11 Б класс Дата_________________________________
Уроки 18-19
Тема: «Финансы в экономике»
Цели урока:
1.Повторение и совершенствование знаний о роли государства в экономике, изучение функций институтов банковской системы, изучение понятия «финансы» в широком и узком смысле;
2.Развивать навыки самостоятельной деятельности, направленной на получение новой информации, усовершенствовать навыки публичного выступления, групповой работы; создать ситуацию успеха; 3,Применить умения целеполагания и анализа; отработка навыков работы с текстом;
4.Воспитывать культуру конструктивного мышления, развивать основы экономической грамотности; формировать научное мировоззрение, способность применять полученные знания на практике.
Задачи урока:
Образовательная: повторить и расширить ранее полученные знания о роли государства в экономике, ввести новые понятия: «финансы», «страховые компании», «инвестиционные компании»; закрепить: «банковская система», «инфляция»
Развивающая задача: продолжить формирование умений и навыков работы с текстом учебника, документом
Воспитательная задача: вызвать интерес учеников через рассказ учителя о банковской системе в РФ, а также об основных финансово-кредитных операциях
Средства обучения:: Л.Н.Боголюбов, Н.И. Городецкая. Обществознание. 11 класс. – М.: просвещение, 2014, презентация, раздаточный материал.
Тип урока: комбинированный.
Урок 18.
Оргмомент. Приветствие, проверка готовности к уроку.
Мобилизующее начало:
Тема – Финансы в экономике
Место урока в теме – Мы продолжаем изучать раздел «Человек и экономика» и сегодня поговорим об основных финансово-кредитных учреждениях нашей страны.
Мотивация – В современном обществе, в условиях рыночной экономики все острее встает вопрос приобретения каких-либо необходимых товаров. Чаще всего сразу заплатить полную сумму за нужную нам вещь – невозможно, поэтому приходится брать кредит или долг. Зная и понимая данную тему можно разобраться, где и как получить кредит, куда обратиться за помощью, откуда у банков берутся деньги для наших кредитов и чем это выгодно самому банку
Главная цель – Познакомиться с понятием и структурой финансово – кредитной системы нашей страны
Установка на запоминание – к концу урока вы должны запомнить, что такое финансы, как выглядит банковская система в нашей стране, к концу следующего урока - какие еще бывают финансовые институты, а также что такое инфляция.
План (на доске и устно):
1.Финансы: деньги и отношения.
2.Банковская система
Проверка домашнего задания по вариантам в рамках подготовки к ЕГЭ и работа по карточке (тест)
Тест по теме «Экономика и государство»
А1. Процесс реализации государственных экономических функций путем разнообразных государственных мер воздействия на экономические процессы для достижения определенных целей
1)Экономический курс 2)Экономическая ориентация 3)Экономическая политика 4)Экономическое принуждение
А2. Товары и услуги, предоставляемые государством его гражданам на равных началах
1)Социальный пакет 2)Общественные блага 3)Базовый пакет 4)Экономические уступки
А3. К косвенному регулированию экономики со стороны государства относится
1)Монетарная политика 2)Рыночная экономика 3)Правовое регулирование 4)Социальное обеспечение населения
В1. Выберите наиболее общие экономические цели государства в рыночной экономике
1)Обеспечение экономического роста 2)Правовое регулирование экономики 3)Государственная фискальная политика
4)Создание условий экономической свободы 5)Обеспечение экономической безопасности и эффективности
6)Погашение государственного долга
В2. Что из перечисленного не относится к механизмам государственного регулирования рыночной экономики
1)Фискальная политика 2)Правовое регулирование 3)Расширение частного сектора 4)Монетарная политика
5)Использование преимущественно административных методов
А1 | А2 | А3 | В1 | В2 |
3 | 2 | 1 | 1, 4, 5 | 3 |
Изучение нового материала
Учитель: Из предыдущего параграфа вы узнали о различных методах государственного регулирования рыночной экономики. Цель их использования государством – помочь экономике развиваться стабильно, без всяких кризисов.
Акцентирую внимание учеников, что одной из главных функций государства в экономике является перераспределение доходов. В реализации этой функции государству помогает целая система, она называется «банковская». А банки созданы для того, чтобы управлять денежными средствами своих вкладчиков, по-иному – финансами.
Вопрос: стр.92, сформулируйте понятие Финансы в широком и узком смысле слова?
