СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок физики в 11 классе "Генерирование электрической энергии. Трансформаторы"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Цель урока:

  • выяснить назначение, устройство и принцип работы генератора и трансформатора;
  • изучить процесс передачи электрической энергии на большие расстояния;
  • рассмотреть работу трансформатора на холостом  ходу и под нагрузкой.

Тип урока: урок изучение нового материала

Просмотр содержимого документа
«Урок физики в 11 классе "Генерирование электрической энергии. Трансформаторы"»

Урок физики в 11 класс


Тема: «Генерирование электрической энергии. Трансформаторы»


Цель урока:

  • выяснить назначение, устройство и принцип работы генератора и трансформатора;

  • изучить процесс передачи электрической энергии на большие расстояния;

  • рассмотреть работу трансформатора на холостом ходу и под нагрузкой.


Задачи урока:


Образовательные:

  • расширение кругозора учащихся;

  • развитие творческих и познавательных способностей;

  • привитие интереса к предмету "Физика";

  • углубление изученного материала.

Развивающие:

  • развитие речи, умения выражать свою точку зрения;

  • развитие мышления;

  • развитие познавательных умений (формирование умений выделять главное, наблюдать)

Воспитательные:

  • воспитание нравственных качеств, отражающих отношение друг другу - умение выслушать друг друга, спокойно возразить;

  • вовлечение всех учащихся в творческую работу.


Тип урока: урок изучения нового материала.


Ход урока:

I. Орг. момент.


II. Определение темы урока.

Учитель: Мы уже не мыслим себе жизни без электричества.

Потребность в электроэнергии постоянна: в промышленности, на транспорте, в быту. Электрическая энергия обладает неоспоримыми преимуществами перед всеми другими видами энергии.

Вопрос: Как вы думаете, какие это преимущества? (ответы учащихся)

Ответ: Ее можно передавать по проводам на огромные расстояния со сравнительно малыми потерями и удобно распределять между потребителями. Кроме того, эту энергию можно довольно просто превратить в любые другие формы: механическую, внутреннюю, энергию света и т.д.


Задание: Отгадайте ребус и вы сможете назвать устройство, с помощью которого ее получают (рисунок на доске).

Наверное, вы обращали внимание на устройство, фотографию которого видите на экране… (слайд №1). Где вы его видели? Как оно называется? (ответы учащихся)

Я думаю, вы поняли, что сегодня на уроке речь пойдет о генераторах и трансформаторах. Запишем тему урока (объявляется тема урока)

(открывается на доске) «Генерирование электрической энергии.

Трансформаторы»

(учащиеся записывают дату и тему урока)

Итак, начнем всё по порядку.


III. Изучение нового материала.


  1. Актуализация знаний.

  1. Что называют переменным током? (Переменный ток - это вынужденные электромагнитные колебания)

  2. Что мы знаем о нём? (Сила тока и напряжение меняются по гармоническому закону).

  3. Чем создается переменное напряжение в гнездах розетки осветительной сети? (Переменное напряжение создается генераторами на электростанциях).


  1. Изучение нового материала


Учитель: Из чего состоит генератор? Как он работает?

Для начала немного информации (сообщение об истории создания, видах,

областях применения генераторов)


Учитель: перед вами модель генератора переменного тока.

Опыт: генерирование тока для лампочки на подставке.

Учитель: На экране (слайд №2) большой промышленный генератор.

В настоящее время имеется много различных типов индукционных генераторов, но все они состоят из одних и тех, же частей.


Задание: изучите стр. 112-113 учебника и ответьте на вопросы:

  1. Каковы основные части генератора? (запишите в тетради, укажите их на модели и на рисунке)

  2. Каков принцип работы генератора?

  3. Для чего зазор между сердечниками статора и ротора делают достаточно малым?


Учитель: Современный генератор – это внушительное сооружение, детали которого изготавливаются с точностью до миллиметра.


Учитель: Потребители электроэнергии имеются повсюду. Производится же она в сравнительно немногих местах. Поэтому возникает необходимость в передаче электроэнергии на большие расстояния. Но передача связана с заметными потерями, так как электрический ток нагревает провода ЛЭП.

Вспомните закон Джоуля – Ленца. Согласно его: энергия, расходуемая на нагрев проводов линии, определяется формулой: Q= I2R t

(формула открывается на доске).

