СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок физике в 10 классе по теме "Импульс тела"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация урока физики по теме "Импульс тела" в 10 классе.

Просмотр содержимого документа
«Урок физике в 10 классе по теме "Импульс тела"»

Импульс тела. Закон сохранения импульса тела. Реактивное движение. Урок физики 10 кл. Учитель Дайч Т.В.

Импульс тела. Закон сохранения импульса тела. Реактивное движение.

Урок физики 10 кл.

Учитель Дайч Т.В.

Цель: изучение нового материала основываясь на изученном в 9 классе. Задачи: Расширить знания об импульсе тела, о законе сохранения импульса; Научиться решать задачи на импульс тела; Расширить знания о реактивном движении.

Цель: изучение нового материала основываясь на изученном в 9 классе.

Задачи:

  • Расширить знания об импульсе тела, о законе сохранения импульса;
  • Научиться решать задачи на импульс тела;
  • Расширить знания о реактивном движении.
Теория изученная в 9 классе Использование уравнения второго закона Ньютона. F = ma Ускорение - это показатель изменения скорости, где v - это конечная скорость, u -начальная скорость и t - время: v-u a = t Соединение этих двух уравнений дает: v-u F = m t Ft = mv - mu Преобразование дает: Произведение Ft известен, как импульс силы и то, что случается когда два или больше тел сталкиваются. Также, mv – конечный импульс тела и mu - это начальный импульс тела, таким образом, mv – mu изменение импульса тела.

Теория изученная в 9 классе

Использование уравнения второго закона Ньютона.

F = ma

Ускорение - это показатель изменения скорости, где v - это конечная скорость, u -начальная скорость и t - время:

v-u

a =

t

Соединение этих двух уравнений дает:

v-u

F = m

t

Ft = mv - mu

Преобразование дает:

Произведение Ft известен, как импульс силы и то, что случается когда два или больше тел сталкиваются.

Также, mv – конечный импульс тела и mu - это начальный импульс тела, таким образом, mv – mu изменение импульса тела.

Импульс тела - это количество движения, которым обладает тело, другими словами, «масса в движении». Он отмечен знаком “p”. Как мы уже видели, импульс тела зависит от двух переменных, массы и скорости. Исходя из общего уравнения: импульс = масса × скорость p = mv или Уравнение показывает, что импульс тела прямо пропорционален массе и скорости тела. Единица измерения импульса - кг м/с . Импульс тела – векторная величина – он имеет величину и направление.

Импульс тела - это количество движения, которым обладает тело, другими словами, «масса в движении». Он отмечен знаком “p”.

Как мы уже видели, импульс тела зависит от двух переменных, массы и скорости. Исходя из общего уравнения:

импульс = масса × скорость

p = mv

или

Уравнение показывает, что импульс тела прямо пропорционален массе и скорости тела. Единица измерения импульса - кг м/с .

Импульс тела – векторная величина – он имеет величину и направление.

Закон сохранения импульса. Один из важных законов в физике - это закон сохранения импульса.   Этот закон гласит:  “полный импульс двух тел до столкновения равен полному импульсу двух тел после столкновения,  всякий раз, когда нет внешней силы, воздействующей на систему».  … Заметьте, что импульс , испытавший каждый из двух тел в столкновении, точно одинаков. Удар!

Закон сохранения импульса.

Один из важных законов в физике - это закон сохранения импульса.

Этот закон гласит: “полный импульс двух тел до столкновения равен полному импульсу двух тел после столкновения, всякий раз, когда нет внешней силы, воздействующей на систему».

Заметьте, что импульс , испытавший каждый из двух тел в столкновении, точно одинаков.

Удар!