Обучающиеся формулируют, привлекая знания 8-го класса:
В узком смысле, финансы – это инструмент распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода. И заработная плата, и пенсия, и налоги – это всё финансы.
В широком смысле финансы – совокупность экономических отношений в процессе использования денежных средств.
Это комплекс операций, с помощью которых хозяйствующие субъекты аккумулируют денежные средства и осуществляют денежные расходы.
Денежные средства - это не только наличность в нашем кошельке, это и депозиты (вклады) в банках. Сегодня получают распространение электронные деньги в виде банковских карт. А вы знаете, что деньги прошли долгий путь эволюции. Слайд 3
Дополнительно!(сообщение обучающегося)
- Деньги возникли, прежде всего, как средство, облегчающее прямой товарообмен. Первыми деньгами были товарные деньги. Это были главные предметы потребления в данной местности. У охотников деньгами были шкуры и меха, у земледельцев – пшеница, рис, соль. Затем деньги стали изготавливать из металла, железа и меди. Ведь именно эти металлы более всего представляли интерес. Из них изготавливали орудия труда, украшения, оружие. Постепенно деньги стали изготавливать из золота и серебра.
Излишки денег их владельцы стали хранить в условных местах – банках. «Банк» - буквально переводится как столик менялы. А расписки менял и ювелиров стали прообразом банкнот. «Банкнота» - записка менялы. Постепенно деньги приобрели современный вид.
Как и в прошлые века, операции по хранению денег клиентов и осуществлению безналичных расчетов, а также по предоставлению кредитов за счет клиентских денег, выполняют банки.
Только сегодня - это широкая сеть финансовых учреждений и называется она «банковской системой».
Задание: Теперь давайте еще раз проговорим, чтобы запомнить. Скажи, пожалуйста, всем! Теперь еще раз проговорим друг другу в парах! (проговаривают в парах)
На современном рынке существует такая ситуация, когда одни предприятия имеют избыток денежных средств, другие – их недостаток – слайд 4. Помощь в получении необходимых денег, или в хранении и правильном использовании избыточных средств оказывают банки и другие финансовые институты.
Пункт 2 плана Знакомство с понятием банковская система, банк – стр.93, слайд 5-6
Вопрос: Что такое банк? - отвечают
Банк - финансовое учреждение, которое занимается привлечением свободных денег и последующим их предоставлением в кредит, осуществлением денежных расчетов между гражданами и организациями.
Банковская система – совокупность действующих в стране банков и других кредитных учреждений, и организаций.
Вопрос: Как выглядит наша банковская система? - отвечают
Центральный банк в одних странах подчинен правительству, а в других независим, но везде имеет большое значение для функционирования рыночной экономики. В России – экономически независимый, может предлагать на рассмотрение парламенту законы.
Вопрос: каков главный принцип деятельности банка? – стр.93 (работа с учебником)
Ответ: хранить деньги вкладчиков и отдавать большую их часть взаймы другим лицам, получая за это доход.
Вопрос: В чем состоит особое положение Центробанка во всей банковской системы?
-эмиссия денежных знаков;
-самые крупные денежные резервы: внешние - валюта, золото; внутренние – резервы коммерческих банков
Основные функции (Как вы думаете какие?, стр.94: слайд 7
Осуществление денежно-кредитной политики государства
Кредитование коммерческих банков
Обеспечение стабильной деятельности банковской и финансовой систем
Поддержание устойчивости национальной денежной единицы
Хранение запасов денежных средств и золота
Задание: дать краткую характеристику коммерческого банка, стр.94 (работа с учебником)
Как формируется банковская прибыль коммерческого банка?
Коммерческий банк – деловое, частное предприятие, организующее свой бизнес. Работают за счет банковской прибыли. – ставки по кредитам делают больше, чем выплачивают процент вкладчикам!!!! – принцип работы всех банков и кредитов = отсюда у банков и берутся постоянно деньги, идёт денежный оборот! Слайд 8
Коммерческий банк - это кредитное учреждение, специализирующееся на оказании банковских услуг физическим и юридическим лицам.
Вопрос: Что значит слово «коммерческий»? – отвечают -
Слово «коммерческий» в названии структуры, означает, что главным приоритетом в деятельности банка является получение прибыли.
Историческая справка. Первые банки в нашей стране появились еще в середине 18 века. Главная цель – поддержание торговли и регулирование денежного обращения. Во второй половине 19 века появляются коммерческие банки. С этого момента банки занимают лидирующие позиции на финансовом рынке. Им больше доверяли, чаще вкладывали и брали в долг деньги у банков.
