СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок физики в 7 классе «Творцы оружия Победы»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока – развитие интереса к предмету через показ связи физической науки военных лет с фронтом

Просмотр содержимого документа
«Урок физики в 7 классе «Творцы оружия Победы»»





Урок физики

в 7 классе

«Творцы оружия Победы»
























Учитель физики филиала МБОУ Сосновской СОШ № 1 в с.Отъяссы Тюрина Галина Николаевна





2019 – 2020 уч.г.



Цель урока – развитие интереса к предмету через показ связи физической науки военных лет с фронтом



Задачи урока:

  1. Показать роль физических знаний для жизни людей

  2. Способствовать развитию чувства патриотизма и ответственности за судьбу Родины

  3. Расширить кругозор учащихся



Оборудование:

  • Метроном;

  • Весы лабораторные;

  • 125 г. черного хлеба;

  • Презентация.



Эпиграф: «Кто многое собой несет, тот многим что – нибудь приносит».

























Ход урока.

Вступительное слово учителя


Опять война, опять блокада… А может, нам о них забыть? Я слышу иногда: «Не надо, Не надо раны бередить. Ведь это правда, что устали Мы от рассказов о войне И о блокаде пролистали Стихов достаточно вполне». А может показаться: Правы и убедительны слова. Но даже если это правда, Такая правда – не права! Чтоб снова на земной планете Не повторилось той войны, Нам нужно, чтобы наши дети Об этом помнили как мы! Я не напрасно беспокоюсь, Чтоб не забылась та война: Ведь эта память – наша совесть, Она как сила, нам нужна…

Ю. Воронов

Ребята, сегодняшний наш урок мы проводим в преддверии великого праздника Победы и посвятим его героям Великой Отечественной войны и технике, которая спасла нашу страну от гитлеровских оккупантов в период с 1941 по 1945 годы. В приветствии юбилейной сессии Академии наук СССР в 1945 г. Красной Армии и Военно – Морскому Флоту говорилось: «Мы с гордостью думаем о том, что ученые Советского союза внесли свою лепту в общее дело разгрома врага… Мы горды победоносным союзом меча и науки».

В годы Великой Отечественной войны усилия Академии наук были направлены на всемерное содействие укреплению обороноспособности страны. В трудных условиях военного времени ученые Академии работали над проблемами, связанными с созданием нового вооружения, развитием оборонного производства, изысканием новых ресурсов, разработкой методов лечения раненых и т.д. Патриотический лозунг «Все для фронта, все для победы!» определил главный смысл работы каждого ученого, конструктора, инженера.


Суммировать вклад отечественной физики и техники в дело Победы над фашистской Германией помогает высказывание академика С.И. Вавилова: «Советская техническая физика с честью выдержала суровые испытания войны. Следы этой физики всюду: на самолете, в танке, на подводной лодке, в артиллерии, в руках нашего радиста, дальномерщика, в ухищрениях маскировки». Сегодня мы с вами и поговорим об этом подробно. А начнем мы с вами с авиации.

В первые годы войны был увеличен приём в летные училища в Тамбове, Балашове, Батайске. Шла подготовка и технического состава в Ленинградском, Киевском, Московском институтах инженеров гражданской авиации. Многие потом перешли в военную авиацию. Давайте посмотрим какие легендарные самолеты встретили врага в первые дни войны. У-2: «Небесный тихоход».

Гражданские самолеты не имели вооружения. Они не были защищены от огня вражеских зениток и нападения фашистских истребителей. В первые месяцы войны с помощью химиков и инженеров были изобретены своеобразные «бомбы» - клеенчатые мешки, заполненные горючей смесью. Такие «бомбы» изготовлялись прямо на аэродроме бойцами военизированной охраны. Штурман, он же бомбардир, руками выбрасывал такие мешки за борт, когда самолет пролетал над вражескими позициями. «Бомба» взрывалась метрах в пятидесяти от земли, поливая огненными струями скопления техники и траншеи врага. Затем летчики брали с собой не только «огненные мешки», но и настоящие фугасные и зажигательные бомбы. Вначале их выбрасывали вручную, а впоследствии У-2 были оборудованы бомбодержателями для подвески бомб и вооружены пулеметами. Так из транспортных гражданских самолетов У-2 превратились в легкие ночные бомбардировщики.

Гражданские авиаторы на самолётах Ли-2, ПС-40, У-2 и других совершали полёты к линии фронта и в тыл врага, обеспечивали действия партизан, доставку десантов, вооружения, боеприпасов, продовольствия. Хочется сказать об одном из летчиков. «26 июня 1941 г. беспримерный героический подвиг совершил капитан Николай Гастелло, который свой подбитый самолет направил на колонну вражеских танков и цистерн. Десятки машин были уничтожены на месте от взрыва самолета отважного летчика».

Ильюшин Сергей Владимирович - советский авиаконструктор, академик АН СССР, генерал-полковник инженерно-технической службы, трижды Герой Социалистического Труда. Штурмовики Ильюшина во время Великой Отечественной войны составили основу советской штурмовой авиации как нового рода авиации, тесно взаимодействующего с наземными войсками. Ил-2 - один из массовых самолётов военного периода. 




Решим задачу №1. Скорость бронированного самолёта-штурмовика Ил-2 равна 440 км/ч. Какой путь преодолевал самолёт, если полёт по заданию командования продолжался 1ч 40 мин?

Дано: CИ Решение:

V =440 км/ч 1. S= V t

t=1 ч 40 мин 5/3 ч 2. S=4405/3=733 км

____________

S - ?

