом

2 Отцом

3 Дядей

4 Братом

Ответ:



        1. Место действия


О том, как в пьесе организовано художественное пространство, нам рассказывают ремарки.


Словарь

Ремарка

Ремарки содержат авторские пояснения к тексту драматического произведения, которые обычно даются либо в скобках, либо курсивом.


Перечитайте ремарку к 1-му акту пьесы «На дне»:

«Подвал, похожий на пещеру. Потолок — тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой. Свет — от зрителя и, сверху вниз,— из квадратного окна с правой стороны. Правый угол занят отгороженной тонкими переборками комнатой Пепла, около двери в эту комнату — нары Бубнова. В левом углу — большая русская печь; в левой, каменной, стене — дверь в кухню, где живут Квашня, Барон, Настя. Между печью и дверью у стены — широкая кровать, закрытая грязным ситцевым пологом. Везде по стенам — нары. На переднем плане у левой стены — обрубок дерева с тисками и маленькой наковальней, прикрепленными к нему, и другой, пониже первого. На последнем — перед наковальней — сидит Клещ, примеряя ключи к старым замкам. У ног его — две большие связки разных ключей, надетых на кольца из проволоки, исковерканный самовар из жести, молоток, подпилки. Посредине ночлежки — большой стол, две скамьи, табурет, всё — некрашеное и грязное. За столом, у самовара, Квашня — хозяйничает, Барон жует черный хлеб и Настя, на табурете, читает, облокотясь на стол, растрепанную книжку. На постели, закрытая пологом, кашляет Анна. Бубнов, сидя на нарах, примеряет на болванке для шапок, зажатой в коленях, старые распоротые брюки, соображая, как нужно кроить. Около него — изодранная картонка из-под шляпы — для козырьков, куски клеенки, тряпье. Сатин только что проснулся, лежит на нарах и — рычит. На печке, невидимый, возится и кашляет Актер».


11. Тест

Проверь себя. «Декорации»

Если вы, читая пьесу Горького, проследите смену авторских ремарок и представите себе, как от действия к действию могут меняться декорации спектакля, вы легко ответите на вопрос: в каких актах местом действия в пьесе «На дне» является не «подвал, похожий на пещеру», а другое пространство?

1 I

2 II

3 III

4 IV


Ответ:


Или

В каком из действий описание подвала существенно изменяется?

1 I

2 II

3 III

4 IV

Ответ:


13. Задание с открытым ответом (повышенный уровень)

Задание. «1 действие»

Укажите те элементы оформления сцены в 1 действии, которые легко воспроизвести на реальном сценическом пространстве. Какие элементы из этой ремарки воспроизвести средствами театра трудно?


14. Задание с открытым ответом

Проблемный вопрос. «Декорация»

Как вы думаете, для чего в описание декорации 1 действия автор вводит элементы, которые на реальной театральной сцене воссоздать крайне сложно?


Если внимательно вчитаться в эту ремарку, нельзя не удивиться тому, почему так странно описывается ночлежка. Например, почему она напоминает пещеру («Подвал, похожий на пещеру»).

Тут стоит вспомнить о том, что образ пещеры, начиная с времен Древней Греции, связывался с философией Платона. Платон говорил о том, что всё, что люди видят и ощущают, – только тени на стене пещеры, тени идеальных предметов. Человек живет в царстве теней. Он сам – узник этой пещеры. Люди, как говорил Платон, прикованы лицом к стене и потому не видят яркого света истины. Они довольствуются лишь тенями. Если же человек выходит из пещеры на поверхность в мир реальных вещей и, вернувшись, рассказывает об увиденном людям пещеры, ему никто не верит, ведь кроме него никто там не видел ничего, кроме теней. Таким человеком, по Платону, оказывается не кто иной, как философ. Миф о пещере Платон изложил в седьмой книге диалога «Государство».

Конечно, это метафора. Метафора человеческого кругозора. Смысл ее в том, что люди живут ложными представлениями. Читая пьесу М. Горького, попробуем понять, имеет ли к ней отношение образ платоновской пещеры.


Читальный зал. Правда и правдоподобие по Платону

Правда и правдоподобие (из диалога Платона «Тимей»)

В диалоге Платона «Тимей» говорилось:

«Мы, рассматривая … много вещей, таких, как боги и рождение Вселенной, не достигнем в наших рассуждениях полной точности и непротиворечивости. Напротив, мы должны радоваться, если наше рассуждение окажется не менее правдоподобным, чем любое другое, и притом помнить, что и я, рассуждающий, и вы, мои судьи, всего лишь люди, а потому нам приходится довольствоваться в таких вопросах правдоподобным мифом, не требуя большего».


