Урок физики в 11 класс
Тема: «Генерирование электрической энергии. Трансформаторы»
Цель урока:
выяснить назначение, устройство и принцип работы генератора и трансформатора;
изучить процесс передачи электрической энергии на большие расстояния;
рассмотреть работу трансформатора на холостом ходу и под нагрузкой.
Задачи урока:
Образовательные:
расширение кругозора учащихся;
развитие творческих и познавательных способностей;
привитие интереса к предмету "Физика";
углубление изученного материала.
Развивающие:
развитие речи, умения выражать свою точку зрения;
развитие мышления;
развитие познавательных умений (формирование умений выделять главное, наблюдать)
Воспитательные:
воспитание нравственных качеств, отражающих отношение друг другу - умение выслушать друг друга, спокойно возразить;
вовлечение всех учащихся в творческую работу.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход урока:
I. Орг. момент.
II. Определение темы урока.
Учитель: Мы уже не мыслим себе жизни без электричества.
Потребность в электроэнергии постоянна: в промышленности, на транспорте, в быту. Электрическая энергия обладает неоспоримыми преимуществами перед всеми другими видами энергии.
Вопрос: Как вы думаете, какие это преимущества? (ответы учащихся)
Ответ: Ее можно передавать по проводам на огромные расстояния со сравнительно малыми потерями и удобно распределять между потребителями. Кроме того, эту энергию можно довольно просто превратить в любые другие формы: механическую, внутреннюю, энергию света и т.д.
Задание: Отгадайте ребус и вы сможете назвать устройство, с помощью которого ее получают (рисунок на доске).
Наверное, вы обращали внимание на устройство, фотографию которого видите на экране… (слайд №1). Где вы его видели? Как оно называется? (ответы учащихся)
Я думаю, вы поняли, что сегодня на уроке речь пойдет о генераторах и трансформаторах. Запишем тему урока (объявляется тема урока)
(открывается на доске) «Генерирование электрической энергии.
Трансформаторы»
(учащиеся записывают дату и тему урока)
Итак, начнем всё по порядку.
III. Изучение нового материала.
Актуализация знаний.
Что называют переменным током? (Переменный ток - это вынужденные электромагнитные колебания)
Что мы знаем о нём? (Сила тока и напряжение меняются по гармоническому закону).
Чем создается переменное напряжение в гнездах розетки осветительной сети? (Переменное напряжение создается генераторами на электростанциях).
Изучение нового материала
Учитель: Из чего состоит генератор? Как он работает?
Для начала немного информации (сообщение об истории создания, видах,
областях применения генераторов)
Учитель: перед вами модель генератора переменного тока.
Опыт: генерирование тока для лампочки на подставке.
Учитель: На экране (слайд №2) большой промышленный генератор.
В настоящее время имеется много различных типов индукционных генераторов, но все они состоят из одних и тех, же частей.
Задание: изучите стр. 112-113 учебника и ответьте на вопросы:
Каковы основные части генератора? (запишите в тетради, укажите их на модели и на рисунке)
Каков принцип работы генератора?
Для чего зазор между сердечниками статора и ротора делают достаточно малым?
Учитель: Современный генератор – это внушительное сооружение, детали которого изготавливаются с точностью до миллиметра.
Учитель: Потребители электроэнергии имеются повсюду. Производится же она в сравнительно немногих местах. Поэтому возникает необходимость в передаче электроэнергии на большие расстояния. Но передача связана с заметными потерями, так как электрический ток нагревает провода ЛЭП.
Вспомните закон Джоуля – Ленца. Согласно его: энергия, расходуемая на нагрев проводов линии, определяется формулой: Q= I2R t
(формула открывается на доске).
При очень большой длине линии передача энергии может стать экономически невыгодной.
Проблемный вопрос: Как передать энергию на большие расстояния?
(рассуждения учащихся.)
Ответ: I2R = Ртепл - тепловая мощность электрического тока.