Ответ: S=733 км


Танки ВОВ. Легендарный танк. Т -34. Разработан Кошкиным. Производство Т-34 было развёрнуто на мощных машиностроительных заводах Урала и Сибири, и продолжалось в послевоенные годы. Танк Т-34 оказал огромное влияние на исход войны и на дальнейшее развитие мирового танкостроения. Благодаря совокупности своих боевых качеств Т-34 был признан многими специалистами и военными экспертами одним из лучших танков Второй мировой войны. При его создании советским конструкторам удалось найти оптимальное соотношение между основными боевыми, тактическими, баллистическими, эксплуатационными, ходовыми и технологическими характеристиками.


Решим задачу №2. Во время ВОВ страшным для врагов смертоносным оружием зарекомендовал себя лучший в мире советский танк Т-34. Какую скорость развивал этот танк, если танковая колонна, перебрасываемая с одного участка фронта на другой, прошла 165 км за 3 ч?

Д ано: СИ Решение:

S=165 км 1. V= S/ t

t=3 ч 2. V=165/3=55 км/ч

__________

V-?

Ответ: V=55 км/ч

Многое сделали для обороны страны ученые Ленинграда. Оставшиеся в городе сотрудники физико-технического института АН СССР участвовали в создании ледовой дороги, связывающей блокированный город с Большой Землей. С этой целью ученые под руководством профессора П.П.Кобеко изучали свойства ледяного покрова и выработали правила безопасного движения колонн по Ладожскому озеру.



Решим задачу №3. Сможет ли пройти по льду танк Т – 34 массой 31,4 т, если лед выдерживает давление 90 кПа. Длина гусеницы танка 3,5 м, а ширина 50 см.

Д ано: СИ Решение:

m=31,4 т 31400 кг 1. p=F/S

a=3,5 м 2. S=2ab

b=50 см 0,5 м 3. F=mg

_________ 4. p= mg /2ab

p-? 5. p=3140010/23,50,5= 89714 Па=89,714 кПа

6. 90 кПа89,714 кПа, танк пройдет


Ответ: сможет


В великом сопротивлении Ленинграда, большую роль сыграло радио. У ослабевших, полуумерающих ленинградцев существовала только одна форма связи с внешним миром – это «тарелка» радио. Только по радио узнавали ленинградцы, что делается на фронте, а мир узнавал, что делается в Ленинграде. В эти блокадные дни, в разные часы, чтобы передачу не мог забивать немец, Ленинград стал говорить со страной голосами своих защитников – рабочих, бойцов, женщин, партийных работников, матросов, ученых, композиторов, поэтов. Даже если радио не говорило, а только стучал метроном – и то было легче: это означало, что город жив, что сердце его бьется.

Звучит метроном.

…Да, мы не скроем – в эти дни

Мы ели клей, потом ремни,

Но, съев похлебку из ремней,

Вставал к станку упрямый мастер,

Чтобы точить орудий части,

Необходимые войне.

Но он точил, пока рука

Могла производить движенья,

А если падал, - у станка,

Как падает солдат в сражении.

Но люди слушали стихи.

Как никогда – с глубокой верой,

В квартирах, черных, как пещеры,

У репродукторов глухих.

Мы съели хлеб, что был отложен на день.

В один платок закутались вдвоем

И тихо – тихо стало в Ленинграде.

Один стучал, трудился метроном.

Ольга Берггольц


Минута молчания.

Ребята, а знаете сколько граммов хлеба составлял блокадный паёк. Давайте узнаем это, взвесив вот этот кусочек черного хлеба.

Практическое задание: взвешивание хлеба с помощью рычажных весов. – 125 грамм.


Решим задачу №4. Сила, действующая на снаряд первой советской боевой ракетной установки «катюша», 19,6 кН. Выпущенный из неё снаряд летел на расстояние 8 км. Какую работу совершала установка по выпуску всех своих снарядов, если их у неё 16?

Д ано: СИ Решение: F=19,6 кН 19600 Н 1. А=F S N S=8 км 8000 м 2. А=19600800016= 2508800000 Дж= N=16 =2508,8 МДж ___________

А - ?

Ответ: А=2508,8 МДж


В Севастополе, в бухте Голландия, установлен Памятник размагничивания кораблей.

Размагничивание кораблей явилось одной из многих важных задач оборонного значения. Противник уже в первые дни войны создал серьезную минную угрозу у выходов из наших военно-морских баз и на основных морских путях. Уже 24 июня1941 года в устье Финского залива на минах магнитного действия подорвались эсминец "Гневный" и крейсер "Максим Горький".

Перед физиками была поставлена задача-создать эффективный метод защиты кораблей от этих мин. Ее решение было возложено на Ленинградский физико-технический институт, а возглавил работы А.П. Александров.

Для экспериментов по размагничиванию больших кораблей был выделен линкор "Марат". Именно на этом крупнейшем корабле нашего флота при помощи размагничивающей обмотки тока физикам удалось в десятки раз уменьшить магнитное поле в непосредственной близости от киля-наиболее уязвимой части корабля. На основании этих опытов командование издало приказ об организации бригад по установке размагничивающих устройств на всех кораблях флота. Уже в августе 1941 года основное боевое ядро кораблей на всех действующих флотах и флотилиях было защищено от магнитных мин противника. Благодаря самоотверженному труду ученых-физиков и военных моряков, для Родины были сохранены сотни кораблей и многие тысячи человеческих жизней.

Подведение итогов урока. Домашнее задание: «Достижения науки в годы ВОВ» - сообщения.

8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!