Читальный зал. Платон. «Государство» (фрагмент)

Фрагменты из седьмой книги диалога Платона «Государство»


[Символ пещеры]

— После этого, — сказал я, — ты можешь уподобить нашу человеческую природу в отношении просвещенности и непросвещенности вот какому состоянию... посмотри-ка: ведь люди как бы находятся в подземном жилище наподобие пещеры, где во всю ее длину тянется широкий просвет. С малых лет у них там на ногах и на шее оковы, так что людям не двинуться с места, и видят они только то, что у них прямо перед глазами, ибо повернуть голову они не могут из-за этих оков. Люди обращены спиной к свету, исходящему от огня, который горит далеко в вышине, а между огнем и узниками проходит верхняя дорога, огражденная — глянь-ка — невысокой стеной вроде той ширмы, за которой фокусники помещают своих помощников, когда поверх ширмы показывают кукол.

— Это я себе представляю.

— Так представь же себе и то, что за этой стеной другие люди несут различную утварь, держа ее так, что она видна поверх стены; проносят они и статуи, и 515всяческие изображения живых существ, сделанные из камня и дерева. При этом, как водится, одни из несущих разговаривают, другие молчат.

— Странный ты рисуешь образ и странных узников!

— Подобных нам. Прежде всего разве ты думаешь, что, находясь в таком положении, люди что-нибудь видят, свое ли или чужое, кроме теней, отбрасываемых огнем на расположенную перед ними стену пещеры?

— Как же им видеть что-то иное, раз всю свою жизнь они вынуждены держать голову неподвижно?

— А предметы, которые проносят там, за стеной; Не то же ли самое происходит и с ними?

— То есть?

— Если бы узники были в состоянии друг с другом беседовать, разве, думаешь ты, не считали бы они, что дают названия именно тому, что видят?

— Непременно так.

— Далее. Если бы в их темнице отдавалось эхом все, что бы ни произнес любой из проходящих мимо, думаешь ты, они приписали бы эти звуки чему-нибудь иному, а не проходящей тени?

— Клянусь Зевсом, я этого не думаю.

— Такие узники целиком и полностью принимали бы за истину тени проносимых мимо предметов.

— Это совершенно неизбежно.

— Понаблюдай же их освобождение от оков неразумия и исцеление от него, иначе говоря, как бы это все у них происходило, если бы с ними естественным путем случилось нечто подобное.

Когда с кого-нибудь из них снимут оковы, заставят его вдруг встать, повернуть шею, пройтись, взглянуть вверх — в сторону света, ему будет мучительно выполнять все это, он не в силах будет смотреть при ярком сиянии на те вещи, тень от которых он видел. раньше. И как ты думаешь, что он скажет, когда ему начнут говорить, что раньше он видел пустяки, а теперь, приблизившись к бытию и обратившись к более подлинному, он мог бы обрести правильный взгляд? Да еще если станут указывать на ту или иную мелькающую перед ним вещь и задавать вопрос, что это такое, и вдобавок заставят его отвечать! Не считаешь ли ты, что это крайне его затруднит и он подумает, будто гораздо больше правды в том, что он видел раньше, чем в том, что ему показывают теперь?

— Конечно, он так подумает.

— А если заставить его смотреть прямо на самый свет, разве не заболят у него глаза, и не вернется он бегом к тому, что он в силах видеть, считая, что это действительно достовернее тех вещей, которые ему показывают?

— Да, это так.

— Если же кто станет насильно тащить его по крутизне вверх, в гору и не отпустит, пока не извлечет его на солнечный свет, разве он не будет страдать и не возмутится таким насилием? А когда бы он 516вышел на свет, глаза его настолько были бы поражены сиянием, что он не мог бы разглядеть ни одного предмета из тех, о подлинности которых ему теперь говорят.

— Да, так сразу он этого бы не смог.

— Тут нужна привычка, раз ему предстоит увидеть все то, что там, наверху. Начинать надо с самого легкого: сперва смотреть на тени, затем — на отражения в воде людей и различных предметов, а уж потом — на самые вещи; при этом то, что на небе, и самое небо ему легче было бы видеть не днем, а ночью, то есть смотреть на звездный свет и Луну, а не на Солнце и, его свет.

— Несомненно.

— И наконец, думаю я, этот человек был бы в состоянии смотреть уже на самое Солнце, находящееся в его собственной области, и усматривать его свойства, не ограничиваясь наблюдением его обманчивого отражения в воде или в других, ему чуждых средах.

— Конечно, ему это станет доступно.

— И тогда уж он сделает вывод, что от Солнца зависят и времена года, и течение лет, и что оно ведает всем в видимом пространстве и оно же каким-то образом есть причина всего того, что этот человек и другие узники видели раньше в пещере.

— Ясно, что он придет к такому выводу после тех наблюдений.

— Так как же? Вспомнив свое прежнее жилище, тамошнюю премудрость и сотоварищей по заключению, разве не сочтет он блаженством перемену своего положения и разве не пожалеет своих друзей?

— И даже очень.