Классификация банков – слайды 9-10, обучающиеся записывают.
Традиционные операции коммерческого банка (стр.95) слайды 11-13 - отвечают
Пассивные | Активные |
Прием вкладов, получение кредитов от других банков, выпуск собственных акций | Предоставление кредитов |
Задание: Сейчас вы самостоятельно будите заполнять таблицу «Другие финансовые институты». Ваша задача – в течение 5-7 минут выполнить эту работу. По истечению времени мы проверим ее вместе с вами!
В готовом виде:
Финансовые институты | Функции |
- финансово-кредитные учреждения - пенсионный фонд - инвестиционные компании Страховые компании Фондовые биржи Межгосударственные финансово-кредитные институты | Накапливают средства и предоставляют тем, кто нуждается Выплата пособий и пенсий для вносящих пенсионные взносы Аккумулируют денежные средства через продажу собственных ценных бумаг Оказывают страховые услуги Продажа и покупка ценных бумаг Финансирование и кредитование разных стран, содействие мировой торговле |
Закрепление: составить синквейн к слову «банк» - слайд 15
Дом.задание: §9, выучить понятия, зад.1,3,4- письменно
Урок 19.
1.Орг.момент.
2.Актуализация знаний: сам. работа над понятиями, записывают понятия по теме Финансы.
3.Проверка дом.задания:
1-е: 1) Насколько этот банк надежный
2) Какой процент выплачивается по вкладам
3-е:
Анализируя рекламу банков, мы можем отметить, что банки рекламируют кредитные карты с большим беспроцентным сроком, низкие ставки по кредитам и ипотекам, которые изменят жизнь россиян к лучшему в срочном порядке.
Так, они предлагают выдать кредитную карту, кредит, ипотеку, новую дебетовую карту с большим кешбеком.
Их клиентом, судя по рекламе, может быть человек, который любит шопинг, не привык в чем-то себе отказывать, хочет купить все сейчас, а заплатить потом, нуждается в дополнительной помощи при высокой платежеспособности.
Еще:
3. Банковские карты (про кредитные карты смотри пункт 2) за пользование которыми банк берет с картодержателей ежегодную плату.
4. Банки рекламируют денежные переводы через себя любимого кому угодно, с открытием счета и без. За перевод банк получает проценты от суммы.
5. Отдельным пунктом рекламируют оплату услуг чего-либо: ЖКХ, телефонная связь, ОСАГО и. т. п, хотя это те же переводы, за которые банки берут свои %.
6. Обмен валюты.
7. Депозитарий
8. Индивидуальные сейфы
9 Инвестиции и паевые фонды
10 Страхование чего-либо
11 Рынок ценных бумаг ( брокерское обслуживание) .
4-е: 800 тыс. рублей
4.Актуализация знаний:
Учитель: Россияне последние годы живут в ситуации, когда цены на товары и услуги постоянно повышаются. Изменяется не только цена товаров, но и ценность денег. На одно и то же количество денег мы можем покупать все меньше и меньше товаров. Чтобы поддерживать уровень жизни, людям требуется все больше денег. Государство идет на выпуск денег в обращение, то есть на расширение денежной массы. Это стимулирует спрос на товары и услуги, и как следствие, новый рост цен на них. В результате всего этого замкнутого круга и возникает инфляция. Запишите себе это понятие! Процесс обесценивания денег, который проявляется в виде долговременного повышения цен на товары и услуги. Что такое инфляция? Теперь еще раз проговорили друг другу в парах!
Инфляция – устойчивая тенденция роста общего уровня цен в экономике - слайды 21-22
Инфляция проявляется в различных формах и видах.
Задание: В течение 3 минут выпишите себе в тетрадь формы инфляции по темпам. Теперь давайте вместе проверим!
-Ползучая – слайд 23
-галопирующая (скачок) – слайд 24
гиперинфляция (очень высокий темп роста цен) – слайд 25-26
Задание: Формы инфляции, стр. 99: - работа с учебником
Инфляция спроса – стр.99, слайд 27 – превышение спроса над предложением.
Запомнить (в рамках вопросов ЕГЭ): Источники избыточного спроса: дефицит государственного бюджета (эмиссия денег, использование печатного станка); опережающий рост зарплаты по сравнению с ростом производства.
Инфляция издержек (предложения) – повышение издержек на единицу продукции.