Закон сохранения импульса. u 2 u 1 Рассмотрите столкновение между двумя тележками, которые двигаются по показанному направлению. m 1 m 2 Представьте, что после столкновения, тележки соединяются и движутся в одном направлении с одинаковой скоростью. v m 1 m 2 Какова будет конечная скорость? Согласно закону сохранения импульса: p 1до + p 2до = p 1после + p 2после m 1 u 1 + m 2 u 2 = (m 1 + m 2 ) v В этом случае:

Закон сохранения импульса.

u 2

u 1

Рассмотрите столкновение между двумя тележками, которые двигаются по показанному направлению.

m 1

m 2

Представьте, что после столкновения, тележки соединяются и движутся в одном направлении с одинаковой скоростью.

v

m 1

m 2

Какова будет конечная скорость?

Согласно закону сохранения импульса:

p 1до + p 2до = p 1после + p 2после

m 1 u 1 + m 2 u 2 = (m 1 + m 2 ) v

В этом случае:

Пример 3 м/с 4 м/с Синяя тележка массой 7.5 кг движется со скоростью 3 м/с. Она прямо сталкивается с красной тележкой массой 5 кг, которая движется в противоположном направлении со скоростью 4 м/с. 7.5 кг 5 кг скорость? После столкновения, обе тележки одновременно разъезжаются, но с какими скоростями?

Пример

3 м/с

4 м/с

Синяя тележка массой 7.5 кг движется со скоростью 3 м/с.

Она прямо сталкивается с красной тележкой массой 5 кг, которая движется в противоположном направлении со скоростью 4 м/с.

7.5 кг

5 кг

скорость?

После столкновения, обе тележки одновременно разъезжаются, но с какими скоростями?

Виды взаимодействия Упругое взаимодействие       Неупругое взаимодействие v? 800 м/с 10 кг 1 т Удар!

Виды взаимодействия

  • Упругое взаимодействие
  • Неупругое взаимодействие

v?

800 м/с

10 кг

1 т

Удар!

Какое это взаимодействие?

Какое это взаимодействие?

Реактивное движение  – это движение тела, возникающее в результате отделения некоторой его части с определенной скоростью.
  • Реактивное движение – это движение тела, возникающее в результате отделения некоторой его части с определенной скоростью.
Реактивное движение используется моллюсками, осьминогами,кальмарами, каракатицами, медузами. Кальмар засасывает воду внутрь мантийной полости, а затем резковыбрасывает струю воды через узкое сопло. Он способен разви вать скорость до 60 – 70 км/ч. Недаром кальмара называют “живой торпедой”.

Реактивное движение

используется моллюсками,

осьминогами,кальмарами,

каракатицами, медузами.

Кальмар засасывает воду

внутрь мантийной полости, а

затем резковыбрасывает

струю воды через узкое

сопло. Он способен разви

вать скорость до 60 – 70

км/ч. Недаром кальмара

называют “живой торпедой”.

Константи́н Эдуа́рдович Циолко́вский (5 ( 17 )сентября  1857 , Рязанская губерния ,  Российская империя - 19сентября 1935, Калуга СССР) русский и совет- ский учёный самоучка, исследователь, школьный учитель. Основоположник совре менной космонавтики.

Константи́н

Эдуа́рдович

Циолко́вский

(5 ( 17 )сентября  1857 ,

Рязанская губерния , 

Российская империя -

19сентября 1935, Калуга

СССР) русский и совет-

ский учёный самоучка,

исследователь,

школьный учитель.

Основоположник совре

менной космонавтики.

В 1903 году он опубликовал статью «Исследование мировых пространств реактивными приборами», где впервые доказал, что аппаратом, способным совершить космический полет, является ракета.  С 1896 года Циолковский систематически занимался теорией движения реактивных аппаратов.

В 1903 году он опубликовал

статью «Исследование

мировых пространств

реактивными приборами»,

где впервые доказал, что

аппаратом, способным

совершить космический

полет, является ракета.