— А если они воздавали там какие-нибудь почести и хвалу друг другу, награждая того, кто отличался наиболее острым зрением при наблюдении текущих мимо предметов и лучше других запоминал, что обычно появлялось сперва, что после, а что и одновременно, и на этом основании предсказывал грядущее, то, как ты думаешь, жаждал бы всего этого тот, кто уже освободился от уз, и разве завидовал бы он тем, кого почитают узники и кто среди них влиятелен? Или он испытывал бы то, о чем говорит Гомер, то есть сильнейшим образом желал бы

как поденщик, работая в поле,
службой у бедного пахаря хлеб добывать свой насущный

[Гомер. Одиссея. XI 490 – 491]

и скорее терпеть что угодно, только бы не разделять представлений узников и не жить так, как они?

— Я-то думаю, он предпочтет вытерпеть все что угодно, чем жить так.

— Обдумай еще и вот что: если бы такой человек опять спустился туда и сел бы на то же самое место, разве не были бы его глаза охвачены мраком при таком внезапном уходе от света Солнца?

— Конечно.

— А если бы ему снова пришлось состязаться с этими вечными узниками, разбирая значение тех теней? Пока его зрение не притупится и глаза не привыкнут — а на это потребовалось бы немалое время, — разве не казался бы он смешон? О нем стали бы говорить, что из своего восхождения он вернулся с испорченным зрением, а значит, не стоит даже и пытаться идти ввысь. А кто принялся бы освобождать узников, чтобы повести их ввысь, того разве они не убили бы, попадись он им в руки?

— Непременно убили бы.

— Так вот, дорогой мой Главкон, это уподобление следует применить ко всему, что было сказано ранее: область, охватываемая зрением, подобна тюремному жилищу, а свет от огня уподобляется в ней мощи Солнца. Восхождение и созерцание вещей, находящихся в вышине, — это подъем души в область умопостигаемого. Если ты все это допустишь, то постигнешь мою заветную мысль — коль скоро ты стремишься ее узнать, — а уж богу ведомо, верна ли она. Итак, вот что мне видится: в том, что познаваемо, идея блага — это предел, и она с трудом различима, но стоит только ее там различить, как отсюда напрашивается вывод, что именно она — причина всего правильного и прекрасного. В области видимого она порождает свет и его владыку, а в области умопостигаемого она сама — владычица, от которой зависят истина и разумение, и на нее должен взирать тот, кто хочет сознательно действовать как в частной, так и в общественной жизни.

— Я согласен с тобой, насколько мне это доступно.

— Тогда будь со мной заодно еще вот в чем: не удивляйся, что пришедшие ко всему этому не хотят заниматься человеческими делами; их души всегда стремятся ввысь. Да это и естественно, поскольку соответствует нарисованной выше картине.

— Да, естественно.

Перевод А. Н. Егунова


Действительно, причем здесь великий греческий философ? Ведь речь идет о ночлежниках, о людях «дна». Не будем спешить с выводами и посмотрим, не напоминают ли герои Горького философов, целый день проводящих в размышлении и разговорах, посвященных выяснению истины?


15. Задание с открытым ответом

Дебаты. «Пещера»

На ваш взгляд, чем руководствовался автор, когда дал указание в ремарке на то, что подвал похож на пещеру?



16. Задание с открытым ответом***

Мини-исследование. «Платон»

Проведите сопоставительный анализ представлений о человеке у Платона с тем, каким показан человек в пьесе Горького. К чему пришло человечество за те века, что миновали со времён Платона до начала XX века?



Из истории театра. Ночлежка в постановке «Современника»


Ночлежку можно представить себе и иначе. Например, в постановке Галины Волчек (московский театр «Современник», 1968) она выглядела как преисподняя.


17. Тест

Готовимся к ЕГЭ. Оформление сцены


Из четырёх ответов на каждый вопрос по ремаркам оформления сцены пьесы «На дне» нужно выбрать один правильный ответ.


1) Своя комната есть у:

1 Бубнова

2 Актёра

3 Сатина

4 Пепла

Ответ:


2) Повсюду на стенах:

1 Подтёки грязи

2 Картины из народной жизни

3 Слесарные инструменты

4 Нары

Ответ:


3) В мизансцене начала 1 действия Барон ест:

1 Белый хлеб

2 Чёрный хлеб

3 Чёрную икру

4 Пельмени

Ответ:


4) В мизансцене начала 2 действия бубнов и Медведев играют в:

1 Карты

2 Нарды

3 Шашки

4 Шахматы

Ответ:


5) В оформлении сцены 3 действия около брандмауэра кусты:

1 Малины

2 Калины

3 Шиповника

4 Бузины

Ответ:


6) Время года 3 действия:

1 Весна

2 Лето

3 Зима

4 Осень

Ответ:


7) Из деталей оформления сцены к 4 действию исчезает:

1 Окно

2 Лампа

3 Наковальня

4 Печь

Ответ:


8) Музыкальный инструмент, который чинит Клещ в мизансцене начала 4 действия:

1 Балалайка

2 Гармония

3 Дудка

4 Гитара

Ответ:



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!