Разработку выполнила учитель физики Устинова Е.В.
МБОУ «СОШ № 1 г.Новоалтайска Алтайского края»
Класс: 7
Тема урока: «Сила трения»
Тип урока: Урок «открытия» нового знания с элементами исследования
Цель урока: Познакомить учащихся с силой трения, видами сил трения
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: знать понятие сила трения, причины возникновения трения, называть способы уменьшения и увеличения трения; уметь проводить классификацию сил трения; овладеть экспериментальными методами исследования в процессе изучения силы трения; объяснять значение силы трения в жизни человека, быту, технике.
Метапредметные:
Коммуникативные:
-
уметь взаимодействовать в паре, группе (планирование совместной работы, положительное отношение к мнению одноклассников, обсуждение);
-
добывать недостающую информацию из различных источников;
-
уметь представить полученные результаты;
Регулятивные:
-
анализировать информацию и планировать свои действия при проведении эксперимента;
-
прогнозировать возможный результат;
-
уметь применять полученные знания для решения практических задач, обеспечения безопасности своей жизни;
Познавательные:
-
самостоятельно искать необходимую информацию в учебно-научной литературе;
-
уметь выделять существенные признаки видов силы трения;
-
устанавливать причинно-следственные связи;
-
уметь находить примеры использования силы трения в жизни человека, быту,
технике
Личностные:
-
научиться самостоятельно приобретать новые знания и практические умения;
-
формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока;
-
понимать, что знание особенностей видов трения может помочь в жизни
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1.Организационный этап | Взаимное приветствие учителя и учащихся, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания |
2. Мотивация к учебной деятельности | Ребята я предлагаю Вам посмотреть различные картинки, это те жизненные ситуация с которыми каждый из нас встречался или может встретиться. Проанализируйте их. Сформулируйте вопрос по каждой картинке. Найдите общее в изображенных ситуациях. (Приложение 1) | Слушают учителя. Предлагают варианты, отвечают на вопрос. Возможные варианты ответов учащихся: Почему трудно идти по льду? Зачем дорожки посыпают песком? Почему спортсмены перед тем, как выполнять упражнения на брусьях, кольцах … посыпают руки тальком? Почему нельзя соскальзывать с каната при спуске? Почему нельзя перебегать дорогу перед близко движущимся транспортом? |
3. Постановка учебной задачи | Ребята, а как называется сила, о которой идет речь? Правильно! Это и будет тема нашего урока «Сила трения» Скажите, исходя из темы нашего урока, на какие вопросы вы бы хотели получить сегодня ответы? | Записывают в тетрадях тему. Примерные вопросы: -Что такое сила трения? -Куда она направлена? -От чего она зависит? Какую роль играет в жизни? |
4. Актуализация знаний | Давайте вспомним все, что мы знаем о силе трения. Работать будем в группах. | Учащиеся, работая в группах, называют все, что знают о силе. После обсуждения, каждая группа озвучивает. |
5. Этап “открытия” новых знаний Исследовательский метод на данном этапе урока направлен на «открытие» новых знаний | Посмотрим, как понятие «Силы трения» определяет автор учебника и выпишем его в тетрадь. Обозначается - Fтр. Как и любая сила, измеряется в Ньютонах. Выполним рисунок с указанием сил, действующих на тело. Направлена сила трения всегда противоположно движению тела. Силу трения можно измерить при помощи динамометра (демонстрация опыта) Пользуясь учебником, выпишите виды силы трения Виды трения: 1. Сила трения покоя 2. Сила трения качения. 3. Сила трения скольжения. Для того чтобы продолжить знакомство с этой удивительной и неповторимой силой, силой трения, давайте познакомимся с историческими событиями. В свое время (1500г.) великий итальянский художник и ученый Леонардо да Винчи, удивляя окружающих, проводил странные опыты: он таскал по полу веревку то во всю длину, то собирая ее кольцами. Его интересовал ответ на вопрос: зависит ли сила трения скольжения от площади соприкасающихся тел? Попутно Леонардо да Винчи исследовал зависимость силы трения от других факторов. Выдающийся французский физик Шарль Кулон занялся решением задачи о трении. Он ставил опыты на судостроительной верфи, там он нашел те практические производственные условия (1779г.), в которых сила трения играла очень важную роль. В результате Кулон нашел ответы на все поставленные вопросы. Ребята, как вы думаете, какие вопросы ставили перед собой ученые? «Ученый – это не тот, кто дает правильные ответы, а тот, кто ставит правильные вопросы» Леви-Строс Клод А какие вопросы мы поставим перед собой? И какие действия помогут нам найти ответы? Вам предстоит провести эксперимент в группах и представить результат. (выдается задание группам) -
группа: «Исследовать зависимость силы трения от веса тела» -
группа: «Исследовать зависимость силы трения от площади поверхности» -
группа: «Исследовать зависимость силы трения от рода соприкасающихся поверхностей» -