  • С 1896 года Циолковский систематически занимался теорией движения реактивных аппаратов.
С. П. Королёв родился 12 января 1907 в городе Житомире .В семье учителя русской словесности.Ещё в школьные годы Сергей отличался исключительными способностями и неукротимой тягой к новой тогда авиационной технике. За время учёбы в Московском высшем техническом училище С. П. Королёв уже получил известность как молодой способный авиаконструктор и опытный планерист. Однако, особенно после встречи с К. Э. Циолковским, его увлекли мысли о полётах в стратосферу и принципы реактивного движения.
  • С. П. Королёв родился 12 января 1907 в городе Житомире .В семье учителя русской словесности.Ещё в школьные годы Сергей отличался исключительными способностями и неукротимой тягой к новой тогда авиационной технике. За время учёбы в Московском высшем техническом училище С. П. Королёв уже получил известность как молодой способный авиаконструктор и опытный планерист. Однако, особенно после встречи с К. Э. Циолковским, его увлекли мысли о полётах в стратосферу и принципы реактивного движения.
В 1956 году под руководством С. П. Королёва была создана первая отечественная стратегическая ракета, ставшая основой ракетного ядерного щита страны . В 1960 году на вооружение поступила первая межконтинентальная ракета Р-7 , имевшая две ракетных ступени. 4 октября 1957 года был запущен на околоземную орбиту первый в истории человечества ИСЗ.  Р - 7
  • В 1956 году под руководством С. П. Королёва была создана первая отечественная стратегическая ракета, ставшая основой ракетного ядерного щита страны .
  • В 1960 году на вооружение поступила первая межконтинентальная ракета Р-7 , имевшая две ракетных ступени.
  • 4 октября 1957 года был запущен на околоземную орбиту первый в истории человечества ИСЗ.

Р - 7

Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года .  В 1955 году , Юрий Гагарин добился значительных успехов, закончил с отличием учёбу в техникуме и совершил первый самостоятельный полет на самолете Як-18.  9 декабря 1959 года , Гагарин написал заявление с просьбой зачислить его в группу кандидатов в космонавты.  12 апреля 1961 года первый пилотируемый полет в космос.
  • Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года .
  • В 1955 году , Юрий Гагарин добился значительных успехов, закончил с отличием учёбу в техникуме и совершил первый самостоятельный полет на самолете Як-18.
  • 9 декабря 1959 года , Гагарин написал заявление с просьбой зачислить его в группу кандидатов в космонавты.
  • 12 апреля 1961 года первый пилотируемый полет в космос.
 Вопросы для повторения: 1 .Какая из перечисленных величин является векторной?   А) масса;   Б) путь;   В) импульс;  Г) время. 2 . В замкнутой системе, в которой действуют только силы тяготения и силы упругости, сохраняются:   А) только импульс системы взаимодействующих тел;  Б) только механическая энергия системы тел;  В) импульс и механическая энергия системы тел;  Г) ни импульс, ни механическая энергия системы тел. 3. Выберите условия выполнения закона сохранения импульса.  А) во внешнем поле сил;  Б) в замкнутой системе сил;  В) в неинерциальной системе отсчета. 4. Какое движение называют реактивным? 5. На каком законе основано реактивное движение? 6. От чего зависит скорость ракеты? 7. Когда и где был запущен первый спутник Земли?

Вопросы для повторения:

  • 1 .Какая из перечисленных величин является векторной?

А) масса; Б) путь; В) импульс; Г) время.

  • 2 . В замкнутой системе, в которой действуют только силы тяготения и силы упругости, сохраняются:

А) только импульс системы взаимодействующих тел;

Б) только механическая энергия системы тел;

В) импульс и механическая энергия системы тел;

Г) ни импульс, ни механическая энергия системы тел.

  • 3. Выберите условия выполнения закона сохранения импульса.

А) во внешнем поле сил; Б) в замкнутой системе сил;

В) в неинерциальной системе отсчета.

  • 4. Какое движение называют реактивным?
  • 5. На каком законе основано реактивное движение?
  • 6. От чего зависит скорость ракеты?
  • 7. Когда и где был запущен первый спутник Земли?
Домашнее задание §9, упр.8(2).

Домашнее задание

  • §9, упр.8(2).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!