СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок физики в 7 классе " Давление твёрдых тел".

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • Формирование представлений о давлении, единицах измерения давления; осмысление практической значимости, полезности приобретаемых знаний и умений.
  • Развитие патриотизма, формирование у учащихся представление о ходе блокады Ленинграда во время Великой Отечественной войны.
  • Дополнительные материалы по ссылке  https://disk.yandex.ru/d/5FyT_vADKczZFQ

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок физики в 7 классе " Давление твёрдых тел".»

Урок физики в 7 классе.

Тема урока: Давление твёрдых тел.



Цели урока:

  • Образовательная – сформировать представление о давлении, единицах измерения давления; осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений.

  • Развивающая –формировать умения выделять главное, сопоставлять, делать выводы; развивать речь, совершенствовать интеллектуальные способности; решать тренировочные задачи.

  • Воспитательная – сформировать у учащихся представление о ходе блокады Ленинграда во время Великой Отечественной войны; способствовать познавательной активности учащихся; развитие патриотизма

Задачи урока:

Знать определения:

  • давления;

  • единицы измерения давления.

  • обозначения физических величин;

  • способы увеличения и уменьшения давления;

  • выяснить, пути получения малого и большого давления;

Знать формулы:

  • давления твердого тела;

  • силы давления;

  • площади поверхности, на которую производится давление.

Уметь:

    • решать расчетные задачи, используя формулы давления, силы давления;

    • расcчитывать площади поверхности, на которую производится давление.

    • переводить единицы измерения давления;

Оборудование: компьютер, проектор, экран, модель демонстрации давления, песок, грузы, раздаточный материал (Приложение 1), презентация (Приложение 2)







ХОД УРОКА

1.Организационный момент

2.Подготовка класса к уроку

Учитель: Ребята! Покажем умения и навыки, приобретённые нами ранее для изучения новой темы: «Давление. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления».

3. Постановка цели занятия перед учащимися:

  • изучить, как определяется давление твердых тел;

  • в каких единицах измеряется давление;

  • изучить способы увеличения и уменьшения давления;

  • проверить и закрепить полученные знания на примере решения задач.

4. Актуализация знаний учащихся

Проводим фронтальный опрос.

1) Что такое сила? (Сила – мера взаимодействия тел.)

2) От чего зависит результат действия силы на тело? (Результат действия силы на тело зависит от ее модуля, направления, точки приложения.)

3)  Какие типы сил вам известны? (Сила упругости - Fупр. Вес тела - Р. Сила тяжести - Fтяж. Сила трения - Fтр.)

4)  Сила тяжести? Что это за сила? (Сила, с которой Земля притягивает к себе тела. Формула для нахождения силы тяжести Fт = mg. Направлена она по радиусу к центру Земли.)

5) Что называется весом тела? ( Вес тела – сила, действующая на опору или подвес. Определяется по формуле Р = mg.)

Ребята! Мы повторили с вами силы природы. Как вы думаете, от чего зависит результат действия силы?

5. Изучение нового материала:

Работа с классом:

Объяснение нового материала. Проводится в виде проблемного изложения материала с самостоятельным экспериментальным поиском учащихся.

Проблемы:

Почему при движении человека по рыхлому снегу на лыжах и без лыж, в одном случае человек проваливается в снег, а в другом – нет, то есть производит различные действия, хотя и в том и в другом случае он действует на снег с одной той же силой, равной его весу?

Проведём эксперимент.

В нашей повседневной жизни мы используем разнообразные инструменты, например, ножницы, нож, иголку. Но всегда ли мы задаём себе вопрос –почему мы шьём острым концом иголки, а не тупым, зачем мы точим нож?

(Действие силы зависит от площади поверхности тела, на которое действует эта сила.)

(Действие силы зависит от ее величины.)

Величина равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности к площади этой поверхности, называется давлением.

Давление обозначается буквой р. Формула давления



р =


р – давление;
F – сила давления; F – mg – сила тяжести. Р = mg – вес тела
S – площадь поверхности, на которую перпендикулярно действует сила давления. 

 

Единица измерения давления в системе СИ: 1 Н/1 м2 =1Па. 1 Па – это такое давление, которое оказывает сила 1 Н на площадь поверхности 1 м2.

Производные единицы:

1 кПа = 1000 Па;1 МПа = 1000 000 Па; 1 гПа = 100 Па. 1Па =0,001 кПа, 1Па=0,01 гПа. 1 Па = 0,000001 Мпа.

Любая поверхность выдерживает только определенное давление. Если это давление будет выше, то опора разрушается. Человеческая кожа выдерживает давление 3000000Па = 3МПа 
Поэтому, в зависимости от того, какой результат хотят получить, давление можно увеличивать или уменьшать (ремни рюкзака, ширина колёс у тяжёлых машин – уменьшают давление; ножницы, нож, иголку затачивают для того чтобы давление было наоборот большим).