группа: «Исследовать зависимость силы трения от обработки поверхностей» (Приложение 2) Сделайте выводы. Две группы исследовали зависимость силы трения от рода соприкасающихся поверхностей и их обработки. Опираясь на данные этих групп, выясним причины возникновения силы трения. Причины трения: 1- шероховатость поверхностей соприкасающихся тел; 2- взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел | Учащиеся записывают определение в тетради. Сила трения – это сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого, приложенная к движущемуся телу и направленная против движения. Переносят рисунок в тетрадь, записывают обозначение силы трения, еѐ единицы измерения. Находят информацию в учебнике и записывают в тетрадь Учащиеся выполняют исследовательскую работу в группах и делают вывод Предлагают варианты и записывают тетрадь. |
6. Первичное закрепление | Ребята попробуйте самостоятельно выполнить задания теста. (Приложение 3) Ребята как вы думаете «Трение – друг или враг?». Приведите примеры. | Выполняют тест Учащиеся ведут обсуждение |
7. Домашнее задание | Изучить § 30-32. Проверить себя, отвечая на вопросы после параграфа. Творческое задание: -
Провести литературное исследование: «Сила трения» в пословицах, поговорках, загадках»; -
Привести примеры проявления силы трения в быту, в технике, в природе | Записывают домашнее задание |
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке Использован прием технологии критического мышления - синквейн, который помогает на данном этапе урока вычленить главное в новом материале и выразить это в образной форме | Ребята, проанализируем сегодня нашу деятельность на уроке. Что нового вы сегодня узнали? Ребята, составьте синквейн, отражающий вашу деятельность на уроке (предполагается, что обучающиеся уже знают правила составления синквейна) Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). Заслушивание синквейнов 2-3 человека Ребята, вы сегодня ознакомились с ещё одной силой, силой трения, которая играет немаловажную роль в нашей повседневной жизни, в технике, природе. Определили причины её возникновения и виды трения. Надеюсь на следующем уроке услышать много интересных сообщений о силе трения. | Отвечают, составляют синквейн. Пример: 1. Трение. 2. Полезное и вредное. 3. Удерживает, помогает, изнашивает. 4. Без трения нет движения, благодаря нему мы ходим. 5. Необходимо. |
Приложение 1
Приложение 2
-
группа
«Исследование зависимости силы трения от веса тела»
Оборудование: брусок, динамометр, доска, набор грузов
Ход работы:
-
Измерьте вес бруска.
-
Прикрепите динамометр к бруску и двигайте его равномерно по доске. Заметьте величину силы, которую показывает динамометр.
-
Увеличивайте вес бруска, используя набор грузов (поставим на брусок 1, 2, 3 груза)
-
Результаты измерений запишите в таблицу
№ опыта | Вес, Н | Сила трения, Н |
1 | | |
2 | | |
3 | | |
4 | | |
Вывод: чем больше вес, т.е. сила, прижимающая брусок к доске, тем больше сила трения
-
группа
«Исследование зависимости силы трения от площади поверхности»
Оборудование: брусок, динамометр, доска
Ход работы:
-
Прикрепите динамометр к бруску и заставьте его равномерно двигаться по доске. Заметьте величину силы, которую показывает динамометр.
-
Переверните брусок (другая грань), изменив площадь поверхности
-
Результаты измерений запишем в таблицу
№ опыта | Площадь грани, см2 | Сила трения, Н |
1 | | |
2 | | |
Вывод: сила трения не зависит от площади соприкосновения
-
группа
«Исследовать зависимость силы трения от рода соприкасающихся поверхностей»
Оборудование: брусок, динамометр, доска, стеклянная пластинка, наждачная бумага
Ход работы:
-
Прикрепите динамометр к бруску и заставьте его равномерно двигаться по доске. Заметьте величину силы, которую показывает динамометр.
-
Поставим брусок на другую поверхность (стеклянная пластина, наждачная бумага)
-
Результаты измерений запишем в таблицу
Материалы соприкасающихся тел | Сила трения, Н |
Дерево - дерево | |
Дерево - наждачная бумага | |
Дерево - стекло | |
Вывод: сила трения зависит от материала поверхностей
-
группа
«Исследовать зависимость силы трения от обработки поверхностей»
Оборудование: брусок, динамометр, доска, доска с гладкой и шероховатой поверхностью
Ход работы:
-
Прикрепите динамометр к бруску и заставьте его равномерно двигаться по гладкой поверхности доски. Заметьте величину силы, которую показывает динамометр.
-
Поставьте брусок на шероховатую поверхность
-
Результаты измерений запишем в таблицу
Способ обработки поверхности | Сила трения, Н |
Гладкая поверхность | |
Шероховатая поверхность | |
Вывод: сила трения зависит от качества обработки поверхности
Приложение 3
ТЕСТ
-
В каких случаях, представленных на рисунках, возникает сила трения качения?
№ 1; № 2; № 3 № 4 № 5
-
Какие тела, из данных на рисунках, испытывают трение скольжения?
-
На рисунке изображены силы, действующие на движущийся брусок. Какая из указанных сил — сила трения?
3. При каком условии силу трения скольжения бруска можно измерить динамометром?
а) В случае быстрого перемещения бруска
б) Если брусок двигать медленно
в) Если рывком сдвинуть брусок с места
г) При условии равномерного движения бруска
-
Для того чтобы сдвинуть ящик, к нему приложили силу 80 Н. При этом он стал
двигаться равномерно. Чему равна сила трения?
а) 0 Н; б) 80 Н; в) 40 Н; г) 160 Н