СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок физики в 8 классе "Плавление и кристаллизация"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация урока физики в 8 классе по теме "Плавление и кристаллизация"

Просмотр содержимого документа
«Урок физики в 8 классе "Плавление и кристаллизация"»

Плавление и кристаллизация Урок физики  8 класс   Учитель Сарварова В.Б.

Плавление и кристаллизация

Урок физики 8 класс

Учитель Сарварова В.Б.

Быть может, эти электроны- Миры, где пять материков, Искусства, званья, войны, троны И память сорока веков! Ещё, быть может, каждый атом- Вселенная, где сто планет; Там всё, что здесь в объёме сжатом,  Но также то, чего здесь нет.  В.Я  Брюсов .

Быть может, эти электроны-

Миры, где пять материков,

Искусства, званья, войны, троны

И память сорока веков!

Ещё, быть может, каждый атом-

Вселенная, где сто планет;

Там всё, что здесь в объёме сжатом,

Но также то, чего здесь нет.

В.Я Брюсов .

Цель урока: создать условия для формирования знаний учащихся о явлении плавления и кристаллизации; продолжить работу по формированию умений извлекать информацию из разных источников и представлять её в разных видах; развития умений работать с текстом, рисунком, таблицами, выделять существенные признаки явлений и понятий;  создать условия для развития мыслительных способностей: анализа, синтеза, сравнения; содействовать активной познавательной деятельности учащихся через проблемный эксперимент и самостоятельную работу в парах; повышение интереса к изучаемому предмету (раскрытие значимости знаний, применением наглядности).
  • Цель урока: создать условия для формирования знаний учащихся о явлении плавления и кристаллизации; продолжить работу по формированию умений извлекать информацию из разных источников и представлять её в разных видах;
  • развития умений работать с текстом, рисунком, таблицами, выделять существенные признаки явлений и понятий;
  • создать условия для развития мыслительных способностей: анализа, синтеза, сравнения;
  • содействовать активной познавательной деятельности учащихся через проблемный эксперимент и самостоятельную работу в парах;
  • повышение интереса к изучаемому предмету (раскрытие значимости знаний, применением наглядности).
Задачи урока : обеспечить усвоение изучаемого материала с помощью активной информационно- мыслительной деятельности во время беседы, дискуссии, сочетания реального и виртуального эксперимента. Способствовать групповой сплоченности, развитию внимания при переключении с одного вида деятельности на другой

Задачи урока :

  • обеспечить усвоение изучаемого материала с помощью активной информационно- мыслительной деятельности во время беседы, дискуссии, сочетания реального и виртуального эксперимента.
  • Способствовать групповой сплоченности, развитию внимания при переключении с одного вида деятельности на другой
Тип урока : изучение нового материала. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, мультимедиа наглядные «Физика» (анимация «Плавление и кристаллизация»), сосуды с водой, термометры, соль (фиксаж), пробирки со льдом, стаканы с раствором соли, две стеклянные пластинки.
  • Тип урока : изучение нового материала.
  • Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, мультимедиа наглядные «Физика» (анимация «Плавление и кристаллизация»), сосуды с водой, термометры, соль (фиксаж), пробирки со льдом, стаканы с раствором соли, две стеклянные пластинки.
1. Оргмомент и формирование мотивации учащихся к деятельности по освоению нового материала. Определение основных целей занятия. 2. Актуализация опорных знаний.  Самостоятельная работа в парах с последующей проверкой. 3. Изучение нового материала.  Беседа. Работа со слайд - текстом, учебником, рисунками, таблицами, эксперимент. 4. Закрепление.  Физкультминутка.  Работа с таблицами.  Литературная пауза. 5. Подведение итогов. Рефлексия. 6. Домашнее задание.
  • 1. Оргмомент и формирование мотивации учащихся к деятельности по освоению нового материала. Определение основных целей занятия.
  • 2. Актуализация опорных знаний.
  • Самостоятельная работа в парах с последующей проверкой.
  • 3. Изучение нового материала.
  • Беседа. Работа со слайд - текстом, учебником, рисунками, таблицами, эксперимент.
  • 4. Закрепление.
  • Физкультминутка.
  • Работа с таблицами.
  • Литературная пауза.
  • 5. Подведение итогов. Рефлексия.
  • 6. Домашнее задание.
Плавление и кристаллизация Приветствие. Сообщение темы. Слайд 1. Чтобы вы хотели сегодня на уроке узнать? Что вы знаете об этих явлениях?

