Импульс тела. Закон сохранения импульса тела. Реактивное движение.
Урок физики 10 кл.
Учитель Дайч Т.В.
Цель: изучение нового материала основываясь на изученном в 9 классе.
Задачи:
- Расширить знания об импульсе тела, о законе сохранения импульса;
- Научиться решать задачи на импульс тела;
- Расширить знания о реактивном движении.
Теория изученная в 9 классе
Использование уравнения второго закона Ньютона.
F = ma
Ускорение - это показатель изменения скорости, где v - это конечная скорость, u -начальная скорость и t - время:
v-u
a =
t
Соединение этих двух уравнений дает:
v-u
F = m
t
Ft = mv - mu
Преобразование дает:
Произведение Ft известен, как импульс силы и то, что случается когда два или больше тел сталкиваются.
Также, mv – конечный импульс тела и mu - это начальный импульс тела, таким образом, mv – mu изменение импульса тела.
Импульс тела - это количество движения, которым обладает тело, другими словами, «масса в движении». Он отмечен знаком “p”.
Как мы уже видели, импульс тела зависит от двух переменных, массы и скорости. Исходя из общего уравнения:
импульс = масса × скорость
p = mv
или
Уравнение показывает, что импульс тела прямо пропорционален массе и скорости тела. Единица измерения импульса - кг м/с .
Импульс тела – векторная величина – он имеет величину и направление.
Закон сохранения импульса.
Один из важных законов в физике - это закон сохранения импульса.
Этот закон гласит: “полный импульс двух тел до столкновения равен полному импульсу двух тел после столкновения, всякий раз, когда нет внешней силы, воздействующей на систему».
… Заметьте, что импульс , испытавший каждый из двух тел в столкновении, точно одинаков.
Удар!
Закон сохранения импульса.
u 2
u 1
Рассмотрите столкновение между двумя тележками, которые двигаются по показанному направлению.
m 1
m 2
Представьте, что после столкновения, тележки соединяются и движутся в одном направлении с одинаковой скоростью.
v
m 1
m 2
Какова будет конечная скорость?
Согласно закону сохранения импульса:
p 1до + p 2до = p 1после + p 2после
m 1 u 1 + m 2 u 2 = (m 1 + m 2 ) v
В этом случае:
Пример
3 м/с
4 м/с
Синяя тележка массой 7.5 кг движется со скоростью 3 м/с.
Она прямо сталкивается с красной тележкой массой 5 кг, которая движется в противоположном направлении со скоростью 4 м/с.
7.5 кг
5 кг
скорость?
После столкновения, обе тележки одновременно разъезжаются, но с какими скоростями?
Виды взаимодействия
- Упругое взаимодействие
- Неупругое взаимодействие
v?
800 м/с
10 кг
1 т
Удар!
Какое это взаимодействие?
- Реактивное движение – это движение тела, возникающее в результате отделения некоторой его части с определенной скоростью.
Реактивное движение
используется моллюсками,
осьминогами,кальмарами,
каракатицами, медузами.
Кальмар засасывает воду
внутрь мантийной полости, а
затем резковыбрасывает
струю воды через узкое
сопло. Он способен разви
вать скорость до 60 – 70
км/ч. Недаром кальмара
называют “живой торпедой”.
Константи́н
Эдуа́рдович
Циолко́вский
(5 ( 17 )сентября 1857 ,
Рязанская губерния ,
Российская империя -
19сентября 1935, Калуга
СССР) русский и совет-
ский учёный самоучка,
исследователь,
школьный учитель.
Основоположник совре
менной космонавтики.
В 1903 году он опубликовал
статью «Исследование
мировых пространств
реактивными приборами»,
где впервые доказал, что
аппаратом, способным
совершить космический
полет, является ракета.
- С 1896 года Циолковский систематически занимался теорией движения реактивных аппаратов.
- С. П. Королёв родился 12 января 1907 в городе Житомире .В семье учителя русской словесности.Ещё в школьные годы Сергей отличался исключительными способностями и неукротимой тягой к новой тогда авиационной технике. За время учёбы в Московском высшем техническом училище С. П. Королёв уже получил известность как молодой способный авиаконструктор и опытный планерист. Однако, особенно после встречи с К. Э. Циолковским, его увлекли мысли о полётах в стратосферу и принципы реактивного движения.
- В 1956 году под руководством С. П. Королёва была создана первая отечественная стратегическая ракета, ставшая основой ракетного ядерного щита страны .
- В 1960 году на вооружение поступила первая межконтинентальная ракета Р-7 , имевшая две ракетных ступени.
- 4 октября 1957 года был запущен на околоземную орбиту первый в истории человечества ИСЗ.
Р - 7
- Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года .
- В 1955 году , Юрий Гагарин добился значительных успехов, закончил с отличием учёбу в техникуме и совершил первый самостоятельный полет на самолете Як-18.
- 9 декабря 1959 года , Гагарин написал заявление с просьбой зачислить его в группу кандидатов в космонавты.
- 12 апреля 1961 года первый пилотируемый полет в космос.
Вопросы для повторения:
- 1 .Какая из перечисленных величин является векторной?
А) масса; Б) путь; В) импульс; Г) время.
- 2 . В замкнутой системе, в которой действуют только силы тяготения и силы упругости, сохраняются:
А) только импульс системы взаимодействующих тел;
Б) только механическая энергия системы тел;
В) импульс и механическая энергия системы тел;
Г) ни импульс, ни механическая энергия системы тел.
- 3. Выберите условия выполнения закона сохранения импульса.
А) во внешнем поле сил; Б) в замкнутой системе сил;
В) в неинерциальной системе отсчета.
- 4. Какое движение называют реактивным?
- 5. На каком законе основано реактивное движение?
- 6. От чего зависит скорость ракеты?
- 7. Когда и где был запущен первый спутник Земли?
Домашнее задание