6. Закрепление материала:



Сейчас я предлагаю вам закрепить знания на примере решения задач. Только задача у нас будет не совсем обычная (Приложение 2).




Слайд №1


Стоит над Невой город Большой и красивый город – герой, город – солдат, город-труженик.

Сегодня мы будем говорить о Ленинграде.






Слайд №2


О дной из эпопей человеческого мужества, стойкости и самоотверженного патриотизма, была оборона осажденного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.


Слайд №3


Немецко-фашистское командование поставило задачу завладеть городом, сравнять его с землёй и сделать необитаемым. Не удалось! За три недели город не сдался. Тогда Адольф Гитлер сделал ставку на голод. «Ленинград выжрет самого себя», - цинично говорил он. 

Слайд №4


8 сентября город был окружён с трех сторон, с четвертой было Ладожское озеро. Это значит, что из окруженного города нельзя выехать ни на поезде, ни на машине.


Слайд №5

В воздухе совершались налеты, в которых участвовали 276 фашистских самолётов, в течение дня Ленинград бомбили до 6 раз. Никто не мог приехать в город. Нет возможности пополнить запасы продовольствия: муки, крупы, масла… Немцы разбомбили продовольственные склады.

Ученик:

Снаряд упал на берегу Невы,
Швырнув осколки и волну взрывную
В чугунную резьбу, на мостовую.
С подъезда ошарашенные львы
По улице метнулись врассыпную.


Слайд №6


Л енинградцы поднялись на защиту Родины. Ленинград и его пригороды превратились в мощный укрепленный район. В большинстве домов в результате бомбёжек были выбиты стекла, окна приходилось забивать фанерой. Перестали работать электростанции, в домах и днём было темно. С приходом холодов замерзли водопроводные и канализационные трубы. Людям приходилось ходить за водой на реку Неву.
Слайд №7 (видео)
В Ленинграде начался голод. С 13 ноября 1941 года норма выдачи хлеба населению была снижена. Ладожское озеро перемерзло.
Слайд №8


На столы выносят кусочки хлеба на блюдце

Ученик:


… О, мы познали в декабре-
Не зря «священным даром» назван
Обычный хлеб, и тяжкий грех – 
Хотя бы крошку бросить наземь…


В декабре население стало получать самую низкую норму за все время блокады – 125 граммов. Хлеб был сырой и состоял на две трети из древесной целлюлозы и пшеничной пыли с мельницы.
Чтобы заполнить ни с чем не сравнимые страдания от голода люди сдирали обои со стен, чтобы съесть клестер, ловили грачей, собак и кошек.
Начался сильный голод.
Ленинградцы начали умирать от голода: умирали по дорогу на работу, дома, у станка. За все время блокады -900 дней, от голода умерло 641 тысяча жителей.
Слайд №9


Слайд №10
22 ноября 1941 года по Ладоге возобновила действие Дорога жизни. 60 автомашин вышли в свой первый ледовый рейс.

Слайд №11 (видео)
Трещит, прогибается под машинами лед. «Вдруг не выдержит. Так и есть! Провалилась одна машина! Водитель успел выскочить, а машина затонула, но остальные прошли». Днем и ночью шли полуторки ГАЗ по ледовой трассе, под бомбами, под снарядами.

Ребята, давайте рассчитаем, может ли полностью загруженная машина пройти по льду Ладожского озера.

На столах лежат задания (Приложение 1). Давайте разберём задание №1.



  1. Масса ГАЗ-АА (полуторка) – 1810 кг. Максимальная масса перевозимого груза – 3 т. Площадь опоры одного колеса – 0,048 м2. Максимальное давление, которое выдерживал лед Ладожского озера - 90 кПа. Проедет ли «Полуторка» по льду Ладожского озера, если сзади колёса сдвоены?


Дано: Си: Решение:

m1 = 1810 кг

m2 = 3т = 3000 кг р1 = =

S1 = 0,048 м2

р2 = 90 кПа = 90000 Па р1 =

р1 = ? p1 = =

= 167014 Па

Ответ: p1 p2, машина не сможет проехать по льду.


Д/З. Чтобы машина проехала по льду, груз какой массы должен был находится в машине (не должен превышать 780 кг).

27 января 1944 года в результате операции советских войск блокада была снята.
Страшным был итог блокады. За 900 дней погибло 800 тыс. человек. Это им посвящены печальные и торжественные слова, начертанные на стене Пискаревского кладбища в Ленинграде: «Никто не забыт и ничто не забыто».
Российское правительство объявило 27 января Днем Воинской славы. Это день героизма и самоотдачи советского населения.

5. Рефлексия

6. Домашнее задание

Глава 3.  § 35-36. Упр 14 (2,3).  Чтобы машина проехала по льду, груз какой массы должен был находится в машине (по материалам классной работы).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!