Плавление и кристаллизация

  • Приветствие.
  • Сообщение темы. Слайд 1.
  • Чтобы вы хотели сегодня на уроке узнать?
  • Что вы знаете об этих явлениях?
Проведём подготовку эксперимента 1. Смачивают одно стекло раствором соли и проводят  им по другому стеклу. Приготовленный препарат откладывают в латок. Что будет происходить с водой?

Проведём подготовку эксперимента

  • 1.

Смачивают одно стекло раствором соли и проводят

им по другому стеклу.

Приготовленный препарат откладывают в латок.

Что будет происходить с водой?

2. m=Q q выход

2. m=Q q

выход

1. Q=Дж/кг выход

1. Q=Дж/кг

выход

3 2. 200г=0,02кг выход

3

2. 200г=0,02кг

выход

выход

выход

  выход

выход

Объясните с физической точки зрения возможность события описанного в сказке. Взял Илья Муромец камень в руки, да так сжал его, что из него вода потекла.
  • Объясните с физической точки зрения возможность события описанного в сказке.
  • Взял Илья Муромец камень в руки, да так сжал его, что из него вода потекла.
Положите на ладонь кусочек льда из пробирки. Что вы наблюдаете? Как называется этот процесс? Как изменилось агрегатное состояние вещества? Запомните ваши ощущения. Найдите в учебнике подтверждение вашего утверждения. Слайд19 . Мультимедиа наглядные
  • Положите на ладонь кусочек льда из пробирки.
  • Что вы наблюдаете?
  • Как называется этот процесс?
  • Как изменилось агрегатное состояние вещества?
  • Запомните ваши ощущения.
  • Найдите в учебнике подтверждение вашего утверждения.
  • Слайд19 .
  • Мультимедиа наглядные
Получают представление о плавлении. Находят определение плавления и записывают в конспект, рисуют условную схему плавления: Q Т ж
  • Получают представление о плавлении.
  • Находят определение плавления и записывают в конспект, рисуют условную схему плавления:

Q

Т

ж

Какую температуру плавления имеет лёд? Найдите в таблице температуру плавления железа. Почему нити электроламп изготавливают из вольфрама? Как вы думаете, почему в таблице нет температуры плавления стекла и парафина?
  • Какую температуру плавления имеет лёд?
  • Найдите в таблице температуру плавления железа. Почему нити электроламп изготавливают из вольфрама?
  • Как вы думаете, почему в таблице нет температуры плавления стекла и парафина?
Эксперимент.  Создание проблемной ситуации Рассмотрите шкалу термометра, находящегося в стакане с водой. Определите температуру воды. Добавьте в воду соль (фиксаж) из пробирки. Аккуратно термометром помешайте получившуюся смесь, и пронаблюдайте за показаниями термометра. Объясните причину изменения температуры воды.

Эксперимент. Создание проблемной ситуации

  • Рассмотрите шкалу термометра, находящегося в стакане с водой. Определите температуру воды.
  • Добавьте в воду соль (фиксаж) из пробирки. Аккуратно термометром помешайте получившуюся смесь, и пронаблюдайте за показаниями термометра. Объясните причину изменения температуры воды.
Разрешение проблемы. Мультимедиа наглядные. «Плавление».  Слайд 20.Анимация .  Ученики наблюдают виртуальный процесс плавления. Делают записи в конспекте. Объяснение процесса плавления с точки зрения МКТ.

Разрешение проблемы. Мультимедиа наглядные. «Плавление». Слайд 20.Анимация .

  • Ученики наблюдают виртуальный процесс плавления.
  • Делают записи в конспекте.

Объяснение процесса плавления с точки зрения МКТ.