Уменьшение этой мощности за счет уменьшения сопротивления R проводов ЛЭП означает увеличение площади поперечного сечения проводов, вспомните: R=ρl/s. Увеличение площади экономически невыгодно, так как надо израсходовать много металла. Поэтому следует уменьшить силу тока, но при этом увеличить напряжение, при котором передается мощность P=IU, вырабатываемая электростанцией.
Вывод: Чем длиннее линия передачи, тем выгоднее использовать более высокое напряжение. В высоковольтных ЛЭП напряжение достигает 500, 750 кВ.
Вопрос: А какое напряжение у вас в домах? (ответы учащихся)
Как быть? Что делать?
Учитель: Переменный электрический ток никогда бы не получил такого широкого применения, если бы его нельзя было преобразовывать (трансформировать) почти без потерь энергии.
Не соответствие напряжений говорит о необходимости применения специального устройства, способного его изменять.
Это устройство – трансформатор, запатентованный в 1876 году русским ученым Павлом Николаевичем Яблочковым (слайд №3).
Учитель: Условное обозначение трансформатора приведено на рисунке.
(на доске рисунок)
Учитель:
На чем основано его действие? (на явлении электромагнитной
индукции)
Из каких частей состоит трансформатор? (сердечник, первичная и
вторичная обмотки)
От чего зависит напряжение на вторичной обмотке? (прямо
пропорционально числу витков и
производной потока магнитной
индукции по времени)
Внимание на экран: «Устройство трансформатора» (слайд №4)
Учитель: Аналогичная зависимость напряжения от числа витков наблюдается и на первичной обмотке. Таким образом, получаем:
U1=N1Ф1
U2=N2Ф1, следовательно
Вопрос: Как называется отношение напряжений в первичной и вторичной обмотках трансформатора? При каком условии трансформатор будет повышающим, а при каком - понижающим?
Задание: Найдите ответ на стр. 116 учебника (ответ учащихся)
Ответ: Коэффициент трансформации. При k1 – трансформатор понижающий, при k
Решите задачу: Сборник А.П. Рымкевич № 976
(решить в тетрадях, с взаимопроверкой).
Учитель: (слайд №5). Если нагрузить трансформатор во вторичной обмотке, то сила тока в ней будет отлична от нуля. Появившийся ток создает в сердечнике свой переменный магнитный поток, который по правилу Ленца будет уменьшать изменение магнитного потока в сердечнике. Уменьшение амплитуды колебаний результирующего магнитного потока, казалось бы должно, в свою очередь, уменьшить ЭДС индукции в первичной обмотке. Однако это невозможно, так как U1|=|e1|. Поэтому при включении нагрузки, увеличивается сила тока в первичной обмотке.
Увеличение силы тока в цепи первичной обмотки происходит в соответствии с законом сохранения энергии: отдача электроэнергии в цепь, присоединенную к вторичной обмотке трансформатора, сопровождается потреблением от сети такой же энергии первичной обмоткой.
(слайд №6) Мощность в первичной цепи при нагруженном трансформаторе, приблизительно равна мощности во вторичной цепи:
U1 I1=U2 I2 , следовательно U1 / U2=I2 / I1.
Это значит, что, повышая с помощью трансформатора напряжение в несколько раз, мы во столько же раз уменьшаем силу тока.
Решите задачу: Задание на карточках.
КЛЮЧ: 1; 3; 1; 2
IV. Закрепление.
Компьютерный тест «Генератор и трансформатор»
(программа-тестер с отметкой).
V. Домашнее задание (слайд №7):
- §§37, 38, 40
- Подумайте и ответьте на вопрос: Почему трансформатор гудит?
- Из СМИ, сети Интернет подготовьте сообщения (в форме доклада, презентации) о «Производстве и использовании электрической энергии».
VI. Результат урока (оценки за урок, рефлексия).
ОЦЕНИВАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ
ФИ | Устные ответы | Решение задач | Компьютерный тест | Итоговая оценка |
Гаджиев Элай | | | | | |
Костюкова Алина | | | | | |
Осташков Никита | | | | | |
Рыжкова Карина | | | | | |