Причина: рост цен на производственные ресурсы, например, на нефть (до 25,5%) – слайд 28-29
Вывод: инфляция спроса (доходов много, товара мало), инфляция издержек (рост цен)
Закрепление: работа с документом (распечатан)
Сейчас в качестве закрепления вы будете работать с документом на странице 101. Ваша задача прочитать его в течение 3 минут и ответить на вопрос № 2. Таким образом мы потренируемся выполнять часть С в ЕГЭ!
Вопрос 2
Автор называет финансовых посредников между государством и гражданами. Охарактеризуйте их функции и роль в перераспределении денег.
Рефлексия: зачем нужны эти знания?
Домашнее задание
д/з - §9, отвечать на вопросы, задание 2 или , работа с документо (письм.ответ на вопросы).
Подведение итогов
В начале урока я вам сказала, что вы должны запомнить некоторые вещи, давайте вместе вспомним, для этого сначала проговорим друг другу в парах:
1)Что такое финансы? (Это комплекс операций, с помощью которых распределяют, аккумулируют денежные средства и осуществляют денежные расходы)
2)Как выглядит банковская система в нашей стране? (Центральный банк, коммерческие банки, другие финансово-кредитные учреждения)
3)Какие финансово-кредитные учреждения вы запомнили? (пенсионный фонд, инвестиционные компании, страховые компании, фондовые биржи)
4)Что такое инфляция? А какие формы и виды бывают? (обесценивание денег, ползучая, галопирующая, гиперинфляция).
Приложение:
Прочитайте текст и выполните задание.
Использование ресурсов для удовлетворения потребностей подчинено экономическим целям, которые преследуют в своей экономической деятельности индивиды (домохозяйства), фирмы и общество в целом. Современная экономическая теория исходит из рационального поведения хозяйствующих субъектов при выборе целей их экономической деятельности. В реальной действительности это означает стремление к максимизации результатов при данных затратах.
Экономической целью потребителя является максимизация удовлетворения всех его потребностей, т.е. максимизация функции полезности. Максимизация полезности зависит не только от текущего потребления, но и от сбережений, осуществляемых в соответствии с динамикой цен. Экономической целью фирмы выступает максимизация прибыли или минимизация издержек производства. Для этого используются не только цены, но и реклама, дизайн, изменение товарно-материальных запасов и т.д.
Главными экономическими целями современного общества являются экономический рост, повышение эффективности производства, полная занятость и социально-экономическая стабильность.
Экономический рост... должен достигаться не за счёт деградации окружающей среды, а за счёт повышения эффективности использования старых ресурсов и вовлечения в производственный процесс новых...
Рыночная экономика гарантирует прежде всего свободу потребителя, что выражается в свободе потребительского выбора на рынке товаров и услуг. Добровольный, без принуждения обмен становится необходимым условием суверенитета потребителя. Каждый самостоятельно распределяет свои ресурсы в соответствии со своими интересами и при желании может самостоятельно организовывать процесс производства товаров и услуг в тех масштабах, которые позволяют его способности и имеющийся капитал. Это означает, что существует свобода предпринимательства. Индивид сам определяет, что, как и для кого производить, где, как, кому, сколько и по какой цене реализовывать произведённую продукцию, каким образом и на что тратить полученную выручку. Поэтому экономическая свобода предполагает экономическую ответственность и опирается на неё...
Экономическая свобода – фундамент и составная часть свобод гражданского общества. Она выступает, прежде всего, как необходимое средство достижения политической свободы; в свою очередь, политическая свобода есть гарант экономической свободы. В свободном обществе индивид может отстаивать и активно пропагандировать любые, в том числе радикальные, изменения в социальной структуре, конечно, при условии, что его агитация не выливается в применение насильственных действий по отношению к другим гражданам...
Классическая рыночная экономика исходит из ограниченной роли государственного вмешательства в экономику. (Р.М. Нуреев)
Автор пишет, что классическая рыночная экономика исходит из ограниченной роли государственного вмешательства в экономику.
Опираясь на текст и обществоведческие знания, назовите и кратко поясните любые три функции государства в рыночной экономике.
Источники:
1. http://www.edu.ru/ (Федеральный портал «Российское образование»).
2. Обществознание. 11 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]. - М.: Просвещение, 2014
3.Практикум. Обществознание, под ред.Л.Н.Боголюбова, М., М.: 2008г.
4.Материалы для подготовки к ЕГЭ.
5. http://www.rsr-olymp.ru/ (Российский совет олимпиад школьников).
7