Используя таблицу учебника определите вид вещества участвующего в плавлении. Ответ обоснуйте. t, ˚C Д 150 С 100 В 50 А 0 t, мин Ученики используют таблицу « Температура плавления некоторых веществ»

Используя таблицу учебника определите вид вещества участвующего в плавлении. Ответ обоснуйте.

t, ˚C

Д

150

С

100

В

50

А

0

t, мин

Ученики используют таблицу « Температура плавления некоторых веществ»

Установление зависимости между величинами описывающими процесс плавления . Почему сосульки исчезают весной быстрее, чем сугробы? Высказывают предположения зависимости процесса плавления от свойств вещества и его массы. Самостоятельно ищут подтверждение ответа в учебнике. Записывают в конспект формулу Q= λ m.Выясняют смысл каждой из величин, их единицы измерения .

Установление зависимости между величинами описывающими процесс плавления .

  • Почему сосульки исчезают весной быстрее, чем сугробы?

Высказывают предположения зависимости процесса плавления от свойств вещества и его массы.

Самостоятельно ищут подтверждение ответа в учебнике.

Записывают в конспект формулу

Q= λ m.Выясняют смысл каждой из величин, их единицы измерения .

На каком участке вещество находится в твёрдом состоянии?  На каком участке вещество плавится? t, ˚C Д 150 С 100 В 50 А 0 t, мин Меняется ли температура вещества во время плавления?

На каком участке вещество находится в твёрдом состоянии? На каком участке вещество плавится?

t, ˚C

Д

150

С

100

В

50

А

0

t, мин

Меняется ли температура вещества во время плавления?

Кристаллизация вещества

Кристаллизация вещества

Эксперимент.  Создание проблемной ситуации.  Рассмотрим стекло, которое отложили в лоток в начале урока. Подтвердилась ли ваша гипотеза об испарении воды? Чем объяснить появление белого налёта на стекле? Встречались ли вы с таким явлением в природе?

Эксперимент. Создание проблемной ситуации.

  • Рассмотрим стекло, которое отложили в лоток в начале урока. Подтвердилась ли ваша гипотеза об испарении воды?
  • Чем объяснить появление белого налёта на стекле?
  • Встречались ли вы с таким явлением в природе?
Что показывает удельная теплота плавления, что она характеризует? Вывод формулы λ= Q/m. Найдите в таблице учебника удельную теплоту плавления алюминия и свинца. Сравните их и подумайте: можно ли расплавить алюминий в свинцовой ложке? Что означает запись: λ= 390 кДж /кг?
  • Что показывает удельная теплота плавления, что она характеризует?
  • Вывод формулы λ= Q/m.
  • Найдите в таблице учебника удельную теплоту плавления алюминия и свинца. Сравните их и подумайте: можно ли расплавить алюминий в свинцовой ложке?
  • Что означает запись: λ= 390 кДж /кг?
Проверка гипотезы  Пришло время взглянуть на стеклянную пластинку. Что вы заметили? Кто объяснит наблюдаемое явление? Есть ли другие причины образования налёта? Найдите в учебнике и запишите определение данного процесса. Как изменялось агрегатное состояние вещества в данном опыте? Приходилось ли вам наблюдать подобные явления? Слайд 33.

Проверка гипотезы

  • Пришло время взглянуть на стеклянную пластинку.
  • Что вы заметили? Кто объяснит наблюдаемое явление? Есть ли другие причины образования налёта?
  • Найдите в учебнике и запишите определение данного процесса. Как изменялось агрегатное состояние вещества в данном опыте?
  • Приходилось ли вам наблюдать подобные явления? Слайд 33.
Деятельность учащихся Разглядывая пластинку, ученики замечают на ней кристаллики соли. Получают представление о кристаллизации. Записывают определение кристаллизации и условную схему кристаллизации: Q т Ж

Деятельность учащихся

  • Разглядывая пластинку, ученики замечают на ней кристаллики соли. Получают представление о кристаллизации. Записывают определение кристаллизации и условную схему кристаллизации:

Q

т

Ж

Кристаллизация вещества

Кристаллизация вещества

На каком участке и при какой температуре происходит кристаллизация вещества t,˚C А 400 В С 300 200 100 0 3 6 9 12 15 t,мин

На каком участке и при какой температуре происходит кристаллизация вещества

t,˚C

А

400

В

С

300

200

100

0

3

6

9

12

15

t,мин

Закрепление изученного материала  Какое значение для Земли имеет большая удельная теплота плавления льда? В каких единицах измеряется λ? Что означает, λ св. =24 кДж/кг? Какое количество теплоты выделят два килограмма свинца, взятого при температуре плавления при кристаллизации?