При очень большой длине линии передача энергии может стать экономически невыгодной.


Проблемный вопрос: Как передать энергию на большие расстояния?

(рассуждения учащихся.)

Ответ: I2R = Ртепл - тепловая мощность электрического тока.

Уменьшение этой мощности за счет уменьшения сопротивления R проводов ЛЭП означает увеличение площади поперечного сечения проводов, вспомните: Rl/s. Увеличение площади экономически невыгодно, так как надо израсходовать много металла. Поэтому следует уменьшить силу тока, но при этом увеличить напряжение, при котором передается мощность P=IU, вырабатываемая электростанцией.

Вывод: Чем длиннее линия передачи, тем выгоднее использовать более высокое напряжение. В высоковольтных ЛЭП напряжение достигает 500, 750 кВ.


Вопрос: А какое напряжение у вас в домах? (ответы учащихся)

Как быть? Что делать?


Учитель: Переменный электрический ток никогда бы не получил такого широкого применения, если бы его нельзя было преобразовывать (трансформировать) почти без потерь энергии.

Не соответствие напряжений говорит о необходимости применения специального устройства, способного его изменять.

Это устройство – трансформатор, запатентованный в 1876 году русским ученым Павлом Николаевичем Яблочковым (слайд №3).


Учитель: Условное обозначение трансформатора приведено на рисунке.

(на доске рисунок)

Учитель:

  1. На чем основано его действие? (на явлении электромагнитной

индукции)

  1. Из каких частей состоит трансформатор? (сердечник, первичная и

вторичная обмотки)

  1. От чего зависит напряжение на вторичной обмотке? (прямо

пропорционально числу витков и

производной потока магнитной

индукции по времени)

Внимание на экран: «Устройство трансформатора» (слайд №4)


Учитель: Аналогичная зависимость напряжения от числа витков наблюдается и на первичной обмотке. Таким образом, получаем:

U1=N1Ф1

U2=N2Ф1, следовательно


Вопрос: Как называется отношение напряжений в первичной и вторичной обмотках трансформатора? При каком условии трансформатор будет повышающим, а при каком - понижающим?


Задание: Найдите ответ на стр. 116 учебника (ответ учащихся)

Ответ: Коэффициент трансформации. При k1 – трансформатор понижающий, при k


Решите задачу: Сборник А.П. Рымкевич № 976

(решить в тетрадях, с взаимопроверкой).


Учитель: (слайд №5). Если нагрузить трансформатор во вторичной обмотке, то сила тока в ней будет отлична от нуля. Появившийся ток создает в сердечнике свой переменный магнитный поток, который по правилу Ленца будет уменьшать изменение магнитного потока в сердечнике. Уменьшение амплитуды колебаний результирующего магнитного потока, казалось бы должно, в свою очередь, уменьшить ЭДС индукции в первичной обмотке. Однако это невозможно, так как U1|=|e1|. Поэтому при включении нагрузки, увеличивается сила тока в первичной обмотке.

Увеличение силы тока в цепи первичной обмотки происходит в соответствии с законом сохранения энергии: отдача электроэнергии в цепь, присоединенную к вторичной обмотке трансформатора, сопровождается потреблением от сети такой же энергии первичной обмоткой.

(слайд №6) Мощность в первичной цепи при нагруженном трансформаторе, приблизительно равна мощности во вторичной цепи:

U1 I1=U2 I2 , следовательно U1 / U2=I2 / I1.

Это значит, что, повышая с помощью трансформатора напряжение в несколько раз, мы во столько же раз уменьшаем силу тока.


Решите задачу: Задание на карточках.

КЛЮЧ: 1; 3; 1; 2

IV. Закрепление.

Компьютерный тест «Генератор и трансформатор»

(программа-тестер с отметкой).


V. Домашнее задание (слайд №7):

- §§37, 38, 40

- Подумайте и ответьте на вопрос: Почему трансформатор гудит?

- Из СМИ, сети Интернет подготовьте сообщения (в форме доклада, презентации) о «Производстве и использовании электрической энергии».


VI. Результат урокаценки за урок, рефлексия).





ОЦЕНИВАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ


ФИ

Устные ответы

Решение задач

Компьютерный тест

Итоговая оценка

Гаджиев

Элай






Костюкова Алина






Осташков Никита






Рыжкова Карина








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!