СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок физики в 7 класса "Фонтаны"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по физике в 7 классе "Фонтаны" представляет собой урок обощения и систематизации знаний по теме "Давление". За месяц до проведения урока учащиеся получают задание изготовить фонтан и на данном уроке демонстрируют свою работу. Урок проходит очень интересно. К разработке урока приложены фотографии работ учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Урок физики в 7 класса "Фонтаны"»

Урок по физике в 7 классе

«Фонтаны»

Цель урока: развивать творческие способности обучающихся, активизируя внимание на практическом применении полученных на уроке знаний; воспитывать у учащихся стремление к самостоятельному поиску решений поставленных перед ними задач; развивать коммуникативные способности путем привлечения детей для работы в группах.


Оборудование: мультимедийный проектор, экран, слайды с изображением фонтанов, работы детей.


Ход урока.

  1. Вводное слово учителя, демонстрация слайдов.


Как будто с неба, не переставая,
Не дождичек, не дождь, а ливень льет,
Ласкает слух и око водомет,
Восторженное сердце согревая.
Волна повисла, словно неживая,
Струя, скорей напоминая лед,
О мрамор разбивается – и вот
Впадает в море, пеной обдавая.
Как будто лед пробили родники,
Волна кипит – и россыпью жемчужной
Сверкают ледяные черепки.
И под немолчный звон семьею дружной
Бесчисленные пляшут пузырьки,
Веселие будя в душе досужной.


Вопрос: Ребята, как вы думаете, о чем эти стихи? (О фонтанах).


2. Рассказ об истории фонтанов с демонстрацией слайдов.

Сл.2 Созерцание воды - будь то таинственная глубина ровной глади, или прозрачные струи, приливающиеся и торопящиеся куда-то, как живые - не только приятно для души и благотворно для здоровья.

Сл.3 Есть в этом что-то первобытное, отчего человек всегда стремится к воде. Не зря дети могут часами играть даже у обычной дождевой лужи. Воздух у водоема всегда чист, свеж и прохладен. Да и не зря говорят, что вода – «очищает», «омывает», не только тело, но и душу.

Сл.4 Наверное, каждый замечал, насколько легче дышать возле воды, как исчезают усталость и раздражение, как бодрит и одновременно умиротворяет нахождение вблизи моря, речки, озера или пруда.

Сл.5 Уже в древности люди задумывались о том, как создать искусственные водоемы, особенно интересовала их загадка бегущей воды.

Сл.6 Слово фонтан – латино-итальянского происхождения, происходит оно от латинского «фонтис», что переводится «источник».

Сл.7 По смыслу это означает струю воды, бьющую вверх или под напором вытекающую из трубы.

Сл.8 Есть водные фонтаны природного происхождения – фонтанирующие небольшими струями родники. Именно такие природные источники привлекали внимание человека в древнейших времён и заставляли задуматься, как использовать это явление там, где это необходимо людям.

Сл.9 Ещё на заре веков зодчие старались обрамить поток воды из фонтана декоративным камнем, создать неповторимый узор из водных струй.

Сл.10 Особенно широкое распространение получили небольшие фонтаны тогда, когда люди научились прятать водные струи в трубы из обожженной глины или из бетона (изобретение древних римлян).

Сл.11 Уже в Древней Греции любой фонтаны стали атрибутом почти каждого города. Выложенные мрамором, с мозаичным дном, они совмещались то с водяными часами, то с водяным органом, то с кукольным театром, где фигурки двигались под воздействием струй.

Сл.12 Историки описывают фонтаны с механическими птицами, которые весело пели и замолкали, когда внезапно появлялась сова.

Сл.13 Дальнейшее развитие строительство фонтанов получило в Древнем Риме. Здесь появились первые дешевые трубы - их делали из свинца, которого много оставалось после переработки серебряной руды.

Сл.14 В первом веке нашей эры в Риме благодаря пристрастию населения к фонтанам на одного жителя расходовалось 1300 литров воды в день. С этого времени в доме каждого состоятельного римлянина устраивался небольшой дворик и бассейн, в центре ландшафта обязательно бил небольшой фонтан. Этот фонтанчик играл роль источника питьевой воды и источника прохлады в жаркие дни.

Сл.15 Развитию фонтанов способствовало изобретение древнегреческими механиками закона сообщающихся сосудов, используя который, патриции устраивали фонтаны во дворах своих домов. Декоративные фонтаны древних можно смело назвать прототипом современных фонтанов.

Сл.16 В дальнейшем фонтаны эволюционировали от источника питьевой воды и прохлады к декоративному украшению величественных архитектурных ансамблей.

Сл.17 Если в Средние века фонтаны служили только источником водоснабжения, то с началом Эпохи Возрождения фонтаны становятся частью архитектурного ансамбля, а то и его ключевым элементом.

Сл.18 Не смысла говорить о том, насколько разительно видоизменялся внешний вид фонтанов с течением времени. Ярким примером фонтанного искусства может служить комплекс Версальского Дворца.

Сл.19 Его великолепие создавалось под руководством лично Людовика XIV, а воплощал ее в жизнь всесильный Андрэ Ле Нотр, закончивший свой проект в 1668 году. Этот французский стиль со временем стал доминировать в Европе, хотя и претерпел значительные изменения в странах, воспринявших его.