Закрепление изученного материала

  • Какое значение для Земли имеет большая удельная теплота плавления льда?
  • В каких единицах измеряется λ?
  • Что означает, λ св. =24 кДж/кг?
  • Какое количество теплоты выделят два килограмма свинца, взятого при температуре плавления при кристаллизации?
1.Я вода, да по воде же и плаваю. О каких агрегатных состояниях вещества идёт речь. В каком случае это возможно? Как в жизни называется такое движение льда? 2.Лежал, лежал, а потом в речку убежал. О каком процессе идёт речь в загадке? 3.Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. О каких явлениях идёт речь в загадке? 4.Почему в сильные морозы птицы слетаются к водоёмам? 5.Чем объяснить похолодание, связанное с весеннем подходом льда?
  • 1.Я вода, да по воде же и плаваю. О каких агрегатных состояниях вещества идёт речь. В каком случае это возможно? Как в жизни называется такое движение льда?
  • 2.Лежал, лежал, а потом в речку убежал. О каком процессе идёт речь в загадке?
  • 3.Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. О каких явлениях идёт речь в загадке?
  • 4.Почему в сильные морозы птицы слетаются к водоёмам?
  • 5.Чем объяснить похолодание, связанное с весеннем подходом льда?
Итог урока  Рефлексия  С какими явлениями мы познакомились на уроке? Что нового вы узнали о процессах плавления и кристаллизации? Чему вы научились? Какова роль этих процессов в нашей жизни, в природе? Найдите ошибку в решении задачи . Слайд 40.

Итог урока Рефлексия

  • С какими явлениями мы познакомились на уроке?
  • Что нового вы узнали о процессах плавления и кристаллизации?
  • Чему вы научились?
  • Какова роль этих процессов в нашей жизни, в природе?
  • Найдите ошибку в решении задачи . Слайд 40.
Найди ошибки в решении задачи Дано m=500г λ =24кДж/кг Решение Q=m · q Q= 500г · 24 кДж/кг=12000кдж Q =? Ответ: Q=12000кдж

Найди ошибки в решении задачи

  • Дано

m=500г

λ =24кДж/кг

Решение

Q=m · q

Q= 500г · 24 кДж/кг=12000кдж

Q =?

Ответ: Q=12000кдж

 Физический «Фокус»     Примораживание сосуда со снегом к подъёмному столику. Учитель выполняет одновременно с учеником. В чём секрет успеха?
  • Физический «Фокус»
  • Примораживание сосуда со снегом к подъёмному столику. Учитель выполняет одновременно с учеником.
  • В чём секрет успеха?
Выращивание кристаллов соли из раствора. Приготовьте насыщенный раствор соли, охладите его и профильтруйте. Закрепите на проволочку шерстяную нитку как на рисунке и опустите в раствор. Поставьте банку с раствором в тёмное прохладное место. Через неделю удалите лишние кристаллы. Процесс продолжайте до тех пор, пока не получите кристалл нужного размера. Принесите его в класс, поместив  в защитную ёмкость.

Выращивание кристаллов соли из раствора.

Приготовьте насыщенный раствор соли, охладите его и профильтруйте. Закрепите на проволочку шерстяную нитку как на рисунке и опустите в раствор. Поставьте банку с раствором в тёмное прохладное место. Через неделю удалите лишние кристаллы. Процесс продолжайте до тех пор, пока не получите кристалл нужного размера. Принесите его в класс, поместив в защитную ёмкость.

Домашнее задание §4(п.2,3); в. 5-9; № 6.1; 6.5

Домашнее задание

§4(п.2,3); в. 5-9;

№ 6.1; 6.5

Литература: учебник «Физика 8», автор- Л.Э. Генденштейн, Л.А. Кирик, И.М. Гельфгат Мультимедийные наглядные пособия для интерактивной доски- «Физика». Фото и презентация автора.

Литература: учебник «Физика 8», автор- Л.Э. Генденштейн, Л.А. Кирик,

И.М. Гельфгат

Мультимедийные наглядные пособия для интерактивной доски- «Физика».

Фото и презентация автора.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!