Сл.20 Таков Петергоф, великолепие которого поражало не одно поколение жителей Российской Империи, площадь перед собором Святого Петра в Риме, комплексы фонтанов в Мадриде, в Барселоне.

Сл.21 В век небоскребов и фонтаны норовят достать до неба.
Самый высокий современный фонтан находится в американском штате Аризона. Его высота 160 метров. Воду гонят три насоса, каждый мощностью в 600 лошадиных сил. Вес колонны-струи больше восьми тонн.

Сл.22 Но нам больше по сердцу красивые переливающиеся нити воды, дарящие свежесть и прохладу…..



3. Выполнение упражнений.

На слайдах изображены фонтаны. Какие явления, законы физики лежат в основе принципа действия фонтанов?


4. Демонстрация творческих работ учащихся.


5. Решение качественных шуточных задач по теме «Давление».


Задача 1.

В школьной столовой близнецы-братья Митя и Витя, отталкивая друг друга, пытались перпендикулярно воткнуть вилки в один и тот же кусок мяса. Митя орудовал целой вилкой с четырьмя зубчиками, а Вите досталась поломанная, с двумя зубчиками. Почему, несмотря на то что оба давили с одинаковой силой, Витя добился результата, а Митя нет?

(Чем меньше зубчиков, тем меньше площадь опоры и тем больше давление).

Задача 2.

Злобный джин, находящийся в газообразном состоянии внутри закупоренной бутылки, оказывает сильное давление на ее стенки, дно и пробку. Чем давит джин, если в газообразном состоянии не имеет ни рук, ни ног, ни других частей тела?

(Молекулы газа, беспорядочно двигаясь, ударяются о стенки сосуда и оказывают тем самым давление).

Задача 3.

Почему еще никому не удавалось надуть квадратный воздушный шарик, чтоб он летал в виде куба?

(Газ давит на оболочку шарика по всем направлениям одинаково).

Задача 4.

Однажды французский ученый Паскаль взял пластиковую бутылку из-под пепси-колы, налил в нее обыкновенной воды, проколол в бутылке с разных сторон много маленьких дырочек, а когда вокруг него собрались верные ученики, быстро поднял бутылку над головой и крепко сжал обеими руками. Объясните, что доказывает научный опыт, и скажите, все ли ученики оказались одинаково мокрыми?

(Вода с одинаковой силой брызнула из дырочек в разные стороны, что доказывает закон Паскаля. Все ученики оказались мокрыми одинаково).

Задача 5.

Измениться ли давление в шинах вашего велосипеда, если вместо вас в седло сядет бабушка, да еще и прокатит на раме дедушку?

(Давление станет больше, так как масса бабушки и дедушки больше).

Задача 6.

Близнецы-братья Митя и Витя по утрам пьют чай из сообщающихся сосудов. Пока Митя еще только сыплет сахар, Витя уже выпивает половину чая из своего сосуда. Куда при этом девается чай из Митиного сосуда?

(Утекает в Витин сосуд по свойству сообщающихся сосудов).

Задача 7.

Однажды молекулы разных вредных газов, входящих в атмосферу одной из далеких мрачных планет, обиделись на свою планету, перессорились друг с дружкой и решили разлететься в разные стороны. Что помешало молекулам покинуть свою планету?

(Силы тяготения, преодолеть которые можно разогнавшись до космической скорости).

Задача 8.

- Слушай, Торричелли, - сказал однажды Галилей, - раз мы все бродим по дну воздушного океана, как по дну кастрюли, давай рассчитаем давление атмосферы по формуле давления столба жидкости: P=gρh. Это же раз плюнуть! Что на это ответил Торричелли?

(Нет. У нашей кастрюли нет крышки. Где кончается, поди узнай. Ничего не выйдет)

Задача 9.

Что случиться, если ты в самый разгар измерения атмосферного давления подкрадешься к Торричелли и отобьёшь верхний запаянный кончик его трубки?

(Ртуть выльется из трубки под действием атмосферы)

Задача 10.

Допустим, что вы в научных целях сосали колпачок от авторучки и он крепко присосался к языку. Как, не действую руками и не пользуясь услугами лошадей, избавиться от слишком уж сильно присосавшегося к языку колпачка авторучки?

(Подняться на самую высокую гору. Когда давление атмосферы приблизиться к нулю, колпачок отпадет сам).


6. Подведение итогов.

Ребята! Вы еще раз доказали сегодня, что вы творческие и талантливые люди. И не зря мы с вами целый год изучали физику. Вы показали, что умеете теоретические знания, полученные в школе, применять на практике, для создания поистине уникальных вещей, которые не только функционируют, но и могут стать украшением домашнего интерьера. Я очень надеюсь, что урок вам понравился и вы изъявите желание и дальше проводить такие нестандартные уроки.


7. Рефлексия.

При выходе из кабинета, я прошу тех, кто и впредь бы хотел проводить подобные уроки, опустить в коробочку кружок с рисунком. Тех, кто считает, что такие уроки не могут ничему новому научить и, следовательно, их не стоит проводить, опустите в коробочку пустой кружок.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!